Сущность и механизмы санации
 региональных и муниципальных финансов
Во многих странах с развитой экономикой и финансовой системой
 применяются формализованные механизмы финансового оздоровления (санации)
 субнациональных бюджетов, оказавшихся по различным причинам в труд-
 ном финансовом положении (состояние дефицита, большой объем невы-
 плаченных кредитов, невыполненные обязательства по долговым ценным
 бумагам (облигациям), задолженность по заработной плате работникам
 бюджетной сферы и приостановление региональных и муниципальных
 социальных выплат, сокращение и прекращение финансирования соци-
 ально значимых проектов, невозврат субвенций и бюджетных кредитов
 в вышестоящие бюджеты, сокращение инвестиционных проектов, неэф-
 фективная финансовая инфраструктура и т.д.
Механизмы введения временной финансовой администрации и сана-
 ции региональных и муниципальных финансов регламентированы БК РФ
 и соответствующими федеральными законами РФ.
Финансовая наука определяет термин «санация» как финансово-управ-
 ленческую помощь финансово неблагополучному (находящемуся в кри-
 зисной финансовой ситуации) субъекту со стороны третьих лиц. Б таком
 состоянии по многим объективным и субъективным причинам могут
 находиться региональные и муниципальные финансы.
Перши подход к формированию такого механизма базируется на введе-
 нии полного финансовой) контроля за региональными и муниципальными
 финансами со стороны вышестоящих органов государственной власти
 и режима жесткой экономии субъекта-должника. При этом ставки регио-
 нальных и муниципальных налогов устанавливаются на максимальном
 уровне, ограничивается самостоятельность в управлении бюджетными
 расходами, запрещается увеличение численности государственных и муни-
 ципальных служащих, создание государственных и муниципальных уни-
 тарных предприятий и служб (проводится их значительное сокращение).
В финансовом плане проводится полная инвентаризация долговых обя-
 зательств и активов соответствующего уровня, которые можно направить
 на исполнение долговых обязательств. Далее наступает процесс реализа-
 ции активов региона или муниципального образования при одновремен-
 ном предоставлении финансовой помощи в виде межбюджетных трансфер-
 тов или бюджетных кредитов со стороны бюджетов вышестоящего уровня
 в зависимости от численности населения, с кредиторами заключаются
 соглашения о реструктуризации долговых обязательств.
Второй подход основан на ннституцналнзированной процедуре урегу-
 лирования просроченной задолженности региональных и муниципальных
 органов власти по решению арбитражного суда вышестоящего уровня.
 К долговым обязательствам региональных и муниципальных органов вла-
 сти относят кредиты, ценные бумаги, предоставленные гарантии по обя-
 зательствам третьих лиц, кредиторскую задолженность, обязательства
 по договорам лизинга и по вступившим в законную силу судебным реше-
 ниям. В случае нарушения условий исполнения финансовых обязательств
 со стороны региональных и муниципальных органов власти суд по ходатай-
 ству любой из сторон начинает процедуру урегулирования задолженности
 и назначает временного управляющего, которому ие|>едается вся полнота
 ответственности за управление региональными и муниципальными финан-
 сами, реструктуризацию и погашение долговых обязательств. Мри этом
 принимается чрезвычайный бюджет, предусматривающий финансирова-
 ние минимального набора бюджетных услуг. Все расходы бюджета должны
 санкционироваться временным управляющим, а прочие расходы, в том
 числе на обслуживание и погашение долга, не финансируются. Следует
 отметить, что применение этого подхода крайне невыгодно для инвесто-
 ров. гак как существенно ограничивает финансовую самостоятельность
 |)епюнов и муниципальных образований. Применяются реструктуризация
 графика обслуживания долговых обязательств, повышение ставок регио-
 нальных и местных налогов и размеров сборов за платные региональные и муниципальные услуги, получение чрезвычайных трансфертов из бюд-
 жетов вышестоящего уровня.
В основе третьего подхода лежит функция судебной защиты регио-
 нальных и муниципальных органов власти от требований кредиторов
 в совокупности с разработкой и утверждением плана реструктуризации
 задолженности без принудительной продажи активов должника для удов-
 летворения требований кредиторов.
Временная финансовая администрация в субъекте РФ (муни-
 ципальном образовании) вводится на срок до одного года решением
 Высшего Арбитражного Суда РФ (арбитражного суда субъекта РФ)
 при осуществлении производства но делу о восстановлении платеже-
 способности субъекта РФ (муниципального образования). Ходатайство
 по субъекту РФ подается Правительством РФ. а по муниципальному
 образованию — высшим должностным лицом субъекта РФ.
Временная
 финансовая администрация — это федеральный орган исполнительной
 власти (исполнительный орган государственной власти субъекта РФ),
 уполномоченный Правительством РФ подготавливать и осуществлять
 меры но восстановлению платежеспособности субъектов субфедералыюго и муниципального уровнен, оказывать содействие федеральным органам
 государствен ной власти в осуществлении отдельных бюджетных полномо-
 чий органов государственной власти, осуществлять и (или) контролиро-
 вать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных
 органов государственной власти субъектов РФ (муниципальных образо-
 ваний).
Существующая нормативно-правовая база, порядок введе-
 ния и финансово-управленческие функции временной финансовой адми-
 нистрации на субфедеральном и муниципальном уровнях в Российской
 Федерации расширяют и конкретизируют полномочия и объем управлен-
 ческих воздействий с целью финансового оздоровления регионов и муни-
 ципальных образований е помощью внешнего управления.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 378.