Тема 7. Способы изложения материала в научном тексте: повествование, описание, предписание, рассуждение.
Задание 1. Прочитайте текст «Способы изложения материала в научном тексте».
Из рассмотренной ранее темы известно, что текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно. По способу изложения информации в научном стиле выделяют такие типы текстов: повествование, описание, предписание и рассуждение.
Повествование – это рассказ о развивающихся, происходящих последовательно действиях или событиях. Отличительная особенность повествования – его динамичность, хронологическая последовательность.
Формальные признаки повествования: 1) глаголы совершенного вида для последовательно происходящих действий; 2) обстоятельственные слова со значением временной последовательности: затем, далее, после этого, в дальнейшем, впоследствии и т.д.; 3) союзы лишь только, как только и др. В научных текстах повествование обычно встречается: а) в биографических справках о выдающихся ученых; б) в рассказах об истории научных открытий; в) в описании истории страны и др. Например: Д.И. Менделеев – русский ученый. В 1869 году открыл один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов и на его основе создал периодическую таблицу химических элементов и на его основе создал периодическую таблицу химических элементов и предсказал существование критической температуры. В области метрологии Менделеев разработал физическую теорию весов.
Описание – это рассказ, в котором перечисляются одновременные или постоянные признаки предмета/явления/события. Отличительная особенность описания – его статичность. Формальные признаки описания: глаголы несовершенного вида. Описание может быть научным, деловым и художественным. Текст-описание обычно встречается: а) при описании химической реакции, физического (технологического) процесса, состава (свойства) вещества; прибора (установки, машины); схемы рисунка; б) при характеристике (описании) научного закона, предмета, научного открытия; в) при описании (характеристике) человека, предмета или явления, страны, города, района, вуза, какого-нибудь события и др. Например: Под информационной системой (ИС) понимают взаимосвязанную совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации. ИС обладает следующими свойствами: воспринимается как система обработки информации и является динамичной и развивающейся. ИС состоит из отдельных частей, называемых подсистемами. Общую структуру ИС можно представить несколькими обеспечивающими подсистемами.
Предписание в научной коммуникации – это тип текста или его фрагмент, в котором содержатся распоряжения, технологические рецепты, предписывающие определенные действия адресатам, например:
I. Восстановление файлов.
Для восстановления файлов необходимо выполнить следующие действия:
1. Сделать двойной щелчок по значку «Корзина» на «Рабочем столе».
2. Посмотреть папку и выделить файл для восстановления.
3. Выбрать команду «Восстановить из меню «Файл».
П. Решение поставленных задач.
Для решения задач используйте отдельную тетрадь. Условия задачи перепишите полностью, а затем переведите в краткую запись. Дайте чертеж с обозначением данных искомых величин. Решите задачу в общем виде, а перед постановкой численных значений в расчетных формулах проверьте соразмерность полученных величин.
Как показывает пример, каждое предложение в предписаниях отвечают на вопрос Что делать? или Что Вы должны делать в определенных обстоятельствах?, и поэтому такие предложения имеют в своем составе соответствующие глагольные формы: либо вскрыть, найти, установить и пр., либо вскройте, найдите, установите и пр.
Рассуждение – это рассказ, в котором говорится о причинах событий, свойств или явлений. В рассуждении обычно выделяются три части: 1) тезис или утверждение, которое надо доказать; 2) обоснование высказанной мысли сначала в общей форме (аргументы), затем в виде примеров; 3) вывод. Формальные признаки рассуждения: 1) причинно-следственные конструкции; 2) союзы потому что, так как, ибо; 3) вводные слова: таким образом, итак, следовательно и др.
Для подготовки такого типа речи, как рассуждение, необходимо решить, какова будет его цель. Кому оно адресовано? Что мы хотим доказать? Сформулируйте эту мысль и запишите её – это и будет тезис. Например: Я считаю, что чтение – полезное и увлекательное занятие. Или: Из всех изучаемых дисциплин мне больше всего нравится математика. Затем подумаем, какие доказательства этой мысли можно привести. Это называется подбором аргументов. Тезис и аргументы обычно связываются союзами потому что, так как. Аргументы могут вводиться при помощи особых слов: во-первых, во-вторых, в-третьих…. Иногда удобно использовать риторические вопросы. Риторические вопросы не требуют ответа от собеседника. Они необходимы, чтобы привлечь внимание и оживить собственную речь. Например: Для чего необходимо чтение? По-моему, читать полезно, потому что человек, который много читает, много знает. Или: Во-первых, на уроках математики мне всегда интересно и никогда не бывает скучно. Во-вторых, «математика – гимнастика для ума». А кто же не хочет быть умным?
Затем необходимо перечитать это рассуждение и подумать: доказали ли вы свою мысль? Если да, можно смело писать: Итак, теперь вы поняли, почему математика мне нравится больше других предметов. Это будет вывод. Если же вы чувствуете, что мысль ещё не доказана, подберите новые аргументы и факты. Вывод чаще всего присоединяется словами итак, таким образом, следовательно, поэтому.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
1. Что такое текст? Дайте определение.
2. Какие типы текстов различают?
3. Каковы особенности текста-повествования? Приведите пример для иллюстрации.
4. Каковы особенности текста-описания? Приведите пример для иллюстрации.
5. Каковы особенности текста-рассуждения? Приведите пример для иллюстрации.
Выполните данные упражнения
Упражнение 1 . Прочитайте варианты мини-текстов по типам: повествование, описание, рассуждение; определите их соответствие. Приведите доказательства.
1. Альберта Эйнштейна по праву можно назвать ученым с большой буквы. Будучи студентом он начал увлекаться наукой всерьез, и это стало его жизненным кредо. Он внес большой вклад в изучение молекулярной и квантовой физики, математики и др. Но самой выдающейся его работой стала теория относительности, которую используют и по сей день. Исследования ученого внесли большую лепту в дальнейшее изучение науки, дали толчок для новых открытий. Нам повезло, что на нашей планете существовали такие гении, как Альберт Эйнштейн и др.
2. Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в городке Ульме (Германия), вскоре его семья переехала в Мюнхен.
В Мюнхене Альберт поступил в начальную школу, затем в гимназию. Закончив шесть классов, он переехал в Милан, где жил и учился самостоятельно. Осенью 1895 года А. Эйнштейн поехал в Швейцарию, чтобы поступить в Высшее техническое училище в Цюрихе. В октябре 1896 года Альберт был принят в политехникум. Летом 1900 года он получил диплом учителя физики и математики.
В июле 1902 года Эйнштейну удалось устроиться на должность эксперта третьего класса в федеральное бюро патентов в Берне, где он проработал по октябрь 1909 года. Именно в эти годы идет становление его как крупнейшего физика-теоретика. Опубликованы статьи, посвященные изучению вопросов статистической механики и молекулярной теории теплоты.
Весной 1909 года А. Эйнштейна назначили экстраординарным профессором теоретической физики Цюрихского университета, а в начале 1911 года пригласили открыть самостоятельную кафедру в немецком университете в Праге. Летом следующего года Эйнштейн возвратился в Цюрих и занял место профессора в политехникуме. В 1914 году А.Эйнштейна пригласили в Германию на должность профессора Берлинского университета.
Самой выдающейся его работой стала теория относительности, которую используют и по сей день. Исследования ученого внесли большую лепту в дальнейшее изучение науки, дали толчок для новых открытий. Нам повезло, что на нашей планете существовали такие гении, как Альберт Эйнштейн и др.
3. Физик-теоретик Альберт Эйнштейн, лауреат Нобелевской премии по физике за 1921 год, хорошо известен всему миру.
Эйнштейн – первый ученый, внесший объяснение и математическое описание явлению фотоэффекта.
Он описал броуновское движение молекул и вывел формулу для определения массы и плотности заполнения объема молекулами, вызывающими это движение, по их воздействию на пробную частицу (формула Эйнштейна – Смолуховского).
Не каждый человек способен, приняв уже доказанное постоянство скорости света как всеобщий закон ограничения скорости, создать специальную (частную) теорию относительности. Альберт Эйнштейн действительно был гением своего дела (По материалам СРС Умбетовой М.)
Дата: 2019-02-25, просмотров: 739.