1. Региональные налоги в Российской Федерации
2. Транспортный налог.
3. Налог на игорный бизнес.
4. Налог на имущество организаций.
2. Практика установления региональных налогов и сборов
в зарубежных странах
3. Роль федеральных налогов и специальных налоговых режимов
в формировании региональных бюджетов
Региональные налоги в Российской Федерации
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать
на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъ-
ектов РФ.
Региональными налога ми называются налоги, которые устанавливаются федеральными законами, вводятся в действие законами субъектов РФ
и обязательны для применения на их территории.
В соответствии со ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся:
— налог на имущество организаций;
— транспортный налог;
— налог на игорный бизнес.
На основании сг. 56 ЬК РФ все эти налоги в полном объеме формируют
доходную часть бюджетов субъектов РФ.
Но способу введения все региональные налоги в России являются
факультативными, т.е. вводятся но усмотрению субъектов РФ. К основ-
ным полномочиям в области законотворчества относятся права законода-
тельной власти субъекта РФ:
вводить льготы в дополнение к тем, которые устанавливаются 11К РФ;
— отражать порядок и сроки уплаты;
устанавливать ставки налогов в щюделах, ограниченных федераль-
ным за ко 11 одател ьством.
С 1 января 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября
2013 г. № 307-ФЗ О внесении изменении и статью 12 части первой и главу
30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» законода-
тельные органы власти в дополнение к ранее имеющимся полномочиям
наделены также правом устанавливать особенности определения налого-
вой базы.
Транспортный налог.
Транспортный налог относится к региональным налогам. Взимается в соответствии с гл.28 НК РФ.
Налогоплательщиками транспортного налога выступают лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства — организации и физические лица, российские и иностранные.
Транспортные средства по общему правилу регистрируются за собственниками, но есть и исключения: передача имущества в лизинг (лизингополучатель), временная аренда водных транспортных средств без экипажа (фрахтователь) или государственных водных транспортных средств (лицо по договору оперативного управления), эксплуатация арендованных воздушных транспортных средств (эксплуатант).
Налогоплательщики подлежат постановке на учет по местонахождению транспортных средств: место государственной регистрации, место нахождения собственника (при отсутствии места государственной регистрации), место фактического нахождения имущества.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные на территории РФ в установленном порядке. Регистрация транспортных средств (постановка на учет и снятие с учета) является ключевым моментом для целей налогообложения. От регистрации зависит признание плательщиком налога, величина налога в бюджет за время владения транспортным средством, место уплаты налога и представления налоговой отчетности.
Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству на основании технической документации или регистрационных документов (табл.).
Вид транспортного средства | Название | Налоговая база |
Наземный | Автомобили легковые и грузовые, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани. | Мощность двигателя в лошадиных силах |
Воздушный | Самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты, имеющие двигатели | Мощность двигателя в лошадиных силах |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели | Паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в кг.силы | |
Водный | Теплоходы, яхты, катера, моторные лодки, гидроциклы и другие суда, имеющие двигатели | Мощность двигателя в лошадиных силах |
Несамоходные (буксируемые) суда | Валовая вместимость в регистровых тоннах | |
Суда, не имеющие двигателей | В количественных единицах |
Льготы по транспортному налогу предоставляются федеральным законом в виде освобождения объекта обложения транспортных средств особого назначения, указанных в п. 2 ст. 358 НК. Региональные льготы присутствуют во многих субъектах РФ, учитывают категорию или социальный статус плательщиков, вид, назначение и количество транспортных средств, принадлежащих владельцу.
Базовые налоговые ставки являются твердыми, установлены федеральным законодательством в рублях за единицу измерения налоговой базы, дифференцированы в зависимости от вида и категории транспортного средства. Законами субъектов РФ ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 5 раз. Дифференциация ставок может затрагивать различные показатели, например срок эксплуатации. Полный перечень налоговых ставок представлен в ст.361 НК РФ.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными — I , II и III квартал.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога определяются законами субъектов РФ и различны для организаций и физических лиц.
Физическим лицам налог исчисляется налоговыми органами по месту постоянного или преимущественного проживания, на основании сведений о владельцах транспортных средств, предоставляемых учреждениями по государственной регистрации транспортных средств на территории РФ в течение 10 дней с момента регистрации (снятия с учета) транспортного средства, сформированных на 1 января текущего налогового периода. Физические лица до 1 июня получают уведомление на уплату транспортного налога вместе с платежным документом — квитанцией (извещением) и указанием срока уплаты в первом полугодии календарного года.
Юридические лица — налогоплательщики исчисляют налог самостоятельно отдельно по каждому транспортному средству как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Расчет суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Транспортный налог уплачивается в региональный бюджет по месту нахождения транспортных средств: единовременно по итогам налогового периода или ежеквартально авансовыми платежами в течение налогового периода в размере 1/4 суммы налога за налоговый период, если законом субъекта РФ установлены отчетные периоды, после представления налоговой отчетности.
К документам налоговой отчетности относятся налоговый расчет по авансовым платежам за отчетный период и налоговая декларация по итогам налогового периода, формы которых утверждаются на федеральном уровне. Налоговые расчеты представляются не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября), а налоговая декларация не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В налоговой декларации отражается сумма налога в бюджет по всем зарегистрированным транспортным средствам организации.
Налоговые декларации представляются:
- по наземному транспорту - по месту регистрации транспортных средств,
- по водному и воздушному транспорту - по месту нахождения организации.
По итогам налогового периода организация уплачивает сумму налога с учетом внесенных авансовых платежей за отчетные периоды. Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налогоплательщику.
Налог на игорный бизнес.
Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам, взимается на основании главы 29 НК РФ. Это прямой налог с объектов, приносящих доходы от предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса (казино, ипподромы и т.п.).
Для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса на законных основаниях необходимо получить лицензию во избежание уголовных, административных и налоговых санкций.
Введем некоторые необходимые определения.
Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями и индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров, имущественных прав, работ или услуг. Следовательно, уплачивать налог должны казино, заведения, которые получают Доход от игровых аппаратов, а также букмекерские конторы, ипподромы и другие организации, которые принимают от населения Денежные ставки.
Организатор игорного заведения , в том числе букмекерской конторы, — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе.
Организатор тотализатора — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.
Участник — физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
Азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
Пари — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
Налогоплательщики.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.
Объект налогообложения.
Объектами обложения являются:
- игровой стол;
- игровой автомат;
- касса тотализатора;
- касса букмекерской конторы.
Игровой стол — специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или организатор.
Игровой автомат — специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
Касса тотализатора — специально оборудованное место у организатора тотализатора, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Касса букмекерской конторы — специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Все объекты игрового бизнеса подлежат регистрации в налоговых органах по их местонахождению не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Датой регистрации считается день, когда в налоговый орган представлено соответствующее заявление. Налоговый орган в течение пяти дней обязан выдать налогоплательщику регистрационное свидетельство. Регистрации в налоговом органе также подлежит и любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого такого объекта. Изменения в ранее выданное свидетельство налоговые органы должны внести также в пятидневный срок.
Невозможность эксплуатации установленного в игорном заведении оборудования, вызванная, например, поломкой, некомплектностью и т.п., не изменяет обязанности налогоплательщика по уплате налога, если в налоговый орган не будет представлено заявление об изменении количества зарегистрированных объектов налогообложения.
Налоговая база.
Налогооблагаемая база определяется отдельно по каждому объекту налогообложения как общее количество соответствующих объектов (ст. 367 НК РФ). Для расчета суммы налога, необходимо умножить количество объектов налогообложения одного вида на соответствующую налоговую ставку.
Если у налогоплательщика несколько видов объектов налогообложения (игровые столы, кассы тотализатора и т.д.), то сначала рассчитывают налог по каждому виду, а затем полученные результаты суммируются.
Налоговые ставки.
Статьей 369 НК РФ установлены минимальные и максимальные ставки налога. Конкретные ставки устанавливают региональные законы субъектов РФ. Если это не сделано, то налог уплачивается по минимальным ставкам.
Объекты налогообложения и ставки по налогу на игорный бизнес
на основании гл. 29 НК РФ
Объект | Ставки за один объект налогообложения, руб. |
Игровой стол | 25 000-125 000 |
Игровой автомат | 1500-5000 |
Процессинговый центр тотализатора | 25 000-125 000 |
Процессинговый центр букмекерской конторы | 25 000-125 000 |
Пункт приема ставок тотализатора | 5000 7000 |
Пункт приема ставок букмекерской конторы | 5000-7000 |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 213.