На этой стадии происходит юридическая квалификация содеянного. Юридическая квалификация — это деятельность уполномоченных на то субъектов по сопоставлению и юридической констатации реально происходивших фактических обстоятельств и их типовой модели, зафиксированной в правовой норме. Это логическое установление тождества жизненного факта формально выраженным юридическим признаком.
Здесь устанавливается:
- действует ли норма на момент разрешения дела
- действует ли она на территории, где решается дело
- распространяется ли она на конкретных субъектов
3. Вынесение и документальное оформление решения — главная, основная стадия. На этой стадии объединяются 3 основных потока информации:
– информация о реальных фактических обстоятельствах, требующих
юридической оценки;
– юридическая информация, зафиксированная в нормах права (юридический состав деяния) и выражающая отношение к такого рода ситуациям со стороны компетентных правотворческих органов и государства в целом;
– социальная информация, выраженная в различных социальных нормах (религиозных, политических, моральных и т.д.), содержащих оценку такого рода деяний со стороны общества, т.к. только совокупность социальных норм, определяет ту модель, посредствам которой личность вписывается в общество. На основе полученной законным образом, допустимой и достаточной информации правоприменитель дает окончательную юридическую оценку содеянного, оформив ее официальным юридическим актом, влекущим юридические последствия.
4. Исполнение принятого решения. Правоприменительное решение должно быть исполнено в полном объеме, воплотив в жизнь не только основное нормативное предписание, но и всю систему основополагающих принципов права в целом. В противном случае, применение права вряд ли можно считать завершенным.
№64. Юридические коллизии и способы их разрешения.
Юридические коллизии — противоречия между юридическими
предписаниями, или актами, регулирующими одно или несколько родственных отношений.
Юридические коллизии не следует отождествлять с конкуренцией юридических норм. При коллизии наблюдается формальное противоречие между несколькими предписаниями по разному регулирующим одну и туже ситуацию, а при конкуренции — лишь некоторое детализированное несоответствие между общей и специальной нормой либо между специальными нормами, выраженное в разной степени конкретизации, объеме и иных малозначительных аспектах регулирования родственных отношений.
Юридические коллизии следует отличать и от юридического конфликта ,
который будучи разновидностью противоречий возникает не между предписаниями, а между субъектами, преследующими различные цели.
Виды юридических коллизий:
1) между нормами права (материального и процессуального);
2) между нормативно-правовыми актами (между Конституцией и Федеративным договором; между Конституцией и иными законами; между
федеральными актами и актами субъектов Федерации; между законами и подзаконными актами; и т.д.);
3) между актами применения права;
4) между актами толкования;
5) между компетенцией или отдельными полномочиями субъектов права;
6) между юридическими процедурами.
Основные способы устранения коллизий:
· предварительная юридическая экспертиза;
· принятие нового акта;
· отмена старого акта;
· внесение изменений в действующие акты
№65. Акт применения правовых норм: понятие, особенности и виды.
Акт применения норм права — это официальный акт, содержащий индивидуально-властное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу (приговор суда, приказ о принятии на работу и т.д.).
Характеризуется следующими признаками:
- исходит от государства, это решение по конкретному делу официального компетентного органа,
- содержит государственное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, оно обеспечивается принудительной силой государства,
- имеет установленную законом форму,
- направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений, т.е. носит персонифицированный характер.
Внешние официальные реквизиты письменного правоприменительного акта:
• точное наименование акта;
• дата издания;
• место издания;
• порядковый номер;
• регистрационный номер;
• полное наименование органа, издавшего акт;
• подписи лица (лиц), принявшего акт;
• печать.
Его содержание составляют:
- вводная часть — наименование акта и органа, издавшего его;
- описательная (констатирующая часть) — изложение фактических обстоятельств юридического дела;
- мотивировочная часть — юридическая оценка фактических обстоятельств;
- резолютивная часть — решение по данному юридическому делу.
Виды правоприменительных актов:
1. По субъектам, осуществляющим применение права:
а) акты федеральных органов власти и управления;
б) акты органов власти и управления субъектов РФ;
в) акты органов местного самоуправления и корпоративных организаций;
г) локальные акты.
2. По предмету правового регулирования (по отраслям права):
а) конституционно-правовые акты;
б) административно-правовые акты;
в) уголовно-правовые акты и т.д.
3. По форме внешнего выражения:
а) акты-документы, т.е. надлежаще оформленные решения компетентных
органов, составленные в письменном виде;
б) акты-действия (устные распоряжения руководителя, жесты регулировщика,
отказ прокурора от поддержания обвинения на суде);
4. По времени действия:
а) акты однократного действия (наложение штрафа);
б) акты длящиеся (назначение пенсии и др.).
5. По функциональному назначению:
а) регулятивные;
б) охранительные.
Требования к содержанию правоприменительного акта:
законность, обоснованность, целесообразность, справедливость.
№66. Толкование права: понятие и виды по субъектам.
Толкование норм права — это интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых норм с целью их наиболее правильного применения.
Объектом толкования является текст юридического акта-документа, в котором объективирована государственная воля по регулированию определенных отношений.
Формы толкования:
- письменная форма – это официальный акт, документ, публикация,
- устная – совет, рекомендация.
В зависимости от особенностей субъекта толкования и возникающих при этом последствий различают:
- официальное,
- неофициальное толкование.
Официальное толкование закрепляется в специальном акте, дается уполномоченными на то органами и влечет юридические последствия.
Разновидностями официального толкования являются:
- нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное),
Виды нормативного : -легальное и аутентическое толкование.
Нормативное толкование рассчитано на повторяемость. Оно имеет юридическое значение для неопределенно большего количества субъектов, оказавшихся в типичной жизненней ситуации.
Казуальное толкование рассчитано на отдельную жизненную ситуацию, конкретный случай (казус) и адресуется к персонально определенным субъектам.
Аутентическое (авторское) толкование дается автором толкуемого акта.
Легальное (делегированное) толкование дается по поручению правотворческого органа иным, специально уполномоченным на то органом (толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ).
Неофициальное толкование дается неопределенно большим количеством субъектов по своей инициативе и не влечет юридических последствий.
Формально проявляется в различного рода рекомендациях, комментарных советах.
Его разновидностями принято считать:
- доктринальное - дается представителями науки, политическими деятелями, научно-исследовательскими институтами и т.д.,
- профессиональное осуществляется юристами-практиками (адвокатами, нотариусами и т.д.),
- обыденное толкование дается отдельными гражданами.
№67. Акты официального толкования: понятие и виды.
Акты официального толкования – это особая разновидность правовых актов, содержащих разъяснения смысла юридических норм.
Признаки:
- представляет собой акт, содержащий разъяснения смысла юридических норм,
- содержит ненормативные предписания и конкретизирующие,
- не имеет самостоятельного значения и действует в единстве с теми нормами, которые толкует,
- не является формой и источником права.
Виды актов:
Дата: 2019-02-19, просмотров: 251.