ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ И КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дипломатическое право – отрасль МП, представляющая собой совокупность м/п норм, регулирующих статус и функции государственных органов внешних сношений.

Консульское право – отрасль МП, представляющая собой совокупность м/п норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала

Основные м/п документы:

Венская конвенция 1961 г. «О дипломатических сношениях»,

Венская конвенция 1963 г. «О консульских сношениях»,

Венская конвенция 1975 г. «О представительстве государств и их отношениях с международными организациями универсального характера»,

Конвенция 1946 г. «О привилегиях и иммунитетах ООН»,

Конвенция 1947 г. «О привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН».

Дипломатические представительства, их привилегии и иммунитеты:

Дипломатическое представительство – это орган государства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических отношений с этим государством.

Виды дипломатических представительств:

- посольство (во главе с послом);

- миссия (во главе с постоянным поверенным в делах).

И посольства, и миссии создаются на основе отдельных соглашений между государствами об установлении дипломатических отношений (ранг представительства определяется взаимно в соглашении).

Функции дипломатических представительств определяются и в МП, и в НП. Согласно Венской конвенции 1961 г., к ним относятся:

1) Представительство в государстве пребывания;

2) Защита интересов своего государства и его учреждений в пределах, допускаемых МП;

3) Ведение переговоров с правительством и учреждениями государства пребывания;

4) Выяснение законными способами условий жизни и событий в стране пребывания;

5) Развитие дружественных отношений между государствами.

Классы дипломатических представителей:

Существует м/н и национальная классификации. Согласно м/н:

- Чрезвычайный и полномочный посол (Папский нунций);

- Чрезвычайный и полномочный посланник (Интернунций);

- Поверенный в делах (Легат).

Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств:

Это специальные права и привилегии, предоставляемые в соответствии с МП с целью придания представительствам свободы действий.

1. Неприкосновенность помещений

Сама территория представительства принадлежит государству пребывания, но у нее – особый статус (экстерриториальность).

Неприкосновенность распространяется на действия должностных лиц государства пребывания (обыск, осмотр, выемка документов и т.д.) и даже на вход официальных лиц без разрешения главы представительства.

Казус: Г. И. Тункин в бытность свою послом в Канаде не пускал пожарных на территорию горящего посольства до тех пор, пока радисты не передали всю необходимую информацию в СССР.

Но с одной стороны, неприкосновенность – это запрет на доступ, а с другой – обязанность государства пребывания защитить представительство от любых незаконных действий. Сложности возникают при угрозе с территории представительства гражданам государства пребывания. МП на это счет руководствуется только Венской конвенцией, которая не делает никаких исключений (хотя есть и казусы: захват террористами японского посольства в Перу).

В ЕС иммунитет в таких ситуациях отходит на второй план. 

2. Налоговый и таможенный иммунитет

По общему правилу дипломатические представительства освобождаются от налогов, сборов и пошлин по оборудованию и товарам, ввозимых для нужд представительств.

Налоговый иммунитет распространяется на прямые налоги (на землю, строения и т.д.). От косвенных налогов (НДС, акцизы, налог с продаж) на практике освободить нельзя. В РФ все посольства состоят на налоговом учете (хотя налоги не платят). По товарам, приобретенным с косвенными налогами для нужд представительства, собираются чеки и счета, которые затем предъявляются для оплаты в налоговую инспекцию (этой практике только около 5 лет).

В связи с желанием посольств «заработать», ввозя товары якобы для своих нужд, каждое государство пребывания само определяет, что такое «нужды представительства».

3. Неприкосновенность архивов и документов

4. Свобода сношений представительств с направившим государством

Государство пребывания не может как-либо ограничить эти сношения. Например, не нужно лицензировать радиопередачи представительства, нельзя досматривать дипломатическую почту (так называемая «дипломатическая валлида») и т.д.

В 70-е гг. в Австрии пограничники остановили советский грузовик «Совтрансавто» якобы с дипломатической почтой. Австрийцы не пропускали грузовик. СССР настаивал на правилах Венской конвенции 1961 г. В результате грузовик развернулся и уехал. Чтó там было, до сих пор неизвестно.

5. Право пользоваться своим флагом и эмблемой

Эта привилегия действует даже в государствах с авторитарными режимами с прямым запретом на иностранные государственные символы.

 

Лекция № 10

КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО

Консульские отношения могут быть и у стран, не имеющих дипломатических отношений (у стран, имеющих дипломатические отношения, всегда есть и консульские). Разрыв же дипломатических отношений не всегда означает разрыв консульских.

Параметры консульских отношений (т.е. число и вид консульств) – по соглашению сторон.

Консул не является полномочным представителем государства. Он представляет государство только по определенным вопросам в пределах своего округа.

 Консулы бывают:

- Штатные (представители МИДа своей страны);

- Почетные (редко используются, в основном, в Латинской Америке; применяются, если стране нужен консул, но она не готова содержать консульство; такие консулы – уважаемые граждане государства пребывания, живущие за счет консульских сборов).

Функции консульств (по Венской конвенции 1963 г.):

1) Охрана и защита интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в стране пребывания;

2) Поощрение торговли;

3) Развитие экономических, культурных, научных связей;

4) Административные и нотариальные функции (выдача виз, регистрация рождений, смертей, браков, завещаний легализация документов, заверка копий документов и др.);

Консульские сборы – это сборы за функции ЗАГСа и нотариата.

5) Сбор информации о жизни консульского округа.

Консульские округа – это территории, подведомственные соответствующим консульствам (определяются соглашением государств). Округ может совпадать с территорией государства.

Классы консулов (по Венской конвенции 1963 г.):

1. Генеральный (возглавляет генеральное консульство);

2. Консул (возглавляет консульство или замещает генерального консула);

3. Вице-консул;

4. Консульский агент.

Как правило, консулы – это штатные сотрудники МИДа (т.е. дипломаты, имеющие дипломатический ранг).

Назначение консулов:

Консул назначается государством (в РФ - МИДом) по НП → выдача консульского патента – документа, подтверждающего полномочия данного лица применительно к его будущим обязанностям (содержит имя, класс консула, консульский округ, место пребывания консульства).

Порядок допуска к обязанностям в государстве пребывания – по МП.

Патент направляется в государство пребывания для получения экзекватуры – согласия принимающего государства на допуск данного лица (на патенте делается надпись либо к нему прикрепляется специальный документ).

Прекращение функций консула:

1. Отзыв консула;

2. Объявление его «persona non grata»;

3. Закрытие консульства;

4. Война между направившим и принимающим государствами;

5. Выход территории консульского округа из состава государства пребывания.

Консульские привилегии и иммунитеты:

2 тенденции:

- по Венской конвенции 1963 г.;

- по двусторонним соглашениям (практика СССР).

Венская конвенция 1963 г. «О консульских сношениях» устанавливает меньший объем привилегий и иммунитетов (особенно личных), чем Венская конвенция 1961 г. «О дипломатических сношениях». Она ограничивается лишь иммунитетами при выполнении функций консула (т.е. в принципе, консула можно арестовать и даже подвергнуть предварительному заключению). Но в последнее время (с 80-х гг.) – тенденция к предоставлению консулам аналогичных с дипломатами иммунитетов → в двусторонних соглашениях делается ссылка на Венскую конвенцию 1963 г.

Практика применения Венской конвенции 1961 г. как базовой:

Сейчас эту конвенцию подписали более 170 государств → она стала универсальной.

В Венской конвенции есть слабые места (МИД Великобритании насчитал 10 двусмысленных или проблемных пунктов) → пробелы восполняются НП (практика пошла по своему пути):

1. Кто является дипломатом? (Конвенция не дает определения, а упоминает только о «дипломатическом агенте»).

Исходя из смысла Венской конвенции, необходимо полностью довериться направляющему государству. В СССР существовала практика, когда дипломатическим паспортом обладали и члены ЦК КПСС, и работники Аэрофлота, и корреспонденты ТАСС (т.е. дипломатический паспорт = дипломатический статус). С такой проблемой столкнулся целый ряд крупных столиц мира. Сейчас на национальном уровне определяется квота тех, кто считается дипломатами от конкретного государства. Просто обладание дипломатическим паспортом теперь, как правило, не дает дипломатических прав и иммунитетов.

2. Кого считать членами семей дипломатов? (По Венской конвенции 1961 г. они обладают теми же правами и иммунитетами).

В МП нет понятия «близкий родственник» → сами государства принимают НПА по этому поводу (существуют закрытые инструкции пограничных служб по этому поводу).

В Великобритании дано официальное толкование, кого считать членами семьи: супруги, дети до 18 лет, личные слуги, в исключительных случаях – hostess – «хозяйка дома».

 

 

Лекция 12

Согласно Уставу ООН, ведущая роль – за Советом Безопасности, однако эта система не сработала из-за наличия права «вето» у всех 5 постоянных членов Совета Безопасности. Совет Безопасности оказался парализован практически сразу после создания ООН (с 1947 г.).

С 1945 г. по 90-е гг. право «вето» использовалось 233 раза: СССР – 114, США – 68, Великобритания – 32, Франция – 17, Китай – 5.

Reparation case 1947 г. → ООН может обращаться с исками о возмещении ущерба → ООН – полноправный субъект МП. На тот момент Израиль не был членом ООН, а иск к нему обращался (!). Генеральный секретарь ООН потребовал от Израиля извинений (были принесены), розыска преступников (безуспешно), возмещения ущерба (54 млн. $).

03.11.1950 г. – Резолюция ГА ООН № 377 «Единство в пользу мира» (СССР всегда относился к ней отрицательно).

1950 г. – 1-ый полномасштабный кризис в ООН (война в Корее); СССР и Китай поддерживали Северную Корею, США, Великобритания и Франция – Южную Корею → в Совете Безопасности были разделены на 2 противоположных лагеря.

1949 г. – революция в Китае → стало существовать 2 Китая (континентальный с Мао Дзедуном и тайваньский с оппозицией). До 70-х гг. в Совете Безопасности был тайваньский Китай, тогда как СССР все время пытался заменить его на континентальный.

13.01.1950 г. представитель СССР покинул Совет Безопасности → решение по Корее было принято без него. Согласно этому решению (25.06. 1950 г.), все государства мира призывались помочь Южной Корее. 27.06.1950 г. последовал призыв оказать вооруженную помощь: помогали 53 государства, воевали - 18 (США направили ВВС и ВМФ). Это были не вооруженные силы ООН (в этом случае надо было бы создавать Военно-штабной комитет с участием СССР). Это были международные силы под руководством США.

Вскоре СССР вернулся, но для отмены прежней резолюции нужно было принимать новую (а это опять было невозможно).

ГА ООН издала резолюцию «Единство в пользу мира», в которой выразила мнение, что если Совет Безопасности блокирован, то деятельность ООН должна продолжаться, а цели достигаться за счет действий других органов (в тот период большинство в ГА было за западными странами). Сейчас на Западе об этой резолюции не вспоминают, т.к. теперь ГА – это страны «третьего мира».

Это была 1-ая попытка реформировать ООН, т.к. ООН была не способна действовать, как задумывалось.

Впоследствии ООН стала местом поиска компромиссов между 2 лагерями, своеобразным посредником.

Миротворческие силы ООН:

Это не те вооруженные силы, которые изначально предусматривались Уставом ООН, а внеуставное порождение. Их отличие от вооруженных сил, предусмотренных Уставом:

- вводятся в зоны конфликта не для наказания агрессора, а для разъединения противоборствующих сторон;

- вводятся с согласия обеих сторон;

- применяются не для наступательных действий;

- подчиняются не Совету Безопасности через Военно-штабной комитет, а Генеральному секретарю ООН.      

60-е гг. – 2-ая попытка реконструкции ООН развивающимися странами (у них – большинство в ГА ООН): инициатива придать решениям ГА обязательную силу. Западные страны открыто выступили против, СССР и Китай – более скрытно.

Сегодняшние проблемы ООН:

1. Проблема с деньгами

ООН живет за счет ежегодных отчислений в ее бюджет государств-членов (размер отчислений – в зависимости от значимости страны: самый большой – у США – 1/4).

После распада СССР США стали вести себя с ООН как инвесторы с дочерней компанией.

Бюджет ООН абсолютно непрозрачен (США только недавно настояли, чтобы ООН прошла аудит). Самые распространенные преступления – хищения гуманитарной помощи.

В ООН – «практика синекур» (т.е. обилия незначительных, но хорошо оплачиваемых и несменяемых должностей).

2. Проблема Совета Безопасности

В нынешнем его состоянии Совет Безопасности, по мнению многих, не отражает сегодняшней ситуации.

Сейчас на постоянное место в Совете Безопасности претендуют ФРГ, Япония, Индия, Бразилия.

Но есть абсолютно закономерные опасения: неизвестны результаты реформ (вплоть до полного уничтожения ООН в нынешнем ее виде).

3. ООН потеряла себя в последние 5-7 лет

После распада СССР это был политический вопрос, а сейчас – правовой. ООН больше не может быть посредником. Она пыталась найти себя, беря под опеку несостоявшиеся государства (failed states – Сомали и др.), но потерпела неудачу.

Ирак – самый большой кризис ООН. В отличие от Кореи и Ирака образца 1991 г. (война в Персидском заливе), Совет Безопасности отказался принимать решение по Ираку, но США все равно начали войну (без какого-либо международного согласия). С чисто юридической точки зрения это – агрессия, но мир меняется за счет действий государств → это изменит МП.

Целый ряд резолюций ООН отражает изменения в МП (проскальзывает термин «законная оккупация Ирака»). Во что это выльется, сложно сказать.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 219.