Принципы обучения — это научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою спец ифику [10, с. 81-84].
1. Принцип научности - изучаемый учебный материал должен соответствовать современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. При изучении психологии следует учитывать житейские знаний учащихся, их опыт, а также широкое распространение иррациональной психологии (эзотерические знания) и околонаучных психологических книг. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказана. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований.
2. Принцип системности - учебный материал должен изучаться в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине; необходимо показать взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Изучаемый материал необходимо делить на логические разделы и темы, в каждой теме выделять содержательные центры, главные понятия, идеи; от одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемственность и межпредметная связь.
3. Принцип единства рационального и эмоционального – необходимо сформировать у студентов и учащихся осознание цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, а также сформировать непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам, что повысит эффективность обучения. Неправильным в обучении являются крайности в проявлении данного принципа.
4. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентиро ванного обучения психологии – психология в силу специфики своего предмета должна изучаться, с одной стороны, объективно и беспристрастно, а с другой – на основе самопознания, интереса и личностной значимости отдельных дисциплин и тем для каждого студента, учащегося.
5. Принцип единства теоретического и практического знания – в преподавании психологии должны оптимально сочетаться, с одной стороны, описание теоретических идей, их логическое обоснование, и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют. Чрезмерное преобладание теоретических рассуждений, не подкрепляемых конкретными фактами и примерами, а также чрезмерное увлечение преподавателя описанием интересных психологических исследований, экспериментов, опытов, примеров из области практической психологии без рассмотрения психологических теорий, которые лежат в их основе, свидетельствует о нарушении данного дидактического принципа.
6. Принцип доступности – в преподавании психологии необходимо соотносить содержание и методы обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. При этом, в обучении необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Одно и то же содержание должно преподаваться по-разному, с опорой на разную базу знаний и интересов: а) студентам-психологам; б) студентам, обучающимся по другим программам высшего образования; в) студентам средних специальных; г) учащимся общеобразовательных учебных заведений.
7. Принцип наглядности - при обучении психологии необходимо использовать органы чувств и образы. Важнейшее значение имеют зрительные образы, так как зрительный анализатор у значительной части студентов и учащихся является ведущим, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения. Единство наглядного (образного) и вербального содержания — важнейшая психологическая основа понимания. В преподавании психологии могут использоваться такие виды наглядности, как: 1) словесная, 2) художественная, 3) изобразительная, 4) практическая.
8. Принцип активности - в обучении необходимо создавать условия для проявления самостоятельной активности студентов, что повысит эффективность усвоения знаний. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет: 1) формирования потребности учащихся в психологических знаниях; 2) диалогической формы обучения; 3) проблемного подхода в обучении; 4) широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).
9. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой - психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни. Изучение психологии должно стимулировать учащихся использовать полученные знания в решении практических задач познания других людей, самопознания и саморазвития.
10. Обучение психолог ии должно носить развивающий характер – в преподавании психологии необходимо использовать активные методы обучения, способствующие познавательному развитию студентов и учащихся, необходимо учитывать влияние содержания психологических знаний, личности преподавателя на развитие личностных качеств.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 222.