По предмету правового регулирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- по отраслям права, т.е. по тем о/о, которые они регулируют

По методу правового регулирования:

- Императивные – властные предписания государства о том варианте поведения, который хочет видеть законодательный орган

- Диспозитивные – представляют субъектам возможность договориться, выбрать приемлемый для них вариант поведения в приделах закона по своему усмотрению

- Поощрительные – содержат предписания морального и материального стимулирования субъектов за одобряемый государством полезный отличительный вариант их поведения, результатом которого может быть награда, премия и т.д.

- Рекомендательные – нормы, закрепляющие желательный с точки зрения государства вариант урегулирования определенных общественных отношений. Они не обязывают адресата совершать предусмотренные в них действия или не совершать их, а предоставляют право самому определить свое поведение

По форме выражения :

- Обязывающие

- Запрещающие

- Управомачивающие

По сфере действия:

- Общефедеральные

- Республиканские (региональные)

- Местные

 -Локальные

По юридической силе:

- Нормы законов

- Нормы подзаконных НПА.

По функциональной направленности:

- регулятивные — направленные на позитивное регулирование отношений. Они указывают на то, как нужно действовать, чтобы достичь позитивных результатов, приобрести какое-либо благо;

- охранительные — направленные на обеспечение регулятивных норм, их

охрану от нарушений или восстановление нарушенного состояния.

По уровню реализации государственной воли различают :

- Статутные нормы являются необходимой предпосылкой регулирования конкретных общественных отношений. Они закрепляют общие правовые положения субъектов и устанавливают общерегулятивные правоотношения с их участием.

- Функциональные нормы определяют порядок поведения участников конкретных общественных отношений в границах установленной для них сферы деятельности и предоставленных полномочий.

По содержанию: нормы с

- техническим;

- организационным;

- экономическим;

- политическим

- и т.п. содержанием.

Различают и другие разновидности норм. Так, в зависимости от специфики цели выделяют коллизионные, компенсационные, компетенционные и иные разновидности.

 

№44.Понятие и виды форм права. Источники права.

Право – это система общеобязательных формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую и государственную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Формальная определенность права, как один из его основных признаков, означает форму его внешнего выражения. Юридические нормы содержатся в тех или иных формах, зафиксированы в них. В таком виде они становятся общеобязательными, приобретают юридическую силу.

Правила поведения становятся юридическими предписаниями с момента их формального закрепления.

Форма права – внешнее выражение правовых предписаний связанное с их закреплением в определенных официальных актах.

В формах права упорядочивается его содержание, придается юридическая сила, т.е. государственно – властный характер.

Совокупность всех форм права составляет внешнюю структуру права.

Форма права:

1) фиксирует, закрепляет право

2) является источником правовой информации об особенностях регулирования экономических, политических, трудовых и т.п. отношений;

3) организует, синтезирует, приводит в порядок содержание права;

4) благодаря официальным реквизитам гарантирует от возможной подмены, минимизирует возможность проявления субъективизма при вынесении конкретизирующих юридических решений.

Источники права. В литературе сложилось две точки зрения по поводу соотношения формы права и источников права:

1) Это одно и тоже

2)Источник права – это более широкое понятие, чем форма права, при этом форма права – это один из элементов источников права.

Источники права – истоки формирования права, т.е. его основания и причины, факторы, предопределяющие его содержание и формы выражения.

Виды источников права:

- в материальном смысле слова – это экономические отношения, т.е. способ производства материальных благ (материальные условия жизни общества, интересы и потребности людей),

- в идеологическом смысле – это правосознание законодателя, правовые доктрины, традиции, религиозные представления,

- источники в юридическом смысле – это формы права, т.е. формы внешнего документального закрепления права.

Виды форм права:

- Правовой обычай — исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования обычное правило поведения, санкционированное государством.

- Правовой прецедент — такое решение государственного органа, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Его разновидностями являются судебный и административный прецедент.

- Нормативный договор - добровольное нормативное соглашение между равноправными правотворческими субъектами по поводу деятельности, представляющее их общий интерес.

- Нормативно-правовой акт — принятый в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

45.Правотворчество: понятие, принципы и виды.

Правотворчество — это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на создание, изменение и отмену юридических норм.

Признаки правотворчества:

1. Это — особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение отношений.

2. Это — государственно-властная деятельность, составляющая монополию государства, иные субъекты участвуют в ней лишь с согласия и под контролем государства.

3. Это — интеллектуально-волевая деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования.

4. Это — процедурная деятельность, детально регламентируемая законом.

5. Содержание этой деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм.

Функции правотворчества:

• обновление нормативного материала;

• восполнение пробелов в праве;

• упорядочение, систематизация нормативных актов.

Принципы правотворчества:

1. Демократизм проявляется в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности.

2. Научность. При разработке и издании нормативного акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины. Должны просчитываться последствия принятия акта. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Обязательно проведение правовой и лингвистической экспертиз, проводят и экономическую экспертизу.

3. Законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, то есть осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы.

4. Национальное равноправие. При формировании правотворческого органа, а также при подготовке и издании нормативного акта должна предоставляться реальная возможность всем заинтересованным нациям и народностям на равных началах участвовать в этих процессах.

5. Системность. Принятый нормативный акт не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами. Иногда в литературе выделяют еще такие принципы, как плановость, гуманизм и профессионализм, гласность, справедливость.

Виды правотворчества:

1. Непосредственное правотворчество народа - референдум.

2. Правотворчество государственных органов. 3 уровня:

- федеральный

- региональный

- локальный

3. Санкционированное правотворчество негосударственных организаций, выражается в правотворчестве:

- органов местного самоуправления;

- профессиональных и политических организаций (профсоюзы, и т.д.);

- коммерческих и иных негосударственных производственных организаций и товариществ.

4. Совместное правотворчество государственных органов и иных учреждений.

5. Нормативные договоры.

№46.Понятие и виды нормативно-правовых актов.

 Нормативно-правовой акт – это принятый в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

НПА характеризуется следующими признаками:

1. является результатом правотворческой деятельности компетентных органов государства или уполномоченных на то социальных организаций и направлен на создание, изменение или отмену юридических норм

2. содержит общеобязательные нормы-правила поведения и исходные нормы

3. достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

4. принимается и реализуется в особом процессуальном порядке

5. имеет строго определенную документальную форму (закон, указ и т.д.)

Виды НПА:

1.по субъектам правотворчества:

•акты, принимаемые в порядке референдума,

•нормативные акты государственных органов,

•нормативные акты иных организаций,

2.по срокам действия:

•акты неопределенно-длительного времени,

•временные акты,

3.по сферам действия:

•общефедеральные,

•региональные (акты субъектов РФ),

- местные

•локальные.

4.по юридической силе:

•законы,

•подзаконные акты.

5.По предмету правового регулирования: отраслевые и сводные, которые регулируют различные сферы гос. управления (устав Ж/Д).

№47.Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права.

Нормативно-правовой акт – это принятый в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Акт применения норм права — это официальный акт, содержащий индивидуально-властное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу (приговор суда, приказ о принятии на работу и т.д.).

Особо следует обратить внимание на отличие нормативно-правового акта от акта применения права. Это важно для правильного определения порядка их опубликования, вступления в действие, систематизации, конституционного контроля, механизма реализации и т.д. Однако это отличие иногда довольно сложно определить и профессионалу.

Для этого необходимо использовать совокупность следующих отличительных признаков:

1) нормативно-правовой акт содержит правила поведения общего характера и регулирует определенный вид общественных отношений. Он рассчитан на множество типичных ситуаций, а акт применения права регулирует конкретное жизненное отношение;

2) нормативно-правовой акт сохраняет действие независимо от исполнения предписания, а акт применения права рассчитан на единичный случай, носит разовый характер;

3) нормативно-правовой акт адресуется неопределенно большому количеству лиц, оказавшихся в типичной жизненной ситуации (не персонифицированный характер), а акт применения права имеет конкретных индивидуально-определенных адресатов.

 

№48.Закон в системе нормативно-правовых актов.

Закон — НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов.

Их положение определяется следующими основными признаками:

а) законы принимаются высшими представительными органами законодательной власти или непосредственно народом (референдум)

б) законы обладают высшей юридической силой-  содержание всех иных НПА не должно противоречить законам.

В случае противоречия закону подзаконный акт должен быть отменен или приведен в соответствие с законом. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял.

в) законы регулируют наиболее важные, общественно значимые отношения. Они содержат нормы основополагающего характера, конкретизирую и детализируют эти нормы подзаконные НПА.

г) законы принимаются, изменяются и отменяются в особом процессуальном порядке (законодательный процесс).

Виды законов:

1. По сфере действия:

-общефедеральные законы;

-законы субъектов РФ.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям права:

- государственно-правовые;

- уголовно-правовые;

- гражданско-правовые и т.д.

3. По времени действия:

- постоянные

- временные (особое место – чрезвычайные законы)

4. По юридической силе:

- конституционные законы

- органические или кодифицированные законы (кодексы)

- текущие законы

-законы субъектов РФ.

№49.Основные стадии законодательного процесса в РФ.

Законодательный процесс выступает составной частью процесса правотворчества и включает в себя 4 основных стадии:

1.               законодательная инициатива

2.               обсуждение законопроекта

3.               принятие закона

4.               опубликование закона

1. Законодательная инициатива - это право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона.

Согласно К РФ, правом законодательной инициативы обладают:

•                Президент РФ

•                Совет Федерации

•                Члены Совета Федерации

•                Депутаты Государственной Думы

•                Правительство РФ

•                Представительные органы субъектов РФ

•                Конституционный суд РФ

•                Верховный суд РФ

Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

2. Обсуждение законопроекта - на этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключение ненужных положений.

ФЗ принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

3. Стадия принятия законопроекта.

ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты, либо если в течение 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения ФЗ Советом Федерации, палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению в ГД.

В случае несогласия ГД с решением СФ и согласительной комиссии, ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД.

Принятый ФЗ, одобренный обеими палатами, в течение 5 дней направляется на подписание Президенту РФ для подписания и обнародования.

На эту процедуру ему отводится 14 дней. Вместе с тем, если президент в течение этого срока с момента поступления ФЗ отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном К РФ порядке вновь рассматривает данный закон.  

Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

4.Опубликование закона.

Все ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ.

ФЗ вступают в свою силу на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источники официального опубликования: Российская газета, Парламентская газета, Собрание законодательства РФ.

 

№50.Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Нормативно-правовой акт – это принятый в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

ДЕЙСТВИЕ НПА ВО ВРЕМЕНИ.

Можно выделить несколько вариантов вступления нпа в действие:

1.               Начало действия некоторых нпа определяется моментом их принятия или официального опубликования

2.               Наиболее распространенным моментом начала действия нпа является истечение определенного срока его официального опубликования

3.               Время вступления нпа в действие может быть указано в нем самом или принятом по этому поводу акте

4.               Те нпа, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства вступают в действие с момента их получения этими органами.

Прекращение действия нпа связывается со следующими обстоятельствами:

1.               с истечением срока действия, на который был принят тот/иной временный нпа

2.               в связи с прямой отменой н/а уполномоченным на то органом

3.               в связи с фактической заменой н/а иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений

Принцип – закон обратной силы не имеет . Всякий вновь принятый нпа распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия и вступления в действие.

Однако из этого правила есть исключения:

1.               когда в самом н/а указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия

2.               когда н/а смягчает уголовную ответственность

3.               когда н/а исключает (отменяет) уголовную ответственность 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 291.