Глава 14. Организация специализированной медицинской помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

14.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Специализированная медицинская помощь занимает особое место в системе здравоохранения РФ. Это связано прежде всего с тем, что она оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения, использования сложных медицинских технологий и, таким образом, привлечения большого объема материальных, финансовых ресурсов и высококвалифицированных специалистов.

Специализированная медицинская помощь организуется как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.

В АПУ помимо врача общей практики (семейного врача), участковых врачей-терапевтов (педиатров), могут работать врачи-специалисты (аллерголог-иммунолог, отоларинголог, травматолог-ортопед, эндокринолог, хирург, окулист, невропатолог, уролог и др.). В целях повышения эффективности работы врачей-специалистов для населения нескольких административных округов (районов) или города в целом на базе той или иной поликлиники организуются приемы специалистов соответствующего профиля. Иногда на базе таких поликлиник образуются специализированные кабинеты, центры или пункты, например городской кабинет по лечению косоглазия, круглосуточный травматологический пункт и др.

В настоящее время в крупных городах для оказания специализированных видов амбулаторно-поликлинической помощи создают консультативно-диагностические центры, которые оснащают современным диагностическим оборудованием для проведения иммунологических, генетических, цитологических, радиоизотопных, лучевых и других уникальных методов исследования.

Важную роль в оказании специализированной стационарной помощи играют консультативно-диагностические отделения в структуре мощных многопрофильных больниц. Открытие таких отделений позволяет расширить объем специализированной медицинской помощи, сделать уникальные возможности отдельных стационаров более доступными населению, эффективнее использовать дорогостоящее медицинское оборудование больницы и ее высококвалифицированный кадровый потенциал.

Больничную специализированную помощь оказывают также соответствующие отделения многопрофильных больниц, специализированные больницы (гинекологическая, гериатрическая, инфекционная, восстановительного лечения и др.), клиники научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. Важное место в оказании специализированной медицинской помощи населению принадлежит скорой медицинской помощи, центрам восстановительной медицины и реабилитации, санаторно-курортным учреждениям.

В системе организации специализированной медицинской помощи населению большое значение имеет сеть диспансеров, которые предназначены для выработки и реализации комплекса профилактических мероприятий, а также активного выявления больных с определенными заболеваниями на ранних стадиях их лечения и реабилитации. В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения выделяют следующие типы диспансеров: врачебно-физкультурный, кардиологический, кожно-венерологический, наркологический, онкологический, противотуберкулезный, психоневрологический и др. Диспансер оказывает помощь как взрослому, так и детскому населению и, как правило, включает в себя поликлиническое (диспансерное) отделение и стационар.

Учитывая ведущую роль диспансеров в оказании специализированной лечебно-профилактической помощи при социально значимых заболеваниях, следует более подробно остановиться на деятельности отдельных видов диспансеров.

14.2. ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР

В систему оказания онкологической помощи населению входят онкологические диспансеры, хосписы или отделения паллиативной помощи онкологическим больным, смотровые и онкологические кабинеты АПУ.

Основными задачами этих учреждений являются оказание специализированной медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями (ЗНО), проведение диспансерного наблюдения за такими больными, целевых (скрининговых) медицинских осмотров, а также санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний.

В системе оказания специализированной онкологической помощи ведущая роль принадлежит онкологическим диспансерам, которые, как правило, организуют на уровне субъекта РФ (республики, края, округа, области). Работу диспансера возглавляет главный врач, который назначается и освобождается от должности руководителем соответствующего органа управления здравоохранением. Основной целью диспансера являются разработка стратегии и тактики совершенствования онкологической помощи населению, обеспечение квалифицированной онкологической помощи населению прикрепленной территории. В соответствии с этой целью диспансер решает следующие задачи:

— оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи онкологическим больным;

— анализ состояния онкологической помощи прикрепленному населению, эффективности и качества проводимых профилактических мероприятий, диагностики, лечения и диспансерного наблюдения за онкологическими больными;

— ведение территориального ракового регистра;

— разработка территориальных целевых программ по борьбе с онкологическими заболеваниями;

— подготовка и повышение квалификации врачей-онкологов, врачей основных специальностей и средних медицинских работников по вопросам оказания онкологической помощи населению;

— внедрение новых медицинских технологий оказания медицинской помощи онкологическим больным и больным с предопухолевыми заболеваниями;

— координация деятельности учреждений здравоохранения общелечебной сети по вопросам профилактики, раннего выявления ЗНО, диспансерного наблюдения и паллиативного лечения онкологических больных;

— организация и проведение санитарно-просветительной работы среди населения по формированию здорового образа жизни, предупреждению онкологических заболеваний.

Помимо традиционных для большинства диспансеров поликлинического и стационарного отделений, в состав онкологического диспансера входят отделение паллиативной помощи, лучевой терапии, химиотерапии, пансионат и др.

Основными формами первичной учетной медицинской документации онкологических диспансеров являются:

— Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием (ф. 027-1/у);

— Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования (ф. 027-2/у);

— Контрольная карта диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием (ф. 030-6/у);

— Регистрационная карта больного злокачественным новообразованием (ф. 030/ГРР);

— Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования (ф. 090/у) и др.

На основе этих и других форм медицинской документации рассчитывают статистические показатели, которые позволяют всесторонне анализировать деятельность онкологических диспансеров:

— контингент больных ЗНО;

— первичная заболеваемость ЗНО;

— смертность от ЗНО;

— одногодичная летальность;

— доля больных с I-II стадией ЗНО, выявленных при целевых медицинских осмотрах;

— запущенность ЗНО.

Показатель контингента больных ЗНО дает общее представление о распространенности ЗНО, организации статистического учета и диспансерного наблюдения онкологических больных. Показатель рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):

* Показатель может рассчитываться по отдельным возрастно-половым группам, локализациям. Также рассчитывают структуру этого показателя (в %) по возрастнополовым группам, локализации.

Последние 10 лет сохраняется тенденция роста показателя контингента больных ЗНО, который в 2009 г. в Российской Федерации составил 1897,0 на 100 тыс. населения.

Рис. 14.1. Динамика показателя первичной заболеваемости ЗНО в Российской Федерации (2000-2009 гг.)

Показатель первичной заболеваемости ЗНО дополняет показатель контингента больных ЗНО и может служить одной из оценок эффективности реализации федеральных и региональных программ профилактики риска возникновения ЗНО (рис. 14.1). Показатель рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):

Последнее 10 лет этот показатель имеет стойкую тенденцию к росту и в 2009 г. составил 355,8 на 100 тыс. населения, что свидетельствует, в частности, о возросшем уровне диагностики в учреждениях здравоохранения

Показатель смертности от ЗНО может служить интегральной характеристикой уровня оказания специализированной медицинской помощи онкологическим больным. Показатель рассчитывают на 100 тыс. населения по формуле:

Динамика этого показателя в Российской Федерации за последние 10 лет представлена на рис. 14.2.

Рис. 14.2. Динамика показателя смертности от ЗНО населения Российской Федерации (2000-2009 гг.)

Показатель одногодичной летальности является одной из характеристик позднего выявления ЗНО, эффективности комплексной терапии и диспансеризации онкологических больных. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

Последние 10 лет в Российской Федерации наблюдается незначительное снижение этого показателя, который в 2009 г. составил 29,2%.

Показатель доли больных с I-II стадией ЗНО, выявленных при целевых медицинских осмотрах, характеризует эффективность проводимых целевых (скрининговых) медицинских осмотров населения. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

По результатам целевых (скрининговых) медицинских осмотров, проводимых на отдельных территориях РФ, в среднем выявляется лишь 55% больных с I-II стадией ЗНО. Это свидетельствует, с одной стороны, о недостаточном уровне организации и проведения целевых медицинских осмотров населения, с другой - о недостаточной онкологической настороженности медицинских работников и самых пациентов.

Показатель запущенности ЗНО является одним из основных критериев качества работы всех лечебно-профилактических учреждений и диагностических служб (рентгенологической, эндоскопической, ультразвуковой, цитологической и др.). Показатель рассчитывают по формуле (в %):

За последние 10 лет в Российской Федерации этот показатель имел тенденцию к уменьшению и составил в 2009 г. 30%.

14.3. ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР

Правовой основой организации психиатрической помощи населению является Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Ведущим учреждением в системе оказания населению специализированной психиатрической помощи является психоневрологический диспансер, который решает следующие основные задачи:

— оказание амбулаторной психиатрической и психотерапевтической помощи больным, страдающим психическими расстройствами, а также диспансерное наблюдение за ними;

— стационарная помощь больным, страдающим непсихотическими видами психических заболеваний;

— проведение профилактических осмотров, освидетельствований, судебно-психиатрической, военно-врачебной и медикосоциальной экспертиз;

— социально-трудовая реабилитация больных психическими заболеваниями;

— неотложная психиатрическая помощь, в том числе при чрезвычайных ситуациях;

— участие в решении вопросов опеки над недееспособными больными;

— оказание консультативной специализированной психоневрологической помощи больным, находящимся в соматических больницах и АПУ;

— психогигиеническая, санитарно-просветительная работа среди населения.

В структуру диспансера, как правило, входят лечебно-диагностическое отделение с кабинетами участковых психиатров, дневной стационар для краткосрочного пребывания больных, страдающих непсихотическими видами психических заболеваний, отделение детской и подростковой психоневрологии, отделение психопрофилактики и психогигиены, отделение «Телефон доверия», кабинет социально-психологической помощи и др. Кроме того, в составе психоневрологического диспансера могут быть государственные лечебнопроизводственные предприятия для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов.

Диспансер может организовывать психоневрологические отделения (кабинеты) при поликлиниках общего профиля для оказания населению специализированной психоневрологической помощи.

Основными формами первичной учетной медицинской документации психоневрологических диспансеров являются:

— Карта обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью (ф. 030-1/у-02);

— Статистическая карта выбывшего из психиатрического (наркологического) стационара (ф. 066-1/у-02);

— Заключение судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов) (ф. 100/у-03);

— Акт психиатрического освидетельствования лица, находящегося на принудительном лечении (ф. 104/у) и др.

К основным показателям, характеризующим медицинскую деятельность психоневрологических диспансеров, относятся:

— контингент больных с психическими расстройствами;

— первичная заболеваемость психическими расстройствами;

— повторность госпитализации больных с психическими расстройствами.

Показатель контингента больных с психическими расстройствами характеризует распространенность психических расстройств, уровень организации статистического учета и диспансерного наблюдения психически больных. Показатель рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):

Последнее 10 лет отмечается тенденция к росту этого показателя за счет увеличения диспансерной группы психически больных (рис. 14.3).

Показатель первичной заболеваемости психическими расстройствами служит косвенной характеристикой социального расслоения общества и нарушения адаптационных механизмов психического здоровья населения. Показатель рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):

Рис. 14.3. Динамика показателей контингента больных и первичной заболеваемости психическими расстройствами населения Российской Федерации (2000-2009 гг.)

Последние годы этот показатель стабилизировался и в 2009 г. составил 303,7 на 100 тыс. населения (см. рис. 14.3).

Показатель повторности госпитализации больных с психическими расстройствами характеризует эффективность диспансерного наблюдения и качество стационарного лечения психических больных. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

Этот показатель по отдельным субъектам Российской Федерации колеблется в пределах 20-23%.

14.4. НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР

Наркологический диспансер является основным звеном в организации наркологической помощи населению, осуществляет работу по профилактике и раннему выявлению расстройств психики и поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ (алкоголизм, алкогольные психозы, наркомания, токсикомания и др.), оказывает специализированную помощь и проводит диспансеризацию этих больных.

Основными задачами наркологического диспансера являются:

— широкая антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда среди населения и прежде всего учащихся образовательных учреждений;

— раннее выявление, диспансерный учет, оказание специализированной амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

— изучение заболеваемости населения алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, анализ эффективности оказываемой профилактической и лечебно-диагностической помощи;

— разработка территориальных целевых программ по борьбе с наркологическими заболеваниями;

— участие совместно с органами социальной защиты в оказании больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящимся под диспансерным наблюдением, социально-бытовой помощи;

— проведение медицинского освидетельствования, экспертизы алкогольного опьянения, других видов экспертиз;

— методическое руководство в организации предрейсовых осмотров водителей автотранспорта;

— организационно-методическая и консультативная помощь наркологическим кабинетам, входящим в состав других учреждений здравоохранения;

— оказание консультативной специализированной наркологической помощи больным, находящимся в соматических больницах и АПУ;

— подготовка и повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала по оказанию наркологической помощи населению.

Работа диспансера строится по участковому принципу. Оптимальная организационно-функциональная структура наркологического диспансера предусматривает следующие подразделения: кабинеты участковых психиатров-наркологов, подростковый кабинет, кабинеты экспертизы алкогольного опьянения, анонимного лечения, антиалкогольной пропаганды, специализированные кабинеты (невропатолога, психолога, терапевта), стационарные отделения, дневной стационар, организационно-методический отдел. В состав диспансера также входят лаборатория, кабинет функциональной диагностики, гипнотарий, кабинет для проведения рефлексотерапии, электросна и др. Диспансер может иметь специализированный транспорт, оснащенный оборудованием для проведения совместно с сотрудниками ГИБДД экспертиз алкогольного опьянения. Для приближения наркологической помощи работникам промышленных предприятий, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей, диспансер по инициативе руководителей этих предприятий может организовывать на их территории наркологические отделения или кабинеты.

Основными формами первичной учетной медицинской документации наркологических диспансеров являются:

— Карта обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью (ф. 030-1/у-02);

— Статистическая карта выбывшего из психиатрического (наркологического) стационара (ф. 066-1/у-02);

— Медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. 025-5/у-88);

— Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом наркомании (ф. 091/у);

— Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (ф. 307/у-05) и др.

Медицинскую деятельность наркологических диспансеров характеризуют следующие показатели:

— контингент наркологических больных;

— первичная наркологическая заболеваемость;

— удельный вес больных алкоголизмом с ремиссией более 1 года;

— удельный вес больных наркоманией с ремиссией более 1 года;

— охват активным наблюдением больных алкогольными психозами;

— повторность госпитализации наркологических больных.

Показатель контингента наркологических больных характеризует распространенность заболеваний, связанных с употреблением психоактивных веществ, а также уровень организации статистического учета и диспансерного наблюдения лиц, страдающих этими болезнями. Показатель рассчитывают на 100 тыс. населения по формуле:

* Показатель рассчитывают как по всем, так и по отдельным заболеваниям (наркомания, токсикомания, хронический алкоголизм, алкогольные психозы).

В 2009 г. этот показатель в Российской Федерации составил 2290,7 на 100 тыс. населения с тенденцией к уменьшению. Последнее объясняется возрастающей смертностью больных наркомании среди контингентов, находящихся под диспансерным наблюдением.

Показатель первичной наркологической заболеваемости свидетельствует о распространенности среди населения алкоголизма, алкогольных психозов, наркомании, токсикомании, а также доступности спиртных напитков и наркотических веществ. Показатель рассчитывают на 100 тыс. населения по формуле:

* Показатель рассчитывают как по всем, так и по отдельным заболеваниям (наркомания, токсикомания, хронический алкоголизм, алкогольные психозы).

На рис. 14.4 представлена динамика показателей первичной заболеваемости наркоманией, алкогольными психозами, токсикоманией населения РФ по данным государственной статистики. При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что реальное распространение этих заболеваний во много раз больше и рост их продолжается.

Показатель удельного веса больных алкоголизмом с ремиссией более 1 года характеризует эффективность лечения и диспансерного наблюдения больных алкоголизмом. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

Рис. 14.4. Динамика показателей первичной заболеваемости наркоманией, алкогольными психозами, токсикоманией населения Российской Федерации (2000-2009 гг.)

Этот показатель в 2009 г. в Российской Федерации составил 11,8%.

Показатель удельного веса больных наркоманией с ремиссией более 1 года показывает эффективность лечения и диспансерного наблюдения больных наркоманией. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

В среднем этот показатель в 2009 г. в Российской Федерации составил 8,5%.

Показатель охвата активным наблюдением больных алкогольными психозами характеризует состояние диспансеризации этих пациентов. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

Этот показатель должен приближаться к 100%.

Показатель повторности госпитализации наркологических больных характеризует эффективность диспансерного наблюдения и качество госпитальной помощи этим больным. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

Этот показатель в Российской Федерации в 2009 г. составил 26,0%.

14.5. ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ДИСПАНСЕР

Основные принципы организации специализированной помощи больным туберкулезом определены Законом РФ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Специализированным учреждением здравоохранения, обеспечивающим противотуберкулезную помощь населению на прикрепленной территории, является противотуберкулезный диспансер, на который возлагают следующие задачи:

— систематический анализ эпидемической обстановки по туберкулезу и эффективности противотуберкулезных мероприятий на подведомственной территории, в том числе в учреждениях пенитенциарной системы;

— планирование совместно с центрами гигиены и эпидемиологии, учреждениями общелечебной сети вакцинации, ревакцинации БЦЖ и организационно-методическое руководство по их проведению;

— госпитализация бактериовыделителей и изоляция новорожденных от бактериовыделителей (на период формирования поствакцинного иммунитета);

— осуществление профилактических мероприятий в отношении лиц, находящихся в контакте с бактериовыделителями (регулярное диспансерное наблюдение за ними, текущая дезинфекция очагов, ревакцинация, химиопрофилактика и др.);

— проведение совместно с учреждениями общелечебной сети, центрами гигиены и эпидемиологии, предприятиями медицинских осмотров населения с использованием флюорографических, иммунологических, бактериологических и других методов исследования;

— оказание специализированной стационарной и амбулаторнополиклинической помощи больным туберкулезом, направление их в санаторно-курортные учреждения;

— проведение комплекса мероприятий по социально-трудовой реабилитации больных туберкулезом;

— проведение экспертизы временной нетрудоспособности больных туберкулезом и в случае необходимости направление их на МСЭ;

— диспансерный учет и динамическое наблюдение за больными туберкулезом (своевременное обследование, лечение, химиопрофилактика).

Структура противотуберкулезного диспансера, как правило, включает следующие подразделения: диспансерное отделение (для взрослых и детей), стационар, санаторий-профилакторий, лечебнотрудовые мастерские, клинико-диагностическая и бактерио-логическая лаборатории, рентгенологический, эндоскопический, физиотерапевтический кабинеты, отделение реабилитации больных с посттуберкулезными изменениями и неспецифическими заболеваниями органов дыхания, кабинет функциональной диагностики, дневной стационар и др.

Противотуберкулезные диспансеры проводят работу по участковому принципу. В крупных городах (с населением более 500 тыс. человек), а также в муниципальных районах субъекта РФ при наличии двух и более диспансеров на один из них возлагают функции межрайонного противотуберкулезного диспансера.

Основными формами первичной учетной медицинской документации противотуберкулезных диспансеров являются:

— Контрольная карта диспансерного наблюдения контингентов противотуберкулезных учреждений (ф. 030-4/у);

— Медицинская карта больного туберкулезом (ф. 081/у);

— Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, с рецидивом туберкулеза (ф. 089/у-туб);

— Карта персонального учета на больного туберкулезом, сочетанным с ВИЧ-инфекцией (ф. 263/у-ТВ) и др.

Для анализа эпидемиологической ситуации по туберкулезу, эффективности проводимых профилактических и лечебно-диагностических мероприятий используют следующие статистические показатели:

— контингент больных всеми формами активного туберкулеза;

— первичная заболеваемость всеми формами активного туберкулеза;

— частота выявления больных всеми формами активного туберкулеза при медицинских осмотрах;

— смертность от туберкулеза.

Показатель контингента больных всеми формами активного туберкулеза характеризует распространенность активного туберкулеза, уровень организации статистического учета и диспансерного наблюдения этих больных. Показатель рассчитывают на 100 тыс. населения по формуле:

Этот показатель в Российской Федерации последние годы имел тенденцию к снижению и в 2009 г. составил 185,1 на 100 тыс. населения (рис. 14.5).

Показатель первичной заболеваемости всеми формами активного туберкулеза характеризует оперативную эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу. Показатель рассчитывают на 100 тыс. населения по формуле:

Рис. 14.5. Динамика показателей первичной заболеваемости и контингента больных всеми формами активного туберкулеза населения Российской Федерации (2000-2009 гг.)

В последние годы этот показатель характеризуется относительной стабильностью и в 2009 г. составил 82,6 на 100 тыс. населения (см. рис. 14.5).

Показатель частоты выявления больных всеми формами активного туберкулеза при медицинских осмотрах характеризует эффективность проводимых целевых (скрининговых) осмотров населения на туберкулез флюорографическим методом. Показатель рассчитывают по формуле (в %о):

Этот показатель в Российской Федерации в 2009 г. составил 0,6 на 1000 осмотренных лиц.

Показатель смертности от туберкулеза характеризует результативность проводимых профилактических мероприятий, эффективность лечения и качество диспансеризации больных туберкулезом. Показатель рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):

Значение этого показателя в Российской Федерации в 2009 г. составило 16,8 на 100 тыс. населения.

14.6. КОЖНО-ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР

Кожно-венерологический диспансер является самостоятельным специализированным медицинским учреждением, предназначенным для оказания профилактической, лечебно-диагностической помощи населению при заболеваниях кожи, подкожной клетчатки и ИПППП, а также проведения противоэпидемических мероприятий.

С учетом этого основными задачами диспансера являются:

— оказание специализированной консультативной и лечебнодиагностической дерматовенерологической помощи населению в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях;

— разработка территориальных целевых программ по борьбе с ИПППП;

— проведение совместно с центрами гигиены и эпидемиологии мониторинга ИПППП и заразных кожных заболеваний;

— оказание организационно-методической и консультативной помощи учреждениям общелечебной сети по вопросам профилактики, диагностики и лечения больных, страдающих ИПППП и заразными кожными заболеваниями;

— участие в работе лицензионных и экспертных комиссий органов управления здравоохранением, фондов ОМС, страховых медицинских организаций для контроля за медицинской деятельностью коммерческих структур и частнопрактикующих врачей, оказывающих дерматовенерологическую, гинекологическую и урологическую помощь;

— внедрение в практику работы кожно-венерологических учреждений современных медицинских технологий профилактики, диагностики и лечения ИПППП и дерматозов;

— пропаганда среди населения совместно с центрами медицинской профилактики знаний по предупреждению заразных кожных заболеваний, ИПППП и др.

Диспансер может иметь в своей структуре следующие подразделения: поликлиническое, стационарные отделения, организационнометодический отдел (кабинет), отделения первичной профилактики и периодических медицинских осмотров, клинико-диагностическую, бактериологическую, иммунологическую лаборатории, косметологическое отделение (кабинет) и др.

Для повышения доступности экстренной диагностики и лечения больных ИПППП, преодоления социальнонегативных мотиваций, препятствующих обращению пациентов за данным видом специализированной помощи, в кожно-венерологических диспансерах или других лечебно-профилактических учреждениях организуют кабинеты анонимного обследования и лечения, в которых анкетные данные пациента заполняются с его слов.

Основными формами первичной учетной медицинской документации кожно-венерологических диспансеров являются:

— Медицинская карта больного венерическими заболеваниями (ф. 065/у);

— Медицинская карта больного грибковым заболеванием (ф. 065-1/у);

— Извещение о больном с вновь установленным диагнозом сифилиса, гонореи, трихомоноза, хламидиоза, урогенитального герпеса, аногенитальных бородавок, микроспории, фавуса, трихофитии, микоза стоп, чесотки (ф. 089/у-кв) и др.

Для анализа медицинской деятельности кожно-венерологических диспансеров используют показатели:

— первичная заболеваемость всеми ИПППП;

— первичная заболеваемость грибковыми кожными болезнями;

— первичная заболеваемость чесоткой;

— число обследованных контактов по ИПППП (чесотке, грибковым кожным болезням) на одного зарегистрированного больного;

— контингент больных дерматозами.

Показатель первичной заболеваемости всеми ИПППП характеризует эпидемиологическую ситуацию по ИПППП, а также организационную работу кожно-венерологических диспансеров, учреждений общелечебной сети по их профилактике и своевременному выявлению. Показатель рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):

* Показатель можно рассчитывать по отдельным нозологическим формам (сифилис, гонорея, трихомоноз, хламидиоз, урогенитальный герпес и др.).

Этот показатель в Российской Федерации в 2009 г. составил 381,9 на 100 тыс. населения. Динамика показателей первичной заболеваемости сифилисом и гонореей представлена на рис. 14.6.

Показатель первичной заболеваемости грибковыми кожными болезнями характеризует эпидемиологическую ситуацию по микроспории, трихофитии и др. Показатель рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):

Рис. 14.6. Динамика показателей первичной заболеваемости сифилисом и гонореей в Российской Федерации (2000-2009 гг.)

* Показатель можно рассчитывать по отдельным нозологическим формам (микроспория, фавус, трихофития, микоз стоп и др.).

Этот показатель в Российской Федерации в 2009 г. составил 45,5 на 100 тыс. населения.

Показатель первичной заболеваемости чесоткой характеризует эпидемиологическую ситуацию по чесотке, своевременность выявления этого заболевания, а также взаимодействие учреждений общелечебной сети со службами Роспотребнадзора. Показатель рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):

Этот показатель в Российской Федерации в 2009 г. составил 85,7 на 100 тыс. населения.

Показатель числа обследованных контактов по ИПППП (чесотке, грибковым кожным болезням) на одного зарегистрированного больного характеризует результативность проводимых эпидемиологических расследований. Показатель рассчитывают по формуле:

Рекомендуемый показатель по ИПППП - 0,1-2,5; по грибковым кожным болезням - 1-10; по чесотке - 1-5.

Показатель контингента больных дерматозами характеризует распространенность заболеваний кожи и подкожной клетчатки (псориаз, буллезные дерматозы, красная волчанка, аллергодерматозы и др.), организацию статистического учета и диспансерного наблюдения за этими больными. Показатель рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):

Этот показатель в Российской Федерации в 2009 г. составил 4926,4 на 100 тыс. населения.

14.7. ЦЕНТР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ СО СПИДОМ

В Российской Федерации действует единая специализированная служба профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией. На территориях субъектов РФ функционируют центры по профилактике и борьбе со СПИДом (далее - Центры), которые имеют свои структурные подразделения в муниципальных образованиях.

Основными задачами Центра являются:

— разработка и реализация комплекса мер по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа;

— осуществление клинико-лабораторной диагностики ВИЧинфекции, оппортунистических инфекций, вирусных парентеральных гепатитов;

— оказание медицинской, социально-психологической и юридической помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом;

— разработка территориальных целевых программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией и СПИДом;

— проведение совместно с центрами гигиены и эпидемиологии мониторинга ВИЧ-инфекции и СПИДа;

— организационно-методическое руководство деятельностью учреждений общелечебной сети по вопросам профилактики и своевременной диагностики ВИЧ-инфекции;

— организация пропаганды мер профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа среди населения.

Центр имеет следующие основные структурные подразделения: организационно-методический, эпидемиологический отделы, отделение профилактики, клинический отдел (диспансерное отделение и стационар, который в ряде случаев организуется на базе инфекционной больницы), лабораторно-диагностическое отделение, отдел медико-социальной и правовой помощи, административно-хозяйственную часть и др.

Основными формами первичной учетной медицинской документации Центров являются:

— Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (ежедневно при регистрации инфекционных заболеваний) (ф. 058/у);

— Извещение о новорожденном, рожденном ВИЧ-инфицированной матерью (ф. 309/у);

— Донесение о снятии с диспансерного наблюдения ребенка, рожденного ВИЧ-инфицированной матерью (ф. 310/у);

— Донесение о подтверждении диагноза у ребенка, рожденного ВИЧ-инфицированной матерью (ф. 311/у) и др.

К основным статистическим показателям, по которым анализируется медицинская деятельность Центров, а также эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции, относятся:

— контингент лиц с ВИЧ/СПИДом;

— первичная заболеваемость ВИЧ/СПИДом;

— удельный вес лиц, обследованных на ВИЧ;

— полнота охвата диспансеризацией ВИЧ-инфицированных;

— распределение ВИЧ-инфицированных по основным путям заражения.

Показатель контингента лиц с ВИЧ/СПИДом характеризует распространенность заболеваний, вызванных ВИЧ. Показатель рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):

Этот показатель в 2009 г. в Российской Федерации составил 334,4 на 100 тыс. населения.

Показатель первичной заболеваемости ВИЧ/СПИДом характеризует эпидемиологическую ситуацию, связанную с распространенностью ВИЧ. Рассчитывают по формуле (на 100 тыс. населения):

За последние 10 лет этот показатель в Российской Федерации имеет тенденцию к росту и составил в 2009 г. 43,9 на 100 тыс. населения.

Показатель удельного веса лиц, обследованных на ВИЧ, характеризует полноту обследования населения из групп риска (беременные, потребители инъекционных наркотиков и др.). Показатель рассчитывают по формуле (в %):

Рекомендуемый показатель - 100%.

Показатель полноты охвата диспансеризацией ВИЧ-инфицированных характеризует уровень организации динамического наблюдения за ВИЧ-инфицированными и степень доверия между пациентом и врачом. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

Этот показатель в Российской Федерации в 2009 г. составил 78,5%.

Показатель распределения ВИЧ-инфицированных по основным путям заражения характеризует качество эпидемиологического расследования случаев заражения ВИЧ и рассчитывается по формуле:

Распределение ВИЧ-инфицированных по основным путям заражения представлено на рис. 14.7.

Рис. 14.7. Распределение ВИЧ-инфицированных по основным путям заражения (2009 г.)

Основными путями заражения ВИЧ-инфекцией являются внутривенное введение наркотиков (63,9%) и половые контакты (34,4%). Настораживает тот факт, что в 1,1% случаев путь заражения не установлен.

14.8. ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН РФ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

С целью повышения доступности населению специализированной медицинской помощи, оказываемой в федеральных государственных учреждениях здравоохранения за счет средств федерального бюджета, МЗиРФ РФ (приказ от 16.04.10 № 243н) установлен определенный порядок направления граждан в эти учреждения.

Орган управления здравоохранением субъекта РФ осуществляет направление пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные государственные учреждения в случаях:

— необходимости установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствия эффекта от проводимой терапии;

— отсутствия эффекта от повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, в том числе хирургических, а также высокотехнологичной медицинской помощи;

— высокого риска хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний;

— необходимости дообследования в диагностически сложных случаях или комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями для последующего хирургического лечения с применением высокотехнологичной медицинской помощи;

— необходимости повторной госпитализации по рекомендации федерального государственного учреждения.

В этих случаях на пациента оформляется «Талон на оказание специализированной медицинской помощи» (далее - Талон), к которому прилагается в электронном виде выписка из медицинской документации пациента, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований по профилю заболевания со сроком давности не более 1 мес. Эти документы направляются в соответствующее федеральное государственное учреждение.

На основании этих документов специальная комиссия федерального государственного учреждения принимает решение о госпитализации данного пациента. Это решение оформляется протоколом, который направляется в органы управления здравоохранением соответствующего субъекта РФ с указанием сроков, перечня документов, требуемых для госпитализации, рекомендаций по дополнительному обследованию или обоснованием отказа в госпитализации с рекомендациями дальнейшего лечения пациента по месту жительства.

В случае самостоятельного обращения пациента в федеральное государственное учреждение без оформления Талона по месту жительства, комиссия учреждения при наличии показаний принимает решение о госпитализации данного пациента с последующим уведомлением Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения МЗиСР РФ для оформления Талона.

В отдельных случаях пациенты могут быть направлены для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные государственные учреждения соответствующими подразделениями МЗиСР РФ. К таким случаям относятся:

— гражданин РФ не проживает на территории РФ;

— орган управления здравоохранением субъекта РФ не обеспечил направление пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи;

— необходимость перевода пострадавших и больных на лечение в федеральные государственные учреждения при проведении мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и иных ситуаций, повлекших массовые поражения и заболевания граждан.

В том случае, если пациенту отказано в направлении в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи и он не согласен с этим решением, он вправе обжаловать его в порядке, установленном законодательством РФ.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 224.