1. Устанавливает правовой режим всех элементов политической организации общества, проводит их учет и легализацию.
2. Осуществляет надзор за законностью их деятельности.
3. Обеспечивает стабильность политической системы общества.
4. Устанавливает формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы.
5. Ликвидирует социально-опасные формы и методы борьбы.
6. Интегрирует общество, аккумулирует его волю в виде НПА.
№19. Понятие и классификация функций Российского государства.
Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, в которых выражается его сущность и социальное назначение на определенном этапе общественной жизни.
Цели и задачи государства определяют его функции.
Цель - тот результат, к которому стремится государство.
Задача - средство достижения цели.
Функции государства имеют следующие признаки:
1.Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением.
В авторитарных государствах высшей ценностью является стабильный порядок, для которого свобода личности может стать лишь разрушающим фактором. При этом все функции государства направлены на поддержание его системной
целостности, а интересы всего населения подчинены интересам правящей группы.
2. Это — исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития.
3. Это — устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность в наиболее важных сферах социальной действительности.
4. Они выполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом.
5. Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.
Классификация функций государства:
1) по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;
2) по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;
3) по продолжительности действия: постоянные и временные;
4) по степени общности: основные и неосновные.
Основные и неосновные функции различаются по степени общности, масштабности выполняемых задач.
Основные функции:- осуществляются всем государственным механизмом;- носят комплексный характер.
Неосновные носят менее общий характер, выполняются одним или несколькими органами.
№20. Характеристика основных внутренних функций Российского государства.
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним внутренних задач.
Экономическая функция :
Для осуществления задач сфере экономики происходит:
- структурная перестройка российской экономики;
- поддержка стратегических и социально значимых производств;
- централизованная инвестиционная политика;
- приватизация;
- управление государственной собственностью;
- создание условий для иностранных инвестиций;
- создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.
Социальная функция :
- установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (зарплаты, пенсии, прожиточного минимума и др.);
- поддержка тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);
- обеспечение занятости;
- развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т.д.
Функция финансового контроля (фискальная):
- установление и сбор всех видов налогов;
- формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;
- проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т.д.);
- контроль за денежным обращением в стране и т.д.
Функция охраны правопорядка :
- охрана прав и свобод граждан;
- защита всех форм собственности;
- обеспечение режима законности;
- борьба с преступностью;
- охрана общественного порядка;
- исполнение наказаний;
- профилактика правонарушений и т.д.
Экологическая функция :
- разработка экологической программы страны;
- принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;
- установление правового режима природопользования;
- формирование экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воде, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т.д.);
- контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Функция развития культуры, науки и образования :
- государственная поддержка науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
- сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т.д.;
- признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;
- охрана интеллектуальной собственности;
- установление государственных стандартов в области образования;
- выдача лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.
Функция регулирования межнациональных отношений — особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и многие субъекты Федерации образованы по национально-этническому признаку.
№21. Характеристика основных внешних функций Российского государства.
Внешние функции государства — это основные направления его деятельности по осуществлению стоящих перед ним внешних задач. Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социалистическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.
Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям:
- укрепление и модернизация вооруженных сил;
- развитие оборонной промышленности;
- охрана государственных границ;
- организация гражданской обороны;
- ведение разведки и контрразведки;
- подготовка мобилизационных резервов;
- военное сотрудничество с другими государствами и т.д.
Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает следующее:
- политическое сотрудничество со всеми государствами;
- укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений и обновление системы коллективной безопасности;
- участие в работе международных организаций (ООН и др.);
- участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;
- сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и др.).
Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ :
- укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях;
- создание системы коллективной безопасности;
- совместная охрана границ;
- обеспечение прав человека и национальных меньшинств;
- создание единого информационного пространства.
Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем :
- установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;
- участие в деятельности международных экономических организаций;
- совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;
- предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д.
№22. Формы осуществления функций государства.
Формы осуществления функций государства — это внешне однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют два вида такого рода форм: правовые и организационные.
Правовые формы осуществления функций государства — это деятельность органов государства, связанная с изданием и реализацией юридических актов.
К ним относят
правотворческую деятельность – по подготовке и изданию нпа.
правоприменительную деятельность – по реализации нпа путем принятия актов применения права.
правоохранительную деятельность – по защите прав и свобод человека и гражданина по предупреждению правонарушений и привлечению правонарушителей к юридической ответственности.
Организационные формы осуществления функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей юридических последствий.
К ним относят:
организационно-регламентирующую – деятельность по обеспечению функционирования органов государства: подготовка проектов документов, организация выборов, выработка регламентов.
организационно-хозяйственную – бух учет, статистика, материально-техническое снабжение.
организационно-идеологическую – воспитательная работа, формирование общественного мнения, разъяснение вновь принятых нпа.
Функции государства, их реальное выполнение обеспечивают выполнение социального назначения государства.
№23. Механизм государства: понятие и структура.
Механизм государства — это система государственных организаций, взаимодействующих меж собой и обществом по поводу осуществления задач и функций государства.
Механизм каждого государства состоит из следующих единиц:
1. Системы органов государства, связанных между собой отношениями соподчинения и правомочных совершать действия от имени государства в целом. В ее состав входят:
- органы представительной (законодательной) власти;
- органы исполнительной власти;
- судебные органы;
- органы прокуратуры и некоторые иные контрольно-надзорные органы.
Особое положение в механизме государства занимают силовые структуры организационно входящие в систему органов исполнительной власти (армия, полиция, разведка, тюрьмы и т.д.) и глава государства, выполняющий роль «арбитра» в системе государственных органов.
2. Государственные служащие, профессионально занимающиеся управлением. Следует иметь в виду, что к государственным служащим относится не всякий работник государственного аппарата. Таковым может быть только гражданин, занимающий определенную должность в государственном органе и получающий вознаграждение за свой труд из средств государственного бюджета.
Перечень государственных должностей законодательно закрепляется Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также «Сводным реестром должностей государственной службы Российской Федерации».
3. Государственные учреждения и предприятия, осуществляющие на основе государственной собственности, властных предписаний вышестоящих органов, а также распоряжений непосредственных руководителей (единоличных органов государства), производство потребительской продукции, выполнение работ, оказание разного рода услуг, охрану прав и свобод граждан. К ним относятся разнообразные производственные, образовательные, социально-культурные и т.п. предприятия и учреждения. В отличие от органов государства, они не обладают властными полномочиями и специализированно не выполняют функции управления.
4. Материальные придатки, обеспечивающие надлежащую работу государственного механизма. К числу материальных придатков относятся здания, сооружения и различное оборудование.
№24. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются те основополагающие идеи, которые определяют подходы к формированию и функционированию государственных органов.
Они обладают свойством нормативности, так как прямо или косвенно закрепляются в законах и подзаконных актах и обязательны при формировании любой системы государственных органов.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 247.