Глава 9. Теоретические основы управления здравоохранением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

9.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В современных условиях одним из важнейших направлений здравоохранения является формирование новой системы управления. В последние годы широкое распространение получил термин «менеджмент» - рациональное управление современным производством для достижения его высокой эффективности и оптимального использования ресурсов. Другими словами, менеджмент - это вид деятельности по эффективному использованию материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов в решении поставленных задач.

Возникает вопрос, можно ли считать перевод английского слова «management» и русский термин «управление» равнозначными понятиями. Строго говоря, «управление» - это понятие более общее, которое базируется на теории и методологии решения проблем. «Менеджмент» - понятие более узкое, которое включает в себя совокупность организационно-правовых, экономических и других механизмов решения этих проблем на основе разработанной теории управления. Поэтому не следует отказываться от привычного «руководитель» в угоду американизированному «менеджер», в то же время не следует и противопоставлять эти понятия друг другу. Очевидно, термин «менеджмент» в здравоохранении целесообразно использовать применительно к конкретным организациям здравоохранения (независимо от форм собственности) и работающему в них персоналу, а термин «управление» - к системам здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Управление - это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, информационных и др.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

В системе управления обязательно присутствуют два звена: управляющее и управляемое. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, а то, чем управляют, - объектами управления.

Таким образом, субъект управления - это управляющее звено в системе управления, осуществляющее целенаправленное воздействие на объект управления, а объект управления - это управляемое звено системы управления, воспринимающее управляющее воздействие со стороны субъекта управления.

Объектом управления в здравоохранении могут быть системы здравоохранения России, субъектов РФ, муниципальных образований, организации здравоохранения и их структурные подразделения, медицинский персонал и др. В системе управления здравоохранением субъект управления одновременно может являться и управляющим, и управляемым звеном, например орган управления здравоохранением субъекта РФ по отношению к органу управления здравоохранением муниципального образования или отдельных организаций здравоохранения является субъектом управления, в то же время по отношению к МЗиСР РФ является объектом управления.

9.2. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление организацией здравоохранения - это сложный процесс, основанный на выборе оптимальных решений, с постоянным учетом как внутренних проблем организации, так и меняющейся политической, социальной, медико-демографической и экономической ситуации. Поэтому для оптимального управления необходимо опираться на основные принципы управления.

Принцип целенаправленности. В управлении этот принцип является главенствующим, поскольку аккумулирует в себе все составляющие процесса управления.

Прежде чем приступить к какому-либо действию, направленному на достижение каких-либо результатов, руководитель (главный врач, заведующий отделением, главная медицинская сестра и др.) ставит перед собой цель.

Выделяют следующие виды целей в управлении системами и отдельными организациями здравоохранения:

в зависимости от уровня управления: стратегические, тактические, оперативные;

по характеру решаемых задач: комплексные, промежуточные, конечные;

по содержанию: медико-организационные, финансово-экономические, медико-технологические и др.

Формулировка цели должна отвечать конкретным требованиям. Она должна быть своевременной и необходимой, реальной и достижимой, конкретной и согласованной с другими целями, иметь количественную или качественную оценку. Таким образом, один из важнейших принципов управления можно сформулировать предельно коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.

Принцип правовой защищенности управленческого решения. Управленческая деятельность в здравоохранении, особенно в условиях рыночной экономики, всегда сопряжена с определенным риском. Принцип правовой защищенности управленческого решения требует от руководителя органа управления или отдельной организации здравоохранения знаний и соблюдения законодательства в технологии разработки и реализации управленческих решений. Соблюдение законодательства в процессе разработки и реализации управленческого решения является не только проявлением правовой культуры руководителя, но и определенной гарантией успеха в достижении намеченных целей.

Принцип оптимизации управления. В процессе управления любой управляемый объект развивается, совершенствуется. В нем возрастает упорядоченность отдельных структурных элементов, оптимизируется структура организации в целом. Проводимые реформы здравоохранения в первую очередь должны касаться оптимизации системы управления отраслью и организационно-функциональной структуры учреждений здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Этот принцип реализуется, прежде всего, путем разработки комплексных и целевых программ развития здравоохранения страны и отдельных регионов, принятия нормативноправовых документов.

Принцип достаточности в централизации и децентрализации управления. Централизация и децентрализация власти - по сути дела два взаимосвязанных процесса, предусматривающих концентрацию власти и ее распределение, централизованное управление и самоуправление. Баланс, который устанавливается между ними, очень динамичен и может быть нарушен в ту или иную сторону, но чаще в пользу централизованной власти. Централизация функции управления должна гибко сочетаться с децентрализацией и создавать необходимые условия для нижестоящих звеньев в системе управления здравоохранением, позволяющие им эффективно выполнять возложенные на них функциональные обязанности.

Централизация управления имеет несомненные преимущества при решении глобальных стратегических задач, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (войны, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, которые сопровождаются большими санитарными потерями). Децентрализация управления характеризуется передачей на нижние иерархические уровни управления функций, которые прежде были закреплены за звеньями управления более высоких уровней или входили в компетенцию вышестоящих органов. Эта форма управления освобождает исполнителей от ненужной опеки, стимулирует инициативу, раскрывает потенциальные возможности личности.

Децентрализация оправдана, если на низших уровнях управленческой иерархии принимаются обоснованные и результативные тактические решения, которые не противоречат стратегическим решениям, принимаемым на высшем уровне управления. Другими словами, при наличии продуманной стратегии развития здравоохранения на федеральном уровне больше прав, а соответственно, и обязанностей можно передать органам управления здравоохранением субъектов РФ. Аналогично разработка эффективной политики охраны здоровья населения на уровне субъекта РФ позволит делегировать многие полномочия по ее реализации органам управления здравоохранением муниципальных образований. Децентрализация ряда управленческих функций оправдана и при территориальной разобщенности структурных подразделений, крупных многопрофильных организаций здравоохранения.

Принцип единоначалия. Этот принцип означает предоставление руководителю органа управления или организации здравоохранения широких полномочий для выполнения его функций с установлением персональной ответственности за результаты работы. Данный принцип, как правило, оправдан и реализуется в системе управления с высоким уровнем централизации власти, для решения конкретных задач или в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. Во многом эффективная реализация этого принципа зависит от авторитета руководителя, его профессионализма, готовности в необходимых случаях делегировать часть своих полномочии на нижестоящий уровень управления.

Принцип делегирования полномочий. В самом названии этого принципа заключен его главный смысл: передача руководителем части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия. В итоге руководитель получает возможность освободиться от текущих дел и сконцентрировать свой интеллектуальный и организаторский потенциал на решении задач более сложного уровня управления. Одновременно реализация этого принципа предоставляет большие возможности для повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности. Делегирование полномочий целесообразно и в том случае, когда руководитель готовит на свое место преемника.

В реализации этого принципа есть и такой аспект, как организация контроля за работой подчиненных, которым делегированы дополнительные полномочия: мелочная опека ничего не дает, а отсутствие контроля может сделать ситуацию неуправляемой. Решение проблемы заключается в эффективных формах обратной связи руководителя с подчиненными, возможности свободного обмена информацией, наличии доверительных отношений и здорового психологического климата в коллективе.

Переход от командно-административных к социально-психологическим и экономическим методам управления с соблюдением вышеперечисленных принципов возможен только эволюционным путем. Однако прежде всего должны произойти изменения в сознании самих руководителей. В итоге должен сформироваться новый тип руководителя-менеджера, нацеленного на достижение главного результата в своей управленческой деятельности - повышение доступности и качества медицинской помощи населению.

9.3. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление является многоплановым, системным видом человеческой деятельности, включающим в себя функции, представленные на рис. 9.1.

Эти функции лежат в основе управленческой деятельности руководителей органов, учреждений здравоохранения, других категорий руководящих работников отрасли.

Ряд этих функций (организация, стандартизация, лицензирование, координация, мотивация, маркетинг, контроль) будут рассмотрены в этой главе, другие (планирование, прогнозирование) - в главе 10.

Организация. Термин «организация» (от лат. organizo - придаю стройный вид) имеет в управлении двоякий смысл. С одной стороны, это некий субъект права, коллектив, усилия которого направлены на достижение конкретных, общих для членов коллектива целей. С другой стороны, организация, как функция управления, - это процесс по формированию структуры учреждения или предприятия, обеспечению их деятельности финансовыми, материально-техническими, трудовыми, информационными и другими ресурсами, созданию оптимальных социально-психологических условий, правовой базы для достижения поставленных целей.

Рис. 9.1. Функции управления в здравоохранении

Интересным является предложение известных американских специалистов в области менеджмента Т. Питерса и Р. Уотермана рассматривать организацию как единство шести основных переменных S: структуры (structure), стратегии (strategy), системы и процедур управления (systems), совокупности приобретенных навыков (skills), стиля управления (style) и состава кадров (staff).

В связи с этим к формированию современного учреждения здравоохранения на данном этапе развития общества предъявляются следующие требования.

• Новый образ организации. Формирование собственного, привлекательного для населения профессионального облика, коренное изменение отношения к качеству оказываемых медицинских услуг, неукоснительное соблюдение принципов медицинской этики, забота о высокой репутации организации в медицинском сообществе.

• Профессиональное управление. Сегодня лидером организации здравоохранения становится руководитель, способный преодолеть инертность, устоявшиеся стереотипы, стремящийся к постоянному профессиональному совершенствованию.

• Особая роль человеческого фактора. Понимание того, что объектом и субъектом управления является человек, должно существенно повысить уровень организационной культуры, стимулировать развитие у сотрудников нестандартного и лишенного стереотипов мышления.

• Внедрение достижений научно-технического прогресса. Совершенствование медицинской помощи населению возможно лишь при условии инновационного развития здравоохранения на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых медицинских технологий. Поэтому особенно актуальным в деятельности современного учреждения здравоохранения является широкое использование инновационных технологий в профилактике, диагностике, лечении, реабилитации заболеваний.

Стандартизация. Под стандартизацией в здравоохранении понимают деятельность, направленную на совершенствование управления отраслью, повышение качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов путем разработки и установления нормативов, правил, требований, условий, технологий при производстве и реализации медицинских товаров и услуг.

Анализ существующих в здравоохранении проблем позволяет выявить следующие причины, которые определяют приоритетность работ по стандартизации:

— отсутствие единых подходов к формированию нормативной базы отрасли;

— несоответствие государственных обязательств по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи ее реальному ресурсному обеспечению;

— необходимость повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения на фоне растущей стоимости медицинских товаров и услуг;

— неуклонный рост числа новых медицинских технологий, который усложняет процесс выбора врачом оптимального способа профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных.

В основе процесса стандартизации лежит понятие «стандарт». В общем понимании стандарт (standard) - нормативный документ, регламентирующий набор правил, нормативов и требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Применительно к системе здравоохранения стандарт - нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный соответствующим органом, в котором устанавливается определенный набор правил, нормативов, условий, требований, касающихся различных видов медицинской деятельности и их результатов.

Единая система стандартов является необходимой нормативной и методической базой для осуществления планирования, лицензирования, сертификации, аккредитации в здравоохранении.

Существующие в здравоохранении стандарты классифицируют следующим образом:

— стандарты (протоколы) ведения больных (диагностика и лечение отдельных заболеваний);

— стандарты, регламентирующие действия медицинского персонала в отдельных ситуациях (оказание экстренной медицинской помощи, выполнение манипуляций и др.);

— стандарты, регламентирующие условия оказания различных видов медицинской помощи (материально-техническое оснащение организаций здравоохранения, санитарные, строительные нормы и правила и т.д.);

— стандарты технологических требований к изготовлению, применению лекарственных средств и медицинской техники;

— стандарты, регламентирующие требования к уровню профессионального образования (медицинского, фармацевтического, вспомогательного персонала).

Как показывает международный медицинский опыт, важнейшим условием повышения качества медицинской помощи и защиты прав пациентов являются разработка и соблюдение стандартов (протоколов) ведения больных. Эти протоколы должны основываться на современных технологиях оказания медицинской помощи, конкретном алгоритме действий и ориентировать врача на то, что ему необходимо делать в той или иной ситуации. При разработке протоколов ведения больных следует учитывать не только медицинские аспекты оказания помощи, но и социальные, экономические, правовые, нравственные и этические нормы.

Действующая в здравоохранении РФ система стандартизации базируется на следующих основных принципах:

• Принцип согласия (консенсуальности): принятие решений всеми участниками процесса стандартизации на основе консенсуса (единодушного согласия).

• Принцип единообразия: в системе здравоохранения должен быть установлен единый порядок разработки, согласования и использования нормативных документов по стандартизации.

• Принцип целесообразности: требования должны быть целесообразными как с научной, так и с практической точек зрения и соответствовать федеральному и международному законодательству, современным достижениям науки и техники.

• Принцип комплексности и проверяемости: требования, предъявляемые к различным объектам стандартизации, должны согласовываться между собой и быть проверяемыми объективными методами.

Таким образом, стандартизация является приоритетным направлением в модернизации здравоохранения, от развития которого во многом зависят соблюдение прав граждан в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В настоящее время МЗиСР РФ начата работа по разработке и утверждению «Порядков оказания медицинской помощи» по отдельным ее видам и профилям. Порядок оказания медицинской помощи определяет мероприятия организационного характера, направленные на своевременное обеспечение граждан РФ медицинской помощью надлежащего качества, в полном объеме и включает в себя:

— этапы оказания медицинской помощи;

— правила деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача данной медицинской организации) в части оказания медицинской помощи;

— стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений, для оказания медицинской помощи;

— рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений, для оказания медицинской помощи;

— иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Лицензирование. Данная функция управления предусматривает организационно-правовой механизм выдачи государственного разрешения медицинской организации (индивидуальному предпринимателю) на осуществление определенных видов медицинской деятельности и услуг. Цель лицензирования - защита прав пациента как потребителя медицинских товаров и услуг при оказании медицинской помощи.

Процедура лицензирования представляет собой следующий комплекс организационно-правовых мероприятий:

— рассмотрение заявлений о выдачи лицензий;

— контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий;

— ведение реестров лицензий, предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам информации о лицензировании;

— приостановление, возобновление, прекращение, аннулирование лицензий.

Согласно действующему законодательству лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в части деятельности, осуществляемой муниципальными и частными организациями здравоохранения, а также Федеральная служба по надзору в сфере социального развития в части деятельности, осуществляемой государственными организациями здравоохранения.

Ответственность за нарушения лицензионных требований и условий установлена Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Дальнейшее развитие организационно-правового механизма лицензирования медицинской деятельности должно идти прежде всего по пути совершенствования системы стандартизации, предусматривающей разработку и установление современных нормативов, правил, требований, технологий при производстве и реализации медицинских товаров и услуг, а также системы юридической ответственности за их соблюдением.

Координация. Эта функция управления обеспечивает согласованность действий участников процесса выработки, реализации управленческого решения и достижения поставленной цели. Основная задача координации в управлении здравоохранением - это достижение согласованности в работе всех звеньев системы или отдельных организаций здравоохранения путем установления коммуникаций между ними. Различают три основных аспекта коммуникации: технический, семантический и прагматический:

технический аспект определяет типы носителей информации о принятом управленческом решении (бумажные, электронные носители информации, аудио- и видеозаписи и др.);

семантический аспект отражает факт передачи и приема информации, включая ее понимание пользователем;

прагматический учитывает влияние этой информации на дальнейший процесс реализации управленческого решения.

С помощью этих и других аспектов коммуникаций устанавливается взаимодействие между объектами и субъектами управления (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости), осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство организационно-методических подходов в реализации всех функций управления.

Мотивация. Данная функция управления представляет собой комплекс мер по стимулированию деятельности индивида или коллектива, направленный на достижение в процессе управления поставленных перед организацией целей. При всей простоте и ясности этого определения теория и практика мотивации не просты, так как истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум времени, физических и духовных сил, делать ее качественно, сложны и многообразны.

Существует несколько теорий, являющихся базовыми для формирования мотивации в коллективах:

— классическая теория;

— теория человеческих отношений;

— теория человеческих ресурсов.

Заметим, что ни одну из этих теорий нельзя считать универсальной. Скорее синтез и сочетание отдельных элементов каждой из них позволяет учитывать многообразную палитру характерологических особенностей работающих в коллективе.

Классическая теория. Труд большинству работников не приносит удовлетворения. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, сколько они зарабатывают. При этом главная функция руководителя - разложить задачи на простые и повторяющиеся операции, обеспечить строгий контроль за работой подчиненных.

Теория человеческих отношений. Индивидуумы стремятся быть полезными и значимыми, испытывают желание быть максимально интегрированными в трудовую деятельность и признанными. Это является для них более важным, чем деньги. В такой ситуации руководитель должен предоставлять своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и личного контроля в процессе трудовой деятельности. Вовлечение подчиненных в процесс выработки управленческих решений позволяет руководителю удовлетворить профессиональные амбиции коллег и чувство собственной значимости.

Теория человеческих ресурсов. Труд большинству работников приносит удовлетворение. Большая часть из них способны к самостоятельности, творчеству, ответственности, личному контролю, а также возможности реализовать себя на более высокой ступени должностной лестницы. В таких случаях главная задача руководителя - более эффективное использование человеческих ресурсов. Он должен создать такую обстановку, в которой каждый сотрудник может максимально проявить свои способности. Руководитель должен способствовать максимальному вовлечению своих подчиненных в решение важнейших проблем организации, системы здравоохранения в целом, постоянно расширяя их самостоятельность и самоконтроль.

Эффективность деятельности человека зависит от многих факторов, среди которых основную роль играют четкое понимание цели своей работы и система материальных и моральных стимулов.

Если руководитель не знает потребностей своих подчиненных, то его попытка обеспечить мотивацию деятельности обречена на провал.

Маркетинг (от англ. market - рынок). Данная функция управления представляет собой комплексную систему организации производства и сбыта продукции, ориентированную на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка. Таким образом, понятие «маркетинга» включает в себя анализ рынка (разделение рынков, выделение предпочтительных рынков, сегментацию и позиционирование рынка), разработку товаров и услуг (определение вида и основных характеристик продаваемого товара и услуг), ценовую политику, рекламу.

Различают следующие виды маркетинга:

дифференцированный - рассчитанный на использование отдельных сегментов рынка;

конверсионный - создающий условия для преодоления отрицательного спроса;

концентрированный - сосредоточивающий усилия на отдельных рынках;

массовый - применяемый к товарам массового потребления;

противодействующий - направленный на ограничение иррационального спроса;

развивающий - ориентированный на превращение потенциального спроса в реальный;

стратегический - основанный на изучении внутренних и внешних возможностей организации;

целевой - предусматривающий ориентацию на определенный сегмент рынка;

ценовой - основанный на установлении оптимальной цены товара.

Необходимость использования маркетинга в системе управления здравоохранением обусловлена прежде всего формированием элементов рыночных отношений в здравоохранении с развитием частного сектора медицинских товаров и услуг. При этом дальнейшее развитие частного сектора в здравоохранении становится невозможным без внедрения социально-ориентированного, этического маркетинга, главной целью которого должно стать удовлетворение потребности пациентов в получении качественной медицинской помощи с соблюдением этических норм и нравственных принципов. С учетом этого можно дать следующее определение маркетинга в здравоохранении.

Медицинский маркетинг - это комплекс мероприятий, направленный на изучение спроса, организацию производства и создание условий для удовлетворения потребности населения в различных видах медицинских товаров и услуг.

Анализ применения маркетинговых технологий в деятельности медицинских организаций позволил выделить три основные задачи маркетинга в системе управления здравоохранением:

— исследование рынка медицинских товаров и услуг;

— разработка новых медицинских товаров и услуг;

— организация реализации произведенных медицинских товаров и услуг.

Исследование рынка медицинских товаров и услуг. Анализ рынка - главное направление в маркетинговых исследованиях. Провести анализ рынка - значит тщательно изучить и оценить особенности маркетинговой среды, в которой находится конкретная организация здравоохранения. Без исследований рынка невозможно собрать информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с предстоящей деятельностью на рынке. Основными результатами маркетинговых исследований на рынке медицинских товаров и услуг являются:

— определение реальной потребности населения в тех или иных медицинских товарах и услугах;

— прогнозы развития рынка, выявление ключевых факторов успеха;

— определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на существующем рынке и возможности выхода на новые рынки.

Главным объектом проводимых маркетинговых исследований в здравоохранении является маркетинговая среда, которая складывается из внутренней и внешней среды.

Внутренняя среда - это то, что определяется организационнофункциональной структурой организации здравоохранения, ее собственным потенциалом.

Внешняя среда подразделяется на:

микросреду - факторы, непосредственно связанные с деятельностью на рынке организации здравоохранения (поставщики, посредники, конкуренты, пациенты);

макросреду - факторы, которые существуют и действуют независимо от усилий самой организации здравоохранения, но оказывают на нее влияние (политическая, демографическая ситуация, уровень доходов населения, структура и уровень заболеваемости и др.).

Для изучения маркетинговой среды проводят количественные и качественные маркетинговые исследования с использованием методов математической и социальной статистики.

Одной из важнейших задач исследования рынка является его сегментирование.

Известный американский маркетолог профессор П. Дойл говорил, что если фирма не сумеет разбить рынок на сегменты, рынок разобьет на сегменты фирму. Сегмент - это особым образом выделенная часть рынка (группа населения на рынке), обладающая сходными характеристиками, одинаково реагирующая на один и тот же предлагаемый продукт и определенные маркетинговые усилия.

Сегментация рынка медицинских товаров и услуг осуществляется на основе данных о численности и возрастно-половом составе проживающего на данной территории населения, уровне доходов, расходов на медицинскую помощь, лекарственные средства и товары медицинского назначения, структуре и уровне заболеваемости населения и др.

Решение задачи сегментирования завершается выделением целевого рынка. Отбор целевых рынков может проводиться в двух направлениях:

— углубленное проникновение в существующий рынок;

— поиск новых рынков реализации медицинских товаров и услуг.

Следующим шагом в маркетинговой деятельности является позиционирование на рынке, т.е. создание определенной позиции, ниши для товаров и услуг, которая нашла бы отражение в иерархии ценностей, созданной в сознании потенциального покупателя. Другими словами, позиционирование - выработка у покупателей системы стереотипов относительно объекта покупки, что делает этот объект максимально привлекательным и отличным от других. Таким образом, позиционирование товаров и услуг - это действия, направленные на обеспечение им конкурентоспособного положения на рынке.

Разработка новых медицинских товаров и услуг. На этом этапе исследуют потребительские свойства услуг-аналогов, услуг-конкурентов, реакцию пациентов на эти товары и услуги и выбирают наиболее предпочтительные и необходимые для пациентов. При этом необходимо учитывать соответствие их утвержденным стандартам (протоколам) ведения больных. При разработке новых медицинских услуг важно учитывать и такой фактор, как цена на них. Кроме того, важно определить тот объем медицинских услуг, который медицинское учреждение реально сможет оказать населению. Таким образом, результаты исследования дают возможность организации здравоохранения разработать собственный перечень медицинских услуг, повысить их конкурентоспособность, определить способы патентной защиты и т.д.

Организация реализации произведенных медицинских товаров и услуг. Разработка системы продвижения на рынок медицинских товаров и услуг - это комплекс мероприятий, направленных на формирование спроса и стимулирование сбыта товаров и услуг.

Ведущая роль в продвижении медицинских услуг принадлежит рекламе, которая способствует расширению круга пациентов, увеличению объема реализации медицинских услуг, росту прибыли медицинских организаций и частнопрактикующих врачей.

С рекламой тесно связан другой вид маркетинговой деятельности - брендинг, который представляет собой деятельность по созданию долгосрочного предпочтения товара, основанную на комплексном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений. Создатели бренд-имиджа учитывают физические свойства продукта, чувства, которые он вызывает у потребителя, и апеллируют не только к сознанию, но и к эмоциям, воздействуя на подсознание.

Практика применения маркетинговых технологий в здравоохранении показывает, что использование только отдельных его составляющих не дает должного эффекта. Только комплексный подход к маркетинговой деятельности позволяет эффективно работать на рынке медицинских товаров и услуг.

Контроль. Процесс управления протекает в условиях постоянно меняющейся ситуации и характеризуется различной степенью неопределенности. При этом важно понимать, достигнуты ли в процессе управления поставленные цели и нуждаются ли в корректировке управленческие решения. На эти и другие вопросы дает ответ система контроля как одна из важнейших функций управления. Ни одну из функций управления (планирование, организация, стандартизация, мотивация и др.) нельзя рассматривать в отрыве от контроля. В процедуре контроля существует три четко различаемых этапа:

— выработка стандартов и критериев;

— сопоставление с ним полученных результатов;

— принятие необходимых корректирующих действий.

В организациях здравоохранения контроль осуществляется в отношении материальных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов.

Контроль за использованием материальных ресурсов осуществляется путем сопоставления фактических расходов лекарственных средств, изделий медицинского назначения, мягкого инвентаря, продуктов лечебного питания и др., например на 1 койко-день в стационаре, на 1 посещение в амбулаторно-поликлиническую организацию, с установленными нормативами (стандартами).

Контроль за использованием финансовых ресурсов проводится путем сопоставления фактических финансовых затрат, например на 1 посещение в амбулаторно-поликлиническую организацию, на 1 койко-день в стационаре, на 1 вызов скорой медицинской помощи, с установленными нормативами (стандартами).

Контроль в отношении трудовых ресурсов осуществляется путем постоянного анализа профессиональных знаний и навыков, деловых качеств, необходимых для выполнения тех или иных должностных обязанностей. Для этого используют образовательные стандарты и квалификационные характеристики. Кроме того, осуществляется контроль за выполнением нормативов нагрузки персонала, работающего в организациях здравоохранения.

Контроль информационных ресурсов в здравоохранении проводится прежде всего в направлении своевременности и полноты их использования в различных формах (бумажных, электронных и иных носителей информации о здоровье населения и деятельности организаций здравоохранения). Это осуществляется путем расчета и анализа статистических показателей эффективности использования информационных ресурсов, например коэффициента полноты использования учетных (отчетных) статистических форм, коэффициента своевременности использования информации и др.

Особое место занимает контроль за качеством оказываемой населению медицинской помощи (см. гл. 24).

Реализация процедуры контроля может оказать как позитивное, так и негативное психологическое воздействие на поведение персонала. В одних случаях система контроля может привести к укреплению трудовой дисциплины, повышению эффективности труда и как ожидаемый итог - к повышению качества медицинской помощи. В других случаях результатом контроля могут быть психологические срывы в поведении отдельных сотрудников и возникновение конфликтов в коллективе. Для предупреждения такой ситуации руководители (менеджеры) организаций здравоохранения должны следовать рекомендациям, которые позволят избежать непреднамеренного негативного воздействия контроля на поведение сотрудников и таким образом повысить эффективность их труда:

необходимо устанавливать высокие, но достижимые стандарты: согласно мотивационной теории ожидания руководитель должен мотивировать сотрудников к достижению только тех целей, которые они считают реальными. Таким образом, если стандарт воспринимается как нереальный или несправедливо высокий, он может разрушить мотивационные установки работника. Или наоборот, если стандарт установлен на таком низком уровне, что достичь его не составляет большого труда, он может оказать демотивирующее воздействие на сотрудников с высоким уровнем профессиональных возможностей;

необходимо избегать чрезмерного контроля: руководитель не должен подвергать своих подчиненных излишнему контролю, в противном случае это будет отвлекать их внимание и в итоге приведет к обратным результатам - снижению эффективности и качества работы;

необходимо вознаграждать за достижение результата: руководитель должен справедливо вознаграждать сотрудников за достижение результата, установленных стандартов, помня, что существует четкая взаимосвязь между результативностью в работе и вознаграждением. Если работник не ощущает такой взаимосвязи или чувствует, что вознаграждение несправедливо, эффективность и качество его труда в дальнейшем могут снизиться.

9.4. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

С личностью руководителя во многом связан стиль управления - как индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности. Стиль управления во многом формируется под влиянием сложившихся отношений между руководителем и коллективом в процессе принятия и реализации управленческих решений. Наиболее распространены следующие четыре стиля управления: авторитарный, либеральный, демократический, динамичный.

Авторитарный - это стиль руководства, абсолютизирующий власть в одних руках. Он предполагает полное отрицание коллегиальности в принятии решений. Авторитарный стиль руководства в повседневной деятельности не следует смешивать с административно-авторитарным стилем, эффективно используемым в экстремальных ситуациях. Для авторитарного стиля управления характерны преувеличение роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений. Руководители такого стиля опираются прежде всего на дисциплину и жесткий контроль за деятельностью подчиненных, который основан преимущественно на силе власти (власти принуждения). Инициатива подчиненных не одобряется, не стимулируется и в отдельных случаях даже подавляется. Исключительное право на новые идеи, оценку результатов имеет только сам руководитель. Руководитель авторитарного стиля зачастую резок, прямолинеен, властолюбив, подозрителен, болезненно реагирует на критику. Нередко под этой маской скрываются его некомпетентность и профессиональная несостоятельность.

Либеральный стиль управления еще называют анархическим, попустительствующим. Руководитель такого стиля стоит как бы в стороне от своего коллектива. Для него характерны минимальное вмешательство в работу подчиненных и коллектива в целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, так и к себе. Он предпочитает нейтральные методы воздействия на подчиненных, чья инициатива хотя и не подавляется, но активно не поощряется. В такой ситуации властью, как правило, пользуются неформальные лидеры.

Для демократического стиля характерны децентрализация управления, коллегиальное принятие решений. Инициатива подчиненных поддерживается и активно поощряется. Во взаимоотношениях руководителя с подчиненными отмечаются тактичность, выдержка, доброжелательность.

В современных условиях оптимальным для руководителя признан динамичный стиль управления. Для такого стиля руководства характерны четкая позиция по любым вопросам, творческий подход к решению проблем, готовность идти в разумных пределах на риск, деловитость и предприимчивость, нетерпимость к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям, отсутствие субъективизма и формализма, опора на коллективное мнение в решении поставленных задач.

Безусловно, представленное разделение руководителей по стилю их управления является довольно условным, так как у одного и того же руководителя зачастую можно наблюдать одновременно черты, характерные для разных стилей руководства.

 

 

9.5. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Методы управления - это способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в решении поставленных задач. Различают следующие методы управления здравоохранением:

— организационно-распорядительные;

— экономические;

— социально-психологические;

— общественные или коллективные.

Организационно-распорядительные методы управления позволяют прежде всего компенсировать просчеты в планировании, оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию и, внося коррективы, выводить объект управления на новые пути с помощью директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д. Этими методами достаточно эффективно можно обеспечивать взаимодействие между отдельными структурными элементами системы или организации здравоохранения.

В настоящее время в управлении здравоохранением все бульшую распространенность приобретают экономические методы управления, которые включают в себя экономический анализ деятельности организации здравоохранения, методы планирования и прогнозирования, статистического анализа. Особое значение имеют методы экономического стимулирования, которые позволяют материально заинтересовать работников здравоохранения, создать мотивацию для оказания высококвалифицированной, качественной медицинской помощи.

Социально-психологические методы управления можно рассматривать как совокупность средств воздействия на коллектив, на происходящие в нем процессы в целом и на отдельных работников в частности. Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психологического климата в коллективе. В связи с этим в задачи руководителя органа управления, организации здравоохранения, отдельных подразделений входит формирование психологически совместимых, профессионально зрелых и экономически эффективно работающих коллективов.

Общественные или коллективные методы управления подразумевают демократизацию управления, т.е. расширение участия работников в выполнении управленческих функций. При этом используются такие коллективные организационные структуры, как коллегии, медицинские советы, советы медицинских сестер, советы трудовых коллективов, которые создаются при руководителе организации здравоохранения в качестве совещательного органа. Как правило, в состав этих совещательных органов включаются заместители главного врача, главные (старшие) медицинские сестры, руководители общественных организаций, специалисты, которые пользуются наибольшим авторитетом в коллективе. Надо отметить, что решения коллегии или совета имеют рекомендательный характер, но на их основании руководитель организации здравоохранения может издать приказ, закрепляя тем самым юридически эти решения.

9.6. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопросами управления здравоохранением занимаются органы как законодательной, так и исполнительной власти. В Совете Федерации действует Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, в Государственной Думе - Комитет по охране здоровья. Высшие органы законодательной власти определяют основные направления государственной политики, принимают законы, утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья населения, расходы на здравоохранение в рамках консолидированного бюджета РФ. Таким образом, эти решения становятся обязательными для органов исполнительной власти.

МЗиСР РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в области охраны здоровья граждан следующие полномочия:

— разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;

— проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, разработка и реализация программ по формированию здорового образа жизни, развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в сфере охраны здоровья граждан;

— международное сотрудничество РФ и заключение международных договоров РФ в сфере охраны здоровья граждан;

— разработка и утверждение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей базовую программу обязательного медицинского страхования;

— организация, обеспечение и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в сфере охраны здоровья граждан;

— утверждение номенклатуры медицинских организаций, номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников, номенклатуры специальностей специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием;

— организация оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, и скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи гражданам в федеральных государственных учреждениях;

— реализация мероприятий, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о проводимых мероприятиях на территории РФ;

— лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья граждан;

— организация и осуществление государственного контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности, соблюдением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, стандартов качества донорской крови и ее компонентов, требований технических регламентов в сфере охраны здоровья граждан;

— утверждение правил и методик в области статистического учета, отчетности и стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья граждан независимо от организационно-правовой формы медицинских и фармацевтических организаций;

— организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских, фармацевтических и работников санитарно-эпидемиологической службы;

— утверждение порядка аттестации специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием для присвоения им квалификационной категории;

— обеспечение и координация программ научных исследований в сфере охраны здоровья граждан;

— утверждение порядка направления граждан РФ на лечение за пределами территории РФ за счет средств федерального бюджета и организация их направления на лечение за пределами территории РФ;

— мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья граждан при обращении зарегистрированных медицинских изделий и др.

Минздравсоцразвития России возглавляет министр, назначаемый на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность Правительством РФ.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ.

Управление здравоохранением осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Непосредственное руководство здравоохранением в административных территориях РФ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан. К их полномочиям относятся:

— принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;

— разработка, утверждение и реализация целевых программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний, обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, санитарно-гигиенического просвещения населения;

— разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей территориальную программу обязательного медицинского страхования;

— организация оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в государственных учреждениях субъекта РФ;

— лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

— организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и/или ее компонентами медицинских организаций государственной системы здравоохранения, а также медицинских организаций, участвующих в выполнении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

— осуществление деятельности в сфере охраны здоровья, направленной на формирование здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта РФ;

— осуществление профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в соответствии с законодательством РФ;

— обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих острых и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидизации, который утверждается Правительством РФ;

— координация деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан;

— реализация мероприятий, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о мероприятиях, проводимых на территории субъекта РФ;

— информирование населения субъекта РФ о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта РФ;

— предоставление мер социальной поддержки в части оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лекарственного обеспечения указанных лиц и др.

Особая роль в управлении здравоохранением на местах отводится муниципальным органам управления. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое просвещение населения, обеспечение доступности населению бесплатной медико-социальной помощи в рамках Программы госгарантий, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан. Кроме того, муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют организацию первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

В случае необходимости органам местного самоуправления дополнительно могут быть переданы отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан.

Органы управления здравоохранением субъектов РФ имеют двойное подчинение: с одной стороны - органам исполнительной власти субъектов РФ, с другой - МЗиСР РФ.

Важную роль в демократизации управления здравоохранением страны выполняет Общественная палата, которая призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов жизни страны, в том числе и касающихся охраны здоровья населения. В составе Общественной палаты действуют Комиссия по вопросам здравоохранения и Комиссия по формированию здорового образа жизни.

 

Глава 10. Планирование и прогнозирование в здравоохранении

10.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Важнейшими рычагами государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития в целом и прежде всего здравоохранения.

Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена следующими обстоятельствами: общественным характером производственных отношений и неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно в кризисных ситуациях.

При этом не надо забывать о двух крайностях воздействия государства на экономику: первая - государственное регулирование тех экономических процессов, которые более эффективно могут управляться рыночными механизмами, вторая - использование исключительно рыночных механизмов в тех случаях, когда вмешательство государства необходимо.

Прогнозирование тесно связано с планированием и является необходимой методологической и информационной основой для разработки планов и программ.

Использование прогнозирования и планирования как стратегического направления в управлении и экономике здравоохранения позволяет увязывать замысел реформ здравоохранения с реальным воплощением их в жизнь.

Методы прогнозирования и планирования, порядок разработки планов здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях даны на примере территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (см. гл. 11).

10.2. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Человеку свойственно желание заглянуть в будущее. Это обусловлено тем, что вся наша жизнь связана с выбором решений, а правильный выбор нельзя сделать, не предвидя всех его желательных и нежелательных последствий. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложившаяся ситуация, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе. Видение перспектив и способность предугадывать события позволяют своевременно принимать превентивные меры и избегать нежелательных результатов.

Сознательно или подсознательно человек прогнозирует последствия своих действий, разрабатывает сценарии развития событий, строит для себя модель будущего. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, переходом здравоохранения на систему бюджетирования, ориентированного на результат.

Прогнозирование по своей сути означает предвидение и основано на познании законов природы, общества, человеческого мышления. В зависимости от степени конкретизации и характера воздействия на ход исследуемых процессов (объектов) различают гипотезу и прогноз.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Прогноз - комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров системы.

Прогноз по сравнению с гипотезой более определен и достоверен, имеет качественные и количественные параметры. В то же время прогноз вероятностен и многовариантен, что обусловлено наличием неопределенностей в отображаемой им в будущем действительности. Поэтому прогноз, не определяя параметры развития системы с абсолютной точностью, раскрывает возможные альтернативы, положительные и отрицательные тенденции, противоречия и условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач. Он может иметь несколько вариантов в зависимости от вероятностного воздействия различных факторов.

Поскольку прогноз строится на вероятностном развитии событий, он может иметь несколько сценариев: оптимистический, пессимистический, реалистический. Сценарий устанавливает логическую последовательность событий, имеет системный характер и учитывает факторы, позволяющие достичь поставленных целей.

Прогнозы в здравоохранении могут разрабатываться по следующим основным направлениям:

— прогнозы здоровья населения;

— прогнозы развития отдельных видов медицинской помощи, специализированных служб;

— прогнозы финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения и др.

Хотя такие прогнозы и разрабатываются для отдельных служб, они между собой взаимосвязаны. На их основе должен разрабатываться прогноз развития системы здравоохранения в целом, который в свою очередь должен стать составной частью прогноза социальноэкономического развития страны.

В Российской Федерации прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. В здравоохранении в зависимости от поставленных задач выделяют следующие формы прогнозов:

— оперативные (текущие);

— краткосрочные (годовые);

— перспективные (среднесрочные - 3-5 лет и долгосрочные - 10 лет и более).

В современной теории управления прогнозирование тесно связано с математическим моделированием процессов, сценарии развития которых предполагаются в будущем. Для построения таких математических моделей (например, прогнозирование рождаемости, смертности, структуры и уровня заболеваемости, физического здоровья населения, потребности здравоохранения в отдельных видах ресурсного обеспечения и др.) необходима исчерпывающая информация за значительный (не менее 10-12 лет) ретроспективный период наблюдения. В основе разработки таких математических моделей лежат регрессионный анализ, а также построение и анализ динамических рядов с экстраполяцией полученных данных.

Вместе с тем для получения качественных и достоверных прогнозов развития той или иной ситуации нельзя ограничиваться только математическим моделированием. Построение математических моделей целесообразно сочетать с другими способами построения прогнозов, в первую очередь с методами экспертных оценок (Дельфи, ПАТТЕРН и др.). Эксперты, используя методы качественного и количественного анализа, отбирают наиболее важные факторы, оценивают их взаимосвязи, влияние на тенденцию в развитии того или иного явления и определяют тем самым вероятность достижения тех или иных результатов в будущем.

В теории и практике управления известно более 150 методов прогнозирования, которые объединяют в 4 основные группы:

1) экспертные оценки;

2) экстраполяция;

3) моделирование;

4) комбинированные прогнозы.

В здравоохранении прогнозирование является важнейшей функцией управления, так как ценой ошибок в принятии управленческого решения могут быть здоровье и даже жизнь десятков и сотен тысяч людей.

10.3. ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Как уже отмечалось, прогноз предполагает вероятность того или иного события, явления. В отличие от прогноза план определяет конкретный наиболее оптимальный вариант развития ситуации, ориентирует на получение спрогнозированных результатов. Он обязателен для выполнения и должен быть обеспечен необходимыми ресурсами.

План - надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно сформулированные цель, задачи, пути и средства их достижения, а также показатели конечных результатов. По существу, план - это программа деятельности отдельных организаций, системы здравоохранения в целом.

Исходя из вышесказанного, планирование в здравоохранении - это процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффективного их использования для решения задач повышения качества и доступности медицинской помощи, достижения конкретных показателей здоровья населения и деятельности здравоохранения. Планирование в системе здравоохранения РФ должно строиться на единых принципах и методических подходах, имея главной целью реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья.

10.3.1. Принципы планирования в здравоохранении

В бывшем СССР накоплен уникальный опыт государственного планирования здравоохранения, который не потерял своего значения и ныне. Планирование базировалось на принципах директивности, комплексности, выделения приоритетов, соблюдения интересов государства и общества. В то время эти принципы сыграли свою положительную роль, но в процессе политических и социально-экономических реформ сформировались новые принципы планирования в здравоохранении, другие подверглись изменению, а некоторые утратили свою значимость.

На современном этапе основными принципами планирования в здравоохранении являются:

— системный подход;

— сочетание отраслевого и территориального планирования;

— выделение приоритетных направлений;

— директивность планов;

— единство методических подходов к планированию на всех уровнях управления системой здравоохранения;

— обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного.

Системный подход. Сущность его состоит в том, что, согласно теории управления, каждый объект должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы. Системный подход в управлении здравоохранением - это подход, при котором система здравоохранения рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (входящих в нее организаций здравоохранения), имеющая вход (ресурсы), выход (результаты) и взаимосвязь с внешней средой (коммуникации).

Рассуждая о системном подходе в планировании здравоохранения, можно говорить о некотором способе организации действий на этапе разработки планов с целью выявления закономерностей и взаимосвязей в системе здравоохранения, а также методов более эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей.

Сочетание отраслевого и территориального планирования. Суть этого принципа состоит в том, что план развития здравоохранения (как отрасли) является частью общего плана социально-экономического развития субъекта РФ, муниципальных образований. Он должен быть связан с общим планом единством целей и задач, поэтому составляется с учетом перспектив прежде всего таких отраслей, как культура, образование, наука, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, физическая культура, социальное обеспечение, сельское хозяйство, строительство и др. Взаимосвязь этих планов достигается на основе статистических показателей, утвержденных соответствующим Указом Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Выделение приоритетных направлений. Принцип является особенно значимым для разработки планов в условиях ограниченных ресурсов, так как предполагает необходимость концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях для достижения конкретных результатов. Реализация этого принципа позволяет достигать максимальных результатов с наименьшими затратами. Принцип выделения приоритетных направлений преимущественно используется для разработки целевых медико-социальных программ, касающихся, например, охраны здоровья матери и ребенка, профилактики, диагностики, лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности населения трудоспособного возраста и др.

Профилактическое направление является главным приоритетом в деятельности системы здравоохранения РФ.

Директивность планов. Принцип предполагает, что план, утвержденный на вышестоящем уровне, по своим основным показателям является обязательным для исполнения на нижестоящих уровнях управления. В то же время этот план является базовым (рамочным), поэтому не исключает возможности внесения в него необходимых коррективов и дополнений с учетом региональных особенностей здоровья населения и системы здравоохранения. Например, на федеральном уровне утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее Программа), на ее основе в субъектах РФ утверждаются территориальные программы, в рамках которых в муниципальных образованиях разрабатываются муниципальные задания. При этом нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат территориальных программ могут быть больше (но не меньше) аналогичных нормативов программ, утвержденных на федеральном уровне.

Единство методических подходов к планированию на всех уровнях управления системой здравоохранения. Принцип реализуется прежде всего в разработке единых методических подходов для установления нормативов материальных, финансовых, трудовых ресурсов для возмещения затрат на оказание тех или иных видов медицинской помощи с учетом региональных особенностей здоровья населения и функционирующей системы здравоохранения. Этому принципу необходимо также следовать при разработке статистических показателей для оценки эффективности использования ресурсов.

В итоге все это должно обеспечить одинаковые условия, качество и доступность медицинской помощи населению, проживающему в различных регионах РФ, в соответствии со стандартами, установленными на федеральном уровне. Например, затраты на проведение операции по поводу острого аппендицита в Республике Саха (Якутия) и Новгородской области будут разные. Это связано с влиянием таких факторов, как районные коэффициенты, транспортные расходы, действующая система оплаты труда и др. В то же время условия и качество оказания медицинской помощи должны быть одинаковы.

Обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного. Принцип действует в условиях формирования рыночных отношений в здравоохранении. С одной стороны, органы управления здравоохранением при разработке планов в первую очередь должны предусматривать развитие государственного и муниципального секторов здравоохранения для обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. С другой стороны, в рамках законодательства должны создавать условия для формирования частного сектора здравоохранения. При этом работа по развитию этих секторов должна идти параллельно, сбалансированно, но с приоритетом обеспечения конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи.

10.3.2. Виды планирования в здравоохранении

С учетом политической и социально-экономической ситуации в стране, приоритетов и поставленных задач в области охраны здоровья населения выделяют следующие виды планирования в здравоохранении:

— стратегическое;

— перспективное;

— текущее.

Стратегическое планирование определяет цели, задачи, приоритеты, ресурсы, прогнозируемые результаты деятельности системы здравоохранения в целом и отдельных медицинских организаций на перспективу 10 лет и более.

Стратегическое планирование осуществляется на двух уровнях управления: федеральном и субъекта РФ.

Стратегическое планирование на федеральном уровне. МЗиСР РФ разрабатывает и утверждает:

— стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения РФ;

— прогнозируемые показатели состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения;

— федеральные нормативы, стандарты и методику их разработки с учетом региональных особенностей субъектов РФ;

— федеральные целевые медико-социальные программы.

Стратегическое планирование на уровне субъектов РФ. Задачей органов управления здравоохранением субъектов РФ является разработка стратегических планов формирования эффективной системы оказания населению доступной медицинской помощи на перспективу 10 лет и более. Эта работа осуществляется на основе индикаторов (показателей), устанавливаемых на федеральном уровне с учетом региональных особенностей состояния здоровья и действующей системы здравоохранения.

Разработка стратегических планов на уровне субъекта РФ предусматривает следующие этапы:

— анализ и прогноз состояния здоровья населения субъекта РФ на расчетный период;

— определение цели, задач и приоритетов развития здравоохранения на расчетный период;

— расчет прогнозируемых показателей деятельности системы здравоохранения субъекта РФ;

— разработка и утверждение региональных нормативов для планирования развития системы здравоохранения субъекта РФ;

— определение необходимых для достижения поставленных целей и задач ресурсов, источников их получения;

— разработка и утверждение планов и целевых медико-социальных программ развития системы здравоохранения субъекта РФ.

Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований в рамках утвержденных стратегических планов, как правило, на 3-5 лет. Методология составления этих планов и программ в здравоохранении муниципальных образований должна в целом соответствовать подходам перспективного планирования на уровне субъекта РФ, но при этом учитывать имеющиеся особенности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.

Текущее планирование предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения субъектов РФ, муниципальных образований и конкретных организаций здравоохранения в соответствии с перспективными планами и программами, утвержденными на уровне субъекта РФ и муниципального образования.

10.3.3. Методы планирования в здравоохранении

В теории управления здравоохранением используются многие методы планирования: аналитический, нормативный, балансовый, экономико-математический, организационного эксперимента и др. В практическом здравоохранении в основном применяют следующие три метода: аналитический, нормативный, балансовый.

Аналитический метод используется для планирования сети амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений на основе анализа показателей здоровья населения и результатов деятельности медицинских учреждений.

С помощью аналитического метода рассчитываются необходимые объемы амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, обеспеченность населения медицинскими кадрами, нагрузка медицинского персонала и другие показатели с учетом реальной потребности населения в тех или иных видах медицинской помощи.

Например, чтобы рассчитать необходимое число врачей для амбулаторно-поликлинических учреждений, используют формулу:

где В - необходимое число врачей; Л - норматив посещений на 1 человека в год; Н - общая численность населения.

При этом:

Ф = А × В × Г,

где Ф - функция врачебной должности врача, ведущего только амбулаторный прием в поликлинике; А - нагрузка врача на 1 ч работы; В - число часов работы врача в день; Г - число рабочих дней в году.

Для врачей, ведущих амбулаторный прием в поликлинике и обслуживающих вызовы на дому, функция врачебной должности рассчитывается по формуле:

Ф = [(А × В)+(С × Д)] × Г,

где А - нагрузка на 1 ч приема врача в поликлинике; В - число часов работы врача на приеме в поликлинике; С - нагрузка врача на 1 ч обслуживания пациентов на дому; Д - число часов работы врача по обслуживанию пациентов на дому; Г - число рабочих дней в году.

Или другой пример. При планировании сети больничных учреждений, используя аналитический метод, для расчета необходимого числа больничных коек в первую очередь экспертно определяют оптимальный уровень госпитализации населения (на 1000 населения).

Затем необходимое число больничных коек в целом и по отдельным профилям определяют по формуле И.И. Розенфельда:

где К - необходимое число коек; Н - численность населения; Р - уровень госпитализации; П - среднее число дней пребывания больного на койке; Д - среднее число дней работы койки в году.

Далее на основании рекомендованных штатных нормативов для больничных учреждений рассчитывают необходимое число должностей различных групп персонала.

Нормативный метод применяется в стратегическом, перспективном и текущем планировании, и в его основе лежит использование утвержденных нормативов.

Норматив - расчетная величина затрат материальных, финансовых, временных и других ресурсов, применяемая при нормировании труда, планировании производственной и хозяйственной деятельности.

Нормативы разрабатываются и утверждаются МЗиСР РФ или другими уполномоченными органами исполнительной власти.

По своей сути норматив - это количественная мера затрат финансовых, материальных, временных и других видов ресурсов, необходимых для оказания определенного объема медицинских услуг соответствующего качества.

В здравоохранении используется следующая классификация нормативов (по видам ресурсов):

материальные, устанавливающие уровень затрат в натуральном выражении (расход энергоносителя на 1 м3 отапливаемых помещений, количество комплектов белья на 1 больного или 1 койку, расход продуктов питания на 1 койко-день и др.);

финансовые, устанавливающие уровень затрат в денежном выражении (расход финансовых средств на лекарственные препараты на 1 койко-день, подушевое финансирование, расход финансовых средств на 1 койко-день в отделениях различного профиля и др.);

временные, устанавливающие уровень затрат во времени (норматив времени выезда бригады скорой медицинской помощи, норматив среднечасовой нагрузки врачей отдельных специальностей на амбулаторно-поликлиническом приеме и др.).

Использование нормативов в планировании здравоохранения является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования в условиях рыночной экономики.

Балансовый метод является одним из основных методов планирования в здравоохранении и позволяет увязывать потребности населения в тех или иных видах медицинской помощи с их ресурсным обеспечением. С помощью балансового метода вскрываются диспропорции в развитии отдельных видов медицинской помощи, например амбулаторно-поликлинической и стационарной, определяются оптимальные соотношения между соответствующими разделами комплексного плана развития здравоохранения, выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие здравоохранения с другими отраслями.

В практике планирования здравоохранения используют следующие системы балансов:

— натуральные (материальные);

— стоимостные (денежные);

— трудовые (кадровые);

— межотраслевые (например, баланс между потребностью в работниках здравоохранения и возможностью их подготовки в системе медицинского образования).

В сложившейся практике планирования здравоохранения аналитический, нормативный и балансовый методы, как правило, используют вместе, дополняя один другим.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 328.