- по отраслям права, т.е. по тем о/о, которые они регулируют
По методу правового регулирования:
- Императивные – властные предписания государства о том варианте поведения, который хочет видеть законодательный орган
- Диспозитивные – представляют субъектам возможность договориться, выбрать приемлемый для них вариант поведения в приделах закона по своему усмотрению
- Поощрительные – содержат предписания морального и материального стимулирования субъектов за одобряемый государством полезный отличительный вариант их поведения, результатом которого может быть награда, премия и т.д.
- Рекомендательные – нормы, закрепляющие желательный с точки зрения государства вариант урегулирования определенных общественных отношений. Они не обязывают адресата совершать предусмотренные в них действия или не совершать их, а предоставляют право самому определить свое поведение
По форме выражения :
- Обязывающие
- Запрещающие
- Управомачивающие
По сфере действия:
- Общефедеральные
- Республиканские (региональные)
- Местные
-Локальные
По юридической силе:
- Нормы законов
- Нормы подзаконных НПА.
По функциональной направленности:
- регулятивные — направленные на позитивное регулирование отношений. Они указывают на то, как нужно действовать, чтобы достичь позитивных результатов, приобрести какое-либо благо;
- охранительные — направленные на обеспечение регулятивных норм, их
охрану от нарушений или восстановление нарушенного состояния.
По уровню реализации государственной воли различают :
- Статутные нормы являются необходимой предпосылкой регулирования конкретных общественных отношений. Они закрепляют общие правовые положения субъектов и устанавливают общерегулятивные правоотношения с их участием.
- Функциональные нормы определяют порядок поведения участников конкретных общественных отношений в границах установленной для них сферы деятельности и предоставленных полномочий.
По содержанию: нормы с
- техническим;
- организационным;
- экономическим;
- политическим
- и т.п. содержанием.
Различают и другие разновидности норм. Так, в зависимости от специфики цели выделяют коллизионные, компенсационные, компетенционные и иные разновидности.
№44.Понятие и виды форм права. Источники права.
Право – это система общеобязательных формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую и государственную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Формальная определенность права, как один из его основных признаков, означает форму его внешнего выражения. Юридические нормы содержатся в тех или иных формах, зафиксированы в них. В таком виде они становятся общеобязательными, приобретают юридическую силу.
Правила поведения становятся юридическими предписаниями с момента их формального закрепления.
Форма права – внешнее выражение правовых предписаний связанное с их закреплением в определенных официальных актах.
В формах права упорядочивается его содержание, придается юридическая сила, т.е. государственно – властный характер.
Совокупность всех форм права составляет внешнюю структуру права.
Форма права:
1) фиксирует, закрепляет право
2) является источником правовой информации об особенностях регулирования экономических, политических, трудовых и т.п. отношений;
3) организует, синтезирует, приводит в порядок содержание права;
4) благодаря официальным реквизитам гарантирует от возможной подмены, минимизирует возможность проявления субъективизма при вынесении конкретизирующих юридических решений.
Источники права. В литературе сложилось две точки зрения по поводу соотношения формы права и источников права:
1) Это одно и тоже
2)Источник права – это более широкое понятие, чем форма права, при этом форма права – это один из элементов источников права.
Источники права – истоки формирования права, т.е. его основания и причины, факторы, предопределяющие его содержание и формы выражения.
Виды источников права:
- в материальном смысле слова – это экономические отношения, т.е. способ производства материальных благ (материальные условия жизни общества, интересы и потребности людей),
- в идеологическом смысле – это правосознание законодателя, правовые доктрины, традиции, религиозные представления,
- источники в юридическом смысле – это формы права, т.е. формы внешнего документального закрепления права.
Виды форм права:
- Правовой обычай — исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования обычное правило поведения, санкционированное государством.
- Правовой прецедент — такое решение государственного органа, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Его разновидностями являются судебный и административный прецедент.
- Нормативный договор - добровольное нормативное соглашение между равноправными правотворческими субъектами по поводу деятельности, представляющее их общий интерес.
- Нормативно-правовой акт — принятый в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
№45.Правотворчество: понятие, принципы и виды.
Правотворчество — это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на создание, изменение и отмену юридических норм.
Признаки правотворчества:
1. Это — особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение отношений.
2. Это — государственно-властная деятельность, составляющая монополию государства, иные субъекты участвуют в ней лишь с согласия и под контролем государства.
3. Это — интеллектуально-волевая деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования.
4. Это — процедурная деятельность, детально регламентируемая законом.
5. Содержание этой деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм.
Функции правотворчества:
• обновление нормативного материала;
• восполнение пробелов в праве;
• упорядочение, систематизация нормативных актов.
Принципы правотворчества:
1. Демократизм проявляется в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности.
2. Научность. При разработке и издании нормативного акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины. Должны просчитываться последствия принятия акта. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Обязательно проведение правовой и лингвистической экспертиз, проводят и экономическую экспертизу.
3. Законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, то есть осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы.
4. Национальное равноправие. При формировании правотворческого органа, а также при подготовке и издании нормативного акта должна предоставляться реальная возможность всем заинтересованным нациям и народностям на равных началах участвовать в этих процессах.
5. Системность. Принятый нормативный акт не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами. Иногда в литературе выделяют еще такие принципы, как плановость, гуманизм и профессионализм, гласность, справедливость.
Виды правотворчества:
1. Непосредственное правотворчество народа - референдум.
2. Правотворчество государственных органов. 3 уровня:
- федеральный
- региональный
- локальный
3. Санкционированное правотворчество негосударственных организаций, выражается в правотворчестве:
- органов местного самоуправления;
- профессиональных и политических организаций (профсоюзы, и т.д.);
- коммерческих и иных негосударственных производственных организаций и товариществ.
4. Совместное правотворчество государственных органов и иных учреждений.
5. Нормативные договоры.
№46.Понятие и виды нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовой акт – это принятый в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
НПА характеризуется следующими признаками:
1. является результатом правотворческой деятельности компетентных органов государства или уполномоченных на то социальных организаций и направлен на создание, изменение или отмену юридических норм
2. содержит общеобязательные нормы-правила поведения и исходные нормы
3. достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.
4. принимается и реализуется в особом процессуальном порядке
5. имеет строго определенную документальную форму (закон, указ и т.д.)
Виды НПА:
1.по субъектам правотворчества:
•акты, принимаемые в порядке референдума,
•нормативные акты государственных органов,
•нормативные акты иных организаций,
2.по срокам действия:
•акты неопределенно-длительного времени,
•временные акты,
3.по сферам действия:
•общефедеральные,
•региональные (акты субъектов РФ),
- местные
•локальные.
4.по юридической силе:
•законы,
•подзаконные акты.
5.По предмету правового регулирования: отраслевые и сводные, которые регулируют различные сферы гос. управления (устав Ж/Д).
№47.Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права.
Нормативно-правовой акт – это принятый в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
Акт применения норм права — это официальный акт, содержащий индивидуально-властное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу (приговор суда, приказ о принятии на работу и т.д.).
Особо следует обратить внимание на отличие нормативно-правового акта от акта применения права. Это важно для правильного определения порядка их опубликования, вступления в действие, систематизации, конституционного контроля, механизма реализации и т.д. Однако это отличие иногда довольно сложно определить и профессионалу.
Для этого необходимо использовать совокупность следующих отличительных признаков:
1) нормативно-правовой акт содержит правила поведения общего характера и регулирует определенный вид общественных отношений. Он рассчитан на множество типичных ситуаций, а акт применения права регулирует конкретное жизненное отношение;
2) нормативно-правовой акт сохраняет действие независимо от исполнения предписания, а акт применения права рассчитан на единичный случай, носит разовый характер;
3) нормативно-правовой акт адресуется неопределенно большому количеству лиц, оказавшихся в типичной жизненной ситуации (не персонифицированный характер), а акт применения права имеет конкретных индивидуально-определенных адресатов.
№48.Закон в системе нормативно-правовых актов.
Закон — НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов.
Их положение определяется следующими основными признаками:
а) законы принимаются высшими представительными органами законодательной власти или непосредственно народом (референдум)
б) законы обладают высшей юридической силой- содержание всех иных НПА не должно противоречить законам.
В случае противоречия закону подзаконный акт должен быть отменен или приведен в соответствие с законом. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял.
в) законы регулируют наиболее важные, общественно значимые отношения. Они содержат нормы основополагающего характера, конкретизирую и детализируют эти нормы подзаконные НПА.
г) законы принимаются, изменяются и отменяются в особом процессуальном порядке (законодательный процесс).
Виды законов:
1. По сфере действия:
-общефедеральные законы;
-законы субъектов РФ.
2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям права:
- государственно-правовые;
- уголовно-правовые;
- гражданско-правовые и т.д.
3. По времени действия:
- постоянные
- временные (особое место – чрезвычайные законы)
4. По юридической силе:
- конституционные законы
- органические или кодифицированные законы (кодексы)
- текущие законы
-законы субъектов РФ.
№49.Основные стадии законодательного процесса в РФ.
Законодательный процесс выступает составной частью процесса правотворчества и включает в себя 4 основных стадии:
1. законодательная инициатива
2. обсуждение законопроекта
3. принятие закона
4. опубликование закона
1. Законодательная инициатива - это право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона.
Согласно К РФ, правом законодательной инициативы обладают:
• Президент РФ
• Совет Федерации
• Члены Совета Федерации
• Депутаты Государственной Думы
• Правительство РФ
• Представительные органы субъектов РФ
• Конституционный суд РФ
• Верховный суд РФ
Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
2. Обсуждение законопроекта - на этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключение ненужных положений.
ФЗ принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
3. Стадия принятия законопроекта.
ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты, либо если в течение 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае отклонения ФЗ Советом Федерации, палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению в ГД.
В случае несогласия ГД с решением СФ и согласительной комиссии, ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД.
Принятый ФЗ, одобренный обеими палатами, в течение 5 дней направляется на подписание Президенту РФ для подписания и обнародования.
На эту процедуру ему отводится 14 дней. Вместе с тем, если президент в течение этого срока с момента поступления ФЗ отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном К РФ порядке вновь рассматривает данный закон.
Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
4.Опубликование закона.
Все ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ.
ФЗ вступают в свою силу на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Источники официального опубликования: Российская газета, Парламентская газета, Собрание законодательства РФ.
№50.Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Нормативно-правовой акт – это принятый в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
ДЕЙСТВИЕ НПА ВО ВРЕМЕНИ.
Можно выделить несколько вариантов вступления нпа в действие:
1. Начало действия некоторых нпа определяется моментом их принятия или официального опубликования
2. Наиболее распространенным моментом начала действия нпа является истечение определенного срока его официального опубликования
3. Время вступления нпа в действие может быть указано в нем самом или принятом по этому поводу акте
4. Те нпа, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства вступают в действие с момента их получения этими органами.
Прекращение действия нпа связывается со следующими обстоятельствами:
1. с истечением срока действия, на который был принят тот/иной временный нпа
2. в связи с прямой отменой н/а уполномоченным на то органом
3. в связи с фактической заменой н/а иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений
Принцип – закон обратной силы не имеет . Всякий вновь принятый нпа распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия и вступления в действие.
Однако из этого правила есть исключения:
1. когда в самом н/а указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия
2. когда н/а смягчает уголовную ответственность
3. когда н/а исключает (отменяет) уголовную ответственность
Дата: 2019-02-19, просмотров: 291.