Принцип состязательности и гласности судопроизводства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4. отраслевые только внутри конкретной отрасли ответственность сторон в гражданском праве и т.д.

№30.Соотношение экономики, политики и права.

Политика – это деятельность организаций, входящих в политическую систему общества, направленная на формирование и осуществление политической (государственной) власти.

Экономика – это система отношений в сфере производства, распределения и обмена материальными благами.

Право – это система общеобязательных формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую и государственную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Существует две точки зрения на их соотношение:

1. Сформулирована К.Марксом, который утверждал основополагающее значение экономики, как базисного явления по отношению ко всем надстроенным явлениям, к которым относится и политика и право. Преобразования в экономике влекут изменения в политике государства и в праве. Экономические процессы - динамичны, а социальная жизнь статична.

2. Приоритет политики по отношению к экономике , т.к. политика намечает пути и средства решения, стоящих перед обществом задач. Политика влияет на экономику троякими способами: ее деятельность соответствует развитию страны; либо ускоряет ее; либо тормозит. В третьем случае происходит кризис отношений между экономикой и политикой, результатом этого становится смена государственно-политического строя.

Право всегда вторично по отношению к политике и экономике . Оно производно от политики и служит средством ее влияния на экономику. Право – инструмент воздействия государства на все стороны как общественной жизни, так и экономического развития государство. Право объективирует, осуществляет и охраняет политические интересы и тем самым выполняет свою роль.

№31.Правовая политика: понятие и основные приоритеты.

Правовая политика - это обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов, сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни.

Правовая политика может быть успешной при условии еѐ соответствия принципам: социально- нравственной обусловленности, справедливости, научной обоснованности и реалистичности, легитимности, гласности, сбалансированности интересов личности, государства и обществ, соответствия национальному праву и международным стандартам.

Накопившиеся проблемы и кризисные явления в развитии Российского общества, ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют еѐ приоритеты.

Приоритетами правовой политики являются:

– преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление еѐ координирующей роли на основе общенационального представительства;

– борьба с бюрократизмом и коррупцией. Устранение отчуждения власти от насущных интересов населения;

– выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;

- четкое разграничение правотворческих полномочий между федеральными органами, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления;

– поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;

– улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;

– устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования. Усиление моральных аспектов в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;

– укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

№32.Функции права: понятие и классификация.

Функции праваэто основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается социальное назначение права.

Виды функций права:

1. общесоциальные

· культурно-историческая – право аккумулирует духовные ценности достижения человека (демократия, права человека, законность, социальная справедливость, правоспособность и др.)

· информационно-ориентирующая – нормативно-правовые акты и иные источники права содержат в себе информацию о последствиях тех или иных поступков

· воспитательная – происходит формирование у участников общественных отношений убежденности, целесообразности и справедливости предлагаемого порядка управления

· социальный контроль – происходит через стимулирование, поощрение и др.

В литературе выделяют функции права по сферам действия:

· экономическая

· политическая и др.

2. специально юридические – это направление воздействия права, выражающее его сущность как государственного регулятора общественных отношений. С помощью юридической функции происходит упорядочение общественных отношений.

· Регулятивная функция- это направление правового воздействия, отражающее организацию отношений с помощью юридических приемов и средств (дозволений, поощрений, льгот и т.д.)

a. Регулятивно-статистическая функция – это закрепление в нпа основ конституционного строя, форм государства, порядка формирования и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, форм собственности, правового статуса граждан, ЮЛ и иных субъектов права

b. Регулятивно-динамическая функция – обеспечивает различные процессы (гражданский и торговый оборот, трудовые, финансовые отношения)

· Охранительная функция – это функция негативного регулирования. Она направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивной функции, охрана нарушений права в целом. Ее задача - предупреждение и пресечение правонарушений, защита и восстановление нарушенных прав.

Обе функции взаимодействуют между собой в процессе правового регулирования общественных отношений.

№33.Понятие структура и роль правосознания.

Правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

- носителем правосознания является человек или общность людей;

- отражает государственно-правовые явления;

- выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

- носит оценочный характер, так как отражает не только степень знания состояния правовой действительности, но и его сопоставление с перспективами развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью в целом;

- тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т.д.).

Правосознание – это система чувств, эмоций, взглядов, идей и гипотез, в которых выражается отношение людей к праву и иным явлениям правовой действительности.

Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни.

Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:

а) в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний; Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов.

б) в правоприменительной практике при разрешении конкретных жизненных ситуаций;

Структура правосознания

правовая психология — совокупность чувств, мнений, переживаний, предрассудков и т.п., выражающих отношение человека к правовой действительности.

правовая идеология — это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.

Виды правосознания

Обыденное правосознание складывается у людей на основе жизненного опыта. Отождествляется со справедливостью.

Доктринальное правосознание - носителями являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т.д.).

Профессиональное – у юристов.

С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на:

общественное, групповое (классовое) и индивидуальное.

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:

познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;

оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей.

регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.

В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.

№34. Правовая культура: понятие и структура.

Правовая культура это:

- часть общей культуры, так как в любом обществе есть правовая культура;

- выражение ценностной характеристики правовых явлений;

- отражение качественного состояния правовой жизни.

Правовая культура — это юридическое богатство общества, отражающее уровень развития правового прогресса, который воплощает в себе создаваемые и созданные, национальные и интернациональные юридические ценности, обеспечивающие должный уровень правового состояния общественной жизни и гарантирующие достойное положение личности в ней.

Она не только сохраняет и выражает общечеловеческие, мировоззренческие ценности, но и трансформирует их применительно к юридической сфере деятельности.

Правовая культура формируется всем обществом. Это результат интеллектуальной совокупной деятельности многих людей, передающийся из поколения в поколение.

Структура правовой культуры:

1. Правовая психология

2. Правовая идеология

3. Юридически-значимое поведение

Виды правовой культуры. Различают правовую культуру общества, индивида и социальной группы.

Правовая культура общества является частью его общей культуры. Уровень ее развития можно определить по следующим показателям:

а) состояние правосознания населения и должностных лиц;

б) уровень совершенства законодательства и состояние законности в стране;

в) соотношение общечеловеческого и национального в праве;

г) степень развитости в стране юридической науки и юридического образования;

д) эффективность деятельности правоприменительных органов и защищенность прав личности.

Важное значение для государства имеет профессиональная культура работников правоохранительных органов.

Ее должны отличать следующие черты:

а) знание и уважение права, действующего законодательства;

б) законность действий при выполнении должностных обязанностей;

в) умение пользоваться данной властью, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям;

г) способность эффективно обеспечить права и свободы граждан;

д) умение вести правовое обучение и воспитание подчиненных, граждан;

е) быстро и правильно оформлять необходимые юридические документы.

Создание и функционирование в нашей стране правового государства невозможно без воспитания у граждан высокой правовой культуры.

Правовая культура личности включает в себя следующие основные элементы:

а) понимание права и знание действующего законодательства;

б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению, в формировании общественно необходимой ценностной ориентации;

г) реальное юридически значимое поведение.

№35.Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы.

Правовая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, политических партий, общественных организаций, государственных органов, в рамках которой осуществляется политическая власть.

В структуру правовой системы входят следующие элементы:

1. право (законодательство);

2. правотворчество;

3. правосудие;

4. форма права

5. правоприменительная деятельность

6. законность

7. юридическая ответственность

8. механизм правового регулирования и др.

Соотношение права и правовой системы:

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы. Это объединяющий фактор, все остальные элементы производны от права. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

Выделение понятия «правовая система» позволяет:

- проводить комплексный анализ правовой сферы жизни общества

- решать государственно-правовые задачи с учетом всех правовых средств, входящих в правовую систему

- предлагать качественно новые способы разрешения социальных проблем с учетом всех возможных элементов, входящих в правовую систему

-выявлять возможные способы взаимодействия права с экономикой, политикой. Моралью и иными социальными явлениями.

 

36.Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

Социальные связи между людьми, т.е. общественные отношения, регулируются большим комплексом различных норм – правил поведения.

 Все нормы – правила поведения делятся на:

- технические

- социальные.

Технические нормы – правила поведения, регулирующие отношения человека с предметами окружающей среды, природы с различными техническими средствами. Они обеспечивают использование природных ресурсов, безопасность людей в процессе производства, потребления материальных благ.

Признаки, отличающее технические нормы:

1. только один субъект,

2. объект – явления окружающей среды.

3. за нарушение технической нормы не наступает социальная ответственность.

Некоторые технические нормы представляют такое большое значение для людей, что нуждаются в их юридическом закреплении. Они называются технико-правовыми. Оставаясь по своей природе техническими, они закрепляются в НПА. Их нарушение влечет за собой юридические последствия. Например: правило техники безопасности, дорожного движения, противопожарной безопасности.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Признаки социальных норм:

1. наличие не менее двух субъектов,

2. в качестве объекта выступает какое - либо благо.

3. наступление социальной ответственности.

Особенностью социальных норм является то, что это мера общественно значимого поведения. Она вырабатывается практикой и основывается как на внутренних побуждениях, так и на внешних стимуляторах поведения человека.

Виды социальных норм :

1. правовые нормы,

2. нормы морали – это правила поведения, регулирующие отношения людей с точки зрения добра и зла, справедливости и другие,

3. обычай – это устойчивое исторически сложившееся правило поведения людей, передающиеся из поколения в поколение и охраняемое общественным мнением.

4. корпоративные нормы – правила поведения, устанавливаемые определенной корпорацией и регулирующие отношения между ее членами.

5. организационные правила – связаны с производственными и организационными отношениями и обеспечивают слаженную работу управленческого аппарата. Например: методические указания в СГЮА.

6. политические нормы,

7. религиозные нормы,

8. семейные нормы,

9. этикет.

10. Особый вид норм – нормы правила поведения, регулирующие отношения человека и животных – зоо нормы ( например, правила выгула собак).

№37.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Право – это система общеобязательных формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую и государственную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций справедливости, чести, добра.

Общие черты между правом и моралью (взаимодействие):

1. представляют собой разновидность социальных норм

2. право и мораль преследуют одну и ту же цель и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни

3. у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения

4. определяют границы возможного и должного поведения субъектов

5. право и мораль выступают в качестве культурно – исторических ценностей и играют как воспитательную, так и социально – ориентирующую функции

6. являются надстроечными категориями и соответствуют одному экономическому базису и являются социально – однотипными

7. выражают единство личных и общественных интересов, служат их гармонизации.

Различия между правом и моралью:

1. по способам их установления и формирования.

• Правовые нормы устанавливаются либо санкционируются государством,

• нормы морали возникают в процессе жизнедеятельности людей, создаются общественным мнением.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения.

• право обеспечивается государством,

• а нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства государства и его органов, при нарушении морали реагирует общество, складывается определенное общественное мнение.

3. Право едино для всего общества, мораль неоднородна. Она носит дифференцированный характер и зависит от характера социальных групп, к которым принадлежит: классов, наций, коллективов, религиозных конфессий и др.

4. Право и мораль различаются по форме их выражения.

• Право носит писаный характер. Юридические нормы закрепляются в НПА.

• нормы морали не закреплены в письменных актах, возникают и существуют в сознании людей.

5. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на поведение людей.

• право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей (правомерного и неправомерного, законного и незаконного),

• мораль подходит к человеческим поступкам с позиции добра и зла, чести и бесчестия, нравственности и безнравственности.

 6. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение.

- Противоправные действия влекут за собой реакцию государства (юридическая ответственность).

- Иной характер носит воздаяние за нарушение нравственных норм – четкой процедуры нет, замечание, нарекание и т.д.

7. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека (эти требования выше у морали). Право наказывает наиболее злостные и опасные для общества проступки.

8. Право и мораль различаются по сферам действия – действие морали шире, чем действие права, ибо мораль охватывает все общество, все социальные институты, а право регулирует наиболее важные области общественной жизни: собственность, власть, труд, правосудие, управление и т.д. Все, что регулируется правом, регулируется моралью, но не все, что регулируется моралью, регулируется правом.

9. Мораль является одной из форм общественного сознания наряду с политикой, искусством, религией и др. Формой общественного сознания является правосознание, а право – это система юридических норм, это инструмент воздействия на общество.

10. У них разные исторические судьбы. Мораль появилась значительно раньше права.

Взаимодействие права и морали.

Определяя поведение человека, право и мораль активно взаимодействую друг с другом, обеспечивая воспитание у него гражданских качеств и поддерживая надлежащую реализацию норм. Мораль составляет нравственную основу действующего права. В свою очередь, право влияет на формирование, развитие и защиту моральных норм.

Противоречия между нормами права и морали вызываются:

1. возможным несовпадением интересов общества и государства;2. некритическим копированием законодателем зарубежных стандартов;

3.единством права и разнородностью морали; 4. динамичностью морали и консерватизмом права, не успевающим за изменениями общественной жизни;5.  разницей критериев оценки поведения субъектов;

6. несовпадением уровня требований и т.д.

№38.Понятие нормы права. Отличие правовых норм от иных социальных норм.

Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленная и обеспечиваемая государством и направленных на урегулирование конкретного вида общественных отношений.

Признаки правовых норм:

1. нормы права носят государственно - властный характер, создаются или санкционируются государством и им обеспечиваются.

2. общеобязательность правовых норм означает, что норма права распространяется на всех лиц, попавших в типичную жизненную ситуацию.

3.норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений

4. формальная определенность правовых норм ( закреплены в НПА и иных источниках права)

5. предоставительно-обязывающий характер – этот признак заключается в том, что норма права одним субъектам предоставляет права, а на других субъектов она возлагает обязанности, ибо нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав

6. обеспеченность нормы экономическими, информационными и иными ресурсами государства, включая возможность государственного принуждения, для чего создается особый карательный аппарат.

№39.Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

Норма права регулирует сложившиеся общественные отношения, устанавливая типичные права и обязанности их участникам, определяя с их помощью модели возможного, должного или запрещенного поведения. Она, с одной стороны, является юридической формой, фиксирующей взаимные права и обязанности субъектов в определенной ситуации, а с другой, содержит особый правовой механизм реализации этих субъективных прав и исполнения корреспондирующих обязанностей. Тем самым права и обязанности становятся основным связующим звеном между нормой, субъектами и запланированным, предполагаемым результатом. Детальность, четкость и взаимокорреспондирующий характер отличают нормы права от иных социальных норм. Наделение участников правоотношений взаимосоответствующими правами и обязанностями по поводу объединяющего их объекта вовсе не означает, что у одного субъекта имеются только права, а у другого — только обязанности. Каждый из них наделен целым комплексом прав и обязанностей. При этом доминирующее положение занимает исходное право одной стороны и исходная обязанность другой. От их реализации зависят все иные права и обязанности. Так, покупатель имеет право приобрести выставленную к продаже вещь, а продавец обязан продать ее. В свою очередь, продавец имеет право потребовать денежного возмещения, а покупатель обязан оплатить и т.д. В то же время, предоставительно - обязывающий характер нормы вовсе не означает, что права и обязанности сторон всегда закрепляются в одной статье юридического акта. Ведь они могут получить отражение и в нескольких статьях тематически связанных актов.

№40.Эффективность правовых норм.

Эффективность правовой нормы определяется соотношением между фактическим результатом ее действия и той социальной целью, для достижения которой эта норма была принята.

Действие нормы вызывает не только юридические, но и иные позитивные и негативные социальные последствия, выходящие за сферу правового регулирования. Поэтому можно говорить о поведенческой эффективности норм, когда достигаются ближайшие, тактические цели, связанные с поведением непосредственных адресатов норм, и фактической эффективности, когда достигаются отдаленные, стратегические цели, связанные с развитием экономики, культуры и т.д.

При этом эффективность нормы следует отличать от таких ее частных проявлений, как полезность, которая выражается в соотношении намеченных позитивных и побочных негативных результатов, возникших вне предвидения законодателя, и экономичность, выражающаяся в соотношении достигнутых результатов и средств, затраченных на их достижение.

Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных отношений. Нормы должны быть приспособлены, адаптированы к специфике той социальной среды, в условиях которой им придется жить и работать. Их эффективность напрямую зависит от степени их соответствия изменяющимся потребностям и интересам общества.

Особую значимость для эффективности нормы имеет качество работы правотворческих органов, создающих норму и планирующих ее результативность.

Результативность действия норм во многом зависит и от характера деятельности правоприменителя, от уровня его профессионализма и относительной независимости при выполнении своего служебного долга.

Только обеспечив реализацию этих условий можно ожидать должной эффективности от правовой нормы.

Причем эффективность различных разновидностей правовых норм может проявляться по-разному. Так, чем больше используются предписания управомачивающих норм, тем выше степень их эффективности, а эффективность запрещающих норм, наоборот, тем выше, чем реже применяются они правоприменительными органами.

№41.Структура нормы права.

Норма права – это общеобязательное формально - определенное правило поведения, установленная и обеспечиваемая государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.

Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих элементов.

Норма права состоит из:

гипотезы, диспозиции и санкции.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции — немыслима, без санкции — бессильна.

Гипотеза — структурный элемент нормы, указывающая на жизненные условия, при которых норма права вступает в действие.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 271.