Тема 13. Характеристика методов обучения психологии на основе принципа деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В связи со спецификой психологического знания как сочетания житейской и экспертной реальности психического, выступающего объектом изучения в психологии многие исследователи считают необходимым организацию деятельности студентов и учащихся, в ходе которой происходит объективация различных психологических феноменов [1; 11; 15; 17; 20]. В ходе организации такой деятельности преподавателем создаются ситуации для развития рефлексии учащихся и студентов, что приводит к формированию экспертной (научной) психологической реальности (осознанному усвоению знаний и формированию умений). Этому процессу способствуют деятельностно -рефлексивные методы обучения психологии.

Демонстрационный эксперимент (психологический опыт) как метод обучения отражает специфику психологии как экспериментальной науки и позволяет объективировать (актуализировать) проявления различных форм психики (психических процессов, свойств и состояний человека). Непосредственное восприятие внешних проявлений психической деятельности способствует возникновению у учащихся и студентов ярких и живых представлений. В отличие от научного эксперимента демонстрационный эксперимент направлен не на исследование психических явлений, а на иллюстрацию теоретических положений. Важно грамотно подобрать психологические опыты и связать их с теоретическими положениями. Они должны быть внешне простыми, непродолжительными по времени, убедительными по сути. Преподаватель дает соответствующую установку студентам, чтобы они не относились к опыту как к фокусу. В качестве испытуемых приглашаются желающие (за исключением легко возбудимых, азартных, тревожных, ранимых), которых преподаватель поддерживает и благодарит за участие.

Метод анализа ситуаций как метод обучения связан с использованием ситуаций из практики и их обсуждением и разрешением в интерактивной форме учащимися или студентами. Многие исследователи относят метод анализа ситуаций к проблемным методам обучения (проблемная ситуация), к частично-поисковым методам обучения, к практическим методам обучения (педагогическая ситуация в профессиональной деятельности). В связи с этим выделяют житейские ситуации, ситуации профессиональные. Метод анализа ситуаций способствует поддержанию умственной активности студентов, развитию умений применять теоретические знания на практике, формированию умений анализа. В методическом плане преподаватель подбирает конкретные ситуации (1-2 на лекции, 3-5 на практических занятиях, 15-20 для самостоятельной работы); актуализирует базовые понятия, на основе которых возможно разрешение проблемной ситуации; организует процесс обсуждения ситуации (индивидуально, в микрогруппах); организует обсуждение вариантов решения ситуации (обыгрывание, словесное обоснование), побуждает к сравнению с правильным вариантом.

Вместе с тем, в методике преподавания психологии активно используются учебно-воспитательные ситуации как тип взаимосвязи в совместной учебной деятельности [11, с. 73-74]. В структуре учебной ситуации выделяют: смыслы и цели включения участников в образовательную ситуацию; объективное содержание учебного предмета, структурированное и операционализированное в целях его усвоения; процедуры, организующие процесс усвоения содержания учебного предмета; система учебных взаимодействий преподавателя со студентами и взаимодействий между студентами; динамика этих компонентов на протяжении всего процесса усвоения. Предметом управления в учебно-воспитательном процессе выступает целостная учебная ситуация.

Рассматривая методику преподавания психологии в контексте системно-ситуационного анализа психологического взаимодействия, А.А. Полонников выделяет следующий алгоритм применения анализа ситуаций:

1. Конструирование проблемной ситуации.

2. Групповое погружение в имитируемое событие.

3. Чувственно-образная реконструкция события.

4. Позиционная реконструкция содержания события.

5. Деятельностная реконструкция содержания события.

6. Моделирование наилучшего варианта разрешения проблемной ситуации.

7. Рефлексивный формально-содержательный анализ [17].

Использование приборов и приборов-моделей в изучении психологических дисциплин позволяет исследователю (студенту) глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений и свойств. Первые приборы в изучении психики человека разрабатывались самими психологами совместно с техниками. В.М. Бехтерев разработал несколько приборов для изучения рефлексов человека (рефлексометр). Совместно с медиками разработан прибор полиграф (детектор лжи), принцип действия которого основан на связи психики с физиологией. В социальной психологии используются приборы-модели, позволяющие изучить такие феномены межличностных отношений в процессе совместной деятельности, как лидерство, избирательность межличностных отношений, сплоченность, мотивацию, психологический климат (Приборы «Интегратор», «Стрессор», «Арка») [20, с. 14]. Приборы используются на лабораторных занятиях.

Использование материалов эмпирических исследований (проведенных учеными, а также из личного опыта преподавателя) с одной стороны, выступают убедительной иллюстрацией теоретических положений, а с другой – являются примером организации и проведения психологического исследования. Данные материалы могут использоваться на лекциях, анализироваться на семинарских и практических занятиях.

Использование кинофильмов и видеоматериалов способствует установлению связи психологической науки с жизнью, практикой; выступает иллюстрацией закономерностей проявления психики в различных ситуациях; позволяет обсудить проблему этики психолога. Фильмы показывают явления в движении, изменении, в них может быть наглядно показан процесс, что невозможно в статичной наглядности. В преподавании психологии используются учебные, научно-популярные и художественные фильмы. В зависимости от целей использования видеоматериалов можно выделить специфику методики просмотра. При объяснении нового материала фильм демонстрируется по ходу изложения материала отдельными эпизодами, при этом преподаватель использует словесные пояснения. Если содержание фильма достаточно полно и последовательно отражает содержание темы изучения, то можно использовать видео-лекцию. Перед показом фильма необходимо подготовить восприятие студентов, поставить перед ними вопросы, на которые они должны найти ответы при просмотре. Если фильм используется для обобщения и закрепления изученного материала (проблемная лекция, тематические консультации), то он может быть показан целиком. Необходимо сообщить цель просмотра, провести предварительную беседу, в ходе которой устанавливается связь теоретических положений с содержанием фильма. Можно предложить студентам сделать пометки, написать аннотацию после просмотра.

Схематизация и табулирование представляют собой использование схем, таблиц и графиков при изучении отдельных тем в психологии, что позволяет актуализировать процесс мыслительной деятельности, как при построении, так и при декодировании схемы. Схема, таблица выступают в качестве материальной основы психического образа, придавая ему лаконичность и сжатость при сохранении содержания [20, с. 6]. С помощью схем и таблиц можно наглядно показать зависимость между явлениями, происходящие в них изменения. Простые схемы и таблицы могут строиться в ходе изложения материала на доске преподавателем или с помощью студентов. Более сложные схемы готовятся заранее на картоне, слайдах. Восприятием студентов и учащихся нужно руководить, направляя их внимание на существенное, связывая воспринимаемые ими иллюстрации с теоретическими положениями. Схемы используются на семинарских занятиях, при этом к их составлению могут привлекаться студенты (домашнее задание). Если схемы не носят характер подсказки, то их можно использовать на зачетах и экзаменах.

Использование программ компьютерного (бланкового) контроля (самоконтроля и самообучения) позволяет преподавателю проверить качество усвоения основных понятий темы, а студентам сконцентрировать на них внимание, проверить свои знания, а также закрепить их и скорректировать. Преподаватель разрабатывает задания для таких форм контроля (может привлекать к этому студентов, предварительно объяснив способы структурирования заданий). Использование программ контроля возможно на семинарских и практических занятиях в качестве экспресс-диагностики степени усвоения темы, в качестве закрепления новой темы на уроке,

Дата: 2019-02-25, просмотров: 244.