Тема 6. Лекции по психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция (в переводе с лат. – чтение) является традиционной формой организации обучения в высшей школе. В последнее время данная форма организации обучения активно используется в средних специальных и средних образовательных учреждениях. «Лекционная форма больше всего подходит для развертки и усвоения теории того или иного вопроса, являясь дидактической моделью деятельности специалистов по разрешению теоретических проблем и задач» - отмечает А.А.Вербицкий [7, с. 80]. Ильясов И.И. выделяет следующие особенности лекции: «В случае предъявления знаний на лекции доминирует устный источник информации. Он характеризуется летучестью (едва появившись, исчезает) и поэтому труднее для восприятия, а тем более для осмысления. В таких случаях осмысление осуществляется после лекции с опорой на конспект или раздаточный печатный материал. Даже при высокой степени готовности к лекции осмысление, проведенное в процессе слушания, должно быть завершено после лекции» [7, с. 80].

Основными функциями лекции являются:

1. Информационная функция – передача преподавателем новых знаний студентам. В настоящее время при наличии учебников и возможностей использования информационных технологий данная функция реализуется в основном при чтении спецкурсов и спецсеминаров, а также при изучении дисциплин, по которым отсутствуют учебники.

2. Систематизирующая функция – новые знания излагаются последовательно и структурировано в систематизированном виде. Преподаватель ориентирует студентов в источниках получения информации, выделяет главное, обращает внимание на сложные проблемы, подходы к рассмотрению сущности понятия.

3. Разъясняющая функция – разъяснение преподавателем наиболее сложных для понимания студентами вопросов в более ясной и доступной форме, чем это изложено в учебнике, использует поясняющие примеры.

4. Развивающая функция – изложение лекции с использованием проблемных вопросов стимулирует не только запоминание материала, но и мыслительную деятельность студентов.

Основными требованиями к лекции являются научность, доступность, занимательность.

В зависимости  от специфики содержания дисциплины, места лекции в процессе обучения, соотношения различных функций лекции выделяют различные виды лекций [6; 7; 10].

Вводная лекция - педагог выделяет лишь основные, ключевые вопросы, уяснение которых позволит студентам и учащимся лучше усвоить материал на лабораторных, практических занятиях и в ходе самостоятельной работы, а не рассматривает все вопросы темы, которые предстоит изучить. Во вводной лекции широко используются внутрипредметные и межпредметные связи для раскрытия целостного представления основ наук и их практической значимости, используются обобщения, доказательства, оценочные выводы. Вводные лекции читаются в начале изучения дисциплины, раздела.

Обзорная лекция - проводится с целью систематизации знаний студентов и учащихся, полученных ими в ходе самостоятельного изучения учебного материала, перед организацией работы по самостоятельному изучению, а также по обширным темам и разделам, углубление и конкретизацию знаний по которым студенты будут проводить самостоятельно. Основным в обзорной лекции является умение педагога так отобрать и сгруппировать факты, чтобы в ходе ее проведения можно было логически осмыслить закономерности тех или иных явлений, фактов изучаемой темы или раздела.

Обобщающая лекция - проводится в завершение изучения раздела или темы для закрепления полученных учащимися знаний. При этом педагог вновь выделяет узловые вопросы, широко использует обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие включить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и зависимости, переводя их на более высокие уровни усвоения, способствуя тем самым применению полученных знаний, умений и навыков в нестандартных и поисково-творческих ситуациях.

Мини-лекция – изложение одного из вопросов педагогом в начале урока в школе или же изложение отдельных вопросов темы лекции студентами или учащимися как задание творческого уровня, самостоятельно подготовленное сообщение по изучаемой проблеме.

Кино (видео) лекция – использование кино-видеоматериалов по изучаемой теме с целью развития наглядного мышления и образных представлений у учащихся и студентов. Перед началом просмотра студентам и учащимся дается целевая установка, в ходе просмотра кино-видеоматериалов педагог может  комментировать происходящие на экране события.

Инструктивная лекция - проводится с целью организации самостоятельной последующей работы студентов и учащихся по углублению, систематизации и обобщению изучаемого материала на лабораторных и практических занятиях. В ходе лекции слушатели получают методические рекомендации по работе с учебной литературой, с содержанием темы, выполняют инструктивные задания.

 Монолекция - представляет собой «начитывание» материала педагогом, реализуется, в основном, информационная функция.

Лекция по принципу обратной связи - сочетание объяснения с активным привлечением учащихся и их опыта, реализуется развивающая функция лекции.

Комбинированная лекция - это чтение лекции с демонстрацией опытов, иллюстративного, аудио- и видео материала.

Многоцелевая лекция - комплексное взаимодействие на учащихся и студентов отдельных элементов процесса усвоения материала: изложение материала, его закрепление по вопросам репродуктивного и проблемного типа, применение при разборе ситуаций, повторение и контроль (самоконтроль) в конце лекции с использованием заданий в тестовой форме.

Пр облемная лекция – сопоставление и анализ многовариантных подходов к ре­шению представленной проблемы, исторический анализ становления проблемы.

Лекция, - по мнению Чикуновой Г.К., - «создает благоприятные условия для обеспечения высокого научного уровня изложения учебного материала, раскрытия логики темы, обоснования связей между фактами и общими теоретическим выводами. Она позволяет компактно сгруппировать основное ее содержание и представить в определенной системе» [7, с. 84].

Методика подготовки и проведения лекции.

Тема конкретной лекции определяется рабочей учебной программой. При этом важно установить связь новой темы с изученной ранее. Содержание лекции должно быть согласовано с выделенным на проведение данной лекции количеством учебных часов. Если содержание лекции объемно, а количество выделенных учебных часов недостаточно, то преподаватель решает, какие вопросы он рассмотрит на лекции, а какие – студенты рассмотрят самостоятельно с последующим обсуждением на семинарском занятии. Оптимальным считается планирование рассмотрения трех основных вопросов. При составлении плана лекции в основных вопросах можно выделить подпункты (развернутый план), что структурирует содержание лекции. Указывается перечень литературы по теме лекции и формы работы с данной литературой (конспектирование, выписки, чтение).

Важно адекватно определить уровень сложности содержания. При этом можно учесть, что сущность учебного материала должна быть доступна всем студентам; анализ и обоснование сути – понятно большинству студентов; отдельные частные вопросы должны быть понятны не всем.

Написание конспекта лекции предполагает полное и последовательное изложение материала. Подробный конспект лекции рекомендуется подготовить по новой сложной теме, что поможет преподавателю самому лучше структурировать материал. Однако такой подробный конспект притягивает внимание преподавателя, побуждает читать его, не позволяет ему свободно излагать материал. Поэтому рекомендуется составлять развернутый план-конспект лекции, в котором выделяются основные пункты и подпункты, основные понятия, закономерности, конкретные факты, схемы, диаграммы. При чтении лекции по плану-конспекту преподаватель имеет возможность свободно дозировать информацию, расширяя или сокращая ее объем. Важно тщательно продумать примеры и включить их в конспект лекции.

Особое внимание следует обратить на начало и конец лекции: в начале лекции преподаватель делает краткий обзор содержания предыдущей лекции, устанавливает связь новой темы с предыдущей (до 5 минут); в конце лекции - кратко повторяет основные моменты лекции, информирует  о теме следующей лекции. (Если по данной дисциплине изданы опорные планы-конспекты, либо имеются материалы лекции в компьютерном варианте, то студентам рекомендуется ознакомиться с ними, продумать вопросы по теме). Стиль изложения лекции должен соответствовать принципу научности. С.И.Гессен отмечает, что «настоящая университетская лекция никогда не излагает просто результаты исследования; … она показывает, как ученый пришел к этим результатам; важно сформировать научный метод познания, а не излагать факты» [10, с. 115].

Преподаватель продумывает организацию материала. Системному восприятию содержания лекции способствуют схемы; нумерованный список пунктов, раскрывающий определенное положение; нахождение сходства и различия, преимущества и ограничения; визуальная организация материала на доске; микро-эксперименты. В ходе чтения лекции преподаватель продумывает вопросы по активизации мышления и личного опыта студентов, проводит проверку понимания материала; управляет процессом конспектирования основных моментов (интонацией, темпом речи, словесными указаниями, ведением записи на доске сложных терминов, фамилий ученых). Методические рекомендации по разработке учебной лекции по В.Я. Ляудис в приложении 1, схема системного анализа лекции в приложении 2 [11, с. 151].

Типичными ошибками при проведении лекции являются: частое, порой неоправданное употребление научной терминологии без соответствующих пояснений; высокая плотность новых понятий; неточный, тяжелый и сухой язык изложения; сугубо теоретическая сущность лекции без примеров; прикованность преподавателя к конспекту; демонстрация высокомерия и менторской позиции [6, с. 28-29]. Лекторское мастерство – это искусство, которым должен владеть каждый преподаватель. Советы молодому преподавателю проф. Ю.Г. Шнейдера – в приложении 3 [6, с. 29-31].

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 286.