- социально-политические и организационные
- общие и частные
- принципы формирования и принципы деятельности гос аппарата
1. принципы формирования:
1. принцип разделения властей – позволяет исключить произвол со стороны одной из ветвей власти
2. принцип демократизма – выражается в широком участии граждан в формировании государственных органов (на референдуме, выборах)
3. принцип федерализма – означает, что существуют государственные органы 2-х уровней, принцип отражает учет интересов субъектов федеративного государства
4. принцип равного доступа граждан к государственной службе – не существует ограничений ни по полу, ни по национальности и т.д.
5. внепартийность государственной службы
6. отделение ее от религиозных объединений (церковь отделена от государства)
2. принципы деятельности:
а) иерархичность (соподчинение), которая является формой проявления направляющей управленческой деятельности со стороны центральных органов, обеспечивает единство и согласованность действий всех государственных органов. Однако между органами государства устанавливаются не только вертикальные, но и горизонтальные, а также контрольно-корректирующие связи;
б) демократизм — равная возможность для всех граждан влиять на государственную политику, контролировать деятельность государственных органов. Однако нельзя забывать о том, что демократизм не лишен некоторых недостатков (затянутость управленческих процедур, безответственность, непрофессионализм и т.д.). Поэтому демократизм должен рационально сочетаться с бюрократизмом, профессиональным управлением;
в) гласность — постоянное и систематическое освещение средствами массовой информации деятельности государственных органов. Так, реализуя принцип гласности судопроизводства, все судебные процессы в странах Европы
транслируются в сети Интернет в режиме реального времени;
г) законность — все государственные служащие должны неукоснительно соблюдать правовые требования, их правовые акты не могут противоречить актам вышестоящих органов;
д) профессионализм, предполагающий наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;
е) гуманизм, обеспечивающий приоритет прав и интересов личности в работе государственного аппарата;
-принцип сочетания выборности и назначаемости
-принцип сочетания коллегиальности и единоначалия.
-принцип профессионализма. Создает условия для использования наиболее квалифицированных кадров в деятельности государственного аппарата.
-ответственность служащих за принимаемые решения (юридическая и моральная ответственность)
принцип разделения властей
№26.Орган государства: понятие, признаки и виды.
Первичным элементом механизма государства является государственный орган.
Орган государства – это юридически оформленная организационно и хозяйственно обособленная самостоятельная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно властными полномочиями и необходимыми мощными средствами для осуществления задач и функций государства.
Признаки органа государства, отличающие его от иных организаций общества:
1. самостоятельная часть государственного механизма,
2. орган государства организован и действует на основании К РФ и иных законов,
3. он наделен государственно-властными полномочиями, т.е. такими, которые позволяют ему принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию, применяя государственное принуждение,
4. орган государства выполняет свойственные только ему задачи и функции. Для этого он наделяется соответствующей компетенцией. Орган наделен правом издания юридических актов, они содержат общие и индивидуальные правовые предписания,
5. орган государства имеет соответствующую структуру, материальную базу, финансовые средства, необходимые для осуществления его компетенции,
6. по общему правилу, орган государства состоит из коллектива государственных служащих – гражданин РФ, осуществляющий профессиональную деятельность на государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета.
Классификация органов государства:
1. По форме реализации гос деятельности:
- президент РФ
- органы зак. власти
-органы исп. власти
-гос-хоз органы (администрации предприятий и объединений)
- правоохран органы
- суд органы
- вооруженные силы и служба безопасности
2. по принципу разделения властей:
· законодательные,
· исполнительные,
· судебные,
3. по иерархии:
· федеральные,
· субъектов федерации,
· местные,
4. по срокам полномочий:
· временные,
· постоянные,
5. по порядку осуществления компетенции:
· коллегиальные,
· единоличные,
6. по правовым формам деятельности:
· правотворческие,
· правоприменительные,
· правоохранительные,
7. по характеру компетенции:
· органы общей компетенции,
· органы специальной компетенции (Государственная Дума).
№27.Понятие, сущность и определение права.
Право – это система общеобязательных формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую и государственную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений
Признаки права:
1. его связь с государством. Государство либо непосредственно принимает юридические нормы, либо санкционирует (признает) существующие правила поведения. Право обеспечивается государственным принуждением, применения санкций за его нарушения.
2. государственно – волевой характер права. право – это продукт сознания и воли людей. Этот признак наиболее ярко проявляется во время проведения референдума. Здесь народ непосредственно выражает свою волю при принятии наиболее важной для него НПА, например КРФ. Волевой характер права проявляется в том, что оно реализуется через волевую деятельность людей (в форме исполнения, использования, соблюдения, применения, в правоотношениях). Право выступает формой выражения государственной воли общества. Это проявляется в различных формах социальной жизни по разному. Например: в семейном праве, в гражданском праве, отражаются частные интересы людей, а в экологическом праве – интересы всего населения.
3. общеобязательность права. Право императивно, его требования категоричны. Особенностью этого признака является то, что общеобязательность права проявляется в особом юридическом смысле. Оно общеобязательно для всех людей, попавших в типичную жизненную ситуацию.
4. формальная определенность. Право определяет вид и меру дозволенного поведения. Права и обязанности сторон четко определены, и имеют границы. За нарушение требований юридических норм наступает юридическая ответственность. Она фиксируется в санкциях эти норм. Этот признак права находит свое выражение в том, что нормы права создаются в НПА, нормативных договорах и иных формах права, право носит писанный характер.
5. нормативный характер права. Означает, что оно состоит из норм правил поведения и отправных установлений.
6. системность. Право это не сумма и не некая совокупность юридических норм. Оно имеет свою внутреннюю форму, структуру. Нормы права объединяются в институты и отрасли. Это позволяет праву действенно функционировать.
Сущность права – это соц регулятор общ отнощений. В отличии от иных регуляторов общественных отношений таких как мораль, религия, обычаи и др. право тесно связано с государством, им создается и обеспечивается.
№28.Понятие права в объективном и субъективном смысле.
Право в объективном смысле – это система юридических норм, выраженных в соответствующих НПА и иных формах права независящих от воли и желания отдельных лиц.
Право в субъективном смысле – это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из НПА и иных форм права и зависящие от их воли и сознания.
Между этими двумя представлениями о праве существует тесная взаимосвязь. Объективное право как система абстрактных типичных норм не может быть реализовано без субъективного права, которое детализирует и конкретизирует его применительно к конкретному субъекту, оказавшемуся в конкретной жизненной ситуации. Субъективное право возникает на основе объективного.
№29. Принципы права: понятие и виды.
Принципы права – основополагающие ключевые начала, исходные идеи, выражающие сущность права как особого социального регулятора.
Принципы права отражают основные закономерности права, его природу и представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо формулируются в законе, либо прямо вытекают из его смысла.
Правовые принципы играют важную роль в деле правового регулирования, ибо они определяют основные направления правового воздействия.
В зависимости от сферы распространения выделяют принципы:
1. общеправовые – пронизывают всю систему права, все его отрасли и институты. На них основано правовое регулирование всех общественных отношений. Как правило, они закреплены прямо в законе.
· Принцип демократизма – отражает степень участия граждан в формировании правовой политики государства в создании правотворческих органов, во влиянии на содержание принимаемых ими нпа. Высшее проявление – проведение референдума.
· Принцип справедливости – означает, что все законодательство а также правоприменительная деятельность признаны способствовать утверждению справедливости в регулируемых отношениях и эта справедливость может иметь различные формы проявления: равноправие граждан, соответствие между трудом и вознаграждением за него, соответствие меры наказания тяжести совершенного преступления и т.д.
· Равенство граждан перед судом – означает, что все граждане независимо от их материального положения, национальности, вероисповедания признаются равными в правах и обязанностях, установленных законом. Это принцип из разряда вечных – везде неравенство, и равенство установить невозможно.
· Принцип гуманизма – гуманизм – система взглядов на общество и человека, основанная на идее уважения к ее правам и интересам. Гуманизм – один из основных принципов, на которых строится правовая система демократического государства. Данный принцип закреплен в ст.2 К РФ, где сказано, что человек, его права и свободы – высшая ценность.
· Принцип законности – все органы государственной власти, ОМС, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию и ее законы. Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с остальными актами и действуют на всей территории страны.
· Принцип федерализма – наличие общефедерального и регион законодательства.
2. Межотраслевые – свойственны нескольким отраслям.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 247.