Тема 15. Особенности деятельности и личности преподавателя психологии
Преподаватель психологии в своей деятельности реализует следующие основные функции: обучающую, воспитательную, организаторскую и исследовательскую. При этом следует учесть, что в работе преподавателей вузов одну из важнейших ролей играет исследовательская функция, в то время как в средних специальных учреждениях ее выполнение преподавателями не является обязательным; более важным является выполнение воспитательной, методической функций наряду с обучающей.
В процессе педагогической деятельности преподаватель в силу специфики преподаваемой дисциплины – психологии – может выступать в различных ролевых позициях во взаимодействии со студентами [10, c. 220-221]: «преподаватель – специалист в своей области» (уважение к преподавателю и большая дистанция в общении, формальное общение); «преподаватель – психотерапевт» («использование» преподавателя для решения личных проблем студентов и их знакомых); «преподаватель - верный друг» (доброжелательность и неформальное общение с преподавателем); «преподаватель - пример для подражания во всем» («обожание», идеализация преподавателя); «преподаватель - объект насмешек» (добрые или грубые насмешки); «преподаватель – полицейский» (контроль и опека со стороны преподавателя). Часто преподаватель психологии гибко сочетает в своей деятельности различные ролевые позиции при качественном выполнении основных педагогических функций.
В процессе педагогической деятельности складывается стиль педагогического общения как относительно устойчивая совокупность методов и приемов построения взаимодействия со студентами и учащимися. Преподаватель с авторитарным стилем общения характеризуется активностью во взаимодействии, использованием директивных методов воздействия на студентов (указания, инструкции, контроль, оценка), что превращает студентов в объекты обучения, снижает их активность. Преподаватель с демократическим стилем общения разумно сочетает собственную активность с методами стимулирования активности и инициативы студентов, опирается на личный опыт, убеждает и аргументирует необходимость выполнения определенной деятельности в процессе обучения. Преподаватель с либеральным стилем общения часто занимает пассивную позицию во взаимодействии со студентами, снижая требовательность к ним. При определении стиля педагогического общения важно учитывать особенности конкретной группы и гибко использовать различные стили.
Особенностью профессии преподавателя психологии в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика является не только наличие психологических знаний, но и умений их преподавать.
Преподаватель психологии, должен быть разносторонне образованным человеком, эрудированным в различных областях психологических знаний и других наук; должен хорошо знать преподаваемый предмет; уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и методы обучения, уметь доступным образом объяснять учебный материал, уметь мотивировать студентов на усвоение учебного материала; обладать требовательностью к студентам, обладать коммуникативными и организаторскими способностями, педагогическим тактом, наблюдательностью, развитой эмпатией; владеть логикой, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями; быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности.
Приложение 1
Алгоритм методической разработки учебной лекции (по В.Я. Ляудис)
I Тема лекции. Обоснование выбора темы
1. Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).
2. Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя; литература, рекомендуемая студентам).
II Формы организации лекции
1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).
2. Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая все предметное содержание).
3. Задачи лекции, реализующие основной замысел:
· состав и последовательность задач;
· характер задач: информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные;
· средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, структурные, причинные связи);
· эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.
4.Организационная форма лекции:
· монологическое высказывание;
· монолог с опорой на аудиовизуальные средства;
· монолог с элементами эвристической беседы;
· эвристическая беседа;
· диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).
III. Содержание лекции
1. План и конспект содержания лекции.
2. Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).
IV . Целостный образ преподавателя в процессе лекции
1. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).
2. Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).
3. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика интонация, громкость, темп, ритм, паузы).
Приложение 2
Дата: 2019-02-25, просмотров: 303.