Тема 11. Характеристика методов обучения по источнику получения информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под методами обучения в современной дидактике понимаются способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений. Методы реализуются в конкретных приемах, организационных формах. Существуют различные подходы к классификации методов обучения [3; 4; 6; 7; 10; 11; 16].

По источнику получения знаний и умений выделяют словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы обученияиспользование слова (устного, письменного) при передаче знаний. Они являются основными методами обучения на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся. Достоинством словесных методов является передача большого объема информации за небольшой отрезок времени. Словесные устные методы обучения характеризуются сочетанием слова, процесса речевого общения с невербальными средствами общения (мимика, жесты), возможностью получения своевременной обратной связи от студентов и учащихся, активизацией восприятия и понимания информации слушателями. Словесными устными методами обучения являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия. Словесные письменные методы обучения предполагают использование печатного слова, что характеризуется большей скоростью восприятия информации, чем устные методы. В настоящее время словесные письменные методы более эффективны, чем устные, так как позволяют активно использовать компьютерные технологии, учебник и учебные пособия. В качестве словесных письменных методов обучения используются такие, как конспектирование, составление плана текста, составление тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление структурно-логической схемы по тексту, составление матрицы идей.

Словесные устные и письменные методы обучения разделяются на монологические и диалогические.

Устный монологический метод обучения предполагает монолог преподавателя по определенной теме (объяснение, рассказ). Используется в основном на лекциях.

При организации восприятия устного монолога слушателями преподавателю важно учитывать законы слухового восприятия. В построении монолога педагогу необходимо: сокращать длину предложений, разделять сложные предложения на простые, заменять сложные термины на более простые слова без потери научности, связывать новый материал с прошлыми знаниями и опытом учащихся, использовать вопросно-ответную форму изложения мысли, сочетать информативные высказывания с прагматическими (воздействующими на внимание, память, мышление), демонстрировать логику изложения материала, использовать характеристики речи (темп, тон, сила, ритм, паузы, интонация), использовать невербальные средства общения (мимика, жесты, визуальный контакт).

Письменный монологический метод предполагает работу студентов и учащихся с литературой (монографии, статьи, инструкции).

Устный диалогический метод основан на организации диалогического взаимодействия преподавателя и студентов, дискуссию. Достоинством данного метода обучения является стимулирование активности студентов и учащихся, развитию критического мышления и понимания содержания, что повышает прочность и осознанность усвоения информации. Устный диалогический метод обучения может быть использован на лекциях (включение элементов диалога, эвристической беседы, вопросов), но в большей степени – на семинарских и практических занятиях. Педагог использует вопросы, побуждающие репродуктивную активность учащихся (расскажите, опишите, дайте характеристику и т.д.), и вопросы, стимулирующие продуктивную активность (сравните, обобщите, сделайте вывод, проанализируйте и т.д.).

Диалогическим методом обучения является эвристическая беседа. В ходе такой беседы преподаватель, опираясь на имеющиеся знания и опыт учащихся, с помощью тщательно продуманных вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию выводов.

Групповая дискуссия как диалогический метод обучения предполагает вовлечение студентов и учащихся в обсуждение различных точек зрения на проблему, развивает понимание позиции собеседника, аргументацию собственной точки зрения. Проведение дискуссии возможно только при наличии у студентов определенной базы знаний по рассматриваемой проблеме. С целью повышения активности студентов группа может делиться на микрогруппы и обсуждение проходит в начале в них, а затем – фронтально.

Письменный диалогический метод может быть реализован при обучении с помощью Интернета и электронной почты, использования опорных конспектов лекций.

Наглядные методы обучения предполагают использование в качестве средств обучения образов (зрительных, слуховых, тактильных). Наглядность как средство повышения эффективности преподавания должна быть согласована с содержанием материала, вводиться по мере необходимости, должна комментироваться с выделением главного и существенного, при демонстрации должна быть хорошо видна и понятна каждому учащемуся и студенту, должны сочетаться разные виды наглядности. Выделяют следующие виды наглядности: предметную, изобразительную, словесную.

Предметная наглядность – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов (приборы и их макеты, демонстрационный эксперимент, психологический опыт). Использование предметной наглядности объективирует психологическую реальность как предмет изучения в психологии, способствует лучшему пониманию и запоминанию. В зависимости от темы преподаватель подбирает соответствующую предметную наглядность и использует ее как на лекциях, так и на практических, лабораторных занятиях.

Изобразительная наглядность – это демонстрация изображений предметов, явлений, процессов. Изобразительная наглядность бывает художественной, символической, текстовой.

Художественная изобразительная наглядность предполагает использование фотографий, картин, кино- и видеофильмов и позволяет отобразить объект или ситуацию во всех деталях (портреты психологов, фотографии людей и произведения живописи, отображающие их эмоциональные состояния, научно-популярные и художественные фильмы).

Схематическая (символическая) изобразительная наглядность - это использование изображений, в которых отражаются существенные признаки, характеристики, связи объектов, процессов или явлений (таблицы, схемы, диаграммы, графики).

Текстовая изобразительная наглядность – это написание на доске или демонстрация с помощью других средств (мультимедиа, ТСО) текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух (основных терминов, имен ученых, дат, основных тезисов лекции). Использование текстовой изобразительной наглядности помогает студентам безошибочно усвоить информацию.

Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме (приведение примеров, описание экспериментов и ситуаций, использование ситуаций из художественных произведений).

Практические методы обучения - это организация практической (познавательной) деятельности учащихся и студентов в процессе обучения, направленной на решение учебной задачи и формирование умений и навыков. Практическими методами обучения в психологии являются моделирование психологического эксперимента на лабораторных работах, проведение психологических тестов, решение психологических задач, упражнения, деловые игры, групповые дискуссии.

Моделирование психологических экспериментов позволяет на практике продемонстрировать определенные психологические закономерности при изучении любой психологической дисциплины и освоить методику психологического эксперимента как важное профессиональное качество специалиста-психолога. Данный практический метод может использоваться как на лекциях, так и на лабораторных работах.

Выполнение психодиагностических заданий, психологических тестов  используется для развития психодиагностических умений психолога, а также в качестве средства самопознания. При подготовке психологов используются сложные профессиональные тесты, требующие психологической компетентности; общепсихологические тесты, прикладные психологические тесты. При изучении психологии студентами и учащимися непсихологических специальностей рекомендуется использовать общепсихологические и прикладные психологические тесты в зависимости от целей и содержания обучения. Использование развлекательных тестов не рекомендуется к использованию на занятиях по психологии.

Решение психологических задач как практический метод обучения способствует закреплению теоретических знаний и их применению на практике (задачи на установление соответствия между теоретическими понятиями и примерами их использования, задачи по психологическому анализу поведения литературных героев, жизненных ситуаций).

Упражнения как практический метод обучения способствует формированию и закреплению умений и навыков студентов и учащихся (умения практической психологической работы – консультирование, просвещение, психодиагностика, овладение методами математической статистики).

Деловые игры и групповые дискуссии используются для развития коммуникативных и профессиональных умений.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 259.