Тема 5. Государственный кредит субъекта Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

1. Понятие, цели, функции и роль государственного кредита
субъекта Российской Федерации

В современном мире, характеризующемся быстрым ростом потребно-
стей общества, выполнение государством своих функций влечет за собой
постоянное повышение расходов бюджета, в то время как его доходы всегда
имеют определенные ограничения, связанные с масштабами бюджетного
потенциала, законодательно установленным уровнем налогов и иных пла-
тежей и пр. Необходимость использования государственного кредита обу-
словлена существованием объективного противоречия
между величиной
возрастающих потребностей общества и ограниченными возможностями
государства по их финансовому обеспечению за счет доходов бюджета.
На у|ювне регионов — субъектов РФ дисбаланс доходов и расходов явля-
ется еще более очевидным, поскольку обеспечение социальных расходов,
наиболее быстро растущих в нынешних условиях, является прерогативой
региональных бюджетов.

Государственный кредит субъекта РФ выступает как самостоятельное
звено региональных финансов, поскольку в отличие от других их струк-
турных форм он принадлежит не только к финансовым, но и кредитным
отношениям. Как часть системы финансовых отношений государствен-
ный кредит субъекта РФ обслуживает формирование и использование
централизованного денежного фонда — бюджетного фонда региона. Как один из видов кредита он характеризуется возвратностью, платностью,
срочностью, обеспеченностью, добровольностью, целевым характером.
Государственный кредит субъекта РФ отражает совокупность отношений
вторичного распределения стоимости регионального общественного про-
дукта, в сферу которых попадает только часть доходов п денежных фондов,
образованных на стадии первичного расп|н*деления. Обычно ими явля-
ются не предназначенные для текущего потребления временно свободные
денежные средства различных экономических субъектов.

Государственный кредит субъекта РФ как экономическая катего-
рия представляет собой совокупность экономических отношений, возни-
кающих между субъектами РФ (в лице органов их власти п управления),
с одной стороны, и юридическими и физическим лицами, государством,
правительствами иностранных государств и международными финансовымн организациями с другой, по поводу привлечения и использования
временно свободных денежных средств на условиях возвратности, срочно-
сти и платности.

Регионы — субъекты РФ в этих отношениях могут выступать в каче-
стве заемщика, кредитора и гаранта (прежде всего заемщика). И качестве
кредитора (субъекта, предоставляющего денежные средства на возвратной,
платной и срочной основе) они выступают при предоставлении бюджет-
ных кредитов муниципальным образованиям и юридическим лицам заснет
целевых иностранных кредитов, в качестве гаранта при выдаче гаран-
тии по обязательствам входящих п их состав муниципальных образований,
унитарных предприятий, созданных субъектами РФ. организаций иных
форм собственности, выполняющих государственный заказ субъекта РФ
или участвующих в реализации региональных программ. Однако в основ-
ном регионы — субъекты РФ в лице своих органов власти и управления
участвуют в кредитных отношениях в качестве заемщика, поскольку в силу
несбалансированности доходов и расходов регионального бюджета возни-
кает необходимость в привлечении заимствований.

Цели государственного кредита субъекта РФ включают:

проведение региональной финансовой политики, направленной
на устойчивое социально-экономическое развитие |кмиона;

— поддержку приоритетных сфер и видов деятельности, реализацию
региональных социально-экономических программ;

— обеспечение финансирования дефицита регионального бюджета.

Государственный кредит субъекта РФ как звено региональных финан-
сов выполняет распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция выражается в формировании бюджетного
фонда региона, его использовании на принципах платности, возвратно-
сти и срочности, перераспределении денежных ресурсов в соответствии
с потребностями региональной экономики и социальной сферы.

Контрольная функция обеспечивает контроль за балансированием
доходов и расходов регионального бюджета, целевым и эффективным рас-
ходованием региональных заимствований, полнотой и своевременностью
погашения государственных обязательств субъекта РФ.

Функции государственного кредита субъекта РФ определяют его соци-
ально-экономическую роль. Являясь одном на форм мобилизации м рас-
пределения денежных средств, обеспечивающих выполнение задач п функ-
ции региональных органов власти, государственный кредит субъекта РФ
служит эффективным инструментом региональной политики, влияющим
на социально-экономическое развитие территории. Он позволяет гибко
регулировать экономические процессы на уровне региона, балансировать
доходы и расходы регионального бюджета, воздействовать на состояние
региональных финансовых рынков, обеспечивать более высокие темпы
хозяйственной динамики и социального развитии. В то же время он может
иметь негативное воздействие, проявляющеюся в отвлечении бюджетных
средств от производительного использования, создании конкуренции
для частных инвесторов, распределении бремени погашения долга между
всеми экономическими субъектами, а не только между держателями обяза тельств, росте долговой нагрузки на региональный бюджет, что определяет
объективные пределы его использования.

 

2. Государственный кредит и государственный долг
субъекта Российской Федерации

Возникающие в процессе использования государственного кредита
субъекта РФ долговые обязательства в форме заимствований образуют
государственный долг субъекта РФ (субфедеральный долг). К формиро-
ванию долга ведет также предоставление региональными органами власти
гарантий по обязательствам других заемщиков.

Государственный долг субъекта РФ выступает как обязателытва, вытекающие из государственных .заимствований, гарантий по обязательст вам третьих лиц и другом долговым обязательствам, принятые на себя субъектом РФ.

Государственный долг субъекта РФ включает следующие долговые обя-
зательства:

— государственные ценные бумаги субъекта РФ:
бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной
системы РФ;

— кредиты кредитных организаций, иностранных банков и междуна-
родных финансовых организаций;

— государственные гарантии субъекта РФ.

Величина субфедералыюго долга определяется как совокупный объем:
номинальной суммы долга но государственным ценным бумагам
субъекта РФ;

— основного долга по кредитам кредитных организаций;

— основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в регио-
нальный бюджет;

— обязательств по государственным гарантиям субъекта РФ;

— иных непогашенных долговых обязательств субъекта РФ.
Элементный состав объема внутреннего и внешнего государственного долга субъекта РФ представлен в табл. 1.

Таблица 1

Элементный состав объема внутреннего и внешнего
государственного долга субъекта РФ

Внутренний ДОЛГ Внешний долг
Номинальная сумма долга но государственным ценным бумагам субъекта РФ в национальной валюте. Объем основного долга по кредитам, полученным в национальной валюте. Основной долг но бюджетным кредитам, привлеченным в региональный бюджет. Объем обязательств но государственным гарантиях« субъекта РФ в национальной валюте. Объем обязательств, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов. Объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта РФ в национальной валюте Номинальная гумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ в иностранной валюте. Объем основного долга по креди- там. полученным в иностранной валюте. Объем обязательств по государ- ственным гарантиям субъекта РФ, предоставленным в национальной валюте, а также предоставленным в обеспечение обязательств в ино- странной валюте. Объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта РФ в иностранной валюте

 

По срочности долговые обязательства субъекта РФ могут быть кратко-
срочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти
лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет).

Рассмотрим важнейшую составляющую субфедералыюго долга — госу-
дарственные заимствования.

Государственные заимствования субъекта РФ определяются в действующем бюджетном законодательстве как госу/ццмггвенные займы, осущест-
вляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъ-
екта РФ. и кредиты, привлекаемые в бюджет субъекта РФ от других бюд-
жетов бюджетной системы РФ. кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых организаций, но которым возни-
кают долговые обязательства субъекта РФ.

Они осуществляются по инициативе региональных органов власти
в соответствии с принимаемыми ими программами государственных заим-
ствований с целью мобилизации дополнительных средств для финансиро-
вания бюджетных расходов, не обеспеченных доходами, или реализации
региональных программ социально-экономического развития. Средства,
полученные путем этих заимствований, выступают основным источником
покрытия дефицита региональных бюджетов.

Заимствования субъекта РФ охватывают две основные формы: госу-
дарственные займы путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ п прямые
кредиты. Они могут быть внутренними, проводимыми на национальном
рынке в национальной валюте1, и внешними, осуществляемыми на внеш-
них рынках в иностранных валютах. 1 Согласно бюджетному законодательству к внутренним относят также заимствования субъектов Российской Федерации у Российской Федерации в иностранной валюте, предо-
ставление Российской Федерации гарантий и иностранной валюте. Такие заимствования не являются внешними и не приводят к образованию внешнего долга субъекта РФ.

Внутренние заимствования включают государственные займы субъ-
екта РФ и кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ. между-
народных финансовых организаций в национальной валюте.

Внешние заимствования — государственные займы субъекта РФ и кре
диты иностранных банков в иностранной валюте. Они привлекаются
для обеспечения погашения существующего государственного внешнего
долга субъекта РФ и фнианещювання дефицита регионального бюджета.
Согласно ст. 104 БК РФ внешние заимствования с целью финансирования дефицита регионального бюджета и погашения внешнего долга могут осу-
ществлять субъекты РФ. которые не являются в очередном финансовом
году получателями дотаций па выравнивание бюджетной обеспеченности
и отвечают определенным условиям (отсутствие просроченной задол-
женности по долговым обязательствам, получение кредитного рейтинга
от не менее чем двух международных рейтинговых агентств не ниже уста-
новленного Правительством РФ уровня). Тс субъекты РФ, которые получат
дотации в очередном финансовом году, могут при соблюдении указанных
выше условий привлекать внешние заимствования лишь для погашения
внешнего долга в объеме, не превышающем объем обязательств по этому
долгу (без учета обязательств по гарантиям в иностранной валюте).

Государственные займы субъекта РФ представляют собой передачу
в распоряжение региональных органов власти средств, полученных от про-
дажи государственных ценных бумаг, эмитированных субъектом РФ. их
держателям. Такие ценные бумаги имеют долговой характер, наиболее
распространенным их видом выступают облигации — эмиссионные цен-
ные бумаги, закрепляющие право их держателей на получение от эмитента
облигации в установленный срок их номинальной стоимости или иного
имущественного эквивалента.




























































































































Исторический экскурс

Начальный этап развития государственных займов субъекта РФ относится к 1992 г.. когда Министерство финансов РФ зарегистрировало пять проспектов эмиссии региональных облигационных займов. В 1993 г. субъектами РФ было зарегистрировано 9 займов, в 1994 г. 28. в 1995 г. более 80. К настоящему времени в силу неблагоприятной экономической ситуации в стране активность субъектов РФ и этой сфере уменьшилась, на 1 января 2015 г. на рынке субфедеральных государственных займов было представлено лишь 38 субъектов РФ из 85. причем более четверти объема рынка приходилось на Москву. По состоянию на 31 марта 2015 г. Министерством
финансов РФ были зарегистрированы условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг 12 выпусков 6 субъектов РФ (г. Санкт-Петербург. Республика Сахар(Якутия). Красноярский край. Белгородская. Волгоградская и Томская области)1.

Государственные облигационные займы субъекта РФ могут быть клас-
сифицированы по различным признакам (табл. 2.)

Таблица 3

Классификация государственных облигационных займов
субъекта РФ

Признак Вид займов
Цель заим- ствований Инвестиционные, реализуемые в целях финансирования жилищного строительства, развития инфраструктуры и иных социально-экономических проектов. Социальные, ориентированные на реализацию социальных и экологических проектов. Бюджетные, связанные с финансовым обеспечением текущих расходов, погашением задолженности, покрытием кассовых разрывов
Место реали- зации Внутренние, реализуемые на национальном рынке в национальной валюте. Внешние, реализуемые на внешних рынках в иностранной валюте
Тип держате- лей ценных бумаг Размещаемые среди населения. Реализуемые среди организаций. Универсальные, распространяемые как среди населения, гак и организаций
Характер обращения Рыночные, свободно обращающиеся на вторичном рынке ценных бумаг. Нерыночные. не подлежащие после первичного размещения «юра щению на вторичном рынке ценных бумаг
Срок погаше ния Краткосрочные (со сроком погашения до одного года). Среднесрочные (со сроком погашения от одного до пяти лет). Долгосрочные (со сроком погашения от пяти лет до 30 лет)
Способ обе- спечения Закладные, обеспечиваемые определенными доходами или имуществом. Беззакладные. обеспечиваемые не определенными видами дохода, а всем имуществом субъекта РФ
Метод опреде- ления дохода С твердым доходом. С плавающим доходом
Характер выплачивае- мого дохода Выигрышные. Процентные. Процентно-выигрышные. Беспроцентные. Дисконтные. Процентно-дисконтные
Право соблю- дать сроки погашения займа С правом досрочного погашения. Без права досрочного погашения

 

Правовой основой осуществления внешних облигационных займов
субъекта РФ являются ЬК РФ и законодательство РФ о ценных бумагах
(в том числе Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об осо-
бенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных цен-
ных бумаг*). При размещении облигаций субъектов РФ, номинированных
в иностранной валюте, на международных рынках капитала учитывается
приоритет размещения на этих рынках государственных ценных бумаг РФ,
а сроки проведения операций по размещению должны быть согласованы
с Министерством финансов РФ.

Кредиты, привлекаемые в бюджет субъекта РФ, могут быть предостав-
лены другими уровнями бюджетов бюджетной системы РФ. кредитными
организациями, иностранными банками и международными финансовыми
организациями.

Первая группа кредитов - это бюджетные кредиты, получаемые бюджетом субъекта РФ из федерального бюджета на возвратной и возмездной основах.

Под бюджетным кредитом понимают денежные средства, предо-
ставляемые бюджетом па возвратной и возмездной основах другим
бюджетам бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключе-
нием государственных и муниципальных учреждений), иностранным
государствам и организациям.

Бюджетам субъектов РФ могут и ре доставляться бюджетные кредиты
из федерального бюджета на срок до пяти лет при условии отсутствия
просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, обеспече-
ния исполнения обязательств по возврату кредита и уплате процентных
платежей. Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы
за пользование ими устанавливаются федеральным законом о федераль-
ном бюджете, а порядок предоставления, использования и возврата — Пра-
вительством РФ. Уровень платы за бюджетные кредиты обычно ниже, чем
за кредиты коммерческих банков. Если регионы не возвращают бюджет-
ные кредиты в установленные сроки, то остаток задолженности, проценты,
штрафы и пени взыскиваются за счет межбюджетных трансфертов из феде-
рального бюджета (за исключением субвенций) и отчислений от взимае-
мых в региональный бюджет федеральных налогов и сборов, а также нало-
гов, н|)едус.мот|нміньіх специальными налоговыми режимами.

В соответствии с поправками, внесенными в БК РФ Федеральным
законом от 7 мая 2013 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в Бюджет-
ный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного про-
цесса* в целях поддержания ликвидности счетов территориальных бюд-
жетов, региональные бюджеты могут также получать бюджетные кредиты
па пополнение остатков средств па счетах.

Кредиты кредитных организаций предоставляются органам государ-
ственной власти субъектов РФ на основе заключения договоров (государ-
ственных контрактов). В соответствии с действующим законодательством
отбор кредитных организаций для получения кредита осуществляется
субъектом РФ путем открытого конкурса или аукциона. Такая практика
введена в целях уменьшения расходов на обслуживание долговых обяза-
тельств и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Отбор иностранных банков в целях получения кредита в иностранной
валюте проводится уполномоченными органами государственной власти
субъекта РФ. наделенного правом осуществлять государственные внешние
заимствования в установленном порядке.

Кредиты международных финансовых организаций согласно действу-
ющему бюджетному законодательству РФ предоставляются в форме нефи-
нансовых (целевых) кредитов, которые предназначены для финансирова-
ния конкретных проектов п не могут быть использованы для иных целей.

Особой составляющей государственного долга региона являются
государственные гарантии, обеспечивающие исполнение субъектом РФ
(гарантом) обязательств третьих лиц (принципалов), а также возмещение
ущерба, возникающего при наступлении гарантийного случая некоммерче-
ского характера. Гарантии предусматривают субсидиарную или солидар-
ную ответственность гаранта по возникшим или будущим обязательствам, составляются они обязательно в письменной форме. Государственные
гарантии субъекта РФ предоставляются его высшим исполнительным орга-
ном в пределах общей суммы гарантий, указанной в законе субъекта РФ
О бюджете. Условием выдачи гарантий является отсутствие у принципала,
а также его гарантов и поручителей просроченной задолженности перед
региональным бюджетом. Предоставление гарантии предполагает также
проведение финансовыми органами субъекта РФ или уполномоченными
агентами анализа финансового состояния принципала, исключением явля-
ются случаи предоставления гарантий без права регрессного требования
гаранта к принципалу и для обеспечения обязательств по возмещению
ущерба, возникшего при наступлении гарантийного случая некоммер-
ческого характера. Перечень гарантий, предоставленных субъектом РФ.
с указанием общего объема, направлений и выделяемых бюджетных ассиг-
новании на их исполнение отражается в Программе государственных
гарантий субъекта РФ.

Информация обо всех долговых обязательствах субъекта РФ. включая
предоставление гарантий, содержится в государственной долговой книге
субъекта РФ. которая ведется его финансовыми органами.

 







































































Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.