Субъекты МП – это стороны или лица, участвующие либо могущие участвовать в м/н правоотношениях.
Субъекты МП – это стороны или лица, наделенные юридическими правами и обязанностями в тех общественных отношениях, которые регулируются МП.
Объем правоспособности у субъектов МП различен, но есть общие черты правосубъектности:
1. Обладание правами и обязанностями;
2. Обладание собственной волей, т.е. правом выбора действий (отсюда теория согласования воль);
3. Способность осуществлять права и обязанности;
4. Способность осуществлять и участвовать в создании норм МП;
5. Способность применять меры принуждения;
6. Способность нести м/п ответственность.
МП возникло в ответ на необходимость правового регулирования отношений государств → государства считаются основными субъектами МП.
В число субъектов МП входят:
1) Государства;
2) М/н межгосударственные и межправительственные организации (т.е. те, которые созданы государствами);
3) Нации, борющиеся за независимость;
4) Государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский орден).
Признаки государства как субъекта МП:
· Определенная территория;
· Постоянное население;
· Наличие публичной власти.
Лекция № 4 (Филя Покровский)
ВЗАИМОДЕЙСВИЕ МП И НП
С точки зрения доктрины существует 2 подхода к этому взаимодействию: монизм и дуализм.
Монизм:
Исходит из того, что право – это единая система, охватывающая все общественные отношения → разницы между МП и НП нет.
Монизм, в свою очередь, бывает 2 видов:
1. Приоритет МП (Кельзен, Федросс, Ссель, Гугенгейм, Руссо и т.п.);
2. Приоритет НП (Гегель, Вышинский, германские юристы).
Дуализм:
Признает существование МП и НП как 2-х систем права.
1. «Последовательный дуализм» – МП и НП совершенно обособлены, развиваются независимо, по присущим только им законам, друг с другом не взаимодействуют (Триппель, Анциотти).
2. «Умеренный дуализм» - допускает конфликты МП и НП как различных отраслей права, но не по сферам регулирования, а по отдельным общим вопросам (Черниченко, Тункин и т.д.).
Влияние НП на МП (3 способа):
1-ый способ – влияние политических и правовых идей и принципов, лежащих в основе внутренней и внешней политики государства (Великая Французская революция → принцип уважения суверенитета государств, равноправия наций, невмешательства во внутренние дела государств, неприкосновенности территории; революция в России → право наций на самоопределение, осуждение агрессивных войн, принцип мирного разрешения м/н споров и т.д.);
2-ой способ – нормы МП, косвенно реализуемые в государстве, приобретают своеобразие, связанное с общественным строем государства и его системой права, что может быть воспринято другими государствами (например, институт политического убежища);
3-ий способ – действие НП в слабоотрегулированных отраслях общественных отношений → возникновение на этой основе нормы МП, обычной или договорной (например, вопросы территориальных вод → Женевкая конференция 1958 г. и др.).
Влияние МП на НП (проблема трансформации):
Трансформация (имплементация) – это форма правовой связи, способ согласования МП и НП.
Существует 3 вида трансформации:
1-ый вид – инкорпорация (копирование нормы м/н договора в национальном НПА).
2-ой вид – легитимация (косвенное копирование нормы м/н договора или обычая в национальном НПА; отличаются субъекты, текст; это своего рода «акт исполнения» нормы МП в НП).
3-ий вид – отсылка (НПА отсылает к норме МП, договорной или обычной).
Некоторые относят к трансформации ратификацию, но это ошибка. Ратификация нужна для вступления в силу м/н договора (самоисполняемые договоры - это фикция).
Пути разрешения коллизий МП и НП:
Существуют различные способы:
Ст. 15 Конституции РФ – приоритет МП,
Ст. 6 Конституции США – равенство норм МП и НП (при коллизии действует более поздняя по времени норма),
Ст. 25 Основного Закона ФРГ – приоритет общепризнанных норм МП.
Иногда в НП нет норм о способах разрешения коллизий с МП, тогда они указываются в отдельных м/н договорах по отдельным вопросам.
Лекция № 5
СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА [продолжение]
Государства
Это основной субъект МП (их признаки: территория, власть, население).
Правоспособность государств наиболее широкая из-за наличия суверенитета.
Суверенитет – политико-правовое свойство государства, верховенство над территорией и независимость во внешних сношениях.
Суверенитет присущ государства с момента его образования (государство – субъект МП независимо от признания другими государствами). Прекращается суверенитет в момент исчезновения государства (например, СССР – распад федерации).
У государств – универсальная правосубъектность (т.е. свобода действий в рамках МП), которая не может быть ограничена ни временем, ни соглашениями.
Субъекты федерации не являются субъектами МП, какими бы внутренними правами они ни обладали (исключение: 1944 г. СССР объявил Украину и Белоруссию субъектами МП для увеличения числа голосов в ГА ООН – казус J).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.