Явления на границе жидкость – газ
Произведем несколько опытов. Поместим на стеклянную пластинку настолько малую каплю ртути, что вес ее не будет играть заметной роли. Мы заметим, что капелька примет форму шара. Раздавим ее второй пластинкой в плоскую лепешку. Если снять верхнюю пластинку, капелька вновь примет форму шара. Впустим каплю анилина в раствор поваренной соли такой крепости, чтобы анилин не тонул и не всплывал. В этом случае вес анилина не имеет значения, так как он уравновешен выталкивающей силой раствора. Мы увидим, что капля анилина тоже примет форму шара. Поместим в пламя спиртовой или газовой горелки тонкий острый обломок стеклянной трубки и расплавим его, жидкое стекло приобретает округлую форму. (По Н. Л. Глинке)
Упражнение 8. Составьте инструкции (текст-предписание)
- по удалению файлов;
- по проведению эксперимента, который демонстрирует действие закона всемирного тяготения;
- по поведению при пожаре.
Упражнение 9. На основе имеющегося материала составьте текст-предписание
Использование справки при работе с персональным компьютером. Использовать справочную систему. Следующие действия. Кнопка ПУСК. Маркер мыши - пункт главного меню СПРАВКА. Кнопка мыши.
СПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА WINDOVS. Отображение на экране тематических разделов – информация по интересующей Вас проблеме.
Упражнение 10. Отредактируйте следующий текст.
Инструкция по оказанию первой помощи
Если Вы обожгли сильно любую часть тела, тогда надо обязательно сделать так, как мы Вам рассказываем. Нашли холодную воду и положили на сколько-нибудь время, так, чтобы не меньше, чем 10 минут, туда такое место, которое обожглось. А потом, надо еще сухую и чистую тряпочку, чтобы она закрыла место, которое обожглось. Ну и конечно, никогда нельзя любые кремы или жидкость со спиртом или еще масло тоже нельзя.
Упражнение 11. Подготовьте монологическое сообщение по теме: «Способы изложения материала в научных текстах».
Интерактивные упражнения
Упражнение 3. Составьте тексты научного стиля речи по теме «Учебно-научная речь» в жанрах объяснения-толкования, ответа-анализа, ответа-обобщения, ответа-группировки.
Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает групповую работу. Цель задания – научиться строить рассуждения, подбирая соответствующие языковые средства, характерные для определенного жанра учебно-научного подстиля.
Методика работы:
Студенты делятся на 4 подгруппы, каждой из которых дается задание составить текст по предложенной теме и в определенном жанре. Отдельно назначаются 4 эксперта, которые будут анализировать ответы участников.
На выполнение задания отводится 10-12 минут. После обсуждения в подгруппах один из их представителей озвучивает текст.
Первый эксперт оценивает выступление в жанре объяснения-толкования, умение строить рассуждение от частного к общему.
Второй эксперт оценивает выступление в жанре ответа-анализа, умение строить рассуждение от общего к частному.
Третий эксперт оценивает выступление в жанре ответа-обобщения, умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать соответствующие языковые средства для решения этих задач.
Четвертый эксперт оценивает выступление в жанре ответа-группировки, умение выделять признаки предмета и сделать вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства.
Тема 8 (1). Виды компрессии научного текста. Составление планов (вопросный, номинативный, тезисный планы)
Задание 1. Прочитайте текст «Виды компрессии научного текста. Составление планов»
Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Как было отмечено ранее, текст, созданный в результате компрессии по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным.
Компрессия текста основана на трех главных правилах:
1. Внимательное чтение текста , выделение его темы, ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной фразы абзаца и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.
2. При написании вторичного текста для выражения позиций автора вторичного текста по отношению к первоисточнику, следует использовать специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт…, в диссертации использованы следующие методы исследования;
3. Для называния основных положений текста в планах, тезисах, аннотации и при реферировании следует использовать ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.
Итак, рассмотрим один из видов компрессии научного текста – план.
План – самый короткий вид вторичного текста. Он отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи.
План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную мысль. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей.
План выполняет определенные функции:
· передает схему подачи материала и обобщает;
· раскрывает содержание текста (но не передает его полностью);
· восстанавливает в памяти содержание источника;
· заменяет конспект и тезисы;
помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщение, отчет);
· улучшает сделанную запись;
· ускоряет проработку источника информации;
· организует самоконтроль;
· сосредотачивает внимание и стимулирует занятия;
· используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.
План составляется по прочитанному (готовому) тексту или для написания собственного (авторского, создаваемого) текста.
Принципы составления плана готового научного текста:
1. чтение текста и деление его на смысловые блоки;
2. определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока;
3. формулирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое.
Принципы составления плана создаваемого научного текста:
1. прогнозирование структуры создаваемого текста (введение, основная часть, заключение);
2. определение главной мысли каждой части;
3. установление круга важных вопросов в составе каждой части;
4. формулирование пунктов и подпунктов плана, составляющих в целом логическое единство.
Виды плана по речевому (языковому) оформлению:
1. назывной (номинативный);
2. вопросный;
3. тезисный.
Назывной план (номинативный):
· составляется в форме назывных предложений;
· перечисляются основные проблемы, о которых идет речь в тексте;
· используется в подготовке выступлений, для акцентирования основных вопросов, которые необходимо раскрыть.
Вопросный план:
· составляется в виде логических вопросов к каждому информативному центру;
· нацеливает на поиск основной информации, заключенной в тексте;
· при составлении вопросного плана рекомендуется использовать вопросительные слова и местоимения (какой? как? когда? что? почему? и т.д.);
· полные ответы на вопросы отражают основную информацию текста и соответствуют плану в форме тезисов.
Тезисный план (отражает ключевые предложения текста):
· составляется в виде тезисов;
· каждый пункт оформляется как предложение, раскрывающее основную информацию соответствующей части текста;
· отличается динамичностью и информативностью.
Виды планов по структуре
Простой план – это выделение и наименование основных частей первоисточника. Сложный план – выделение основных частей текста, которые в свою очередь делятся на ряд дополнительных. Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Таблица 1
Как составлять простой план | Как составлять сложный план |
1) Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Запишите план. | 1) Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. |
Запомните! План должен соответствовать теме текста и основной мысли.
К недостаткам плана относится то, что он говорит только, о чем сказано в источнике, но не передает его фактического содержания, а лишь кратко упоминает о нем. План можно пользовать, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести слабо запоминающийся текст, вскоре после составления плана. Лишь в этих случаях не потребуется вновь обращаться к источнику. Когда же план как форма записи не может выполнить этих задач, на помощь приходят другие виды записей: выписки, тезисы и конспект.
Примеры составления различных видов плана на основе текстов
Дата: 2019-02-25, просмотров: 581.