4. отраслевые – только внутри конкретной отрасли ответственность сторон в гражданском праве и т.д.
№30.Соотношение экономики, политики и права.
Политика – это деятельность организаций, входящих в политическую систему общества, направленная на формирование и осуществление политической (государственной) власти.
Экономика – это система отношений в сфере производства, распределения и обмена материальными благами.
Право – это система общеобязательных формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую и государственную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Существует две точки зрения на их соотношение:
1. Сформулирована К.Марксом, который утверждал основополагающее значение экономики, как базисного явления по отношению ко всем надстроенным явлениям, к которым относится и политика и право. Преобразования в экономике влекут изменения в политике государства и в праве. Экономические процессы - динамичны, а социальная жизнь статична.
2. Приоритет политики по отношению к экономике , т.к. политика намечает пути и средства решения, стоящих перед обществом задач. Политика влияет на экономику троякими способами: ее деятельность соответствует развитию страны; либо ускоряет ее; либо тормозит. В третьем случае происходит кризис отношений между экономикой и политикой, результатом этого становится смена государственно-политического строя.
Право всегда вторично по отношению к политике и экономике . Оно производно от политики и служит средством ее влияния на экономику. Право – инструмент воздействия государства на все стороны как общественной жизни, так и экономического развития государство. Право объективирует, осуществляет и охраняет политические интересы и тем самым выполняет свою роль.
№31.Правовая политика: понятие и основные приоритеты.
Правовая политика - это обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов, сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни.
Правовая политика может быть успешной при условии еѐ соответствия принципам: социально- нравственной обусловленности, справедливости, научной обоснованности и реалистичности, легитимности, гласности, сбалансированности интересов личности, государства и обществ, соответствия национальному праву и международным стандартам.
Накопившиеся проблемы и кризисные явления в развитии Российского общества, ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют еѐ приоритеты.
Приоритетами правовой политики являются:
– преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление еѐ координирующей роли на основе общенационального представительства;
– борьба с бюрократизмом и коррупцией. Устранение отчуждения власти от насущных интересов населения;
– выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;
- четкое разграничение правотворческих полномочий между федеральными органами, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления;
– поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;
– улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;
– устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования. Усиление моральных аспектов в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;
– укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.
№32.Функции права: понятие и классификация.
Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается социальное назначение права.
Виды функций права:
1. общесоциальные
· культурно-историческая – право аккумулирует духовные ценности достижения человека (демократия, права человека, законность, социальная справедливость, правоспособность и др.)
· информационно-ориентирующая – нормативно-правовые акты и иные источники права содержат в себе информацию о последствиях тех или иных поступков
· воспитательная – происходит формирование у участников общественных отношений убежденности, целесообразности и справедливости предлагаемого порядка управления
· социальный контроль – происходит через стимулирование, поощрение и др.
В литературе выделяют функции права по сферам действия:
· экономическая
· политическая и др.
2. специально юридические – это направление воздействия права, выражающее его сущность как государственного регулятора общественных отношений. С помощью юридической функции происходит упорядочение общественных отношений.
· Регулятивная функция- это направление правового воздействия, отражающее организацию отношений с помощью юридических приемов и средств (дозволений, поощрений, льгот и т.д.)
a. Регулятивно-статистическая функция – это закрепление в нпа основ конституционного строя, форм государства, порядка формирования и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, форм собственности, правового статуса граждан, ЮЛ и иных субъектов права
b. Регулятивно-динамическая функция – обеспечивает различные процессы (гражданский и торговый оборот, трудовые, финансовые отношения)
· Охранительная функция – это функция негативного регулирования. Она направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивной функции, охрана нарушений права в целом. Ее задача - предупреждение и пресечение правонарушений, защита и восстановление нарушенных прав.
Обе функции взаимодействуют между собой в процессе правового регулирования общественных отношений.
№33.Понятие структура и роль правосознания.
Правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:
- носителем правосознания является человек или общность людей;
- отражает государственно-правовые явления;
- выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
- носит оценочный характер, так как отражает не только степень знания состояния правовой действительности, но и его сопоставление с перспективами развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью в целом;
- тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т.д.).
Правосознание – это система чувств, эмоций, взглядов, идей и гипотез, в которых выражается отношение людей к праву и иным явлениям правовой действительности.
Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни.
Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:
а) в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний; Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов.
б) в правоприменительной практике при разрешении конкретных жизненных ситуаций;
Структура правосознания
правовая психология — совокупность чувств, мнений, переживаний, предрассудков и т.п., выражающих отношение человека к правовой действительности.
правовая идеология — это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.
Виды правосознания
Обыденное правосознание складывается у людей на основе жизненного опыта. Отождествляется со справедливостью.
Доктринальное правосознание - носителями являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т.д.).
Профессиональное – у юристов.
С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на:
общественное, групповое (классовое) и индивидуальное.
Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:
познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;
оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей.
регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.
В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.
№34. Правовая культура: понятие и структура.
Правовая культура это:
- часть общей культуры, так как в любом обществе есть правовая культура;
- выражение ценностной характеристики правовых явлений;
- отражение качественного состояния правовой жизни.
Правовая культура — это юридическое богатство общества, отражающее уровень развития правового прогресса, который воплощает в себе создаваемые и созданные, национальные и интернациональные юридические ценности, обеспечивающие должный уровень правового состояния общественной жизни и гарантирующие достойное положение личности в ней.
Она не только сохраняет и выражает общечеловеческие, мировоззренческие ценности, но и трансформирует их применительно к юридической сфере деятельности.
Правовая культура формируется всем обществом. Это результат интеллектуальной совокупной деятельности многих людей, передающийся из поколения в поколение.
Структура правовой культуры:
1. Правовая психология
2. Правовая идеология
3. Юридически-значимое поведение
Виды правовой культуры. Различают правовую культуру общества, индивида и социальной группы.
Правовая культура общества является частью его общей культуры. Уровень ее развития можно определить по следующим показателям:
а) состояние правосознания населения и должностных лиц;
б) уровень совершенства законодательства и состояние законности в стране;
в) соотношение общечеловеческого и национального в праве;
г) степень развитости в стране юридической науки и юридического образования;
д) эффективность деятельности правоприменительных органов и защищенность прав личности.
Важное значение для государства имеет профессиональная культура работников правоохранительных органов.
Ее должны отличать следующие черты:
а) знание и уважение права, действующего законодательства;
б) законность действий при выполнении должностных обязанностей;
в) умение пользоваться данной властью, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям;
г) способность эффективно обеспечить права и свободы граждан;
д) умение вести правовое обучение и воспитание подчиненных, граждан;
е) быстро и правильно оформлять необходимые юридические документы.
Создание и функционирование в нашей стране правового государства невозможно без воспитания у граждан высокой правовой культуры.
Правовая культура личности включает в себя следующие основные элементы:
а) понимание права и знание действующего законодательства;
б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению, в формировании общественно необходимой ценностной ориентации;
г) реальное юридически значимое поведение.
№35.Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы.
Правовая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, политических партий, общественных организаций, государственных органов, в рамках которой осуществляется политическая власть.
В структуру правовой системы входят следующие элементы:
1. право (законодательство);
2. правотворчество;
3. правосудие;
4. форма права
5. правоприменительная деятельность
6. законность
7. юридическая ответственность
8. механизм правового регулирования и др.
Соотношение права и правовой системы:
Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое.
Право — ядро и нормативная основа правовой системы. Это объединяющий фактор, все остальные элементы производны от права. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.
Выделение понятия «правовая система» позволяет:
- проводить комплексный анализ правовой сферы жизни общества
- решать государственно-правовые задачи с учетом всех правовых средств, входящих в правовую систему
- предлагать качественно новые способы разрешения социальных проблем с учетом всех возможных элементов, входящих в правовую систему
-выявлять возможные способы взаимодействия права с экономикой, политикой. Моралью и иными социальными явлениями.
№36.Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.
Социальные связи между людьми, т.е. общественные отношения, регулируются большим комплексом различных норм – правил поведения.
Все нормы – правила поведения делятся на:
- технические
- социальные.
Технические нормы – правила поведения, регулирующие отношения человека с предметами окружающей среды, природы с различными техническими средствами. Они обеспечивают использование природных ресурсов, безопасность людей в процессе производства, потребления материальных благ.
Признаки, отличающее технические нормы:
1. только один субъект,
2. объект – явления окружающей среды.
3. за нарушение технической нормы не наступает социальная ответственность.
Некоторые технические нормы представляют такое большое значение для людей, что нуждаются в их юридическом закреплении. Они называются технико-правовыми. Оставаясь по своей природе техническими, они закрепляются в НПА. Их нарушение влечет за собой юридические последствия. Например: правило техники безопасности, дорожного движения, противопожарной безопасности.
Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Признаки социальных норм:
1. наличие не менее двух субъектов,
2. в качестве объекта выступает какое - либо благо.
3. наступление социальной ответственности.
Особенностью социальных норм является то, что это мера общественно значимого поведения. Она вырабатывается практикой и основывается как на внутренних побуждениях, так и на внешних стимуляторах поведения человека.
Виды социальных норм :
1. правовые нормы,
2. нормы морали – это правила поведения, регулирующие отношения людей с точки зрения добра и зла, справедливости и другие,
3. обычай – это устойчивое исторически сложившееся правило поведения людей, передающиеся из поколения в поколение и охраняемое общественным мнением.
4. корпоративные нормы – правила поведения, устанавливаемые определенной корпорацией и регулирующие отношения между ее членами.
5. организационные правила – связаны с производственными и организационными отношениями и обеспечивают слаженную работу управленческого аппарата. Например: методические указания в СГЮА.
6. политические нормы,
7. религиозные нормы,
8. семейные нормы,
9. этикет.
10. Особый вид норм – нормы правила поведения, регулирующие отношения человека и животных – зоо нормы ( например, правила выгула собак).
№37.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.
Право – это система общеобязательных формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую и государственную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций справедливости, чести, добра.
Общие черты между правом и моралью (взаимодействие):
1. представляют собой разновидность социальных норм
2. право и мораль преследуют одну и ту же цель и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни
3. у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения
4. определяют границы возможного и должного поведения субъектов
5. право и мораль выступают в качестве культурно – исторических ценностей и играют как воспитательную, так и социально – ориентирующую функции
6. являются надстроечными категориями и соответствуют одному экономическому базису и являются социально – однотипными
7. выражают единство личных и общественных интересов, служат их гармонизации.
Различия между правом и моралью:
1. по способам их установления и формирования.
• Правовые нормы устанавливаются либо санкционируются государством,
• нормы морали возникают в процессе жизнедеятельности людей, создаются общественным мнением.
2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения.
• право обеспечивается государством,
• а нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства государства и его органов, при нарушении морали реагирует общество, складывается определенное общественное мнение.
3. Право едино для всего общества, мораль неоднородна. Она носит дифференцированный характер и зависит от характера социальных групп, к которым принадлежит: классов, наций, коллективов, религиозных конфессий и др.
4. Право и мораль различаются по форме их выражения.
• Право носит писаный характер. Юридические нормы закрепляются в НПА.
• нормы морали не закреплены в письменных актах, возникают и существуют в сознании людей.
5. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на поведение людей.
• право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей (правомерного и неправомерного, законного и незаконного),
• мораль подходит к человеческим поступкам с позиции добра и зла, чести и бесчестия, нравственности и безнравственности.
6. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение.
- Противоправные действия влекут за собой реакцию государства (юридическая ответственность).
- Иной характер носит воздаяние за нарушение нравственных норм – четкой процедуры нет, замечание, нарекание и т.д.
7. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека (эти требования выше у морали). Право наказывает наиболее злостные и опасные для общества проступки.
8. Право и мораль различаются по сферам действия – действие морали шире, чем действие права, ибо мораль охватывает все общество, все социальные институты, а право регулирует наиболее важные области общественной жизни: собственность, власть, труд, правосудие, управление и т.д. Все, что регулируется правом, регулируется моралью, но не все, что регулируется моралью, регулируется правом.
9. Мораль является одной из форм общественного сознания наряду с политикой, искусством, религией и др. Формой общественного сознания является правосознание, а право – это система юридических норм, это инструмент воздействия на общество.
10. У них разные исторические судьбы. Мораль появилась значительно раньше права.
Взаимодействие права и морали.
Определяя поведение человека, право и мораль активно взаимодействую друг с другом, обеспечивая воспитание у него гражданских качеств и поддерживая надлежащую реализацию норм. Мораль составляет нравственную основу действующего права. В свою очередь, право влияет на формирование, развитие и защиту моральных норм.
Противоречия между нормами права и морали вызываются:
1. возможным несовпадением интересов общества и государства;2. некритическим копированием законодателем зарубежных стандартов;
3.единством права и разнородностью морали; 4. динамичностью морали и консерватизмом права, не успевающим за изменениями общественной жизни;5. разницей критериев оценки поведения субъектов;
6. несовпадением уровня требований и т.д.
№38.Понятие нормы права. Отличие правовых норм от иных социальных норм.
Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленная и обеспечиваемая государством и направленных на урегулирование конкретного вида общественных отношений.
Признаки правовых норм:
1. нормы права носят государственно - властный характер, создаются или санкционируются государством и им обеспечиваются.
2. общеобязательность правовых норм означает, что норма права распространяется на всех лиц, попавших в типичную жизненную ситуацию.
3.норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений
4. формальная определенность правовых норм ( закреплены в НПА и иных источниках права)
5. предоставительно-обязывающий характер – этот признак заключается в том, что норма права одним субъектам предоставляет права, а на других субъектов она возлагает обязанности, ибо нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав
6. обеспеченность нормы экономическими, информационными и иными ресурсами государства, включая возможность государственного принуждения, для чего создается особый карательный аппарат.
№39.Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.
Норма права регулирует сложившиеся общественные отношения, устанавливая типичные права и обязанности их участникам, определяя с их помощью модели возможного, должного или запрещенного поведения. Она, с одной стороны, является юридической формой, фиксирующей взаимные права и обязанности субъектов в определенной ситуации, а с другой, содержит особый правовой механизм реализации этих субъективных прав и исполнения корреспондирующих обязанностей. Тем самым права и обязанности становятся основным связующим звеном между нормой, субъектами и запланированным, предполагаемым результатом. Детальность, четкость и взаимокорреспондирующий характер отличают нормы права от иных социальных норм. Наделение участников правоотношений взаимосоответствующими правами и обязанностями по поводу объединяющего их объекта вовсе не означает, что у одного субъекта имеются только права, а у другого — только обязанности. Каждый из них наделен целым комплексом прав и обязанностей. При этом доминирующее положение занимает исходное право одной стороны и исходная обязанность другой. От их реализации зависят все иные права и обязанности. Так, покупатель имеет право приобрести выставленную к продаже вещь, а продавец обязан продать ее. В свою очередь, продавец имеет право потребовать денежного возмещения, а покупатель обязан оплатить и т.д. В то же время, предоставительно - обязывающий характер нормы вовсе не означает, что права и обязанности сторон всегда закрепляются в одной статье юридического акта. Ведь они могут получить отражение и в нескольких статьях тематически связанных актов.
№40.Эффективность правовых норм.
Эффективность правовой нормы определяется соотношением между фактическим результатом ее действия и той социальной целью, для достижения которой эта норма была принята.
Действие нормы вызывает не только юридические, но и иные позитивные и негативные социальные последствия, выходящие за сферу правового регулирования. Поэтому можно говорить о поведенческой эффективности норм, когда достигаются ближайшие, тактические цели, связанные с поведением непосредственных адресатов норм, и фактической эффективности, когда достигаются отдаленные, стратегические цели, связанные с развитием экономики, культуры и т.д.
При этом эффективность нормы следует отличать от таких ее частных проявлений, как полезность, которая выражается в соотношении намеченных позитивных и побочных негативных результатов, возникших вне предвидения законодателя, и экономичность, выражающаяся в соотношении достигнутых результатов и средств, затраченных на их достижение.
Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных отношений. Нормы должны быть приспособлены, адаптированы к специфике той социальной среды, в условиях которой им придется жить и работать. Их эффективность напрямую зависит от степени их соответствия изменяющимся потребностям и интересам общества.
Особую значимость для эффективности нормы имеет качество работы правотворческих органов, создающих норму и планирующих ее результативность.
Результативность действия норм во многом зависит и от характера деятельности правоприменителя, от уровня его профессионализма и относительной независимости при выполнении своего служебного долга.
Только обеспечив реализацию этих условий можно ожидать должной эффективности от правовой нормы.
Причем эффективность различных разновидностей правовых норм может проявляться по-разному. Так, чем больше используются предписания управомачивающих норм, тем выше степень их эффективности, а эффективность запрещающих норм, наоборот, тем выше, чем реже применяются они правоприменительными органами.
№41.Структура нормы права.
Норма права – это общеобязательное формально - определенное правило поведения, установленная и обеспечиваемая государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.
Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих элементов.
Норма права состоит из:
гипотезы, диспозиции и санкции.
Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции — немыслима, без санкции — бессильна.
Гипотеза — структурный элемент нормы, указывающая на жизненные условия, при которых норма права вступает в действие.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 271.