Выделяют:
1. «Первичное» право ЕС.
Это положения всех учредительных договоров с изменениями и дополнениями (например, Договор о слиянии 1965 г., Единый Европейский Акт, Маастрихтский договор и т.д.).
2. «Вторичное право» ЕС.
Это решения органов и институтов ЕС.
Виды решений:
Общепринятых, установившихся видов нормативных актов и решений нет.
1) Регламенты
Это аналог закона в НП. Они применяются прямо к неограниченному кругу лиц. Государства не могут трактовать, дополнять, изменять, вводить их в действие своими НПА.
2) Директивы
Более мягкий вид. Обязательны для государств, но провозглашают лишь цели, которые нужно достичь. Государства имеют право выбора инструментов для достижения этих целей.
3) Решения
Индивидуальные решения для определенного адресата и в определенных случаях.
4) Рекомендации и заключения
К нормативным актам не относятся. Перечисляют списки решений, принятых органами и институтами ЕС. Иногда необходимость получения рекомендации предусмотрена в договоре (т.е. является обязательной).
Международные договоры, заключаемые ЕС, также относятся к праву ЕС.
Действует строгий контроль за заключением м/н экономических (торговых) договоров. Комиссия ЕС обращается за мандатом в Совет ЕС, который дает Комиссии разрешение. Затем Комиссия ведет переговоры по существу, а Совет ЕС дает окончательное согласие.
ЕС состоит из 3 основных институтов:
1. Европейский Совет (представители государств) → межгосударственное начало.
2. Комиссия ЕС (международные чиновники) и Парламент ЕС → интересы Сообщества (это – наднациональные органы).
3. Суд ЕС.
Проблема в том, что изначально создавался рамочный договор с весьма расплывчатыми компетенциями этих органов.
Сейчас и Комиссия ЕС, и Совет ЕС издают одинаковые по юридической силе акты → конкурирующие полномочия.
Комиссия ЕС и Суд ЕС вместе контролируют соблюдение законодательства → конкурирующие полномочия.
Комиссия ЕС, Суд ЕС и Парламент ЕС формируют бюджет → конкурирующие полномочия.
Это было сделано сознательно, т.к. нужна была гибкая структура. Таким образом, все зависит от политической ситуации (преобладает либо Комиссия ЕС, либо Совет ЕС).
При 1-ом председателе Комиссии В. Хамштейне КЕС достигла максимальных полномочий. В середине 60-х КЕС самолично инициировала принятие 2 актов: Акта о создании Европейского университета и Акт о реформе с/х политики. Франция в знак протеста ушла из всех органов ЕС (ее представители перестали приходить на заседания) → кризис → Люксембургский компромисс. В 1965-1966 гг. В. Хамштейн подал в отставку. Суть Люксембургского компромисса:
- решения принимаются на основе консенсуса;
- КЕС обязывалась до представления законопроектов оповестить государства (т.е. было резко ограничено право законодательной инициативы).
Однако у Люксембургского компромисса нет статуса изменения или дополнения к учредительным документам!
Франция вернулась в органы ЕС, а все проекты, предлагавшиеся Хамштейном, были приняты.
70-е гг. – кризис, годы застоя («евросклероза»).
КЕС была незаметна, интеграции не было (из-за системы консенсуса), но гибкость структуры позволила ей существовать дальше.
Середина 80-х – возрастание активности ЕС.
1984 г. – председателем КЕС стал Ж. Делор. Политическая воля государств изменилась в сторону усиления интеграционных процессов. Доклад Ж. Делора «Белая книга» говорил о том, что к концу 90-х создастся единый внутренний рынок со свободным передвижением товаров, капиталов, рабочей силы и услуг (т.е. разрушатся барьеры между государствами, а это – цель учредительных договоров).
«Белая книга» - это перечень мер и ожидаемый экономический эффект → так называемый «Проект 1992».
1987 г. – принятие Единого Европейского Акта, который дизавуалировал «Проект 1992» → был расширен перечень вопросов, принимаемых большинством государств.
Конец 1990 г. – необходимость дальнейших реформ → единая валюта («план Делора» о создании валютно-экономического союза) → 3 этапа:
1) До 1.01.1994 г.
– завершение создания единого внутреннего рынка;
– развитие сотрудничества между центральными банками;
– либерализация рынков капитала;
2) 1994 - 1999 гг.
- подготовка экономических условий в странах для перехода к единой валюте;
- создание Европейского валютного института – Institution (прообраз ЕЦБ);
- подготовительные организационно-пропагандистские мероприятия для перехода к единой валюте.
Смысл экономических мероприятий – жесткое соответствие требований в отношении государственного долга, %-ных ставок, уровня инфляции.
Цель – избежание потерь при конвертации валют.
Организационно-техническая проблема – настройка автоматов (метро, розничная продажа и т.д.).
3) 1.01.1999 г.
- начало деятельности ЕЦБ;
- жесткая фиксация на определенное время всех курсов валют «зоны евро» (Великобритания, Дания и Швеция не вошли туда по политическим мотивам);
- выпуск евро в безналичный оборот (принуждение было только в отношении государственных органов).
Правовая проблема в тот момент – в каждой стране должно быть только 1 платежное средство, но было заявлено, что национальные валюты – это временные заменители евро в обороте (изящное юридическое решение).
До этого единая валюта называлась «экю», но такое название не подошло по политическим мотивам.
1.01.2002 г. – выпуск евро в наличный оборот.
ЕС в целом:
Маастрихтский договор – это договор о создании ЕС.
Первоначальная идея:
1) Объединение ЕОУС, ЕЭС и ЕВРАТОМа и создание на их базе новой м/н организации (большинство стран было за это, но Франция и Великобритания – против, они выступали за создание ЕС как политического образования, но не субъекта МП);
2) Новое государство (но это политически нереализуемо);
3) Конфедерация.
ЕС – это процесс, имеющий 3 опоры («pillors»):
1. 3 сообщества (сейчас - 2);
2. Единая внешняя политика и политика в области обороны;
3. Единая политика в области внутренних дел и правосудия.
На этих опорах и лежит ЕС, но это не субъект МП и не федерация (т.к. субъекты федерации теряют суверенитет).
Лекция
Дата: 2019-02-25, просмотров: 260.