ДЕЙСТВИЕ НПА В ПРОСТРАНСТВЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Действие нпа в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие н/а в пределах государственных или административных границ деятельности правотворческого органа.

Принцип экстерриториальностиозначает, что территории посольств, консульств, морских и воздушных судов находятся под юрисдикцией государства, которому они принадлежат.

ДЕЙСТВИЕ НА ПО КРУГУ ЛИЦ.

Существует общий принцип, в соответствии с которым н/а распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа, т.е. как на граждан данного государства, так и на иностранцев или лиц без гражданства.

№51. Систематизация нормативных актов: понятие, виды.

НПА - это принятый в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения.

Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве правовых актов.

Систематизация обеспечивает эффективность нормотворчества, стимулируя надлежащую реализацию норм, устранение противоречий и пробелов.

1. Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус

инкорпоративных актов не изменяется.

Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического и тематического принципов. Хронологические собрания - «Собрание законодательства Российской Федерации».

Предметно-тематическое систематическое собрание – свод законов РФ.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

2. Консолидация — форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия. (ФЗ «об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

3. Кодификация — это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки и объединения действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

Признаки кодифокации:

-только официальная

-осуществляется законодательным органом

- нпа, нормы которых входят в кодекс теряют в свою юридическую силу.

- нормы, вошедшие в кодекс приобретают равную юрид силу.

Кодификационные акты делятся на три вида:

а) основы законодательств

б) кодекс;

в) устав, положение

№52. Понятие и структурные элементы системы права.

Система права – внутренняя структура права, отражающая совокупность и взаимодействие составляющих ее элементов.

Характерные черты системы права:

1. Объективность – система права складывается объективно, как отражение исторически предопределенных и существующих общественных отношений и потребностей их урегулирования,

2. Единство и согласованность входящих в нее элементов – единство системы обусловлено единством экономической и политической систем, единством воли, общностью принципов правовой системы, которые объединяют весь правовой материал и придают целостность и внутреннюю согласованность, что проявляется в иерархии правовых норм.

3. Способность к дифференциации (делению) – следствие многообразия общественных отношений, требующих различных средств регулятивного воздействия.

4. Способность к развитию – результат постоянного изменения общественных отношений.

Структурные элементы системы права:

1. Норма права - первичный элемент системы права. Именно они составляют основу системы права и регулируют различные общественные отношения различных отраслей права.

2. Отрасль права – обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений

3. Подотрасль права выделяются в рамках наиболее крупных правовых отраслей. Объединяют несколько институтов одной и той же отрасли. Например, в ГП подотрасль – авторское право.

4. Институт права – объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных общественных отношений.

5. Субинституты права - Внутри отрасли между институтами могут существовать отношения субординации и соподчинения. Определенные части крупного института образовывают нередко самостоятельные подразделения – субинституты. Финансовое – дисциплины.

 

53. Частное и публичное право.

Суть деления право на частное и публичное состоит в том, что в любой правовой системе есть комплексы норм, которые обеспечивают либо общественный, публичный интерес (КП, АП, УП), либо интересы непосредственно частных лиц (СП, ГП, ТП).

Публичное право образует нормы, регламентирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон отношений является государство, которое с помощью властных предписаний обеспечивает подчинение других субъектов.

Частное право связано с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, регулирующие и охраняющие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерно:

1. Одностороннее волеизъявление,

2. Субординация субъектов и правовых актов,

3. Преобладание императивных норм,

4. Ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерно:

1. Равенство сторон,

2. Преобладание диспозитивных норм,

3. Свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования,

4. Ориентация на удовлетворение частных интересов.

 

   №54. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

Предмет и метод правового регулирования являются материальным и юридическим критериями деления права на отрасли.

Предмет правового регулирования – это общественные отношения, являющиеся объектом воздействия права (что регулирует отрасль права?).

Данные отношения должны отвечать определенным требованиям:

1. Быть устойчивыми, т.е. характеризуются повторяемостью событий, действий людей.

2. Должны обладать способностью воспринимать правовые требования и контролироваться со стороны общества, государства.

3. В их правовом регулировании должно быть заинтересовано государство.

Структура предмета правового регулирования:

1. субъекты общественных отношений,

2. Содержание общественных отношений (поведение людей),

3. Объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей),

4. Социальные факты (различные события и жизненные обстоятельства).

Метод правового регулированияэто совокупность средств и приемов, с помощью которых обеспечивается регулятивное воздействие на общественные отношения (как регулируются общественные отношения?).

Факторы, определяющие содержание метода:

1. Общее взаимоположение субъектов (равноправное-подвластное),

2. Порядок возникновение прав и обязанностей (из закона, договора),

3. Степень определенности предоставленных прав (допускающие и не допускающие свободу усмотрения адресатов),

4. Способ и средства обеспечения реализации права и обязанностей субъектов (уголовное наказание, материальная ответственность).

Методы правового регулирования общественных отношений тоже похожи. В юридической науке выделяют виды:

1. Императивный – метод властных предписаний, содержащих в себе, как правило, нормы – запреты. Он используется в большинстве случаев в уголовном, административном и некоторых других отраслях права.

2. Диспозитивный – дает известную альтернативу/ альтернативную возможность выбора варианта поведения в рамках закона. Больше присущ гражданскому, коммерческому праву и т.д.

3. Поощрительный – свойственен в основном трудовому праву, где действуют льготные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности работников, повышении ими своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. действие этого метода в некоторой степени охватывает и отрасль административного права (награждение медалями, орденами)

4. Рекомендательный – типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, а также другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении и процессуальном равенстве перед законом и судом. При помощи этого метода государство путем организационной помощи и содействия строит свои отношения с фермерскими и др. с/х организациями. Метод характерен для с/х права

Убеждение и принуждение – также используются в качестве методов, они выступают как необходимые способы воздействия на сознание и поведение людей.

№55. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

1. Отрасль права – обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия:

· Степень своеобразия тех или иных общественных отношений

· Их удельный вес в системе социальных взаимосвязей

· Невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей права

· Необходимость применения особого метода регулирования

Ее составными элементами являются подотрасли, институты и нормы права.

Подотрасль права – совокупность норм права, регулирующих определенную область общественных отношений методом правового регулирования присущем основной отрасли права. Выделяются в рамках наиболее крупных правовых отраслей. Например, в ГП подотрасль – авторское право.

Конституционное право закрепляет основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему государственных органов и их основные полномочия.

Административное право состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере административного управления.

Гражданское право регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, закрепляет и охраняет различные формы собственности.

Уголовное право состоит из юридических норм, охраняющих права и свободы личности, собственность, общественный строй от преступных посягательств.

Трудовое право включает в себя нормы, регулирующие трудовые отношения.

По различным основаниям отдельные отрасли могут объединяться в комплексы отраслей. В связи с этим выделяют отрасли материального и процессуального права; отрасли частного и публичного права; отрасли внутригосударственного и международного права.

Отрасли материального права (уголовное, гражданское и т.д.), состоят из норм, определяющих правила поведения человека в обществе (правовое положение субъектов, основания и условия их вступления в правоотношения, а также права и обязанности конкретных участников, непосредственно регулируемых отношений). Отрасли процессуального права (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и т.д.), состоят из норм, определяющих порядок осуществления норм материального права (определяющие порядок их реализации, охраны и обеспечения).

 

№56. Институт права: понятие и виды

Правоэто система общеобязательных формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую и государственную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений

Институт права — это обособленный комплекс правовых, регулирующий определенную группу родственных отношений, который  характеризуется следующими чертами:

-однородностью фактического содержания (регулирует группу типичных однородных отношения);

-юридическим единством норм (нормы, составляющие институт, выступают как единый согласованный комплекс, обеспечивающий достижение общей цели);

-нормативная обособленность (нормы закрепляются в виде локально обособленных общностей в форме глав, разделов).

Для оказания особого правового воздействия институт отражает своеобразие относительно автономных отношений рамках одной отрасли права. В то же время некоторые отношения настолько тесно взаимосвязаны и

переплетены, что регулируются нормами различных отраслей права, образуя межотраслевые институты (институт собственности).

Виды правовых институтов:

1) по отраслям: уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.д.;

2) по функциональной направленности: регулятивные и охранительные, учредительные;

3) по распространенности в отраслях права:

а) простые (отраслевые) — группа правовых норм, регулирующих отношения в рамках одной отрасли (необходимая оборона в уголовном праве);

б) сложные (межотраслевые) — группа правовых норм, регулирующих отношения в нескольких отраслях (институт «штрафов», «государственной собственности» и др.).

Совокупность нескольких однородных институтов составляет подотрасль права.

Субинститут – совокупность правовых норм внутри правового института, регулирующих специфику видовых общественных  отношений.

 

  №57. Соотношение системы права и системы законодательства.

Система права и система законодательства — взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одного и того же явления — права. Они соотносятся между собой как содержание и внешняя форма.

Система права является основой структурной организации законодательства.

Как правило, отраслям права соответствуют одноименные отрасли законодательства. В свою очередь, система законодательства через посредство правотворческих органов влияет на формирование системы права.

Отличие системы права от системы законодательства:

– система права отражает структуру права и обеспечивает эффективное взаимодействие ее элементов при регулировании общественных отношений.

Система законодательства отражает внешнее проявление права

– исходным элементом системы права является норма права, исходным элементом системы законодательства — статья нормативно-правового акта;

– система права в основном носит объективный характер, система законодательства в значительной степени подвержена влиянию субъективных обстоятельств;

– они не совпадают по объему и содержанию. В отличии от системы права, система законодательства включает в свое содержание некоторые положения, не являющиеся правом (цели, задачи принятия нормативного акта);

– если система права имеет горизонтальную структуру (по отраслям права), то система законодательства структурно организована как по горизонтали (отрасли законодательства), так и по вертикали (по юридической силе актов). Система законодательства, в отличие от системы права, отражает и федеративную основу государства. Кроме того, во взаимодействии этих двух сторон права ведущую роль играет система права, т.к. развитие нормативной базы ведет к изменению и совершенствованию его внешней формы — системы законодательства.

№58. Понятие и основные принципы законности.

Законность является основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической

системы. Состояние законности отражает отношение людей к действующему праву и государственной власти. Охватывая все стороны правовой жизни, законность, с одной стороны, производна от права, поскольку оно закрепляет образцы социально значимого поведения и стимулирует их выполнение, с другой, от субъектов права, поскольку от них зависит степень выполнения требований закона.

Законность — система требований общества и государства, состоящая в точном и неуклонной реализации норм права всеми и повсеместно. 

Принципы законности — это обусловленная закономерностями общественного развития система основополагающих идей, определяющих основное содержание режима законности в стране.

Основные принципы законности:

1. Единство законности, означающее единообразие правового регулирования однородных общественных отношений на всей территории государства.

2. Всеобщность законности означает равное требование ко всем без исключения субъектам исполнять закон. Совершение правонарушения должностным лицом, занимающим ответственное положение, в ряде случаев должно расцениваться как обстоятельство, отягчающее ответственность виновного. Все должны быть равны перед законом и судом.

3. Верховенство закона означает, что только закон как акт высшего представительного органа государственной власти обладает высшей юридической силой. Все иные правовые акты и юридически значимые действия должны соответствовать закону. В этом принципе зримо проявляется связанность государства действующим правом.

4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.                              

 Целесообразность в праве означает соответствие содержания правовых актов современным потребностям, интересам и складывающимся жизненным ситуациям, но не всякий правовой акт отвечает этому требованию.  Нельзя обходить закон, ссылаясь на его нецелесообразность.

5. Связь законности и культуры. Уровень культуры и образования населения прямо и непосредственно влияют на состояние законности и, наоборот, уровень законности влияет на состояние культуры и образования в стране.

 

№59. Понятие правопорядка. Соотношение и взаимосвязь законности, правопорядка и демократии.

  Правопорядок – это устойчивая система отношений, урегулированных действующим правом и гарантированных государством.

Особенности правопорядка:


1.   он запланирован в нормах права;

2.   возникает в результате реализации данных норм;

3.   обеспечивается государством;

4. создает условия для организованности общественных отноше­ний, делает человека более свободным, облегчает Ж;

5.   выступает итогом законности.


Правопорядок следует отличать от общественного порядка:

1. Правопорядок складывается только на основе правовых норм.

Общественный порядок складывается в результате реализации всех социальных норм (нормы права, обычая, морали),

2. Понятие «общественного порядка» шире, чем понятие «правопорядка», т.е. соотносятся как целое и часть.

3. Правопорядок обеспечивается и охраняется государственно-правовыми мерами,

Общественный порядок обеспечивается как правовыми, так и общественными мерами, естественными навыками и привычками, силой традиции.

4. Правопорядок отличается своей устойчивостью, системностью и детальной определенностью.

Единство законности и правопорядка:

1. Законность и правопорядок обусловлены единой системой политических, экономических и идеологических факторов. Они формируются и охраняются единым государственным аппаратом, в их основе лежит единая система правовых актов.

2. Имеют единую цель: обеспечение организованности и нормального функционирования общества.

Различия между законностью и правопорядком:

1. Законность — это реализующееся право, а правопорядок — уже реализованное право. Законность как проявление должного является своеобразным идеалом, на который должны ориентироваться участники правовой жизни. Правопорядок как проявление сущего показывает, как, в какой мере реализован этот идеал на практике;

2. Содержание законности составляет система требований к правомерному поведению субъектов. Содержание правопорядка выражается в системе отношений и связей между субъектами, находящимися в состоянии урегулированности;

3. Законность и правопорядок имеют различные функции: законность — средство установления правопорядка, а правопорядок характеризует результативность регулирующего воздействия права и степень исполнения требований законов.

Связь законности и правопорядка с демократией и дисциплиной:

Законность и правопорядок напрямую зависят от уровня свободы и демократии в обществе. В демократическом сообществе, где все люди в равной степени могут выразить и обеспечить свой социально значимый интерес, формируются чувство права и справедливости. Демократия необходима для повышения социальной ценности законности и обеспечения стабильности правопорядка. Укреплению законности способствуют такие проявления демократии, как народный характер власти, демократичное содержание законодательства, контроль общественных организаций и граждан за проведением в жизнь законов и т.д. В свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии. Без должного уровня законности и общепризнанных рамок свободы демократия превратится в хаос.

№60. Гарантии законности: понятие и виды.

Законность — система требований общества и государства, состоящая в точном и неуклонной реализации норм права всеми и повсеместно. 

Гарантии законности — это совокупность условий и средств, обеспечивающих надлежащий режим законности:

экономические гарантии — это прежде всего степень организованности материальной жизни общества; плюрализм собственности и экономическая свобода, закрепленные в правовых актах; нестабильность экономики, разрыв хозяйственных связей ведут к анархии и социальной напряженности.

общественные гарантии включают в себя весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности;

политические гарантии это демократизм и стабильность государственного и общественного строя, отраженные в представительном характере политической системы в целом; способность населения влиять на содержание политических

решений и контролировать деятельность органов государственной власти;

идеологические гарантии состоят в господстве гуманистической идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан. Важное значение имеет также состояние культуры, правосознания и нравственности в обществе;

юридические гарантии — система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, деятельность правоприменительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

Особое значение в системе юридических гарантий обеспечения законности и правопорядка имеют: совершенство законодательства, прокурорский надзор, судебный и конституционный контроль, неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение. С их помощью обеспечивается эффективная работа всего механизма демократии, вовлечения граждан в государственное

строительство и управление обществом.

61, 62…

№63. Основные стадии процесса применения норм права.

Норма права – это создаваемое или санкционируемое государством общеобязательное формально - определенное правило поведения, предоставляющее участникам общественных отношений субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности.

Правоприменительный процесс состоит из нескольких связанных между собой стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права. Разные авторы называют неодинаковое количество стадий.

Наиболее убедительное мнение ученых о 4 основных стадиях правоприменительного процесса:

 1. Установление фактических обстоятельств (фактической основы) дела.

По делу устанавливаются две группы фактических обстоятельств. Основные факты, которые вытекают из диспозиций норм материального права и непосредственно влияют на юридическую оценку жизненной ситуации (факт наличия субъективного права, факт его нарушения и т.д.).

Вспомогательные (факультативные) факты, которые, не влияя непосредственно на юридическую квалификацию, правовую оценку содеянного, лишь способствуют установлению истины по делу. Они могут иметь место в доказывании по делу, а могут и отсутствовать, лишь способствуя установлению истины по делу.



Дата: 2019-02-19, просмотров: 225.