11.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Примером текущего планирования в здравоохранении с использованием изложенных выше принципов и методов является Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее - Программа).
Программа ежегодно утверждается постановлением Правительства РФ с целью реализации конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи.
Программа состоит из шести разделов и включает: общие положения; виды и условия оказания медицинской помощи; источники финансового обеспечения медицинской помощи; нормативы объема медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь; критерии доступности и качество медицинской помощи.
Основными задачами Программы являются:
— создание единого правового и экономического механизма реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи;
— обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.
В рамках Программы населению бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:
— первичная медико-санитарная помощь;
— скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная);
— специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
Все эти виды помощи населению РФ предоставляются за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.
Для разработки Программы используются следующие группы нормативов:
— нормативы объемов медицинской помощи;
— нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Нормативы объемов медицинской помощи. К этим показателям относятся:
— норматив амбулаторно-поликлинической помощи, который устанавливается в количестве посещений на одного человека в год (2010 г. - 9,5 посещений);
— норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, который устанавливается в количестве пациенто-дней на 1 человека в год (2010 г. - 0,59 пациенто-дней);
— норматив стационарной помощи, который устанавливается в количестве койко-дней на 1 человека в год (2010 г. - 2,78 койкодней);
— норматив скорой медицинской помощи, который устанавливается в количестве вызовов на 1 человека в год (2010 г. - 0,318 вызова).
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи. К этим показателям относятся:
— норматив финансовых затрат на 1 посещение в амбулаторно-поликлиническую организацию (2010 г. - 218,1 руб.);
— норматив финансовых затрат на 1 пациенто-день в дневном стационаре (2010 г. - 478 руб.);
— норматив финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре (2010 г. - 1380,6 руб.);
— норматив финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи (2010 г. - 1710,1 руб.).
Кроме того, в рамках Программы устанавливается подушевой норматив финансирования Программы (2010 г. - 7634,4 руб.), отражающий размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год.
11.2. УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают соответствующие территориальные программы. В них могут устанавливаться дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Подушевые нормативы финансирования территориальной программы формируются исходя из вышеперечисленных нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи включает:
— территориальную программу обязательного медицинского страхования (подробнее см. гл. 21.);
— перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования (ОМС);
— перечни организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС, и медицинских учреждений, финансируемых из бюджетов;
— объемы медицинской помощи, установленные для медицинских учреждения субъекта РФ, муниципальных образований, ведомственных и частных медицинских организациях, работающих в системе ОМС, и финансовые средства на выполнение этих объемов;
— перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы;
— перечень медицинских учреждений субъекта РФ, оказывающих специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета субъекта РФ;
— условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению субъекта РФ в рамках территориальной программы;
— информацию о численности населения (по группам и категориям заболеваний), при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой.
Основными задачами территориальной программы являются:
— консолидация различных источников финансирования для обеспечения населения гарантированной (бесплатной) медицинской помощью;
— обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
— повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
Для разработки территориальных программ используется следующий алгоритм (рис. 11.1).
При формировании территориальных программ федеральные нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов РФ.
Муниципальные задания утверждаются одновременно с бюджетами муниципальных районов и городских округов и являются составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Рис. 11.1. Порядок разработки территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
Важным разделом территориальной программы является план мероприятий по устранению или сокращению дефицита финансовых средств. Этот план включает в себя комплекс мер по повышению эффективности использования ресурсов. В частности, он предусматривает организацию двухсменного обследования и лечения, включая выходные и праздничные дни; исключение дублирования в стационарах больниц результатов амбулаторно-поликлинического обследования; расширение практики ранней выписки пациентов из стационара на амбулаторно-поликлиническое лечение. Кроме того, перспективным направлением повышения эффективности использования ресурсов являются развитие стационарзамещающих организационных технологий (дневные стационары в амбулаторнополиклинических, больничных учреждениях, стационары на дому), внедрение современных технологий диагностики и лечения и др.
В планировании здравоохранения на всех уровнях управления, помимо программ государственных гарантий, разрабатываются целевые медико-социальные программы на основе выбранных приоритетов в охране здоровья населения. Такой программно-целевой подход в условиях дефицита материальных, финансовых и других ресурсов позволяет направлять их на развитие наиболее приоритетных отраслей здравоохранения, достигая тем самым максимальных результатов в наиболее сжатые сроки. Поэтому программно-целевой подход становится все более привлекательной формой планирования в здравоохранении, а целевая программа - директивным документом, который содержит увязанный по срокам, ресурсам, исполнителям комплекс мероприятий для эффективного решения поставленных задач.
Примерами таких программ на федеральном уровне служат программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», «Планирование семьи», «Безопасное материнство», «Скорая медицинская помощь», «Программа модернизации здравоохранения» и др.
Источником финансирования таких программ являются средства бюджетов всех уровней (федерального, регионального, муниципального), государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд ОМС, Фонд социального страхования РФ), других источников, не запрещенных законодательством РФ. Как правило, финансовое обеспечение целевых программ осуществляется из разных источников (на условиях софинансирования) в рамках заключенных договоров или соглашений.
Разработка и реализация комплексных целевых медико-социальных программ являются перспективными направлениями совершенствования управления здравоохранением и как результат этого - повышения качества и доступности оказываемой населению медицинской помощи.
11.3. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Для анализа выполнения плановых объемов медицинской помощи территориальной программы рассчитывают следующие статистические показатели:
В системе обязательного медицинского страхования финансирование учреждений здравоохранения зависит от выполнения плановых объемов медицинской помощи и установленных тарифов оплаты отдельных ее видов. Поэтому для устойчивого обеспечения организаций здравоохранения финансовыми ресурсами значения этих показателей должны приближаться к 100%.
Анализ выполнения нормативов финансовых затрат территориальной программы осуществляется на основе следующих показателей:
* АПО - амбулаторно-поликлиническая организация.
Изучение этих показателей позволяет оценить полноту поступления и целевое использование финансовых средств, которые находятся в распоряжении организаций здравоохранения для оплаты медицинской помощи. Значения показателей должны приближаться к 100%.
Кроме того, для анализа качества медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы, разрабатывается ряд специальных статистических показателей, которые рассчитываются по формулам:
Эти показатели рассчитывают специалисты как органов управления здравоохранением, отдельных организаций здравоохранения (ведомственная экспертиза), так и медицинских страховых организаций (вневедомственная экспертиза). По результатам анализа территориальных программ ряда субъектов РФ эти показатели соответственно составили 0,12-0,15; 0,005-0,006; 0,08-0,011.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 242.