Глава 16. Организация стоматологической помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

16.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стоматологическая помощь относится к числу самых массовых видов медицинской помощи. Важнейшими задачами стоматологических организаций являются проведение комплекса диспансерных мероприятий по профилактике, раннему выявлению, лечению и реабилитации больных с заболеваниями полости рта, слюнных желез и челюстно-лицевой области.

К стоматологическим организациям, в которых больные получают общую и специализированную стоматологическую помощь, относятся:

— государственные и муниципальные (республиканские, краевые, окружные, областные, городские, районные) стоматологические поликлиники для взрослых и детей;

— образовательные, научно-исследовательские институты на своих клинических базах;

— стоматологические отделения и отделения челюстно-лицевой хирургии для взрослых и детей в составе многопрофильных больниц, медико-санитарных частей, ведомственных учреждений и др.;

— стоматологические кабинеты в диспансерах, женских консультациях, центрах общей врачебной (семейной) практики, в здравпунктах промышленных предприятий, в образовательных учреждениях и др.;

— частные стоматологические организации (поликлиники, кабинеты и др.)

Доступность населению стоматологической помощи зависит от многих факторов: организационных форм ее оказания, ценовой политики, обеспеченности населения врачами-стоматологами (зубными врачами) и др. В настоящее время стоматологическую помощь населению оказывают в централизованной, децентрализованной и выездной организационных формах.

При централизованной форме прием населения проводят непосредственно в стоматологической поликлинике или в стоматологическом отделении (кабинете) в составе другого лечебно-профилактического учреждения.

Децентрализованная форма оказания населению стоматологической помощи предусматривает создание постоянно действующих стоматологических кабинетов на здравпунктах промышленных предприятий, в образовательных учреждениях. Эта форма наиболее приемлема для организации стоматологической помощи работающему населению и учащимся. Преимущество этой формы неоспоримо, но организовывать подобные кабинеты целесообразно на предприятиях с числом работающих не менее 2000 и образовательных учреждениях с числом учащихся не менее 1500 человек.

Выездная форма наиболее эффективна для оказания стоматологической помощи сельским жителям, детям в дошкольных учреждениях, инвалидам, одиноким и престарелым гражданам. Ее использование позволяет максимально приблизить как общую, так и специализированную стоматологическую помощь к этим категориям граждан.

16.2. СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА

Основной объем стоматологической помощи населению оказывают стоматологические поликлиники, которые представляют собой лечебнопрофилактические учреждения, деятельность которых направлена на профилактику стоматологических заболеваний, своевременное выявление и лечение больных с заболеваниями полости рта, слюнных желез и челюстно-лицевой области.

Наиболее эффективной считают оказание стоматологической помощи населению по участковому принципу. Режим работы поликлиники устанавливают органы здравоохранения по подчиненности с учетом потребности населения и конкретных условий.

Основными задачами стоматологической поликлиники являются:

— проведение мероприятий по профилактике заболеваний челюстно-лицевой области среди населения и в организованных коллективах;

— организация и проведение мероприятий, направленных на раннее выявление больных с заболеваниями челюстно-лицевой области и своевременное их лечение;

— оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи населению.

Для решения этих задач стоматологическая поликлиника осуществляет:

— оказание своевременной терапевтической, хирургической, ортопедической и других видов стоматологической помощи лицам, обратившимся в поликлинику;

— оказание неотложной стоматологической помощи больным при острых заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстнолицевой области;

— проведение медицинских осмотров в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, на предприятиях с санацией полости рта всем нуждающимся;

— диспансерное наблюдение за больными с активно протекающим кариесом зубов, с заболеваниями пародонта и слизистой оболочки полости рта, хроническим остеомиелитом челюстей, злокачественными новообразованиями лица и полости рта, аномалиями развития и деформации челюстей и другими заболеваниями;

— экспертизу временной нетрудоспособности больных, направление на МСЭ лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

— внедрение в практическую деятельность современных методов диагностики, лечения, новой медицинской техники, лекарственных средств;

— разработку территориальных целевых программ по профилактике, своевременной диагностике и лечению заболеваний полости рта, слюнных желез и челюстно-лицевой области;

— проведение санитарно-просветительной работы по профилактике заболеваний полости рта, слюнных желез и челюстей среди взрослого и детского населения.

Примерная организационная структура стоматологической поликлиники для взрослых представлена на рис. 16.1.

Помимо указанных на рисунке подразделений, в стоматологических поликлиниках могут организовываться кабинеты анестезиологии, профилактическое отделение (для проведения плановой санации полости рта среди организованного населения), смотровые кабинеты, в которых врачи-стоматологи оказывают неотложную помощь пациенту и направляют его на дополнительное обследование к врачам соответствующего специализированного отделения и др. Организационная структура стоматологической поликлиники устанавливается органом управления здравоохранением субъекта РФ с учетом региональных особенностей.

Рис. 16.1. Примерная организационная структура стоматологической поликлиники для взрослых

Оснащение кабинетов и отделений стоматологической поликлиники осуществляется согласно санитарно-гигиеническим требованиям к размещению, устройству, оборудованию, эксплуатации АПУ стоматологического профиля.

Руководство стоматологической поликлиникой осуществляет главный врач, которого назначает и освобождает от должности руководитель соответствующего органа управления здравоохранением.

Должности врачей-стоматологов и врачей стоматологов-хирургов устанавливают из расчета 4 должности на 10 тыс. взрослого городского населения; 2,5 должности на 10 тыс. взрослого сельского населения и 2,7 должности на 10 тыс. взрослого населения других населенных пунктов субъекта РФ; должности врачей стоматологов-ортопедов - соответственно 1,0, 0,7 и 0,8 должности на 10 тыс. взрослого населения. На каждые 12 должностей врачей-стоматологов и врачей стоматологов-хирургов устанавливают должность заведующего отделением (но не более 3 должностей на поликлинику). Если в штате поликлиники имеется не менее 4 ставок врачей-стоматологов-ортопедов, то организуется ортопедическое отделение с выделением 1 ставки заведующего. Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливают из расчета 1 должность на каждую должность врача стоматолога-хирурга, 2 должности на каждую должность врача-стоматолога и 3 должности на каждую должность врача стоматолога-ортопеда.

В целях улучшения качества стоматологической помощи, упорядочения системы учета деятельности врачей, ориентации их на конечный результат, учет труда врачей стоматологического профиля основан как на оценке числа посещений, так и на измерении объема работы в условных единицах трудоемкости (УЕТ). Соответствующими приказами МЗиСР РФ определен перечень видов работ с их оценкой в УЕТ, являющихся экономическим эквивалентом трудозатрат. Например, наложение пломбы при поверхностном или среднем кариесе учитывают как 1 УЕТ, сложное удаление зуба - как 1,5 УЕТ. В соответствии с нормативами врач-стоматолог при 6-дневной рабочей неделе должен выполнить работу, эквивалентную 21 УЕТ, при 5-дневной - 25 УЕТ за рабочий день. Оценка работы стоматологов в УЕТ ведет к интенсификации их труда и направлена на оказание максимальной помощи в одно посещение, сокращение непроизводительных затрат рабочего времени, связанных с повторными посещениями. Учет труда по УЕТ ориентирован на то, чтобы поднять заинтересованность врачей в конечных результатах собственного труда, стимулировать у них рост производительности и развивать профилактическую направленность в работе.

Режим работы поликлиники устанавливает орган управления здравоохранением с учетом потребности населения, транспортной доступности, системы расселения и др. Как правило, работа врача-стоматолога организуется в две смены с чередованием утро-вечер через день. Для выполнения предусмотренных нормативов врач принимает 8-12 пациентов, при этом 1/3 из них должны быть первичными, т.е. поступать к врачу по направлению из регистратуры или смотрового кабинета. На первые часы работы назначают более сложных больных, например с пульпитами, периодонтитами. Если в кабинете ведется смешанный прием, то хирургических больных принимают в утренние часы. Больным, нуждающимся в косметическом лечении (реставрации), назначают прием в дневное время, для того чтобы врач мог определить цвет зубов при естественном освещении. При повторном назначении необходимо учитывать возраст, состояние здоровья, режим работы пациентов.

Регистратура играет большую роль в правильной организации приема, регулировании потока пациентов посредством выдачи талонов или предварительной записи на прием. Первичные талоны выдают на прием к врачу стоматологу-терапевту, стоматологу-хирургу, стоматологу-ортопеду или специалисту узкого профиля (пародонтолог, ортодонт, гигиенист).

Кроме регулирования потока пациентов, регистратура выполняет ряд других функций: оформляет и хранит «Медицинскую карту стоматологического больного» (ф. 043/у); осуществляет подбор карт, их доставку в кабинеты и раскладку после приема; оформляет листки нетрудоспособности; дает необходимую справочную информацию посетителям; проводит финансовые расчеты с пациентами по оплате стоматологических услуг.

В организации приема больных в стоматологической поликлинике большая роль принадлежит дежурному стоматологу, который осматривает пациента, определяет вид и объем необходимой стоматологической помощи, направляет к другим специалистам. Дежурный стоматолог в экстренных случаях оказывает больным неотложную стоматологическую помощь.

Повторные посещения больным поликлиники назначает лечащий врач. При правильной организации работы поликлиники больной наблюдается одним врачом, который составляет план лечения и при необходимости направляет пациента на консультацию и лечение к другим специалистам.

В поликлинике для соблюдения прав пациентов вводят систему гарантийного обслуживания: при первичном обращении больному выдают гарантийный талон, в котором указывают план лечения, стоимость работы, график посещений и который дает больному право в случае обнаружения дефектов обратиться к врачу в любое время вне очереди в течение года после окончания лечения.

Важным разделом в работе стоматологической поликлиники является профилактическая деятельность. С целью активной профилактики кариеса зубов и других распространенных стоматологических заболеваний поликлиники проводят медицинские осмотры и плановую санацию полости рта детям в школьных и дошкольных образовательных учреждениях, студентам, рабочим, связанным с профессиональными вредностями, призывникам, беременным и другим контингентам.

16.3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Основной объем стоматологической помощи детскому населению оказывает детская стоматологическая поликлиника. Детская стоматологическая поликлиника - лечебно-профилактическое учреждение, деятельность которого направлена на профилактику стоматологических заболеваний, своевременное выявление и лечение детей с болезнями челюстно-лицевой области. Детские стоматологические поликлиники как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения организуют в крупных городах с численностью детского населения не менее 60-70 тыс. человек. В городах с небольшой численностью детского населения (до 20 тыс.) стоматологическую помощь оказывают в детских отделениях (кабинетах) стоматологических поликлиник для взрослых.

Основными задачами детской стоматологической поликлиники являются:

— проведение мероприятий по профилактике заболеваний челюстно-лицевой области среди детского населения в школах и других организованных детских коллективах;

— организация и проведение мероприятий, направленных на раннее выявление детей с заболеваниями челюстно-лицевой области и своевременное их лечение;

— оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи детскому населению.

Для осуществления основных задач детская стоматологическая поликлиника организует и проводит:

— в плановом порядке по графикам, согласованным с директорами школ и руководителями детских коллективов, профилактические осмотры детей с одновременным лечением выявленных больных;

— полную санацию полости рта всем детям, обращающимся в поликлинику по вопросам оказания стоматологической помощи;

— оказание экстренной медицинской помощи больным детям при острых заболеваниях и травмах челюстно-лицевой области;

— диспансерное наблюдение за детьми со стоматологическими заболеваниями;

— оказание квалифицированной стоматологической помощи с осуществлением своевременной госпитализации детей, нуждающихся в стационарном лечении;

— реабилитационное лечение патологии челюстно-лицевой области и прежде всего ортодонтическое лечение;

— анализ заболеваемости детей стоматологическими болезнями и разработку мероприятии по снижению и устранению причин, способствующих возникновению заболеваний и их осложнений;

— санитарно-просветительную работу среди населения с привлечением медицинской общественности, Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и использованием всех средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, кино и др.).

Существуют определенные требования к структуре детской стоматологической поликлиники: наличие как минимум 2-3 кабинетов врачей-ортодонтов, кабинета врача-психолога, игровой комнаты. В том случае, если стоматологическую помощь детям оказывают в отделении, входящем в структуру стоматологической поликлиники для взрослых, обязательным условием является наличие отдельного входа для детей и как минимум двух кабинетов - хирургического и терапевтического. Организационная структура детской стоматологической поликлиники устанавливается органом управления здравоохранением субъекта РФ с учетом региональных особенностей.

Для осуществления плановых профилактических, а также лечебных мероприятий в организованных детских коллективах детская стоматологическая поликлиника использует предоставляемые для этих целей помещения, а также стоматологические кабинеты (в школах с числом учащихся 800 и более).

Врач-стоматолог детский проводит лечебную, диагностическую, профилактическую и организационную работу в лечебно-профилактических учреждениях, а также в образовательных, детских дошкольных и других детских учреждениях. Он осуществляет лечебно-профилактические мероприятия, направленные на оптимальное развитие зубочелюстной системы у детей, снижение распространенности и роста стоматологических заболеваний у детей всех возрастов.

Детский врач-стоматолог обязан:

— осуществлять диспансерный учет прикрепленного детского населения;

— планировать профилактическую, лечебно-диагностическую работу на основании анализа стоматологической заболеваемости детей своего региона и объема работы, необходимого для проведения санации полости рта прикрепленного контингента детей;

— обеспечить наиболее полный охват детского населения плановой санацией полости рта, обратив особое внимание на проведение плановой санации детей в возрасте от 3 до 5 лет, а также дошкольников, учащихся образовательных учреждений;

— планировать и проводить диспансеризацию детей со стоматологическими заболеваниями с учетом темпов их развития и тяжести течения;

— обеспечивать неуклонное уменьшение количества случаев декомпенсированных форм кариеса у детей, одонтогенных воспалительных процессов, удалений постоянных и временных зубов;

— оказывать неотложную стоматологическую помощь терапевтического профиля на догоспитальном этапе в амбулаторных условиях и стационаре;

— обеспечить при наличии показаний оказание специализированной помощи детям с привлечением детского стоматологахирурга, анестезиолога-реаниматолога, ортодонта;

— направлять больных детей при необходимости на стационарное лечение;

— проводить анализ эффективности диспансеризации детей, лечебно-диагностической и профилактической работы;

— осуществлять преемственность с врачами детских поликлиник, медицинским персоналом и администрацией образовательных и дошкольных детских учреждений;

— проводить санитарно-просветительную работу среди населения по профилактике стоматологических заболеваний;

— участвовать в работе по повышению квалификации врачей-педиатров и среднего медицинского персонала в области стоматологии.

Должности детских врачей-стоматологов, врачей стоматологовхирургов, врачей стоматологов-ортодонтов устанавливают из расчета 0,45 должности на 1000 детей, проживающих в городе, где расположена поликлиника; 0,25 должности на 1000 детей в сельских населенных пунктах и 0,27 должности на 1000 детей в других населенных пунктах субъекта РФ. Должность заведующего стоматологическим отделением устанавливают на каждые 12 должностей врачей-стоматологов всех специальностей в поликлинике, но не более 3 на учреждение. Должность заместителя главного врача по медицинской части устанавливают в поликлиниках, в которых предусмотрено не менее 40 врачебных должностей, включая должность главного врача. Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливают из расчета 1 должность на 1 должность врача стоматолога-хирурга и 2 должности врачей-стоматологов и врачей стоматологов-ортодонтов.

Одна из особенностей в организации работы детских стоматологических поликлиник - широкое использование метода плановой санации, который предусматривает осмотр полости рта ребенка не реже 2 раз в год. Как правило, этот метод реализуется в два этапа.

первый этап - осмотр полости рта ребенка и определение необходимых видов стоматологической помощи;

второй этап - оказание стоматологической помощи в кратчайшие сроки до полной санации.

В ряде случаев плановая санация предусматривает третий этап - последующее активное динамическое наблюдение за больными детьми.

Успех проведения плановой санации детей в организованных детских коллективах во многом зависит от согласованных действий руководителей детских стоматологических поликлиник, дошкольных и школьных образовательных учреждений. Для этого заранее составляют графики плановой санации, обеспечивают организацию и контроль за их выполнением.

16.4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Принятие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, формирование рынка товаров и медицинских услуг в здравоохранении, развитие обязательного и добровольного медицинского страхования, децентрализация управления на федеральном и региональном уровнях способствуют развитию частных стоматологических организаций. Сегодня частный сектор стоматологической помощи представлен как различными по своей организационно-правовой форме коммерческими структурами, так и отдельными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность по оказанию стоматологических услуг индивидуально (без образования юридического лица).

Основную часть частных стоматологических организаций составляют небольшие амбулатории (в среднем на 2-3 кресла) и отдельные кабинеты. Реже встречаются более крупные клиники и даже целые сети клиник в больших городах.

В условиях формирующегося рынка медицинских услуг у части населения появилась реальная возможность выбора стоматологической организации и врача-стоматолога. В этих условиях идет конкуренция между стоматологическими организациями различных форм собственности за привлечение пациента, что в известной мере способствует повышению качества стоматологических услуг.

Процессы реформирования стоматологической службы происходят на фоне развивающейся конкуренции между стоматологическими организациями, что само по себе имеет большое значение для повышения доступности и качества оказываемой населению стоматологической помощи. Особенно заметно это в крупных городах, где для формирования конкурентной среды есть все условия. В этом процессе все более явно прослеживаются следующие тенденции: во-первых, конкуренция между государственными (муниципальными) и частными стоматологическими организациями, во-вторых, между частными клиниками и частнопрактикующими врачами, втретьих, между различными государственными и муниципальными стоматологическими учреждениями.

Однако следует отметить и негативную сторону, которая высветилась сегодня при формировании рынка стоматологических услуг. Это прежде всего непомерное удорожание стоматологической помощи, расслоение пациентов по материальным возможностям и выбору технологий для лечения и, как следствие этого, уменьшение ее доступности для большинства граждан. В таких условиях страдают социально незащищенные слои населения: дети, пенсионеры, инвалиды, учащиеся, потому что выделяемых из бюджета и фонда ОМС средств крайне недостаточно для оказания большей части населения качественной стоматологической помощи с использованием дорогостоящих современных технологий. Социальная незащищенность отдельных категорий граждан является главным негативным фактором становления рыночных отношений в здравоохранении.

С учетом этого приватизация государственных и муниципальных стоматологических учреждений возможна только при соблюдении определенных условий, из которых главное - создание эффективного механизма социальной защиты отдельных слоев населения. Одним из действенных механизмов этого является участие стоматологических организаций (независимо от форм собственности) в реализации муниципальных заданий по оказанию стоматологической помощи населению в рамках территориальных программ государственных гарантий.

16.5. СТАТИСТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Основными формами первичной учетной медицинской документации учреждений стоматологической службы являются:

— Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога (зубного врача) стоматологической поликлиники, отделения, кабинета (ф. 037/у-88);

— Сводная ведомость учета работы врача-стоматолога (зубного врача) стоматологической поликлиники, отделения, кабинета (ф. 039-2/у-88);

— Медицинская карта стоматологического больного (ф. 043/у) и др. Специальных отчетных форм по стоматологии нет, данные входят в виде различных таблиц в ф. 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении».

Показатели деятельности стоматологических организаций можно объединить в 4 группы:

1) удовлетворенность населения стоматологической помощью;

2) нагрузка персонала;

3) качество стоматологической помощи;

4) диспансеризация больных стоматологического профиля. Особенностью статистики стоматологической помощи является ее учет как в посещениях, так и в условных единицах трудоемкости (УЕТ).

Показатели удовлетворенности населения стоматологической помощью:

— обеспеченность населения стоматологической помощью;

— обеспеченность населения врачами-стоматологами (зубными врачами);

— обеспеченность населения стоматологическими койками.

Показатель обеспеченности населения стоматологической помощью характеризует доступность и степень удовлетворения потребности населения в стоматологической помощи. Показатель рассчитывают по формуле (в %о):

* Показатель может рассчитываться отдельно для детского (до 17 лет включительно) и взрослого населения.

Этот показатель в 2009 г. в Российской Федерации составил 919,0 на 1000 населения.

Показатель обеспеченности населения врачами-стоматологами (зубными врачами) является одной из характеристик ресурсного обеспечения, которое необходимо для реализации потребности населения в стоматологической помощи. Показатель рассчитывают по формуле (в %оо):

Динамика этих показателей в Российской Федерации представлена на рис. 16.2.

Рис. 16.2. Динамика показателей обеспеченности населения врачами-стоматологами и зубными врачами в Российской Федерации (2000-2009 гг.)

Показатель обеспеченности населения стоматологическими койками служит характеристикой удовлетворения потребности населения в узкоспециализированных видах стоматологической помощи. Показатель рассчитывают по формуле(в %оо):

Этот показатель в Российской Федерации в 2009 г. составил 0,41 на 10 тыс. населения.

Показатели нагрузки персонала. Нагрузку персонала стоматологических организаций оценивают по следующим показателям:

— среднее число посещений в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача);

— среднее число санаций в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача);

— среднее число вылеченных зубов в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача);

— среднее число удаленных зубов в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача).

Показатель среднего числа посещений в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача) используют для оперативного ежедневного анализа нагрузки врача-стоматолога (зубного врача). Показатель рассчитывают отдельно для детского и взрослого населения по формуле:

Рекомендуемый показатель для детского населения составляет 10, для взрослого - 12 посещений в день.

Показатель среднего числа санаций в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача) является характеристикой полного оздоровления полости рта врачом-стоматологом или зубным врачом. Показатель рассчитывают по формуле:

Рекомендуемый показатель - 2-3 санации в день.

Показатель среднего числа вылеченных зубов в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача) характеризует нагрузку на смешанном стоматологическом приеме. Показатель рассчитывают по формуле:

Рекомендуемый показатель - 7-8 вылеченных зубов в день.

Показатель среднего числа удаленных зубов в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача) также является характеристикой нагрузки на смешанном стоматологическом приеме. Показатель рассчитывают по формуле:

Рекомендуемый показатель - 2-3 удаленных зуба в день.

Два последних показателя используются также для расчета показателя, характеризующего качество стоматологической помощи - отношение числа вылеченных зубов к удаленным.

Показатели качества стоматологической помощи являются главным результатом деятельности стоматологических организаций. Наибольшую значимость среди них имеют следующие:

— отношение числа вылеченных зубов к удаленным;

— удельный вес осложненного кариеса;

— удельный вес осложнений после удаления зубов;

— частота случаев удаления постоянных зубов у детей.

Показатель отношения числа вылеченных зубов к удаленным характеризует уровень санитарной культуры населения, внедрения современных медицинских технологий и имеет специфические особенности для детского и взрослого населения. Показатель рассчитывают по формуле:

* Показатель может рассчитываться отдельно для детского (до 17 лет включительно) и взрослого населения.

Рекомендуемый показатель для детского населения - 800:1 (для постоянных зубов), для взрослого населения - 3:1.

Показатель удельного веса осложненного кариеса характеризует уровень санитарной культуры населения, доступность стоматологической помощи, квалификацию специалистов и обеспеченность стоматологических организаций необходимыми материальными ресурсами. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

Этот показатель не должен превышать 15%.

Показатель удельного веса осложнений после удаления зубов характеризует уровень профессиональной подготовки врачей-стоматологов (зубных врачей), обеспеченность стоматологических организаций необходимыми лекарственными средствами и расходными материалами. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

Допустимый максимальный показатель равен 1,0%.

Показатель частоты случаев удаления постоянных зубов у детей характеризует качество организации профилактической работы, полноты и своевременности санации полости рта у детского населения. Показатель рассчитывают по формуле (в %о):

Допустимый максимальный показатель равен 1,5 на 1000 санированных детей.

Показатели диспансеризации больных стоматологического профиля.

Диспансеризация больных, нуждающихся в стоматологической помощи, оценивается следующими показателями:

— эффективность диспансеризации;

— доля санированных лиц;

— индекс Коллегова.

Показатель эффективности диспансеризации используют для анализа динамического наблюдения больных, страдающих заболеваниями полости рта. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

* Показатель может рассчитываться по отдельным нозологиям.

Рекомендуемый показатель для группы диспансерных больных с заболеваниями полости рта с улучшением состояния - не менее 85%, с ухудшением - не более 15%.

Показатель доли санированных лиц характеризует полноту санации больных с заболеваниями полости рта. Показатель рассчитывают по формуле (в %):

Рекомендуемый показатель - 100%.

Индекс Коллегова характеризует уровень работы по профилактике и лечению заболеваний полости рта у детей в организованных коллективах. Показатель рассчитывают по формуле:

Рекомендуемый показатель - 1,0.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 279.