Глава 8. Организационные основы здравоохранения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 10. Планирование и прогнозирование в здравоохранении

10.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Важнейшими рычагами государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития в целом и прежде всего здравоохранения.

Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена следующими обстоятельствами: общественным характером производственных отношений и неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно в кризисных ситуациях.

При этом не надо забывать о двух крайностях воздействия государства на экономику: первая - государственное регулирование тех экономических процессов, которые более эффективно могут управляться рыночными механизмами, вторая - использование исключительно рыночных механизмов в тех случаях, когда вмешательство государства необходимо.

Прогнозирование тесно связано с планированием и является необходимой методологической и информационной основой для разработки планов и программ.

Использование прогнозирования и планирования как стратегического направления в управлении и экономике здравоохранения позволяет увязывать замысел реформ здравоохранения с реальным воплощением их в жизнь.

Методы прогнозирования и планирования, порядок разработки планов здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях даны на примере территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (см. гл. 11).

10.2. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Человеку свойственно желание заглянуть в будущее. Это обусловлено тем, что вся наша жизнь связана с выбором решений, а правильный выбор нельзя сделать, не предвидя всех его желательных и нежелательных последствий. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложившаяся ситуация, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе. Видение перспектив и способность предугадывать события позволяют своевременно принимать превентивные меры и избегать нежелательных результатов.

Сознательно или подсознательно человек прогнозирует последствия своих действий, разрабатывает сценарии развития событий, строит для себя модель будущего. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, переходом здравоохранения на систему бюджетирования, ориентированного на результат.

Прогнозирование по своей сути означает предвидение и основано на познании законов природы, общества, человеческого мышления. В зависимости от степени конкретизации и характера воздействия на ход исследуемых процессов (объектов) различают гипотезу и прогноз.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Прогноз - комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров системы.

Прогноз по сравнению с гипотезой более определен и достоверен, имеет качественные и количественные параметры. В то же время прогноз вероятностен и многовариантен, что обусловлено наличием неопределенностей в отображаемой им в будущем действительности. Поэтому прогноз, не определяя параметры развития системы с абсолютной точностью, раскрывает возможные альтернативы, положительные и отрицательные тенденции, противоречия и условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач. Он может иметь несколько вариантов в зависимости от вероятностного воздействия различных факторов.

Поскольку прогноз строится на вероятностном развитии событий, он может иметь несколько сценариев: оптимистический, пессимистический, реалистический. Сценарий устанавливает логическую последовательность событий, имеет системный характер и учитывает факторы, позволяющие достичь поставленных целей.

Прогнозы в здравоохранении могут разрабатываться по следующим основным направлениям:

— прогнозы здоровья населения;

— прогнозы развития отдельных видов медицинской помощи, специализированных служб;

— прогнозы финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения и др.

Хотя такие прогнозы и разрабатываются для отдельных служб, они между собой взаимосвязаны. На их основе должен разрабатываться прогноз развития системы здравоохранения в целом, который в свою очередь должен стать составной частью прогноза социальноэкономического развития страны.

В Российской Федерации прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. В здравоохранении в зависимости от поставленных задач выделяют следующие формы прогнозов:

— оперативные (текущие);

— краткосрочные (годовые);

— перспективные (среднесрочные - 3-5 лет и долгосрочные - 10 лет и более).

В современной теории управления прогнозирование тесно связано с математическим моделированием процессов, сценарии развития которых предполагаются в будущем. Для построения таких математических моделей (например, прогнозирование рождаемости, смертности, структуры и уровня заболеваемости, физического здоровья населения, потребности здравоохранения в отдельных видах ресурсного обеспечения и др.) необходима исчерпывающая информация за значительный (не менее 10-12 лет) ретроспективный период наблюдения. В основе разработки таких математических моделей лежат регрессионный анализ, а также построение и анализ динамических рядов с экстраполяцией полученных данных.

Вместе с тем для получения качественных и достоверных прогнозов развития той или иной ситуации нельзя ограничиваться только математическим моделированием. Построение математических моделей целесообразно сочетать с другими способами построения прогнозов, в первую очередь с методами экспертных оценок (Дельфи, ПАТТЕРН и др.). Эксперты, используя методы качественного и количественного анализа, отбирают наиболее важные факторы, оценивают их взаимосвязи, влияние на тенденцию в развитии того или иного явления и определяют тем самым вероятность достижения тех или иных результатов в будущем.

В теории и практике управления известно более 150 методов прогнозирования, которые объединяют в 4 основные группы:

1) экспертные оценки;

2) экстраполяция;

3) моделирование;

4) комбинированные прогнозы.

В здравоохранении прогнозирование является важнейшей функцией управления, так как ценой ошибок в принятии управленческого решения могут быть здоровье и даже жизнь десятков и сотен тысяч людей.

10.3. ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Как уже отмечалось, прогноз предполагает вероятность того или иного события, явления. В отличие от прогноза план определяет конкретный наиболее оптимальный вариант развития ситуации, ориентирует на получение спрогнозированных результатов. Он обязателен для выполнения и должен быть обеспечен необходимыми ресурсами.

План - надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно сформулированные цель, задачи, пути и средства их достижения, а также показатели конечных результатов. По существу, план - это программа деятельности отдельных организаций, системы здравоохранения в целом.

Исходя из вышесказанного, планирование в здравоохранении - это процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффективного их использования для решения задач повышения качества и доступности медицинской помощи, достижения конкретных показателей здоровья населения и деятельности здравоохранения. Планирование в системе здравоохранения РФ должно строиться на единых принципах и методических подходах, имея главной целью реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья.

10.3.1. Принципы планирования в здравоохранении

В бывшем СССР накоплен уникальный опыт государственного планирования здравоохранения, который не потерял своего значения и ныне. Планирование базировалось на принципах директивности, комплексности, выделения приоритетов, соблюдения интересов государства и общества. В то время эти принципы сыграли свою положительную роль, но в процессе политических и социально-экономических реформ сформировались новые принципы планирования в здравоохранении, другие подверглись изменению, а некоторые утратили свою значимость.

На современном этапе основными принципами планирования в здравоохранении являются:

— системный подход;

— сочетание отраслевого и территориального планирования;

— выделение приоритетных направлений;

— директивность планов;

— единство методических подходов к планированию на всех уровнях управления системой здравоохранения;

— обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного.

Системный подход. Сущность его состоит в том, что, согласно теории управления, каждый объект должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы. Системный подход в управлении здравоохранением - это подход, при котором система здравоохранения рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (входящих в нее организаций здравоохранения), имеющая вход (ресурсы), выход (результаты) и взаимосвязь с внешней средой (коммуникации).

Рассуждая о системном подходе в планировании здравоохранения, можно говорить о некотором способе организации действий на этапе разработки планов с целью выявления закономерностей и взаимосвязей в системе здравоохранения, а также методов более эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей.

Сочетание отраслевого и территориального планирования. Суть этого принципа состоит в том, что план развития здравоохранения (как отрасли) является частью общего плана социально-экономического развития субъекта РФ, муниципальных образований. Он должен быть связан с общим планом единством целей и задач, поэтому составляется с учетом перспектив прежде всего таких отраслей, как культура, образование, наука, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, физическая культура, социальное обеспечение, сельское хозяйство, строительство и др. Взаимосвязь этих планов достигается на основе статистических показателей, утвержденных соответствующим Указом Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Выделение приоритетных направлений. Принцип является особенно значимым для разработки планов в условиях ограниченных ресурсов, так как предполагает необходимость концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях для достижения конкретных результатов. Реализация этого принципа позволяет достигать максимальных результатов с наименьшими затратами. Принцип выделения приоритетных направлений преимущественно используется для разработки целевых медико-социальных программ, касающихся, например, охраны здоровья матери и ребенка, профилактики, диагностики, лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности населения трудоспособного возраста и др.

Профилактическое направление является главным приоритетом в деятельности системы здравоохранения РФ.

Директивность планов. Принцип предполагает, что план, утвержденный на вышестоящем уровне, по своим основным показателям является обязательным для исполнения на нижестоящих уровнях управления. В то же время этот план является базовым (рамочным), поэтому не исключает возможности внесения в него необходимых коррективов и дополнений с учетом региональных особенностей здоровья населения и системы здравоохранения. Например, на федеральном уровне утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее Программа), на ее основе в субъектах РФ утверждаются территориальные программы, в рамках которых в муниципальных образованиях разрабатываются муниципальные задания. При этом нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат территориальных программ могут быть больше (но не меньше) аналогичных нормативов программ, утвержденных на федеральном уровне.

Единство методических подходов к планированию на всех уровнях управления системой здравоохранения. Принцип реализуется прежде всего в разработке единых методических подходов для установления нормативов материальных, финансовых, трудовых ресурсов для возмещения затрат на оказание тех или иных видов медицинской помощи с учетом региональных особенностей здоровья населения и функционирующей системы здравоохранения. Этому принципу необходимо также следовать при разработке статистических показателей для оценки эффективности использования ресурсов.

В итоге все это должно обеспечить одинаковые условия, качество и доступность медицинской помощи населению, проживающему в различных регионах РФ, в соответствии со стандартами, установленными на федеральном уровне. Например, затраты на проведение операции по поводу острого аппендицита в Республике Саха (Якутия) и Новгородской области будут разные. Это связано с влиянием таких факторов, как районные коэффициенты, транспортные расходы, действующая система оплаты труда и др. В то же время условия и качество оказания медицинской помощи должны быть одинаковы.

Обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного. Принцип действует в условиях формирования рыночных отношений в здравоохранении. С одной стороны, органы управления здравоохранением при разработке планов в первую очередь должны предусматривать развитие государственного и муниципального секторов здравоохранения для обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. С другой стороны, в рамках законодательства должны создавать условия для формирования частного сектора здравоохранения. При этом работа по развитию этих секторов должна идти параллельно, сбалансированно, но с приоритетом обеспечения конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи.

10.3.2. Виды планирования в здравоохранении

С учетом политической и социально-экономической ситуации в стране, приоритетов и поставленных задач в области охраны здоровья населения выделяют следующие виды планирования в здравоохранении:

— стратегическое;

— перспективное;

— текущее.

Стратегическое планирование определяет цели, задачи, приоритеты, ресурсы, прогнозируемые результаты деятельности системы здравоохранения в целом и отдельных медицинских организаций на перспективу 10 лет и более.

Стратегическое планирование осуществляется на двух уровнях управления: федеральном и субъекта РФ.

Стратегическое планирование на федеральном уровне. МЗиСР РФ разрабатывает и утверждает:

— стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения РФ;

— прогнозируемые показатели состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения;

— федеральные нормативы, стандарты и методику их разработки с учетом региональных особенностей субъектов РФ;

— федеральные целевые медико-социальные программы.

Стратегическое планирование на уровне субъектов РФ. Задачей органов управления здравоохранением субъектов РФ является разработка стратегических планов формирования эффективной системы оказания населению доступной медицинской помощи на перспективу 10 лет и более. Эта работа осуществляется на основе индикаторов (показателей), устанавливаемых на федеральном уровне с учетом региональных особенностей состояния здоровья и действующей системы здравоохранения.

Разработка стратегических планов на уровне субъекта РФ предусматривает следующие этапы:

— анализ и прогноз состояния здоровья населения субъекта РФ на расчетный период;

— определение цели, задач и приоритетов развития здравоохранения на расчетный период;

— расчет прогнозируемых показателей деятельности системы здравоохранения субъекта РФ;

— разработка и утверждение региональных нормативов для планирования развития системы здравоохранения субъекта РФ;

— определение необходимых для достижения поставленных целей и задач ресурсов, источников их получения;

— разработка и утверждение планов и целевых медико-социальных программ развития системы здравоохранения субъекта РФ.

Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований в рамках утвержденных стратегических планов, как правило, на 3-5 лет. Методология составления этих планов и программ в здравоохранении муниципальных образований должна в целом соответствовать подходам перспективного планирования на уровне субъекта РФ, но при этом учитывать имеющиеся особенности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.

Текущее планирование предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения субъектов РФ, муниципальных образований и конкретных организаций здравоохранения в соответствии с перспективными планами и программами, утвержденными на уровне субъекта РФ и муниципального образования.

10.3.3. Методы планирования в здравоохранении

В теории управления здравоохранением используются многие методы планирования: аналитический, нормативный, балансовый, экономико-математический, организационного эксперимента и др. В практическом здравоохранении в основном применяют следующие три метода: аналитический, нормативный, балансовый.

Аналитический метод используется для планирования сети амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений на основе анализа показателей здоровья населения и результатов деятельности медицинских учреждений.

С помощью аналитического метода рассчитываются необходимые объемы амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, обеспеченность населения медицинскими кадрами, нагрузка медицинского персонала и другие показатели с учетом реальной потребности населения в тех или иных видах медицинской помощи.

Например, чтобы рассчитать необходимое число врачей для амбулаторно-поликлинических учреждений, используют формулу:

где В - необходимое число врачей; Л - норматив посещений на 1 человека в год; Н - общая численность населения.

При этом:

Ф = А × В × Г,

где Ф - функция врачебной должности врача, ведущего только амбулаторный прием в поликлинике; А - нагрузка врача на 1 ч работы; В - число часов работы врача в день; Г - число рабочих дней в году.

Для врачей, ведущих амбулаторный прием в поликлинике и обслуживающих вызовы на дому, функция врачебной должности рассчитывается по формуле:

Ф = [(А × В)+(С × Д)] × Г,

где А - нагрузка на 1 ч приема врача в поликлинике; В - число часов работы врача на приеме в поликлинике; С - нагрузка врача на 1 ч обслуживания пациентов на дому; Д - число часов работы врача по обслуживанию пациентов на дому; Г - число рабочих дней в году.

Или другой пример. При планировании сети больничных учреждений, используя аналитический метод, для расчета необходимого числа больничных коек в первую очередь экспертно определяют оптимальный уровень госпитализации населения (на 1000 населения).

Затем необходимое число больничных коек в целом и по отдельным профилям определяют по формуле И.И. Розенфельда:

где К - необходимое число коек; Н - численность населения; Р - уровень госпитализации; П - среднее число дней пребывания больного на койке; Д - среднее число дней работы койки в году.

Далее на основании рекомендованных штатных нормативов для больничных учреждений рассчитывают необходимое число должностей различных групп персонала.

Нормативный метод применяется в стратегическом, перспективном и текущем планировании, и в его основе лежит использование утвержденных нормативов.

Норматив - расчетная величина затрат материальных, финансовых, временных и других ресурсов, применяемая при нормировании труда, планировании производственной и хозяйственной деятельности.

Нормативы разрабатываются и утверждаются МЗиСР РФ или другими уполномоченными органами исполнительной власти.

По своей сути норматив - это количественная мера затрат финансовых, материальных, временных и других видов ресурсов, необходимых для оказания определенного объема медицинских услуг соответствующего качества.

В здравоохранении используется следующая классификация нормативов (по видам ресурсов):

материальные, устанавливающие уровень затрат в натуральном выражении (расход энергоносителя на 1 м3 отапливаемых помещений, количество комплектов белья на 1 больного или 1 койку, расход продуктов питания на 1 койко-день и др.);

финансовые, устанавливающие уровень затрат в денежном выражении (расход финансовых средств на лекарственные препараты на 1 койко-день, подушевое финансирование, расход финансовых средств на 1 койко-день в отделениях различного профиля и др.);

временные, устанавливающие уровень затрат во времени (норматив времени выезда бригады скорой медицинской помощи, норматив среднечасовой нагрузки врачей отдельных специальностей на амбулаторно-поликлиническом приеме и др.).

Использование нормативов в планировании здравоохранения является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования в условиях рыночной экономики.

Балансовый метод является одним из основных методов планирования в здравоохранении и позволяет увязывать потребности населения в тех или иных видах медицинской помощи с их ресурсным обеспечением. С помощью балансового метода вскрываются диспропорции в развитии отдельных видов медицинской помощи, например амбулаторно-поликлинической и стационарной, определяются оптимальные соотношения между соответствующими разделами комплексного плана развития здравоохранения, выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие здравоохранения с другими отраслями.

В практике планирования здравоохранения используют следующие системы балансов:

— натуральные (материальные);

— стоимостные (денежные);

— трудовые (кадровые);

— межотраслевые (например, баланс между потребностью в работниках здравоохранения и возможностью их подготовки в системе медицинского образования).

В сложившейся практике планирования здравоохранения аналитический, нормативный и балансовый методы, как правило, используют вместе, дополняя один другим.

 

 

Глава 8. Организационные основы здравоохранения

8.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Нормативная правовая база в области охраны здоровья граждан определяет организационную основу оказания населению РФ медицинской помощи. Такой основой является система здравоохранения, структурные элементы которой законодательно закреплены в соответствующих правовых актах.

Система здравоохранения представляет собой совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также субъектов частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья граждан.

Организационно-функциональная структура системы здравоохранения РФ представлена на рис. 8.1.

В соответствии с законодательством РФ в Российской Федерации в зависимости от форм собственности и источников финансирования в выделяют три системы здравоохранения:

— государственную;

— муниципальную;

— частную.

К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан, а также подведомственные им медицинские и фармацевтические организации.

К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также подведомственные им медицинские и фармацевтические организации.

Рис. 8.1. Организационно-функциональная структура системы здравоохранения Российской Федерации

Государственную и муниципальную системы здравоохранения можно объединить общим названием «общественная система здравоохранения».

К частной системе здравоохранения относятся медицинские, фармацевтические и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья граждан, которые создаются юридическими и физическими лицами.

Субъекты частной системы здравоохранения вправе наряду с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения участвовать в реализации государственной политики в сфере здравоохранения, формировании рынка медицинских услуг, решении задачи обеспечения граждан квалифицированной медицинской помощью. Деятельность частных организаций здравоохранения основывается на принципах применения единых в сфере здравоохранения нормативных правовых актов, стандартов медицинской помощи и этических норм.

Выделение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения достаточно условно. Поэтому правильнее считать, что в Российской Федерации действует единая система здравоохранения, подчиненная решению целого комплекса задач по сохранению и укреплению здоровья граждан, а внутри этой системы имеются три сектора: государственный, муниципальный и частный.

8.2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Учреждения, входящие в систему здравоохранения РФ, оказывают населению различные виды медицинской помощи. Медицинская помощь - совокупность лечебно-профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, отравлениях, а также при родах, лицами, имеющими высшее и среднее медицинское образование.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в том числе на дому при вызове медицинского работника, в дневном стационаре), то есть в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения;

3) стационарно, то есть в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.

Существуют несколько классификаций видов медицинской помощи. Согласно «Основам» выделяют:

— первичную медико-санитарную помощь, в том числе доврачебную, врачебную;

— специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;

— скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;

— паллиативную медицинскую помощь.

Наиболее массовым видом медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи гражданам и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний и их медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях.

Специализированная медицинская помощь включает в себя лечение заболеваний, требующих специальных методов диагностики и лечения, использования сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в специализированных амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях.

Высокотехнологичная медицинская помощь включает в себя применение новых, сложных и/или уникальных, а также ресурсоемких методов лечения, включая клеточные технологии, роботизированную технику, информационные технологии и методы генной инженерии. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, устанавливаемым Минздравсоцразвития России.

Скорая медицинская помощь - круглосуточная экстренная медицинская помощь при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного, травмах, отравлениях, преднамеренных самоповреждениях, родах вне медицинских учреждений, а также катастрофах и стихийных бедствиях (подробнее см. гл. 15).

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на улучшение качества жизни безнадежно больных граждан и членов их семей, с целью избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания. Паллиативная медицинская помощь оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по вопросам оказания паллиативной помощи.

Другая классификация видов медицинской помощи основывается на номенклатуре учреждений здравоохранения, а также стоящих перед ними задачах:

— амбулаторно-поликлиническая (внебольничная) медицинская помощь;

— больничная (стационарная) медицинская помощь;

— неотложная медицинская помощь;

— скорая медицинская помощь;

— санаторно-курортная медицинская помощь.

По форме оказания медицинская помощь может быть:

— плановая - медицинская помощь, оказываемая при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью;

— неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи;

— экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных, опасных для жизни состояниях, острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, для устранения угрожающих жизни пациента состояний.

Кроме того, медицинскую помощь с учетом этапов ее оказания и уровня специализации можно классифицировать следующим образом:

— первая медицинская;

— доврачебная;

— первая врачебная;

— специализированная;

— высокотехнологичная.

Перечень видов медицинской помощи, с одной стороны, во многом зависит от поставленных перед системой здравоохранения задач, с другой - влияет на формирование организационной структуры и номенклатуры самих учреждений здравоохранения.

8.3. НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Населению Российской Федерации медицинскую помощь в государственном, муниципальном и частном секторах здравоохранения оказывают различные медицинские организации.

Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. К медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. В системе здравоохранения РФ действуют некоммерческие и коммерческие медицинские организации (организации здравоохранения).

Основной формой некоммерческих организаций здравоохранения являются учреждения здравоохранения. Государственное или муниципальное учреждение здравоохранения может быть автономным, бюджетным или казенным.

Казенное учреждение создается в сфере управленческой деятельности (для исполнения государственных, муниципальных функций). Бюджетное и автономное учреждения создаются для выполнения государственных, муниципальных работ и оказания услуг. Основными в сфере здравоохранения являются бюджетные учреждения.

Кроме того, к некоммерческим организациям здравоохранения относятся некоммерческое партнерство и автономные некоммерческие организации.

Основными формами коммерческих организаций здравоохранения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) и хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью).

Номенклатура учреждений здравоохранения утверждается федеральным органом управления здравоохранением. В настоящее время действует приведенная ниже единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная приказом МЗиСР РФ от 07.11.05 № 627: 1. Лечебно-профилактические учреждения.

1.1. Больничные учреждения. 1.1.1. Больницы, в том числе:

— участковая;

— районная;

— городская, в том числе детская;

— городская скорой медицинской помощи;

— центральная (городская, районная);

— областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).

1.1.2. Специализированные больницы, в том числе:

— восстановительного лечения, в том числе детская;

— гинекологическая;

— гериатрическая;

— инфекционная, в том числе детская;

— наркологическая;

— онкологическая;

— офтальмологическая;

— психоневрологическая, в том числе детская;

— психиатрическая, в том числе детская;

— психиатрическая (стационар) специализированного типа;

— психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

— туберкулезная, в том числе детская;

— курортная.

1.1.3. Госпитали всех наименований.

1.1.4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

1.1.5. Дом (больница) сестринского ухода.

1.1.6. Хоспис.

1.1.7. Лепрозорий.

1.2. Диспансеры:

— врачебно-физкультурный;

— кардиологический;

— кожно-венерологический;

— маммологический;

— наркологический;

— онкологический;

— офтальмологический;

— противотуберкулезный;

— психоневрологический;

— эндокринологический.

1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения.

1.3.1. Амбулатория.

1.3.2. Поликлиники, в том числе:

— городская, в том числе детская;

— центральная районная;

— стоматологическая, в том числе детская;

— консультативно-диагностическая, в том числе для детей;

— психотерапевтическая;

— физиотерапевтическая;

— восстановительного лечения.

1.4. Центры, в том числе научно-практические:

— восстановительной терапии для воинов-интернационалистов;

— восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские;

— гериатрический;

— диабетологический;

— наркологический реабилитационный;

— медицинский, в том числе окружной;

— профессиональной патологии;

— по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями;

— клинико-диагностический;

— патологии речи и нейрореабилитации;

— реабилитации;

— медицинской и социальной реабилитации;

— общей врачебной (семейной) практики;

— консультативно-диагностический, в том числе для детей;

— реабилитации слуха;

— лечебной физкультуры и спортивной медицины;

— мануальной терапии;

— лечебного и профилактического питания;

— специализированных видов медицинской помощи;

— психофизиологической диагностики;

— диагностический;

— медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови:

— станция скорой медицинской помощи;

— станция переливания крови;

— центр крови.

1.6. Учреждения охраны материнства и детства:

— перинатальный центр;

— родильный дом;

— женская консультация;

— центр планирования семьи и репродукции;

— центр охраны репродуктивного здоровья подростков;

— дом ребенка, в том числе специализированный;

— молочная кухня.

1.7. Санаторно-курортные учреждения:

— бальнеологическая лечебница;

— грязелечебница;

— курортная поликлиника;

— санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями;

— санаторий-профилакторий;

— санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

2. Учреждения здравоохранения особого типа.

2.1. Центры:

— медицинской профилактики;

— медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный);

— медицинский мобилизационных резервов «Резерв» (республиканский, краевой, областной, городской);

— лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной);

— контроля качества и сертификации лекарственных средств;

— медицинский информационно-аналитический;

— информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения.

2.2. Бюро:

— медицинской статистики;

— патолого-анатомическое;

— судебно-медицинской экспертизы.

2.3. Контрольно-аналитическая лаборатория.

2.4. Военно-врачебная комиссия, в том числе центральная.

2.5. Бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза.

3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.

3.2. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3.3. Противочумный центр (станция).

3.4. Дезинфекционный центр (станция).

3.5. Центр гигиенического образования населения.

4. Аптечные учреждения:

— аптека;

— аптечный пункт;

— аптечный киоск;

— аптечный магазин.

Примечание: фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.

В основу такой номенклатуры заложены юридические и функциональные признаки. Можно использовать и другие подходы для классификации учреждений здравоохранения:

по форме собственности: государственные, муниципальные, частные и иных форм собственности;

по территориально-административной подчиненности: федеральные, субъектов РФ, муниципальные;

по ведомственной принадлежности: системы МЗиСР РФ, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Российской академии медицинских наук и др.;

по месту расположения учреждений: городские и сельские;

по организационно-функциональной структуре: объединенные и необъединенные;

по специализации: многопрофильные и специализированные;

по возрастному признаку: детские, взрослые, гериатрические и др.;

по степени интенсивности лечения: интенсивного, восстановительного, паллиативного и др.

Можно выделить и другие характеристики, по которым разделяются организации здравоохранения, однако каждая из них, как правило, включает в себя несколько признаков, относясь с учетом решаемых задач к той или иной номенклатурной группе учреждений здравоохранения.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 215.