Тема 4. Цели обучения психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели обучения психологии рассматриваются как конечный результат усвоения знаний, умений и навыков в рамках учебной дисциплины и определяются в соответствии с типом образовательной программы конкретной специальности [10].

Преподавание психологии студентам, обучающимся по спе циальности «психология». Преподавание психологии направлено на обучение психологическим знаниям и умениям, формирование навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности студентов-психологов.

Цели преподавания психологии: 1. Обучение основам психологических наук - преподавание фундаментальных психологических наук. 2. Обучение возможностям применения психологических знаний для решения практических проблем в отдельных сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей - преподавание прикладных научных дисциплин. 3. Обучение методам психологического исследования. 4. Обучение знаниям и умениям в области практической психологии. 5. Повышение практической психологической компетентности студентов.

Преподавание психологии студентам, обучающимся по специаль ностям, работа которых непосредственно связана с людьми.  Преподавание психологии в этом случае направлено на обучение психологическим знаниям и умениям, необходимым данным специалистам для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Цели преподавания психологии: 1. Обучение основам психологии - преподавание курса введения в психологию или курса общей психологии с включением в него некоторых разделов психологии личности, дифференциальной, социальной психологии. 2.  Обучение возможностям применения психологических знаний для решения практических проблем в данной сфере профессиональной деятельности - преподавание определенной прикладной научной дисциплины (клинической, педагогической психологии, психологии труда и организационной психологии и др.), а также включение соответствующих спецкурсов. 3. Знакомство с методами психологического исследования. 4. Обучение умениям применения психологических знаний для решения профессиональных задач. 5. Повышение практической психологической компетентности студентов в повседневной жизни.

Преподавание психологии как общеобразовательного учебного предмета. Такой тип программ обучения психологии реализуется во многих высших и средних специальных учебных заведениях, где психологические знания не являются профессионально необходимыми, а выполняют общеобразовательную функцию. Преподавание психологии направлено на обучение основам психологических знаний, па формирование общей психологической культуры, на повышение уровня общего образования. Психология изучается как один учебный предмет или в рамках комплексной учебной дисциплины совместно с педагогикой. Объем учебного времени, отводимого на его изучение, небольшой.

Цели преподавания психологии: 1. Обучение основам психологических знаний для формирования мировоззрения студентов и учащихся.  2. Знакомство с методами психологического исследования. 3. Повышение практической психологической компетентности студентов и учащихся в понимании других людей, их общих и индивидуальных психологических особенностей, в психологическом анализе ситуаций повседневной жизни. 4. Повышение практической психологической компетентности студентов и учащихся в самопознании. 5. Повышение практической психологической компетентности студентов и учащихся в саморазвитии своей личности.

Преподавание психологии вне рамок учеб ных программ. Существует большой круг психологических курсов практического характера, которые проводятся вне учебных планов высших или средних учебных заведений. Это, например, курсы повышения квалификации практических психологов по каким-либо направлениям практической психологической работы (например, по семейному консультированию, организационному консультированию, игротерапии, сказкотерапии и т.п.); психологическое просвещение разных категорий людей, которое проводят психологи — ученые и практики. Содержание таких обучающих занятий нацелено на возможность непосредственного использования психологических знаний для решения определенных проблем, с которыми сталкиваются люди в своей профессиональной деятельности или жизни.

 Преподавание психологии в рамках послевузовского п рофессионального образования по различным научным специальностям. Основной задачей является подготовка научно-педагогических кадров по научным специальностям, поэтому  включается преподавание педагогических и психологических дисциплины. Психология обычно изучается в рамках курса «Психология высшего образования».

Основными целями преподавания психологии являются: 1. Обучение основам знаний по современной научной и практической психологии. 2. Обучение умениям применения психологических знаний для эффективной организации преподавательской деятельности.

Преподавание психологии в рамках  средней (полной)  об щеобразовательной  школы Преподавание психологии направлено на овладение учащимися системой знаний о природе, обществе и человеке, формирование их мировоззрения. На старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации: естественнонаучной, гуманитарно-филологической, социально-экономической, физико-математической, технико-технологической, художественно-эстетической и др.  Психология в этих программах может изучаться и как факультативный, и как обязательный предмет. Главным в изучении психологии в средних школах, гимназиях и лицеях является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры учащихся.

Цели преподавания психологии: 1. Обучение психологическим знаниям как составной части мировоззрения и общей культуры. 2. Знакомство с методами психологического познания и психологической практики. 3.Обучение психологии как средству познания других людей. 4.Обучение психологии как средству самопознания,  саморазвития. 5. Профессиональная ориентация.

Преподавание психологии в  начальной и основной школе. Психология как отдельный учебный предмет редко изучается, однако элементы психологических знаний, так или иначе, используются в других предметах, а также во внеклассных мероприятиях психологического характера. Главным в изучении психологии младшими школьниками и учащимися основной школы является первоначальное знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями в целях их использования для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.

Цели изучения психологии: 1. Первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся. 2.Знакомство с психологией как средством познания других людей. 3. Знакомство с познавательными процессами в целях познания и развития себя как субъекта познавательной деятельности. 4. Знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными осо­бенностями личности человека в целях понимания других людей, самопозна­ния и саморазвития. 5. Знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения. 6. Профессиональная ориентация.

Конкретизация целей обучения осуществляется в формулировке преподавателем учебных задач, что необходимо  для подбора соответствующих методов и приемов преподавания. С их помощью определяется, чему именно должны научиться учащиеся, операционализируется усваиваемое содержание (таксономия уровней усвоения).

Основу классификации учебных задач в дидактике заложили работы Б.Блума, Д. А. Толлингеровой [11]. Применительно к обучению психологии этот подход был пересмотрен В. Я. Ляудис [11].

В мировой практике широкую известность получила таксономия целей обучения, разработанная коллективом американских ученых под руководством Б.Блума. Она ориентирована на оценку познавательной (когнитивной) области и эмоциональной сферы личности учащегося. Существовала трехуровневая таксономия усвоения: 1 уровень – воспроизведение знаний; 2 уровень применение знаний в знакомой ситуации; 3 уровень – применение знаний в измененной и новой ситуации. Б.Блум выделяет шесть уровней усвоения — по степени усложнения познавательной деятельности. В каждой из категорий выделяются подкатегории, которые раскрывают содержание того или другого уровня.

 

 

Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей
1. Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостных теорий. Отличительная черта этой категории — припоминание соответствующих сведений Ученик: знает употребляемые термины; знает конкретные факты; знает методы и процедуры; знает основные понятия; знает правила и принципы.
2.Понимание. Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы — в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (прогнозирование последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик: Понимает факты, правила и принципы; интерпретирует словесный материал; интерпретирует схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает последствия имеющихся данных.  
3. Применение. Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.   Ученик: Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; демонстрирует правильное применение метода или процедуры
4. Анализ. Умение разделить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания, как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения. Ученик: Выделяет скрытые (неявные) предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различия между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.  
5.Синтез. Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым явлением моет быть сообщение (выступление, доклад), план действия или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.   Ученик: Пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы
6.Оценка. Умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретных целей. Суждения ученика должны основываться на четких критериях, которые могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться извне (педагогом). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим критериям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях. Ученик: Оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности исходя из внутренних критериев; оценивает значимость того или иного продукта деятельности исходя из внешних критериев

 

Согласно когнитивным характеристикам учебные задачи делятся на шесть классификационных групп:

1) первую группу составляют задачи, требующие воспроизведения знаний;

2) вторую — задачи, требующие простых мыслительных действий (описание  и систематизация фактов);

3) третью — задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение);

4) четвертую — задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст);

5) пятую — задачи на продуктивное мышление (решение проблем);

6) шестую — рефлексивные задачи.

Внутри каждой группы выделены подгруппы задач. В. Я. Ляудис предложила расширить некоторые задачи применительно к преподаванию психологии, в частности 4-ю и 5-ю группу. Задачи 4-й группы интересны тем, что в них объединяются репродуктивные и продуктивные формы мыслительной деятельности. В этой связи можно выделить различные типы психологических описаний и объяснений [11, с. 53]. Так, описания могут иметь форму повествования, форму проекции логических взаимосвязей, могут создаваться с использованием метафор и других приемов художественного мышления. Объяснения могут строиться с использованием аппарата понятийного логического мышления (интерпретация символов, исполъзование символических аналогов — притча, миф, художественный образ). Пятая группа задач была дополнена новыми подгруппами, связанными со спецификой психологии как учебного предмета.

В. Я. Ляудис дополнила таксономию Д.А.Толлингеровой еще одной группой задач - рефлексивные задачи. Эти задачи обеспечивают переход к метапознавательной деятельности, к осознанному использованию собственных приемов построения алгоритмов, способов анализа открытых задач [11, с. 54]. Особенность 6-й группы задач состоит в том, что для их решения необходимо создать особую ситуацию учебного взаимодействия. Такая ситуация характеризуется тем, что учащиеся ставятся перед необходимостью осознания и выделения собственных способов когнитивных действий и сознательной разработки когнитивных стратегии решения всех типов проблем. От установки предметного знания учащиеся переходят к установке на выявление способов собственной мыслительной деятельности. Перечисленные задачи решаются с помощью различных методов обучения.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.