Тема 7. Семинарские занятия по психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семинарские занятия (в переводе с лат. – рассадник) – форма групповой организации обучения при активном участии учащихся, которая направлена на закрепление знаний, диалоговая форма обучения. Основными функциями семинарского занятия являются:

1. Функция закрепления полученных знаний - в процессе самостоятельной подготовки, обсуждения и проговаривая информации на занятии.

2. Функция расширения и углубления знаний – самостоятельная работа с первоисточниками, подготовка рефератов и сообщений.

3. Функция развития умений самостоятельной работы – благодаря самостоятельному поиску, отбору и переработке информации.

4. Функция стимулирования интеллектуальной деятельности – благодаря активизации мыслительной и мнемической деятельности.

Выделяют различные виды семинарских занятий в зависимости от активности студентов и специфики содержания рассматриваемых проблем [6; 7; 10].

Классический семинар – проведение  обсуждения проблемы с привлечением различных точек зрения, которые излагаются назначенными персонажами (6 – 8 человек). Типичными участниками такого семинара являются: докладчик (излагает основные положения, факты, основные тезисы выступления), содокладчик (подкрепляет аргументами, иллюстрирует позицию докладчика), оппонент (излагает иную точку зрения, приводит контраргументы), эксперт (проводит сравнительный анализ аргументов и контраргументов), провокатор (предлагает неожиданные примеры, «каверзные» вопросы), ассистент (осуществляет материально-техническое обеспечение).

Проблемный семинар – коллективное обсуждение проблемы, творческая дискуссия. Рассмотрение проблемы проходит в несколько этапов. 1 этап – постановка и осмысление проблемы (сущность проблемы излагается либо учителем либо студентом; определяется, что нужно выяснить; формулируются, вербализуются задачи). 2 этап – генерирование вариантов решения проблемы («мозговой штурм» по продуцированию идей, которые фиксируются на доске , на карточках или листах бумаги). 3 этап – поиск аргументов в поддержку предложенных решений (группа распределяется на микрогруппы по числу предложенных решений, определяются руководители микрогрупп, в течение 8-10 минут в микрогруппах осуществляется поиск аргументов в пользу варианта решения). 4 этап – отбор наиболее аргументированных вариантов решений (руководитель каждой микрогруппы получает 2-3 минуты для изложения основных аргументов, затем коллективное обсуждение и отбор наиболее аргументированных вариантов). 5 этап – критика отобранных решений (создаются новые микрогруппы по числу отобранных решений, задача – доказательная критика этих вариантов). 6 этап – отбор решений, наиболее устойчивых к критике (руководители микрогрупп докладывают о критических замечаниях, затем общее обсуждение и отбор наиболее сильных решений). 7 этап – продумывание способов реализации отобранных решений (создание новых микрогрупп для разработки вариантов решений). 8 этап – обсуждение способов решения проблемы. 9 этап – подведение итогов (оценка педагога, рефлексия студентов).

Репродуктивный семинар – проведение занятия направлено на активизацию мнемических способностей студентов, когда важно запомнить и пересказать усвоенный на лекции и при самостоятельной работе с первоисточниками и учебниками  материал. Преподаватель оценивает, прежде всего, точность воспроизведения информации, стимулирует высказывания собственных оценок и мнений относительно усвоенного. Постановка вопросов для обсуждения на данном семинаре носит репродуктивный характер (Свойства темперамента, Виды ощущений …). Проведение семинар репродуктивного типа предполагает следующие действия преподавателя: организационный момент, уточнение степени подготовленности студентов к занятию и трудностей, с которыми они столкнулись, формулировка вопросов, устные развернутые ответы студентов по содержанию вопроса, дополнения и рецензирование ответа другими студентами, комментирование преподавателя. Для преподавателя важно соблюдать временной регламент, активизировать максимальное число студентов, использовать наводящие вопросы, делать выводы по рассмотренным вопросам.

Творческий семинар – проведение занятия направлено на активизацию мыслительной деятельности студентов, поэтому важным является не воспроизведение усвоенной информации, а ее анализ, обобщение, критическая оценка, сравнение. Постановка вопросов для обсуждения на данном занятии стимулирует развитие критического мышления студентов, умение делать умозаключения (Докажите…, Сравните…, Проанализируйте…). Для повышения активности студентов преподаватель может использовать групповые формы организации (работа в парах, микрогруппах). 

Аналитический семинар – проведение занятия направлено на самостоятельное изучение и анализ учебных текстов, первоисточников. Педагог формулирует тему семинара, рекомендует литературу для работы и формы работы с ней (конспектирование, выписки, аннотации, составление сравнительных таблиц, структурно-логических схем), на семинарском занятии происходит обсуждение изученных вопросов.

Эвристический семинар – проведение занятия направлено на применение знаний студентов в измененной ситуации. При подготовке к такому семинару студенты готовят доклады и выступления, которые включают теоретическое осмысление результатов исследований, проведенных ими в свободное время либо на лабораторном занятии.

Контрольно-обобщающий семинар – занятие проводится в конце изучения большой темы, раздела либо учебной дисциплины и направлено на систематизацию знаний и формирование готовности к экзаменационным испытаниям.

Методика подготовки и проведения семинарского занятия

Темы семинарских занятий планируются предварительно в рабочей учебной программе и могут повторять содержание лекций, могут быть посвящены рассмотрению вопросов, не изучавшихся на лекции, могут носить обобщающий характер по всему разделу или большой теме. Преподаватель продумывает вид семинарского занятия и соответственно этому формулирует вопросы для рассмотрения. Оптимальным считается рассмотрение 3-5 вопросов. При формулировке вопросов преподаватель учитывает характер и содержание самостоятельной работы студентов (конспектирование, подготовка рефератов, изучение литературы), при этом важно учесть оптимальность ее объема (подготовка к семинару по времени примерно равна продолжительности самого семинара – учебная и самостоятельная работа студентов соотносится 50% на 50%) [10, с.119].

 Преподаватель продумывает форму организации семинара и составляет конспект занятия. Конспект занятия включает: тему и цели занятия (результаты, которые будут достигнуты в ходе семинара), вопросы, литературу, формы проверки подготовленности студентов к занятию (тестовые задания, проверка конспектов, фронтальный опрос-разминка), формы организации работы студентов при обсуждении вопросов (рецензирование, дополнения, комментирование и др., фронтальная, индивидуальная или коллективно-групповая), обобщение и выводы, рефлексия занятия. Рекомендации по методической разработке семинарского занятия по В.Я.Ляудис в приложении 4 [11,с. 152].

Эффективность проведения семинарского занятия зависит от содержания и качества подготовки студентов. Изучение студентами учебных пособий и первоисточников, конспектирование и другие формы работы с литературой при подготовке к семинару является важной учебной задачей. Студентам первых курсов обучения преподаватель, чаще всего, конкретно указывает страницы в источниках материала, а на последующих курсах обучения рекомендует самостоятельный поиск. Работа с литературой должна быть целенаправленной, поэтому преподаватель конкретно формулирует вопросы и задания, чтобы повысить эффективность чтения. Особое внимание необходимо обратить на конспектирование как вид задания при подготовке студентов к семинару. Их необходимо учить отбирать существенную информацию, перерабатывать текст, использовать схематизацию и структурирование материала, делать выводы.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 239.