В настоящее время их нет. Раньше – Организация Освобождения Палестины, Намибия.
Для того, чтобы нация была признана борющейся за независимость, нужно признание ее таковой м/н сообществом.
Сейчас «период увлечения» такими нациями прошел, т.к. м/н сообщество осознало их опасность (возможность распада многих государств: проблемы Чечни, Квебека, басков, курдов и т.д.).
М/н организации
М/н организации – полноправный субъект МП.
Их статус подтвержден конвенциями:
- Венской конвенцией 1986 г. «О праве договоров между государствами и м/н организациями»,
- Венской конвенцией 1975 г. «О представительстве государств в их отношениях с м/н организациями универсального характера».
На данный момент Комиссия МП ООН разрабатывает проект конвенции о статусе м/н организаций.
До II мировой войны доктрина МП не рассматривала м/н организации как субъекты МП. Они считались органами государства. После войны начался процесс их признания в этом качестве.
Огромное значение имело Консультативное заключение М/н Суда ООН 1947 г. по делу «О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН» - Reparation case .
Суть дела: в 1946 г. в рамках ООН возник план создания на территории Палестины 2-х государств – израильского и палестинского. Этому противились террористические группировки с обеих сторон. Вскоре произошло убийство посланника ООН маршала Бернадотта, ответственность за которое взял на себя Израиль. Сама м/н организация не могла обратиться с иском о возмещении ущерба (только родственники). Встал вопрос об обеспечении правовой позиции ООН. Был послан запрос в М/н Суд ООН о том, может ли м/н организация обращаться с подобным иском. Ответ «да», на который Суд пошел для укрепления позиций ООН, означал признание правосубъектности за м/н организациями. Это решение стало краеугольным камнем, развернувшим все МП.
Наша доктрина признала правосубъектность м/н организаций только после 1955 г.
Непосредственная юридическая основа для деятельности м/н организации – ее учредительный документ (устав, договор, соглашение), который подписывается государствами.
Особые признаки м/н организаций как субъекта МП:
1) Вторичность (создаются государствами, которые определяют срок существования, направление деятельности, объем прав м/н организации);
2) «Уставная правосубъектность»;
3) Государства могут прекратить м/н организацию, и она не вправе возражать.
Государственно-подобные образования
За всю историю МП их было несколько видов.
1. Зависимые государства (протектораты, колонии, самоуправляемые территории и т.д.
Индия в период со времени окончания I мировой войны до получения полной независимости была самоуправляемой территорией и в таком качестве членом Лиги Наций.
2. Ассоциативные государства
Это промежуточный этап от статуса колонии до статуса полной независимости. Такие государства имеют свое, но зависимое (в вопросах обороны и внешних сношениях) правительство. Сейчас это Пуэрто-Рико (зависит от США).
3. Подмандатные территории и территории под опекой
Подмандатные территории (ст. 22 Устава Лиги Наций) появились после I мировой войны. Их задача – обеспечить существование населения и развитие его самоуправления. Пример: Ирак, Средний Восток (теперь – полноценные государства).
Территории под опекой к 1986 г. практически все получили независимость. На данный момент – Маршалловы о-ва, Микронезия, Паллау. Они имеют свои конституции, но находятся под опекой США (по поручению ООН) на основании специального соглашения. Управляются особым административным органом (из представителей США, но подотчетен ООН). Они не являются автоматически частью США, а их граждане – гражданами США.
4. Вольные города
Гданьск, Краков – в 19 в. Западный Берлин, Иерусалим – в 20 в. Сейчас – Ватикан.
Ватикан – уникальное образование, не вписывающееся в рамки МП и права вообще.
Ватикан:
- полноправно представлен в ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ;
- имеет представительства в других государствах;
- имеет представительства других государств при себе.
Когда говорят о Ватикане, используют 2 понятия: государство (“state of Vatican”) и «святой престол» (“Holy Set”). На практике различий между этими терминами нет.
Юридические лица как субъект МП – спорный вопрос.
В 80-е гг. была идея (стран Азии и Африки) признать ТНК субъектами МП для лучшего их контроля со стороны государств.
Физические лица как субъекты МП – спорный вопрос.
Индивиды могут обращаться в Европейский Суд по правам человека и могут нести ответственность по МП (если они – руководители государств). Однако они не могут создавать нормы МП, применять меры принуждения.
Идея о м/н правосубъектности индивидов подрывает все МП → невзирая на то, что физические лица обладают определенной юрисдикционной правосубъектностью (т.е. способностью нести ответственность и подавать иски), они не являются субъектами МП.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.