Специализированные финансово-экономические организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Всего в ООН 16 специализированных учреждений. Их особенности по сравнению с традиционными м/н организациями:

1) межправительственный характер учредительных актов этих организаций;

2) широкая м/н ответственность в пределах их компетенции;

3) осуществление деятельности в узкоспециализированных областях;

4) организационно-правовая связь с ООН (у ООН есть права по отношению к ним:

- давать рекомендации;

- для ГА - рассматривать и утверждать любые соглашения со специализированными учреждениями, а также проверять их бюджет;

- получать регулярные доходы от этих организаций и иметь в них своих представителей).

Специализированные учреждения ООН:

1) финансово-экономические (ВТО, МВФ, МБРР);

2) социально-экономические (ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНИСЕФ);

3) отраслевые (МОТ и т.д.).

 Международный валютный фонд (МВФ):

Создан в 1944 г. (т.е. еще до создания ООН) на основе Бреттон-Вудских соглашений.

СССР принимал активное участие в разработке учредительного документа МВФ – Статей соглашения, отстаивал свои интересы, но в последний момент отказался подписывать и ратифицировать.

Цель МВФ – регулирование валютно-расчетных отношений между государствами и оказание финансовой помощи странам-членам Фонда путем предоставления им займов в иностранной валюте в случае возникновения валютных затруднений, вызванных нарушением платежных балансов.

Задачи МВФ:

1) Обеспечение валютной стабильности;

Т.е. ни одно государство не может в одностороннем порядке менять условия м/н торговли путем манипуляций со своей валютой, которые проводятся для защиты национальной экономики и, как правило, за счет интересов других стран.

2) Оказание финансовой помощи государствам для устранения временного дефицита платежного баланса, вызванного либо колебаниями цен на мировых рынках, либо внутренними проблемами.

Помощь оказывается для того, чтобы не было соблазна манипулировать национальной валютой.

 

Лекция 13

Валютный курс – стоимость одной валюты, выраженной в другой (например, 1$ = 30 рублей).

Методы определения валютного курса:

- административная фиксация (задается государством: например, в СССР 1 $ = 62 копейки);

- свободный курс (“floating rate” - определяется спросом и предложением);

- промежуточные варианты (например, валютный коридор – государство устанавливает верхнюю и нижнюю границы).  

Девальвация – обесценивание национальной валюты, потеря ее стоимости.

Ревальвация – усиление национальной валюты (может быть административной или ползучей).

Платежный баланс – счет прихода и расхода иностранной валюты в данной стране.

Приход Расход
Экспорт Импорт
Инвестиции (прямые – в предприятия, «портфельные» - в ценные бумаги) Инвестиции за рубеж
Кредиты (государству и предприятиям) Кредиты за рубеж
Туристический бизнес в стране Туристы за границей
Возврат кредитов от других Погашение кредитов
Переводы из-за рубежа в виде зарплат Переводы за рубеж в виде зарплаты
Выпуск ценных бумаг и их размещение в других странах % по взятым кредитам

Особенность нашей страны – вывоз валюты челноками.

Профицит платежного баланса: приход › расхода.

Дефицит платежного баланса: приход ‹ расхода.

Сейчас в РФ – абсолютный профицит, валюты в стране становится больше → курс рубля укрепляется (если дефицит – курс падает).

В 1998 г. в РФ был валютный коридор, доллар стоил 6 рублей. Но цены на нефть были низкими, и приход валюты падал. Началась скупка валюты. Государство было вынуждено продавать свои валютные резервы, а они были малы (однажды государства за 1 день потеряло 1 млрд. $). Тогда было принято решение отказаться от валютного коридора. Доллар моментально поднялся до 20 рублей.

Мы не готовы были покупать импортную продукцию по новой (дорогой) цене → импортеры разорялись, а отечественный производитель выигрывал. Экспортеры внутри страны получали сверхприбыли в рублях (т.к. себестоимость оставалась такой же из-за фиксированных зарплат и т.д.) → увеличивался экспорт, цены на который в $ понижались по инициативе экспортеров (это демпинг – нарушение конкуренции). Таким образом, нарушался баланс внешней торговли.

Последние 2 года 1 $ » 30 рублей. Российские производители ничего не сделали для уменьшения издержек ® импорт по цене приближается к экспорту (т.к. цены внутри страны все равно растут) ® прибыль экспортеров снижается. В РФ прибыли растут только за счет изменения курса.

Следовательно, односторонние действия государств могут резко повлиять на м/н торговлю.

При повышении курса национальной валюты:

- страдает население (хранящее сбережения в $);

- страдают импортеры (снижения прибылей);

- выигрывают экспортеры (экспорт растет и дешевеет) и отечественные производители.

При понижении курса все – с точностью до наоборот.

Итак, односторонние манипуляции с валютным курсом плохо сказываются на мировой торговле. Для избежания этих последствий в 1944 г. и был создан МВФ.

Сейчас МВФ отошел от фиксации национальных валют либо в золоте, либо в $ (такая практика была после II-ой мировой войны, тогда допускались лишь небольшие колебания – политика «золотовалютного стандарта», а для существенного изменения курса необходимо было разрешение МВФ). В 70-е гг. – кризисы ® переход к политике «плавных курсов», реально определяемых спросом и предложением.

Организационная структура МВФ:

МВФ – «акционерный банк», созданный государствами для самих себя.

МВФ действует как коммерческий банк (т.е. на основе прибылей). Это не бюджетное учреждение, в отличие от ООН.

У МВФ есть свой капитал (сейчас – около 200 млрд. $).

Акции распределяются между государствами по так называемым «квотам», устанавливаемым для каждого конкретного государства.

 

 

Лекция

Если заемщики – не государства, то заем должен быть прогарантирован государством.

В большинстве случаев кредиты долгосрочны (20-30 лет).

%-ные ставки – 5-6% + ежегодные комиссии (0,75 %).

Общий кредитный портфель МБРР – 183 млрд. $ (комиссии за 2003 г. – 3 млрд. $)/

Организационная структура МБРР:

1) Совет управляющих – по 1 представителю от каждого государства-члена;

2) Совет директоров;

3) Президент.

Система голосования – взвешенная (количество акций зависит от экономической мощи государства, чем больше акций, тем больше голосов). У каждого государства – 250 базовых голосов + 1 голос за каждую акцию. Сейчас в МБРР – 183 государства (РФ – с начала 90-х).

В начале 60-х развивающиеся государства подвергли МБРР критике (низкие кредиты и сроки мешали развитию) → МБРР изменил политику (кредиты стали долгосрочными, а %-ные ставки - дифференцированными). В МБРР было создано 2 агентства:

Международная финансовая корпорация (МФК - IFC ):

МФК имеет ту же структуру, что и МБРР и тех же участников. Цель – обеспечение притока частных иностранных инвестиций путем своего участия в частных проектах, созданных на территории развивающихся государств (один только факт участия крупного м/н инвестора стимулирует иностранных частных инвесторов).

Ресурсы: собственные (т.е. данные МБРР) и занятые (у МБРР).

Отличительные особенности МФК:

1. Использует свои или занятые у банков средства;

2. Капиталовложения МФК не требуют гарантий правительств принимающих государств;

3. МФК участвует в капитале, а не только предоставляет кредиты (т.е. прямые инвестиции);

В РФ МФК является одним из крупнейших инвесторов (наряду с ЕБРР - EBRD).

Международная ассоциация развития (МАР - IDA ):

МАР создана в 1960 г. с целью оказания льготной финансовой помощи наиболее бедным странам путем предоставления им льготных кредитов. Сейчас в ней – 164 государства.

Структура – та же, что и у МБРР.

Займы предоставляются сроком до 50 лет (отсрочка выплаты займа и % - до 10 лет), %-ной ставки по кредитам нет.

Но эти займы не финансовая помощь ООН – они возвратны и платны (0,75 % за обслуживание кредита).

Под термином «Всемирный банк» понимают либо МРРР, либо МБРР и 2 его агентства.

Под термином «Группа Всемирного банка» (World Bank Group) понимают МБРР и 2 организации:

Вашингтонский Центр по рассмотрению инвестиционных споров.

Создан на основе Венской конвенции 1965 г. «О рассмотрении инвестиционных споров». Участвует 139 государств.

Задача – создать инструмент, доступный и заслуживающий доверия, для рассмотрения споров между частными иностранными инвесторами и государствами, куда осуществлены инвестиции.

Идея – вывести инвестиционные споры из-под национальной юрисдикции на международный уровень.

Сути – это м/н коммерческий арбитраж, созданный в виде м/н организации с особой специализацией (на 2003 г. подано и зарегистрировано 26 дел).

РФ присоединилась к Венской конвенции 1965 г., но не ратифицировала ее → не участвует в Вашингтонском Центре.

Многостороннее агентство по страхованию иностранных инвестиций.

Создано в начале 90-х гг. в рамках Сеульской конвенции создании данного агентства, 1985 г.

Фактически это – страховая компания, страхующая инвестиции от некоммерческих рисков (т.е. от экспроприации, действий государственных органов, неконвертируемости валюты).

Страхуются инвестиции из развитых стран в развивающихся государствах или странах с переходной экономикой.

Это Агентство очень активно действует на территории РФ.

Лекция

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

История создания

После II-ой мировой войны в Европе распространились панъевропейские (федералистские) настроения – создание общеевропейского государства (Соединенные Штаты Европы). Эта идея была подхвачена политиками и одобрена США (т.к. практически все мировые конфликты начинались с конфликтов между Германией и Францией).

Цель – «затащить» Францию и Германию в союз, чтобы не дать конфликту разразиться вновь.

Ведущую роль играл МИД Франции (Р. Шуман предложил план - «план Шумана»).

1951 г. – создание Европейского объединения угольной и сталелитейной промышленности – ЕОУС (6 государств: Франция, Германия, Италия, страны Бенилюкса).

В то время уголь и сталь были основными рынками во всех государствах.

Организация стала хорошо работать → «эйфория», повлекшая излишнюю спешку. В итоге, проекты Европейского Оборонного Союза и Европейского Политического Союза не были реализованы из-за отказа Франции.

1957 г. – создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества атомной энергетики (ЕВРАТОМ) в результате «Римских договоров».

Состав участников тот же, но органы – свои.

1965 г. – Договор слияния (созданы общие руководящие органы: Совет и Комиссия, Суд всегда был один).

1991 г. – Маастрихтский договор → договор о создании ЕС (предусматривал создание экономического и валютного союзов в рамках этих государств и переход к единой валюте).

Сейчас существуют 2 международных организации (ЕОУС прекратил свое существование в 2001 г., т.к. договор о его создании заключался на 50 лет) и нечто под названием ЕС. Создание ЕС не отменило эти 3 организации. Сам ЕС не имеет м/н договорной правосубъектности и действует от имени этих 3 организаций.

Организационная структура ЕС:

1) Европейский Совет

- один из органов Европейского Союза;

- представляет собой проводимые 2 раза в год совещания-встречи глав государств и правительств стран-членов ЕС (15 государств);

- рассматриваются стратегические вопросы развития ЕС;

- по итогам принимается документ типа коммюнике (с точки зрения права, Европейский Совет принимает не обязательные акты, а политические декларации);

- напоминает Политбюро ЦК КПСС.

2) Совет ЕС

- основной законодательный орган;

- состоит из министров стран-членов в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса.

Совет Европы вообще не имеет отношения к ЕС (он действует только в рамках защиты прав человека).

 

Лекция

Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.