К настоящему времени в юридической науке сложились следующие основные
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

принципы правового государства:

1. Признание человека основной социальной ценностью современности.

Относительно свободное и безопасное положение личности в форме прав, свобод и обязанностей законодательно закрепляется в юридических актах. Провозглашенные права и свободы должны быть реально обеспечены и защищены процедурами и социальными институтами от всех форм проявления произвола.

2. Господство права, которое означает связанность, ограниченность деятельности государства правовыми предписаниями, основанными на сбалансированной воле общества; действия государственных органов и должностных лиц должны осуществляться в соответствии с принципом «дозволено только то, что прямо разрешено законом»; правовую организацию государственной власти, а также верховенство и прямое действие закона.

Каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения должностных лиц к такому исполнению законов, какой обладают должностные лица в отношении граждан.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

Гражданин несет перед государством все виды ответственности. Государство отвечает перед ним лишь в гражданско-правовом порядке, возмещая причиненный вред.

4. Разделение власти в государстве на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью законодательно закрепленной системы сдержек и противовесов; повышение роли суда как основного арбитра возможных споров и конфликтов, как гаранта законности принимаемых решений.

5. Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

№12 .Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

Основоположниками теории разделения властей считаются Джон Локк («Два трактата о государственном правлении»), Ш. Монтескье («О духе законов»).

Разделение властей необходимо для того, чтобы ни одна социальная группа, ни один орган государства не смогли узурпировать власть и использовать ее исключительно в личных или корпоративных интересах. Каждая из этих властей

занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Формально юридически это выражается в четком разделении компетенции.

Главное требование принципа разделения властей, сформулиро­ванное Локком и Монтескье, заключается в том, чтобы ни одна социальная группа, ни один орган государства не смогли узурпировать власть и использовать ее исключительно в личных или корпоративных интересах, необходимо разделить госу­дарственную власть на законодательную (избранную народом и при­званную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания винов­ных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции посред­ством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу­ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограниче­ний в отношении  конкретной государственной власти: законодатель­ной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется до­вольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право приме­нить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Дея­тельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательст­ва, запреты на принятие ею актов, затрагивающих отношения, кото­рые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отне­сти сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Прави­тельству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммер­ческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средст­ва, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на за­щиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состяза­тельности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения , которые за­прещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничи­ваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозво­лено только то, что прямо разрешено законом».

№13.  Понятие и элементы формы государства

Форма государства — это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их теоретической обособленности, характер их взаимоотношений друг с другом и населением и методы организации государственной власти.

Основные структурные элементы формы государства:

1. Форма правления отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.

2. Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.

3. Государственно-правовой режим отражает систему приемов и способов осуществления власти.

№14. Соотношение типа и формы государства

Тип государстваэто совокупность общих признаков, свойственных, как правило, исторически обособленной группе государств и выраженных в единстве их экономической основы, классовой сущности и социального назначения государства.

Форма государства это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, включающий форму правления, форму государственного устрой­ства и политический режим.

Каждый элемент формы, как и форма государства в целом во многом зависят и от типологической характеристики государства, предопределяемой его сущностными свойствами. Каждый тип имеет свою специфику государственной организации.

1. Рабовладельческий тип.

Рабовладельческие государства обеспечивали полноту фактической власти рабовладельцев, отсутствие юридических пределов ее осуществления и полное бесправие рабов. Основным элементом формы государства был государственно-правовой режим, проявляющийся в виде демократии, аристократии, деспотии и тирании. Он отражался на особенностях монархический и республиканской форм правления. Монархия была представлена древневосточной деспотией (Египет, Китай, Индия), а республика существовала в демократической (Афины) и аристократической (Спарта) формах.

Формы государственного устройства в основном были простыми унитарными и сложными (империи), обеспечивающими управление покоренными народами.

2. Феодальный тип.

Государственная власть существовала как атрибут земельной собственности.

Основной формой правления была монархия (раннефеодальной монархией, монархией периода феодальной раздробленности, сословно- представительной и абсолютной монархиями). Республика существовала в форме городской республики (Новгород, Псков).

Государственное устройство было простым и сложным, централизованным и децентрализованным. Политическая взаимозависимость территорий и их лидеров выражалась в отношениях вассалитета и сюзеренитета. Определенное распространение получили союзы государств — торговые лиги, королевские унии, конфедерации.

Государственно-правовой режим во многом предопределялся особенностями господствующей религии. Мог быть как авторитарным при абсолютной монархии, так и демократическим, выражаться в форме непосредственной демократии (в условиях городской республики).

3. Буржуазный тип.

Доминирование принципа формального равенства граждан предопределило широкое распространение республиканской формы правления в президентской и парламентской ее разновидностях. Ограниченная (конституционная) монархия существует лишь как особая форма проявления исторических традиций отдельных народов.

Государственное устройство осуществляется в простой (унитарной) и сложной (федеративной или конфедеративной) формах. Появление разнообразных политических партий и движений оказали непосредственное влияние на расширение использования демократических методов управления обществом. Использование авторитарных, фашистских режимов становится исключением из общего правила.

4. Социалистический тип.

Народовластие социалистического типа государства предопределило возможность использования лишь республиканской формы правления (президентской или парламентской). Государственное устройство осуществляется в простой (унитарной) и сложной (федеративной) формах. Государственно-правовой режим может осуществляться как авторитарными, диктаторскими, так и демократическими методами.

№15. Форма государственного правления: понятие и виды.

Форма государства — это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Форма правления отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.

Форма правления показывает, как организована высшая власть кто и как правит в государстве.

Монархия  - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха.

Признаки монархии:

1. Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно (возможны и выборы);

2. Концентрирует в одних руках всю полноту государственной власти;

3. Монарх не несет конкретной юридической ответственности за результаты своей деятельности.

Перечисленные признаки являются типичными, идеальными для абсолютной монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и не безграничны.

Ограниченные монархии - власть монарха значительно ограничена представительным органом. К ним относятся сословно-представительная монархия при феодализме и современные конституционные монархии. Такие монархии разделяются на дуалистические, где власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Это своеобразный переходный, промежуточный вариант между абсолютной и парламентарной монархиями (Кувейт, Иорданияи т.д.); и парламентарные, где власть монарха ограничена парламентом и правительством. В них правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при согласии на это соответствующего министра — члена правительства (Англия, Япония и т.д.).

Республика— форма правления, при которой государственная власть делегируется народом представительным органам, избранным на определенный срок.

Признаки республики:

1. Источником власти формально-юридически признается народ.

2. Выборность и сменяемость (срочность) представительной власти.

3. Коллегиальность правления, основанная на разделении властей, позволяющая обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола.

4. Законодательно закрепленная подотчетность и ответственность  власти за результаты своей деятельности.

Основные виды современных республик: президентская (США); парламентская (ФРГ, Италия). Они различаются в зависимости от того, какой из органов власти — президент или парламент формирует правительство и осуществляет прямое руководство им.

В парламентской республике правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Поэтому здесь не действует принцип разделения властей в классическом виде. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. Его роль аналогична роли монарха в парламентской монархии. Все свои действия он вынужден согласовывать с правительством. При этом значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером правящей партии.

В президентской республике парламенту принадлежит законодательная власть. В то же время президенту как главе государства  принадлежат весьма большие полномочия как в правотворческой (законодательная инициатива, право вето на законы, принятые парламентом, принятие указов), так и в исполнительной сферах деятельности.

Будучи главой исполнительной власти, он назначает министров и формирует правительство, которое несет ответственность перед ним, но не перед парламентом. Тем самым устанавливается большая степень политической

стабильности.

В настоящее время получили распространение смешанные формы правления президентской и парламентской республик (Франция, Финляндия).

№16. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Форма государственного устройства выражается в политико-территориальном устройстве государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составляющими его территориальными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация).

Унитарные — единые, централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают (Франция, Финляндия, Норвегия и др.).

Признаки унитарного государства:

1) это единое, суверенное государство, территория которого лишь для удобства управления поделена на административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;

2) с единым, централизованным государственным аппаратом, возглавляемым общими для всей страны высшими органами государственной власти;

3) с единым гражданством;

4) с единой законодательной системой;

5) с одноканальной системой взымания налогов.

В зависимости от способов контроля центральной власти, унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В централизованных на места назначаются представители центра. В децентрализованных избираются органы местного самоуправления.

Сложные — это такие государства, которые состоят из государственных образований, пользующихся той или иной степенью государственного суверенитета.

Федерация — Это союзное государство, территория которого состоит из территорий некогда суверенных государств, обладающих в рамках федерации не только хозяйственной, но и некоторой политической самостоятельностью. (РФ, США, ФРГ.).

Признаки федеративного государства:

1. Наличие двух уровней государственного аппарата (общефедеральный и аппарат субъекта федерации). Союзный парламент имеет двухпалатную структуру, верхняя палата которого представляет интересы субъектов федерации.

2. Граждане федеративного государства, иногда обладают двойным гражданством.

3. Наряду с общефедеральным законодательством каждый субъект федерации имеет свою законодательную систему, которая возглавляется или конституцией, или уставом.

4. как правило создается 2х-палатный парламент.

5. Двухканальная система налогов (для федерального центра и для субъекта

федерации).

Виды федерации:

1. В зависимости от принципа формирования субъектов:

а) территориальная (по территории: США, Германия)

б) национальная (по нациям: Бельгия).

в) смешанная (Россия).

2. По юридической основе:

а) договорная (на основе договора), при этом у субъектов сохраняется максимум полномочий;

б) конституционная (на основе конституции).

3. По равенству статусов:

а) симметричная (у всех субъектов статус одинаков).

б) асимметричная (у субъектов разный статус).

Независимо от формы государственного устройства территория государства делится на административно-территориальные единицы. Это деление осуществляется на основе экономического (компактное расположение производственных, географических, людских ресурсов), национального (недопустимость разделения одного народа разными административно-территориальными единицами) и политического (близость органов власти и управления к населению) принципов.

№17. Политический режим: понятие и виды.

Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления государственной власти.

Различают антидемократические и демократические государственно-правовые режимы.

Антидемократические режимы  имеют следующие отличия:

- народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

- вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты;

- устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);

- решения центральной власти во многом основываются на самостоятельно установленных полномочиях и реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат, устанавливается полное преимущество государства над правом;

- личность лишена надлежащих гарантий своей безопасности, она с трудом может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены, устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.

Тоталитарный режим характеризуют такие особенности:

- существование одной официальной идеологии, формируемой правящей партией, возглавляемой вождем;

- сращивание правящей партии с государственным аппаратом, абсолютная концентрация власти, объединяющая и законодательную, и исполнительную власти в одном органе;

- крайний централизм в управлении, обеспечивающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан. Действует принцип: «Запрещено все, кроме предписанного»;

Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея.

Авторитарный режим как способ правления с ограниченным плюрализмом устанавливается в периоды кризисного состояния общества, связанного с коренными изменениями исторически сложившегося уклада общественной жизни.

Данный режим предполагает общепризнанную, но не ограниченную правом власть одного лица или группы лиц допускающих лишь формальное проявление демократии (конкурентности при выборах с предсказуемым результатом, показное разделение властей, формальное народовластие при отсутствии у граждан реальных возможностей  повлиять на содержание наиболее важных законов).

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает весьма ограниченные права и свободы граждан.

Переходные и чрезвычайные режимы, имея авторитарную или демократическую направленность, как правило, носят временный характер. Они формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил или при стихийных экологических, социальных и иных потрясениях, угрожающих нормальному функционированию государств, безопасности его граждан.

Демократические режимы имеют следующие отличия:

- народ, будучи источником власти, самостоятельно формирует представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролируя деятельность исполнительного аппарата;

- управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;

- обеспечивается идеологический и политический плюрализм;

- примат права над государством;

- государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус многообразных форм собственности.

 

№18. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система обществаэто упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, политических партий, государственных органов, общественных ор­ганизаций, в рамках которой осуществляется политическая власть.

Политическую систему образуют следующие элементы:

1. Политические организации (государство, политические партии, различные общественные организации и движения, органы местного самоуправления, церковь).

2. Политическое сознание (идеи, ценности, теории, учения, убеждения и пр.), в соответствии с которым осуществляется их деятельность.

3. Политические отношения отношения между субъектами политической системы по поводу государственной власти.

4. Политико-правовые нормы (правила поведения), регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти.

Государство — это социальная организация публичной власти, распространяющая ее на всю территорию и население страны, обладающего для этого специальным механизмом управления и принуждения и издающая НПА для регулирования общественных отношений.

Понятия «государство» и «политическая система общества» соот­носятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом ка­честве государство играет особую роль в политической системе, при­давая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет ос­новной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами об­щества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 296.