Тема 14. Методы и формы проверки знаний по психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация проверки и оценки знаний осуществляется в соответствии с типовым положением об образовательном учреждении, в котором осуществляется преподавание психологии. В общеобразовательных учреждениях используются поурочные, четвертные, годовые оценки учащихся за выполненные ими контрольные работы и устные ответы на поставленные вопросы по изучаемой дисциплине. В средних специальных и высших учебных заведениях используются зачетные и экзаменационные формы проверки знаний и умений по семестрам.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков осуществляется в ходе различных видов аттестации студентов и учащихся. Текущая проверка проходит в рамках учебных занятий по учебной дисциплине и проводится преподавателем. Промежуточная проверка и оценка осуществляется по итогам изучения дисциплины в конце семестра, учебного года – контрольная работа, тест, зачет, экзамен, проводится преподавателем. Итоговая проверка и оценка проводится по завершении всей образовательной программы в данном учреждении – государственные экзамены, защита дипломной работы, проводится государственной аттестационной комиссией.

Основными функциями проверки и оценки знаний, умений и навыков в учебном процессе являются:

1. Ориентирующая функция – текущая оценка позволяет студенту или учащемуся получить обратную связь о степени успешности усвоения им определенных знаний, умений и навыков и скорректировать их в последующей деятельности. Преподаватель должен постоянно использовать текущую проверку и оценку, при этом не просто выставлять отметки, но и комментировать ответы студентов.

2. Стимулирующая функция – неизбежность проверки и оценки часто выступают действенным стимулом к изучению учебного материала студентами и учащимися. При проведении систематической текущей проверки преподаватель задает критерии для оценивания знаний, умений и навыков студентов, что настраивает их на соответственную подготовку к семинарам, экзаменам и зачетам; побуждают к систематическому изучению учебной дисциплины.

3. Контролирующая функция – проявляется в выявлении уровня усвоения знаний, умений и навыков учащимися и студентами на определенном этапе обучения и их готовности к дальнейшему обучению или трудовой деятельности. Для реализации этой функции используются промежуточная и итоговая аттестация, при этом итоговая аттестация, проводимая независимой комиссией, рассматривается как гарантия достижения студентом целей образовательной программы.

В независимости от типа образовательного учреждения проверка и оценка знаний, умений и навыков должна осуществляться в соответствии с принципами [10, с. 166-167].

1. Принцип объективности – оценивание знаний студентов и учащихся должно осуществляться независимо от субъективного мнения преподавателя, его симпатий и антипатий, его педагогических установок относительно отдельных студентов и учащихся (что он должен осознавать и корректировать). Повышению объективности оценивания способствуют проверочные процедуры с четко сформулированными заданиями; с четкими критериями правильности ответа; более объективными являются письменные работы; повышает объективность оценивание комиссией (независимыми экспертами).

2. Принцип валидности – процедура оценивания должна гарантировать получение достоверной информации о знаниях, умений и навыках конкретного студента или учащегося. С этой целью преподаватель должен предотвращать списывание, подсказки, плагиат.

3. Принцип надежности - процедура оценивания должна гарантировать сохранение полученных студентом или учащимся знаний, умений и навыков соответствующего уровня (в соответствии с отметкой) на длительный срок. Преподаватель должен продумать содержание заданий для проверки, обращая внимание при оценивании на степень их осмысления студентом или учащимся.

4. Принцип дифференцированности – оценивание знаний учащихся (отметки, баллы) должно дифференцировать их уровень и качество. С этой целью используется 10-ти бальная система оценивания. Однако при оценивании выполнения-невыполнения определенных заданий используется недифференцированная оценка – зачет/незачет.

5. Принцип системности – оценивание знаний учащихся должно проходить по всем разделам и темам учебной дисциплины, затрагивать все компоненты учебного материала – эмпирический материал, психологические теории, понятия, примеры использования понятий, закономерностей, классификаций, применение на практике в знакомой и новой ситуации. Для этого преподаватель использует комплексы оценивающих процедур (формулировки вопросов, проверочные задания).

6. Принцип систематичности (регулярности) – необходимо проводить проверочные процедуры регулярно и периодически в ходе изучения учебной дисциплины (после изучения каждой темы, раздела, в конце всего курса).

7. Принцип конфиденциальности – результаты оценивания должны быть известны преподавателю и оцениваемому студенту или учащемуся. Публичное оглашение отметок при оценивании во многих странах рассматривается как нарушение права личности на конфиденциальность. Вместе с тем, публичные, корректные оценочные высказывания преподавателя выступают стимулом для других студентов и учащихся.

Следует отметить, что при реализации личностно-ориентированного подхода в обучении многие из этих принципов не реализуются, так как каждый студент и ли учащийся самостоятельно определяет доступный и желаемый для него уровень своего образования и проявляет соответствующий этому уровень активности. На занятиях по психологии, направленных на развитие психологических умений и личностного роста (психологические тренинги) соблюдается принцип безоценочного отношения.

Типами оценивания знаний являются: нормативное оценивание и оценивание на основе распределения результатов.

Нормативное оценивание направлено на установление степени соответствия знаний учащихся или студентов определенным нормам усвоения, которые установлены преподавателем и отражают основные уровни усвоения (узнавание, воспроизведение, понимание, применение в стандартной ситуации, перенос в новую ситуацию), выражаются в соответствующих баллах (1 – 10). Преподаватель оценивает полноту, точность, глубину, осмысленность, самостоятельность продемонстрированных учащимися знаний и умений. Существует кривая нормального распределения отметок. Вместе с тем, преподаватели могут занижать уровень требований (преобладают высокие отметки), либо занижать его (преобладают низкие отметки).

Оценивание на основе распределения результатов предполагает оценивание знаний каждого студента в зависимости от распределения оценок, которые получили все студенты группы без четко фиксированных эталонов знаний: оценки выше среднего уровня («отлично»), среднего уровня («хорошо»), низкого уровня («удовлетворительно»).

Преодолеть объективные трудности оценивания помогает формулировка четких критериев оценивания (показатели при оценивании, учет посещаемости и активности студентов, частота проведения проверки знаний, виды и формы оценивания, вклад текущей оценки в итоговую оценку по всему курсу).

Видами проверки знаний являются опросы и выполнение практических заданий.

Опросы предполагают воспроизведение учащимися или студентами эмпирических фактов, теоретических положений, формулировок понятий, научных закономерностей, примеров. Устный опрос позволяет проверить умение студента строить связный монолог, дает возможность преподавателю задавать уточняющие вопросы по содержанию, что способствует выявлению степени осмысления содержания студентом. Письменный опрос (контрольная работа, реферат, конспект) позволяет более объективно оценить знания студентов, позволяет экономить время. Свободный опрос предполагает устный или письменный ответ студента на широко поставленный вопрос («Понятие о личности в психологии»), использование им умений строить логически связанный рассказ с использованием научной аргументации. Программированный опрос предполагает использование конкретных вопросов, ответы на которые однозначно оцениваются как правильные либо неправильные («Назовите основные психологические школы в ХХ веке»). Примером письменного программированного опроса являются тесты. Индивидуальный и фронтальный опрос предполагает работу преподавателя либо с одним студентом, либо со всей группой сразу. Фронтальный опрос позволяет экономить время преподавателя, формирует у студентов мотивацию подготовки к ответу, однако не позволяет в полной мере реализовать индивидуальный подход. Фронтальный и индивидуальный опросы сочетаются на одном занятии. Персональный и экспертный опрос предполагает проведение проверки знаний студентов (учащихся) либо одним преподавателем, либо группой экзаменаторов. Экспертный опрос придает оценке большую объективность и используется в ситуациях государственных экзаменов, при пересдаче студентом неудовлетворительной оценки. В зависимости от частоты проведения проверки знаний выделяют однократный и распределенный опрос. Однократный опрос (ответ на экзамене) не позволяет в полной мере проверить знание большого объема учебного материала. С целью повышения вероятности достоверной оценки знаний в билеты необходимо включать вопросы из разных разделов курса, увеличивать количество вопросов при одновременном уменьшении объема каждого вопроса, использовать дополнительные вопросы из других разделов курса. Большая достоверность при оценивании знаний возможна при использовании распределенного опроса, при котором весь объем знаний, подлежащих проверке, разбивается на определенные порции, знание которых проверяется в течение всего семестра (четверти) различными проверочными процедурами. Оценка знаний по предмету в целом осуществляется в виде накопительного балла (рейтинговое оценивание).

Выполнение практических заданий как вид проверки направлено на определение уровня развития умений и навыков применения знаний в решении учебных и практических задач. Практические задания, также как и опросы, бывают: устными и письменными, свободными и программированными, индивидуальными и фронтальными, персональными и экспертными, однократными и распределенными.

Основными формами проверки знаний учащихся и студентов являются: коллоквиум, зачет, экзамен, контрольная работа, поурочное оценивание, тесты, рейтинговое оценивание, выполнение квалификационных работ.

Коллоквиум (в пер. с лат – собеседование) – беседа преподавателя со студентами с целью выявления уровня усвоения ими новых знаний по определенной теме или разделу и их систематизации. Преподаватель объявляет студентам тему коллоквиума для подготовки, вопросы не сообщаются. Для себя преподаватель заранее формулирует вопросы, ответы на которые не должны быть продолжительными (1-2 мин.). Каждый студент во время коллоквиума отвечает на 2-4 вопроса, которые оцениваются как «верно-неверно». На коллоквиуме не спрашивают по желанию. В заключение студентам сообщаются оценки, которые по их желанию могут быть прокомментированы.

Зачет – форма проверки знаний, умений и навыков студентов или учащихся, предусматривающая альтернативную оценку «зачет-незачет». Зачет как форма проверки предназначен, прежде всего, для оценки выполнения заданий практического характера (лабораторные и практические работы, сдача определенных тем курса, подготовка и защита рефератов), при этом фиксируется сам факт выполнения определенных заданий, а не качество знаний. В связи с этим преподаватель четко определяет критерии оценивания и минимальное количество заданий, которые должны быть выполнены для получения зачета. Зачет может проводиться и для проверки теоретических знаний. Чтобы объективно оценить качество знаний при оценивании степени усвоения материала используют дифференцированный зачет с выставлением балльной отметки. Зачет может проходить как в письменной, так и устной форме (с возможным использованием билетов с вопросами), может проводиться однократно в определенное время, или поэтапно, когда сдаются отдельные работы и выполненные задания.

Экзамен (в пер. с лат. – испытание) – форма проверки знаний по большой части учебного курса либо по всей учебной дисциплине, предусматривающая дифференцированную оценку и соответствующую ей балльную отметку. Экзамен может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Экзамен проводится по экзаменационным билетам, которые включают 2-3 вопроса, один из которых может носить практический характер. При определении количества вопросов в билете и объема содержания для ответа или выполнения практического задания необходимо учитывать время, отводимое на прием экзамена. Вопросы в билетах должны быть составлены таким образом, чтобы они были примерно одинаковыми по объему, охватывали различные темы курса и соответствовали учебной программе дисциплины. При подготовке к экзамену студенты могут получить программу подготовки, включающую основные темы дисциплины и их краткое содержание, либо вопросы; содержание конкретных билетов не сообщается. При оценивании знаний студентов преподаватель учитывает полноту и содержательность ответов на вопросы; умение отобрать существенный материал для раскрытия вопроса; логичность и последовательность; точность в описании фактов, теорий, понятий; умение приводить примеры, делать выводы, стилистически грамотно оформлять ответ; умение отвечать на дополнительные вопросы.

Контрольная работа – форма проверки знаний и умений студентов (учащихся) в письменном виде. В контрольных работах могут быть раскрыты как отдельные небольшие по объему темы, так и даны ответы на четко сформулированные вопросы. Вопросы в контрольных работах могут быть как открытого типа (свободный и развернутый ответ на поставленный вопрос), так и закрытого типа (выбор альтернативного ответа); вопросы могут быть как репродуктивного, так и творческого характера; могут включать задания на проверку умений применять знания для решения практических и учебных задач. Студенты (учащиеся) информируются об объеме контрольной работы, требованиях к ее оформлению, сроках сдачи.

Поурочное оценивание – форма комплексной текущей проверки знаний, умений и навыков. Поурочное оценивание предполагает оценки на вопросы преподавателя, дополнения к ответам других студентов, выполнение письменных и практических заданий. Данная форма проверки знаний стимулирует регулярность учебной активности студентов (учащихся), однако недостаточно объективна в контрольной функции.

Тестирование как форма проверки знаний представляет собой выполнение заданий в тестовой форме (наличие однозначных критериев правильности ответов). Использование заданий в тестовой форме позволяет обеспечить объективность, валидность и дифференцированность в оценке знаний, при регулярном проведении – систематичность проверки. Виды и способы построения заданий в тестовой форме представлены в приложении 6 [8; 12; 13; 14].

Квалификационные работы: рефераты, курсовые и дипломные работы выступают объектом оценки. Студентов знакомят с требованиями к написанию и оформлению данного вида работ. Основным недостатком в выполнении квалификационных работ является плагиат (переписывание без ссылок, использование готовых работ из Интернета). Чтобы предотвратить эти нарушения преподаватель предлагает новые оригинальные темы, акцентирует внимание студентов на указание ссылок.

При оценивании реферата, теоретической части дипломной работы  преподаватель учитывает следующие критерии: объем изученной научной и учебной литературы по проблеме; полнота раскрытия основных аспектов темы; отбор материала, существенного для данной темы; логичность и последовательность в раскрытии темы; аналитичность в изложении материала, умение сопоставить различные точки зрения на проблему; способность к обобщению и формулировке выводов; стилистически правильное оформление научной мысли и грамотное оформление научного реферативного текста; правильное оформление работы [10].

При оценивании эмпирической части работы (практическая часть курсовой, дипломной работы) рекомендуется учитывать следующие критерии: правильная характеристика методического аппарата исследования; адекватность методов и методик задачам исследования; объем эмпирического материала; полнота описания плана, организации и методов исследования, представленных результатов; представление методов количественной и качественной обработки данных; убедительность аргументации и доказательность выводов исследования; качество интерпретации результатов; правильное использование научной стилистики и грамотное оформление научной работы [10] .

При оценке практической разработки в области практической психологии важно учесть правильное описание методического аппарата разработки; адекватность методов и методик практической психологии задачам исследования; владение методами психодиагностики, консультирования, коррекционной и развивающей работы, работы по психопрофилактике и психопросвещению; объем практической психологической работы; полнота описания организации и проведения практической работы и ее результатов; количественная и качественная обработка результатов; грамотное оформление работы [10].

Квалификационные работы проходят процедуру защиты, к которой необходимо подготовить студентов.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 285.