Сущность и механизмы санации
региональных и муниципальных финансов
Во многих странах с развитой экономикой и финансовой системой
применяются формализованные механизмы финансового оздоровления (санации)
субнациональных бюджетов, оказавшихся по различным причинам в труд-
ном финансовом положении (состояние дефицита, большой объем невы-
плаченных кредитов, невыполненные обязательства по долговым ценным
бумагам (облигациям), задолженность по заработной плате работникам
бюджетной сферы и приостановление региональных и муниципальных
социальных выплат, сокращение и прекращение финансирования соци-
ально значимых проектов, невозврат субвенций и бюджетных кредитов
в вышестоящие бюджеты, сокращение инвестиционных проектов, неэф-
фективная финансовая инфраструктура и т.д.
Механизмы введения временной финансовой администрации и сана-
ции региональных и муниципальных финансов регламентированы БК РФ
и соответствующими федеральными законами РФ.
Финансовая наука определяет термин «санация» как финансово-управ-
ленческую помощь финансово неблагополучному (находящемуся в кри-
зисной финансовой ситуации) субъекту со стороны третьих лиц. Б таком
состоянии по многим объективным и субъективным причинам могут
находиться региональные и муниципальные финансы.
Перши подход к формированию такого механизма базируется на введе-
нии полного финансовой) контроля за региональными и муниципальными
финансами со стороны вышестоящих органов государственной власти
и режима жесткой экономии субъекта-должника. При этом ставки регио-
нальных и муниципальных налогов устанавливаются на максимальном
уровне, ограничивается самостоятельность в управлении бюджетными
расходами, запрещается увеличение численности государственных и муни-
ципальных служащих, создание государственных и муниципальных уни-
тарных предприятий и служб (проводится их значительное сокращение).
В финансовом плане проводится полная инвентаризация долговых обя-
зательств и активов соответствующего уровня, которые можно направить
на исполнение долговых обязательств. Далее наступает процесс реализа-
ции активов региона или муниципального образования при одновремен-
ном предоставлении финансовой помощи в виде межбюджетных трансфер-
тов или бюджетных кредитов со стороны бюджетов вышестоящего уровня
в зависимости от численности населения, с кредиторами заключаются
соглашения о реструктуризации долговых обязательств.
Второй подход основан на ннституцналнзированной процедуре урегу-
лирования просроченной задолженности региональных и муниципальных
органов власти по решению арбитражного суда вышестоящего уровня.
К долговым обязательствам региональных и муниципальных органов вла-
сти относят кредиты, ценные бумаги, предоставленные гарантии по обя-
зательствам третьих лиц, кредиторскую задолженность, обязательства
по договорам лизинга и по вступившим в законную силу судебным реше-
ниям. В случае нарушения условий исполнения финансовых обязательств
со стороны региональных и муниципальных органов власти суд по ходатай-
ству любой из сторон начинает процедуру урегулирования задолженности
и назначает временного управляющего, которому ие|>едается вся полнота
ответственности за управление региональными и муниципальными финан-
сами, реструктуризацию и погашение долговых обязательств. Мри этом
принимается чрезвычайный бюджет, предусматривающий финансирова-
ние минимального набора бюджетных услуг. Все расходы бюджета должны
санкционироваться временным управляющим, а прочие расходы, в том
числе на обслуживание и погашение долга, не финансируются. Следует
отметить, что применение этого подхода крайне невыгодно для инвесто-
ров. гак как существенно ограничивает финансовую самостоятельность
|)епюнов и муниципальных образований. Применяются реструктуризация
графика обслуживания долговых обязательств, повышение ставок регио-
нальных и местных налогов и размеров сборов за платные региональные и муниципальные услуги, получение чрезвычайных трансфертов из бюд-
жетов вышестоящего уровня.
В основе третьего подхода лежит функция судебной защиты регио-
нальных и муниципальных органов власти от требований кредиторов
в совокупности с разработкой и утверждением плана реструктуризации
задолженности без принудительной продажи активов должника для удов-
летворения требований кредиторов.
Временная финансовая администрация в субъекте РФ (муни-
ципальном образовании) вводится на срок до одного года решением
Высшего Арбитражного Суда РФ (арбитражного суда субъекта РФ)
при осуществлении производства но делу о восстановлении платеже-
способности субъекта РФ (муниципального образования). Ходатайство
по субъекту РФ подается Правительством РФ. а по муниципальному
образованию — высшим должностным лицом субъекта РФ.
Временная
финансовая администрация — это федеральный орган исполнительной
власти (исполнительный орган государственной власти субъекта РФ),
уполномоченный Правительством РФ подготавливать и осуществлять
меры но восстановлению платежеспособности субъектов субфедералыюго и муниципального уровнен, оказывать содействие федеральным органам
государствен ной власти в осуществлении отдельных бюджетных полномо-
чий органов государственной власти, осуществлять и (или) контролиро-
вать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ (муниципальных образо-
ваний).
Существующая нормативно-правовая база, порядок введе-
ния и финансово-управленческие функции временной финансовой адми-
нистрации на субфедеральном и муниципальном уровнях в Российской
Федерации расширяют и конкретизируют полномочия и объем управлен-
ческих воздействий с целью финансового оздоровления регионов и муни-
ципальных образований е помощью внешнего управления.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 301.