Институционалисты утверждают, что наряду с государством существуют и другие социальные институты, создающие право.
Реалисты считают закон клочком бумаги, пустым звуком, сосудом, который
нужно еще наполнить. Противопоставляя право и реальность они отдавали
предпочтение реальным действиям чиновника. Право, по мнению Дж. Дьюги, это деятельность по средствам которой можно вмешиваться в другую деятельность.
№89. Естественно-правовая теория.
Идеи «естественного права» высказывались уже в античную эпоху Сократом, Платоном и Аристотелем. Так, еще Протагор в Платоновом диалоге называет закон тираном, принуждающим людей поступать вопреки природе. В Средние века Фома Аквинский в своем учении о праве выделяет три вида законов: вечный закон как проявление божественного разума; естественный закон, составляющий основу положительного законодательства; и положительный закон, создаваемый человеком.
Однако логически завершенную форму и наибольшее распространение эта теория получила в период буржуазных революций, когда выступала как антипод феодально-религиозному толкованию права. Буржуазную направленность этой теории придал Г. Гроций, считавший, что право делится на естественное (закон природы) и волеустановленное (источником которого является воля Бога или человека).
Представители этого напраления: Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев,
Э. Фехтер, Ж. Бюрдо, Д. Дженкинс и другие. Согласно этой теории в мире существует две системы права.
Позитивное право — не вечное, полностью зависящее от законодателя.
Естественное — основанное на естественных законах развития человека, который от рождения приобретает права на жизнь, свободу, собственность и т.д. Это право вечно и неизменно, оно коренится в самой человеческой природе и не зависит от государственных границ. В том государстве, где позитивные законы не сообразуются с естественными, народ приобретает право на их изменение с помощью революции.
№90. Историческая школа права.
Возникла в Германии в начале XIX в. Ее представители: Г. Гуго, Г. Пухта, Ф. Савиньи и другие. На содержание научной школы в значительной мере повлияло состояние Германии того времени. Это была страна, раздробленная на княжества. Король имел лишь номинальную власть, а буржуазия была еще так слаба и разобщена, что мечтала лишь о незначительном усовершенствовании общества, стремилась к компромиссу и была напугана революцией во Франции.
Сторонники данной теории собрали богатый исторический материал и на его основе утверждали, что каждый народ обладает своим правом, которое коренится в народном духе, имеет национальную специфику. Не разум или воля отдельных лиц является источником права, а народный дух, проявляющийся в народном сознании и прошедший долгий путь внешнего выражения. По мнению Г. Пухты – право есть общая воля всех членов правового общества… Все члены народа соединены этим общим юридическим сознанием, как общим языком, общей религией… в единый союз, основанный на телесном и духовном родстве… Народный дух есть источник человеческого и естественного права.
Оно формируется и развивается очень медленно, подобно национальному языку, и выражается первоначально в обычаях, которые, какими бы они ни были, известны всему народу. Будучи логико-языковым феноменом, действующее право с помощью законодателя облекает мысли человека в слова и словосочетания, порой значительно оторванные от реальной действительности.
Поэтому законы, созданные властью и выражающие ее интересы, мало кто знает. Следовательно, право Германии — это одно, а право Франции — совершенно иное, несмотря на формальное сходство некоторых законодательных актов. Закон оправдан только в такой степени, в какой он соответствует «народному духу».
№91. Психологическая теория права.
Данная теория сложилась в конце XIX –начале XX в. Ее основоположником считается Л.И. Петражицкий, который отмечал, что юридическая наука, формально различая объективное и субъективное право, за основу определения его природы берет только объективное право (право, созданное государством), игнорируя влияние отдельной личности.
По его мнению и мнению его сторонников (Росс, Кейснер и др.), наряду с позитивным правом существует интуитивное право, складывающееся из психических переживаний (эмоций) отдельных лиц.
Правовые эмоции носят двусторонний императивно-атрибутивный характер.
Их императивность состоит в осознании определенного поведения как некоего долга, обязанности. В этом их сходство с моральными эмоциями, которые выражаются в одностороннем переживании невыполненного долга.
Атрибутивность состоит в правомерности поступка, в осознании возможности его совершения как атрибута, как неотъемлемого свойства самого человека. То, к чему обязаны одни, причитается другим, как нечто им должное, авторитарно им предоставленное, за ними закрепленное как атрибут. Только когда люди осознают свое право и начинают его использовать, только тогда и начинается реальная жизнь права.
Единственным источником права, по утверждению Л.И. Петражицкого, является сознание человека. До тех пор, пока не будет внутреннего, психологического осознания права как моего, не будет и стабильного, устойчивого правопорядка.
№92. Нормативистская теория права.
Данная теория была создана в начале XX в. Г. Кельзеном. Ее известными представителями были Р. Штаммлер, П.И.
Новгородцев и т.д. Согласно учению Г. Кельзена весь мир делится на «мир сущего» и «мир должного», которые никак не связаны между собой. Право относится к «миру должного» и представляет собой систему норм абстрактного долженствования, расположенных в виде пирамиды. В основании этой пирамиды расположены индивидуальные акты, а на вершине некая «основная норма», придающая юридическую силу всей системе права. Развивая идею «категорического императива» И. Канта о праве как общеобязательном проявлении «чистой» воли, Кельзен утверждал, что право ничем не детерминировано, ни с чем не связано и существует само по себе, создавая правовой порядок. Поэтому свое учение он называл «чистой теорией права», призывая юристов заняться только нормами, техникой их совершенствования. Поскольку без них в обществе царит хаос и произвол. Г. Кельзен советовал освободить юридическую науку от влияния идеологии, экономики, религии и морали, различного рода идей, терминов и принципов, лишь искажающих содержание права. В сфере права отсутствуют закон причинности. Его нормы не утверждают того, что происходит в действительности, а только требуют определенного поведения. Его сторонники обосновывали тем самым идею укрепления законности, ограничения судейского усмотрения и самоограничения власти.
№93. Юридическая техника.
Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.
Условно юридическая техника разграничивается на:
1) технику изложения воли законодателя,
2) технику ее документального оформления.
Техника изложения воли законодателя предполагает соблюдение синтаксических, стилистических, лингвистических и терминологических правил. Это связано с тем, что основным, господствующим способом выражения юридических норм является письменная речь. Исходной единицей текста, состоящей из отдельных слов и словосочетаний, является предложение. Именно предложение способно выразить законченную мысль. Его конструкция не должна быть ни излишне сложной, ни искусственно упрощенной. Все члены предложения должны быть согласованы между собой.
Текст юридического акта должен отличаться простотой стиля, четкостью и краткостью формулировок, эмоциональной нейтральностью. Для юридических актов характерны директивность и официальность стиля. Поэтому язык и стиль нормативных, интерпретационных, правоприменительных и иных юридических актов не должен отличаться друг от друга. При изложении правовых предписаний используются три вида терминов: общеупотребительные, специально-технические и специально-юридические. Юридическая терминология подразделяется на общеправовую, отраслевую и межотраслевую.
Средствами организации правовой материи для регулирования отношений, отличающими определенной спецификой, являются:
нормативное построение , выражающееся в структурной организации правовых предписаний (гипотеза, диспозиция, санкция), в употреблении их различных разновидностей (регулятивных, охранительных) и т.д.;
юридическая конструкция —типовая модель, отражающая правовое состояние структурно организованного явления правовой жизни. Это согласованное взаимодействие комплекса юридических средств, направленное на достижение определенно юридической цели. Содержание юридической конструкции складывается их выстроенных в определѐнную структуру средств и способов правового воздействия, которые лишь в своѐм системно логическом взаимодействии обеспечивают достижение желаемого результата.
отраслевая типизация выражается в использовании таких конструкций, нормативных построений и терминологии, которые рассчитаны именно на данную отрасль права.
Техника документального оформления предполагает структурную организацию юридического текста и оформление официальных реквизитов. Для этого предложения объединяются в логически связанные абзацы, части статей, статьи, параграфы, главы, разделы и части. Целью такой структурной рубрикации нормативно-правового акта является придание ему композиционной завершенности и четкости, что позволяет быстро ориентироваться в содержании.
Официальный характер юридического акта подтверждается выделением определенных реквизитов: наименования акта, его заглавия, даты принятия и введения в действие, порядкового номера, подписей, печати.
В зависимости от специфики содержания юридической деятельности различают правотворческую, правоприменительную и интерпретационную юридическую технику.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 252.