Тема 1. Основные тенденции современного психологического образования
В настоящее время наблюдается расширение сферы преподавания психологии и психологических дисциплин. Это, прежде всего, преподавание психологии на психологических факультетах университетов студентам, получающим квалификацию – психолог. Различные психологические дисциплины изучаются студентами философских, педагогических, юридических факультетов, факультетов социальной работы, а также в специализированных вузах – медицинских, технических, экономических, военных. Отдельные психологические дисциплины изучают также учащиеся средних специальных учебных заведений и средних общеобразовательных школ. Элементы психологических знаний осваивают дети дошкольного возраста на занятиях в детском саду. Расширение сферы изучения психологии требует совершенствования методики преподавания данной дисциплины. Методика преподавания психологии – это методика обучения психологическим знаниям и умениям, методика психологического просвещения и обучения практическим психологическим умениям.
Анализируя отечественную историю преподавания психологии В.Н. Карандашев [10] выделяет несколько этапов становления методики преподавания:
· 18-19 век – в преподавании психологии решалась общеобразовательная задача; психология изучалась в рамках других дисциплин (риторика, богословие; как часть философии). Профессора Московского университета М.М.Троицкий, Н.Я.Грот отстаивали положение психологии как самостоятельной науки (Устав 1863 года), ввели семинар как форму организации обучения психологии. Так, Н.Я.Грот проводил семинарии трех типов: 1 – слушатели критиковали прочитанную им лекцию; 2 – подготовка и обсуждение рефератов; 3 – подготовка и обсуждение тезисов. Психология преподавалась также в рамках медицинского образования. Преподавание психологии осуществлялось также и в средних школах, лицеях, гимназиях либо как составная часть другой дисциплины, либо как самостоятельная дисциплина.
· Первая половина 20 века – наряду с решением общеобразовательной задачи преподавание психологии было направлено на осуществление специальной психологической подготовки, прежде всего, педагогов, врачей. В связи с интенсивным развитием экспериментальной психологии, ее прикладных аспектов, стали использоваться разнообразные формы организации обучения психологии – лекции, семинары, просеминары, иллюстративные опыты, эксперименты, практические и лабораторные занятия; студенты выступали в роли испытуемых, выполняли самостоятельные исследования. Появились учебники психологии (Г.И.Челпанов, Н.Н.Ланге, А.Ф.Лазурский, К.Н.Корнилов и др.). Особенностью данного этапа преподавания психологических дисциплин в вузах является сочетание высокого уровня теоретической подготовки с навыками экспериментальных исследований. По настоянию Челпанова Г.И. психология как теоретическая дисциплина преподавалась учащимся общеобразовательных школ и гимназий педагогами-словесниками, историками, однако с 1917 года была исключена из программ школ.
· Вторая половина 20 века – в этот период началась подготовка специалистов-психологов (открывались кафедры психологии, психологические отделения философских факультетов, затем, факультеты психологии – 1966г., где работали такие ученые, как С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев). В этот период продолжалось постепенное расширение психологического образования как по числу учебных заведений, где осуществлялось преподавание психологических дисциплин, так и по количеству психологических дисциплин, спецкурсов, спецсеминаров. С 80-х годов в обществе возрос интерес к психологии и ее прикладным аспектам в различных сферах жизнедеятельности человека. В средних общеобразовательных школах психология преподавалась с 1947 года по 1958 год; с 80-х годов психология вводится как факультативный курс.
Основными тенденциями современного психологического образования являются [2; 5; 9; 10; 19]:
1. Возрастание интереса к психологии, психологическому образованию.
2. Осознание необходимости психологического образования для различных сфер жизнедеятельности и производства в государстве и разработка соответствующих образовательных программ.
3. Определение типичной длительности психологического образования – 5 лет (либо 4 года базовое образование и 2 года специализация).
4. Определение типичной структуры и целей психологического образования (базовое психологическое образование со специализацией на последнем курсе обучения; специальное психологическое образование как сочетание базовой подготовки 3-4 курса и специализации 2 года).
5. Определение типичного содержания психологического образования – изучение фундаментальных и прикладных психологических дисциплин.
6. Выделение двух направлений в психологическом образовании – научно-ориентированное и практико-ориентированное образование.
7. Расширение изучения психологических дисциплин специалистами не психологического профиля (экономисты, инженеры…).
8. Расширение сферы изучения психологии за счет включения учреждений среднего специального и среднего образования.
9. Повышение качества и дифференциация образовательных программ на основе выделения обязательных дисциплин, специальных дисциплин, дисциплин по выбору и интегральных курсов; непрерывность психологического образования (вуз, ИПК, семинары…).
10. Интеграция систем образования в мировом масштабе (с 1999 года - Болонский процесс).
В настоящее время можно выделить следующие виды психологического образования: базовое психологическое образование (студенты-психологи университетов, институтов, академий); преподавание психологии студентам других специальностей (студентам, профессиональная деятельность которых связана с работой с людьми – педагоги, медики, юристы и др.; студентам, профессиональная деятельность которых напрямую не связана с работой с людьми – инженеры, экономисты и др.); последипломное психологическое образование (система повышения квалификации, магистратура, аспирантура, докторантура); обучение психологии в средних учебных заведениях (средние специальные учебные заведения, средние общеобразовательные школы). В каждом из указанных видов психологического образования выделяется своя специфика в содержании, формах и методах обучения, что учитывается в методике преподавания психологических дисциплин.
Тема 2. Структура психологического знания и образование
Психология как наука изучает психику, внутренний мир человека. Усвоение психологических знаний – сложный процесс, так как познание внутреннего мира другого человека – субъективный процесс. Многие исследователи (Г.С.Абрамова, В.Я.Ляудис, А.А.Полонников) отмечают, что усвоение психологических знаний – это процесс создания психологической реальности (реальности психического), индивид реагирует не на действительное положение вещей, а на то, какое ему представляется действительным. Психологическая реальность – это процессы и факты индивидуального и группового сознания в качестве особых психологических конструкций, а также зависимое от этих конструкций содержание [1; 11; 17]. Психологическая реальность связана с установками сознания, она конструируется интеллектом и связана с наличием социальных шаблонов, включенных в сознание человека и его внутренний мир. Следовательно, она носит интериндивидный характер. Психологическая реальность проявляется в деятельности человека, его общении с другими людьми.
Психологическую реальность, сформированную у человека на протяжении его жизни можно определить как базовую реальность, которая включает устойчивое Я личности, систему ее принципов и взглядов, установок и оценок. Базовая реальность человека лежит в основе устойчивости мира вокруг него, так как она включает веру человека в свое знание. Если что-то не соответствует базовой реальности, возникает кризис идентичности, смена реальности.
Основная функция психологической реальности – знания. Повседневные, житейские знания, которые характеризуются конкретностью, связаны с индивидуальным опытом человека, создают повседневную форму психологической реальности. Научные знания как обобщенные, объективные, системные знания на основе определенных методологических подходов и принципов, на понимании своеобразия внутреннего мира другого человека создают экспертную форму психологической реальности. При усвоении психологических знаний происходит столкновение повседневной и экспертной форм психологической реальности, что важно учитывать в преподавании психологии.
В.С.Герасимова специфическими особенностями психологических знаний считает следующие: предметом психологической науки является постоянно меняющаяся личность, поэтому ее познание требует глубины проникновения, а не точности; предмет познания и познающая сторона – личности, поэтому процесс познания психологической науки диалогичен; процесс познания психологических явлений требует не только логического, но и образного, наглядно-действенного мышления, развитого воображения; психологическое знание можно представить в виде определенной обобщенной структуры, которая не представляет собой научную данность, а является удобной в методическом плане [6, с. 8-9].
По мнению А.А.Полонникова [17], при усвоении психологических знаний важно учитывать следующие особенности:
- комплексность знания – теоретическое и практическое знание;
- специфика практического психологического мышления – умение разрешать практические задачи и ситуации;
- эклектичность знания – сочетание различных концепций и подходов;
- ситуационная ориентировка в усвоении психологического знания – влияние реальных жизненных ситуаций и примеров;
- личностная включенность обучаемого в образовательный процесс, творческое порождение знаний самими учениками.
Формирование научных знаний, экспертных форм психологической реальности в методологическом плане может осуществляться в рамках различных парадигм, рассматриваемых как система принципов и подходов при изучении предмета конкретной дисциплины. Выделяют естественнонаучную, гуманитарную и практическую парадигмы.
В рамках естественнонаучной парадигмы изучение психологических объектов происходит как познание категорий, понятий, закономерностей, механизмов, что позволяет сформировать научную картину мира на основе различных теорий и концепций. Исследователь в рамках данной парадигмы выступает в роли незаинтересованного субъекта, наблюдателя, который «добывает» знание. Объективность полученного знания доказывается последующими его воспроизведениями и проверками. Знание законов функционирования психики, выявленных в различных концепциях, позволяет в последующем психологу поступать грамотно при решении практических задач. В соответствии с данной парадигмой при изучении психологических дисциплин необходимо усилить фундаментальную теоретическую подготовку студентов (знание теорий, исследований, закономерностей). Так, например, при рассмотрении любого познавательного процесса важно знать понятие, виды, свойства, закономерности данного процесса, физиологические основы, экспериментальные исследования и теории.
Гуманитарная парадигма соответствует культурологическому подходу в рассмотрении человека и его природы и в ее рамках рассматривается личность человека, его личностные смыслы и ценности, самобытность личности каждого человека как продукта культуры. При изучении психологических объектов в гуманитарной парадигме важно не наблюдение как констатация проявления законов психики, а понимание, основанное на сопереживании неповторимости проявления психики человека, множественности интерпретаций, выявлении индивидуально неповторимых особенностей, связанных с неповторимостью действия социальных и биологических факторов развития. Исследователь, действующий в рамках гуманитарной парадигмы, является личностью со своим мировоззрением, ценностями и отношением к познаваемому, поэтому он оказывает влияние на изучаемого человека, изменяя его. В соответствии с данной парадигмой при изучении психологических дисциплин упор делается на познание индивидуальных и личностных особенностей психики человека, на влияние личности исследователя, на многообразие подходов к рассмотрению конкретных проявлений психики, на диалог.
В рамках практической парадигмы главным является не исследование психологической реальности, а работа с ней, ее преобразование. Преобразование психологической реальности предполагает знание теории, но это знание носит практическую направленность. Практическая парадигма реализуется, прежде всего, при изучении прикладных психологических дисциплин и проведении прикладных исследований (например, педагогическая психология, практическая психология). В рамках данной парадигмы изменяются содержание, формы и методы обучения психологии – они носят практико-ориентированный, компетентностный характер.
Данные парадигмы учитываются как при изучении конкретных дисциплин, так и при выборе содержания, форм и методов обучения.
В.Я. Ляудис [11, с.32-33], характеризуя современную стратегию психологического образования, рассматривает ее как осознанную системную организацию, включающую следующие компоненты:
1. Личность педагога как управленца и организатора образования. Педагог выступает помощников в становлении и развитии личности ученика, а не только носитель предметного знания и хранитель норм. Педагог использует позицию сотрудничества, вдохновения, помощи ученику, а ученик активно взаимодействует с учителем и другими учениками.
2. Изменение функции и строения знаний, которые осваиваются студентами и учащимися, изменение способов организации процесса их усвоения. Усвоение знаний происходит в разнообразных формах поисковой, конструктивной мыслительной деятельности учащихся, как продуктивный творческий процесс.
3. Выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, что предполагает использование групповых форм учения, совместной деятельности, сотрудничества и сотворчества.
4. Изменение критериев оценивания эффективности учения и воспитания. Отказ от оценки, в которой фиксируется достижение учащимся соответствия образцу действия. Необходимо оценивание творческого подхода, усилий, личного вклада, тактики действия.
Тема 3. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования
Учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях регламентируется государственными документами: «Законом об образовании в республике Беларусь», Государственным образовательным стандартом по специальности, базисным учебным планом, учебными программами.
Государственный образовательный стандарт специальности определяет требования к уровню подготовки специалиста.
На основе государственных образовательных стандартов образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам.
Базисный учебный план содержит распределение учебной нагрузки (дисциплины) и учебное время. Базисный учебный план состоит из двух частей: 1 – инвариантная часть, в которой предусматривается изучение учебных дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом (обязательна для всех); 2 – вариативная часть, в которой реализуется региональный компонент образования и составляется учебным заведением (дисциплины по выбору, спецкурсы и спецсеминары).
На основе базисного учебного плана учреждения образования составляют рабочие учебные планы, в которых конкретизируется содержание и учебное время.
Учебный план включает в себя: перечень учебных дисциплин; распределение дисциплин по семестрам и последовательность их изучения; трудоемкость их изучения (количество часов); формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа); виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).
Психология как предметная область в разной степени представлена в разных учебных планах: в основных образовательных программах высшего психологического образования психологические дисциплины составляют 2/3 от числа дисциплин; в рамках образовательных программ высшего профессионального, а также среднего специального образования специалистов по работе с людьми (учителя, воспитатели и другие работники школьных, дошкольных и внешкольных учреждений, врачи, младший и средний медицинский персонал, юристы, менеджеры, социальные работники и т. п.) преподается несколько психологических дисциплин, например: основы общей психологии, социальная, педагогическая, возрастная психология и др.); в основных образовательных программах высшего профессионального образования специалистов естественнонаучного и технического профиля психология преподается как самостоятельная учебная дисциплина или же в рамках курса «Психология и педагогика».
На основе учебного плана преподаватель планирует изучение конкретной учебной дисциплины; определяет, в каком учебном семестре она изучается и с какими учебными дисциплинами может быть связана; определяет количество учебных часов на изучение учебной дисциплины и их распределение по формам организации обучения (лекции, практические, семинарские занятия); определяет виды промежуточной (в текущем семестре – зачет, экзамен, контрольная работа) и итоговой аттестации (экзамен, курсовая или дипломная работа, государственный экзамен).
На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет базовую учебную программу и рабочую учебную программу. Базовая учебная программа содержит: 1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена; 2) пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний; 3) краткое описание содержания изучаемых разделов и тем; 4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса (основная и дополнительная). Если по данной учебной дисциплине разработана и утверждена в Министерстве образования типовая учебная программа, то базовая учебная программа не составляется. Базовая (типовая) учебная программа является официальным документом, в котором отражаются требования государственного образовательного стандарта и на основе которого преподаватель строит процесс обучения.
Рабочая учебная программа является документом, в котором описывается распределение тем базовой учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.
Существует три способа построения учебных программ: линейный, концен трический, спиралевидный
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии) и каждая часть изучается, как правило, только один раз, причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. При линейном способе расположения содержания учебных программ исключается дублирование материала. Этот способ обычно используется в преподавании психологии в вузовских образовательных программах. Однако на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления.
Концентрический способ построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей. Концентрическое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубокое изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. В преподавании психологии в настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ: в средних и в высших учебных заведениях учащихся и студентов обучают одному и тому же материалу, но с разной степенью сложности.
При спиральном способе построения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов. В отличие от линейной структуры при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 357.