Тема 8. Практические и лабораторные занятия по психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Лабораторные работы и практические занятия направлены на усвоение практических умений студентов. Количество и тематика данного вида занятий определяется рабочей программой по дисциплине. Дидактическая цель лабораторных работ – экспериментальное подтверждение и проверка теоретических положений (закономерностей, свойств и особенностей проявления психики). Группа для проведения лабораторной работы делится на подгруппы не менее 8 человек. Для проведения лабораторной работы по возможности и в зависимости от содержания деятельности используются приборы и модели. Дидактическая цель практических занятий – формирование профессиональных практических умений (умений выполнять определенные действия, необходимые в будущей профессиональной деятельности – проведение диагностики, оформление протокола, разработка тренингового занятия и др.) и формирование учебных практических умений (умений решать учебные задачи, необходимые в последующей учебной деятельности – анализировать, сравнивать, конспектировать, оформлять и др.). Практическое занятие проводится со всей группой. Основными функциями лабораторных работ и практических занятий являются:

1. Функция закрепления теоретических знаний на практике – в процессе решения психологических задач, использования деловых игр.

2. Функция усвоения умений исследовательской работы - проведение экспериментов в парах-тройках (экспериментатор, испытуемый, протоколист), обработка результатов, оформление протоколов, проведение исследований в организациях и учреждениях с различными категориями испытуемых.

3. Функция усвоения умений практической психологической работы – в процессе проведения деловых игр, моделирования ситуаций профессиональной деятельности, разработки текстов выступлений, разработки программ и планов работы психолога.

4. Функция применения теоретических знаний для решения практических задач – анализ проблемных ситуаций, решение психологических задач, разработка алгоритмов деятельности психолога в зависимости от ситуации и проблемы.

5. Функция самопознания и саморазвития студента или учащегося – в процессе выполнения заданий.

Методика подготовки и проведения лабораторных работ и практических занятий.

Содержание и объем заданий для данного вида занятий планируется исходя из сложности учебного материала, из значимости изучаемых теоретических положений для формирования целостных представлений о содержании учебной дисциплины и будущей профессиональной деятельности. Задания могут выполняться студентами индивидуально (индивидуальная форма), в парах и микрогруппах (групповая форма), все студенты выполняют одно и то же задание (фронтальная форма организации). В качестве заданий используются эксперименты, решение психологических задач, деловые игры. Задания могут носить как репродуктивный характер, так и частично-поисковый и поисковый характер. Студенты ведут тетради лабораторных и практических работ, в которых оформляются протоколы заданий.

План занятия включает: внеаудиторную самостоятельную подготовку студентов к занятию; проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию; инструктаж; выполнение работы; обсуждение итогов работы; оформление протоколов и отчетов о проделанной работе; оценка преподавателя.

Тема 9. Урок по психологии

В средних и средних специальных учебных заведениях используется урочная форма организации обучения, которая характеризуется наличием постоянного состава учащихся одного возраста, единой для всех программой и занятий по твердому расписанию. Урок рассматривается как коллективно-индивидуальная форма взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя [16, с. 327]. В рамках системного подхода урок рассматривается как система взаимообусловленной организационной и учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение целей и задач образования, воспитания и развития [18]. Как система урок включает следующие взаимосвязанные элементы: цели – результаты занятия, содержание учебного материала и деятельности, способы деятельности (формы организации, методы, средства), деятельность учителя, деятельность учащихся. Схема системного анализа урока по В.П.Симонову в приложении 5 [18, с. 124].

В уроке как системе деятельности выделяют взаимосвязанные этапы:

1. Организация начала занятия – подготовка учащихся, оборудования, включаемость в занятие.

2. Проверка выполнения домашнего задания – установление степени готовности учащихся класса к проверке выполнения домашнего задания, определение возникших проблем; проверка правильности и осознанности выполнения домашнего задания (устный или письменный опрос, выполнение практических работ – фронтально, индивидуально, в микрогруппах); осуществление контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, коррекции.

3. Подготовка к основному этапу занятия – обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

5. Первичная проверка понимания – установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и их коррекция.

6. Закрепление знаний и способов действий – самостоятельное выполнение заданий учащимися (ответы на вопросы, практические задания на применение новых знаний в знакомой и измененной ситуации).

7. Обобщение и систематизация знаний – формирование целостной системы знаний по теме, курсу (выполнение заданий на систематизацию, классификацию, установление связей).

8. Контроль и самопроверка знаний – выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий в соответствии с целями занятия, их коррекции (фронтальное выполнение заданий в тестовой форме, ответы на вопросы).

9. Подведение итогов занятия – анализ и оценка успешности достижения цели урока.

10. Рефлексия – использование учителем приемов, побуждающих учащихся к рефлексии собственной деятельности на уроке (рефлексия по вопросам педагога, рисуночные методы рефлексии).

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – обеспечение понимания цели и содержания домашнего задания.

В зависимости от дидактической цели можно выделить различные типы урока:

Уроки изучения нового материала – обеспечение восприятия и первичного осознания нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Данный урок включает все вышеперечисленные этапы, однако проверка выполнения домашнего задания (2 этап) может не проводиться либо проводиться фронтально и быстро как актуализация опорных знаний. Учитель может использовать такие формы изучения нового материала, как лекция, объяснение и беседа, самостоятельная работа с учебником, проведение экспериментов. Видами уроков изучения нового материала могут быть: урок-лекция, урок-беседа, кино-урок, урок самостоятельной работы, смешанный урок.

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков – осуществление повторения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизация; формирование умений и навыков применения знаний в стандартной и измененной ситуации, развитие самостоятельности, контроль за ходом изучения нового учебного материала. Структура урока данного типа включает следующие этапы: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11. Видами уроков совершенствования знаний, умений и навыков являются: урок самостоятельная работа, урок-лабораторная работа, урок-практическая работа, урок-экскурсия, урок-семинар.

Уроки обобщения и систематизации знаний  - усвоение знаний в их системе по теме, разделу, учебной дисциплине. Структура урока может включать следующие этапы: 1, 2, 3, 7, 9, 10, 11. Видами уроков обобщения и систематизации знаний могут быть: урок самостоятельная работа, урок-практическая работа, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-беседа, кино-урок, урок самостоятельной работы.

Уроки проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков, рефлексии деятельности – определение уровня усвоения знаний, умений и навыков, комплексного их применения, систематизации и обобщения, оценка хода и результатов деятельности и себя в ней. Структура урока включает этапы: 1, 2, 3, 8, 9, 10, 11. Видами уроков проверки являются: урок-контрольная работа, урок-семинар, урок с выполнением разноуровневых заданий в тестовой форме, урок устного опроса, урок-коллоквиум, урок решения задач, урок-зачет, экзамен. После проведения уроков важно проанализировать типичные ошибки учащихся, достоинства и недостатки в знаниях, умениях и навыках учащихся (специальный урок).

Комбинированный урок – один из наиболее распространенных типов уроков в системе среднего образования. На данном уроке решаются следующие  дидактические задачи: проверка домашнего задания и повторение пройденного, объяснение нового учебного материала, закрепление и применение новых знаний. Структура комбинированного урока включает следующие этапы: 1, 2,3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11. В комбинированном уроке важно оптимально отобрать материал для усвоения, продумать формы и методы работы, четко соблюдать время выполнения каждого этапа урока.

Методика подготовки и проведения уроков

Темы уроков определяются в соответствии с календарно-тематическим планом. Учитель отбирает информацию для конкретного урока. При этом важно помнить, что нецелесообразно насыщать урок большим количеством понятий, фактов, закономерностей, важнее обеспечить понимание нового материала и его закрепление на практике. Важно использовать различные источники информации, включая научно-популярную литературу. Учитель определяет формы организации проверки домашнего задания, учитывая при этом максимальную активность всех учащихся. При изложении новой информации учитываются способы объяснения, направленные на развитие активности учащихся при усвоении и осмыслении знаний, при их закреплении; определяется содержание и объем домашнего задания. Конспект урока включает: формулировку темы, описание целей, тип и вид урока, перечисление этапов урока, форма и содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока, указание на ориентировочное время выполнения каждого этапа урока. Важно грамотно управлять вниманием учащихся во время урока, используя для этого приемы привлечения непроизвольного внимания.

 

Тема 10. Самостоятельная работа по психологии

В целостном учебном процессе большое значение имеет самостоятельная работа студентов и учащихся. Функциями самостоятельной работы являются [10]:

1. Функция закрепления психологических знаний и умений - в процессе самостоятельной работы с литературой и выполнением практических заданий.

2. Функция расширения и углубления знаний – в процессе изучения первоисточников, учебников и учебных пособий, подготовки рефератов и тематических сообщений.

3. Функция усвоения умений практической психологической работы – в процессе выполнения практических заданий при подготовке к практическому занятию, лабораторной работе, подготовка деловых игр.

4. Функция освоения умений использования знаний для решения прикладных задач – в процессе решения психологических задач, разработки рекомендаций, подборе игр и упражнений коррекционно-развивающего характера.

5. Функция освоения умений психологического исследования – в процессе проведения наблюдений и самонаблюдения, составлении программ исследований, проведения экспериментальных исследований и обработки их результатов, написания заключений.

6. Функция освоения умений самопознаний и саморазвития – в процессе выполнения теоретических и практических заданий, проведения самопроверки знаний, написание эссе и самоотчетов.

7. Функция освоения умений практической психологической работы – в процессе разработки проектов деятельности психолога по различным проблемам и направлениям.

Основным видом самостоятельной работы по психологии является самостоятельное чтение учебников, первоисточников, конспектов, что необходимо при подготовке к урокам, семинарам, практическим занятиям, при написании рефератов, выполнении курсовых и дипломных работ, при подготовке к экзаменам и зачетам. Важно научить студентов и учащихся осмысленно воспринимать психологический текст. В отличие от учебников и учебных пособий, где информация адаптирована, научные монографии и статьи вызывают большие трудности у студентов и учащихся, что может приводить либо к заучиванию информации, либо к отказу от самостоятельной работы с литературой (списыванию). С целью развития умений чтения преподаватель может рекомендовать различные задания: составление подробного плана раздела, параграфа; поиск ответов на заранее поставленные вопросы; подготовка ответов на заранее поставленные вопросы, связанные с анализом, обобщением информации; составление краткого конспекта текста; составление резюме прочитанного; составление опорной структурно-логической схемы прочитанного.

Основными ошибками при конспектировании первоисточников студентами является переписывание отдельных абзацев без осмысления содержания прочитанного. Преподаватель рекомендует отбирать существенную информацию (дает конкретное задание), учит структурировать и схематизировать прочитанный материал (составить схему, таблицу, план статьи), рекомендует написать резюме.

Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям как вид самостоятельной работы по психологии включает не только изучение литературы, но и другие задания: подбор примеров, решение психологических задач, проведение несложных психологических опытов, описание результатов наблюдений и самонаблюдений. Широко используется подготовка рефератов. При подготовке рефератов студенты и учащиеся усваивают умения поиска информации, ее структурирования, оформления научной мысли. Необходимо познакомить студентов с требованиями к реферату по психологии: структура реферата, требования к использованию литературных источников, их оформление, стиль изложения темы реферата, его оформление.

Важным видом самостоятельной работы по психологии является подготовка к зачетам и экзаменам. Особенностью данной работы является систематизация знаний и умений, их обобщение и повторение. В этой связи нецелесообразным является выставление зачета и экзамена «автоматом». Важно учить студентов и учащихся психологически грамотно готовиться к зачетам и экзаменам: планировать систему подготовки, четко определяя объем дневной работы; чередовать работу и отдых; при подготовке составлять на бумаге схемы, планы ответов на вопросы; читать и повторять, проверяя правильность воспроизведения информации; пересказать материал.

Важным показателем уровня развития умений самостоятельной работы по психологии является подготовка курсовых и дипломных работ.  Выполнение курсовых и дипломных работ по психологии осуществляется в соответствии с требованиями конкретного образовательного учреждения к данному виду работ, с которыми студентов и учащихся необходимо ознакомить, оказывать им консультативную помощь.

Практика студентов по психологии представляет собой сочетание организационного руководства и самостоятельной деятельности. Положение о практике разрабатывается образовательным учреждением в соответствии с образовательным стандартом специальности и учебным планом. Функциями практики являются:

Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.