В начале 2000-х гг. в Российской Федерации была проведена масштаб-
 ная работа по перераспределению бюджетных полномочий между феде-
 ральными, региональными органами власти и органами местного само-
 управления. Ведущим критерием передачи полномочий с одного уровня
 власти на другой стал исключительно фактор рациональности их осущест-
 вления на конкретной территории с точки зрения удовлетворения интере-
 сов проживающего там населения и с учетом эффективности деятельности
 органов государственной власти и местного самоуправления.
Основными актами, определяющими бюджетные права Российской
 Федерации, се субъектов и органов местного самоуправления, являются
 Конституция РФ, Закон «Об общих принципах организации законода-
 тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Закон «Об общих принципах
 организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также
 законы субъектов РФ, принятые ими в соответствии с российскими
 основами бюджетного законодательства. Кроме того, бюджетные нрава
 регламентируются и всеми другими правовыми актами, которые высту-
 паю! в качестве источников бюджетного права.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических
 и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования
 этих процессов переходят от центральных уровней государственной вла-
 сти к региональным. Возрастает роль региональных органов власти в обе-
 спечении комплексного развития регионов, пропорционального разви-
 тия производственной и непроизводственной сфер на подведомственных
 территориях. Значительно усиливается их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Соответственно, рас-
 тет значение региональных бюджетов как инструмента обеспечения задач
 региональных органов власти, а сфера их использования расширяется.
С помощью межбюджетных трансфертов и региональных бюджетов
 государство осуществляет выравнивание уровней экономическою и соци-
 альной) развития территорий, которые в результате исторических, геогра-
 фических п иных условий отстали в своем экономическом и социальном
 развитии от других |>егпонов страны. Для щнюдоления такой отсталости
 разрабатываются региональные программы, финансируемые из регио-
 нальных бюджетов.
Все субъекты РФ обладают равными бюджетными нравами но всем
 трем направлениям. Согласно договорам о разграничении предметов веде-
 ния и полномочий между федеральными органами государственной власти
 и органами власти субъектов РФ каждый субъект РФ участвует в осущест-
 влении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных
 Конституцией РФ и федеральными законами. Именно данным положением
 и обусловлена первая п>уппа бюджетных прав субъектов РФ. Эта группа
 прав выражается в конкретном участии всех субъектов РФ в осуществлении
 бюджетных прав, принадлежащих непосредственно Российской Федерации.
Вторая группа бюджетных прав субъектов РФ имеет отношение к соб-
 ственному бюджету и принадлежит им в силу правового статуса, предо-
Субъекты РФ самостоятельно определяют направления расходов своих
 бюджетов и объемы бюджетных средств по этим направлениям. В составе
 своих бюджетов они имеют право образовывать рсзервные и иные целевые
 фонды.
В пределах предоставленной компетенции субъекты РФ в лице предста-
 вительных и исполнительных органов власти самостоятельно составляют,
 рассматривают, утверждают п исполняют свои бюджеты, а также утверж-
 дают и отчет об исполнении бюджетов и осуществляют контроль за испол-
 нением своих бюджетов.
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функцио-
 нальные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий
 (ст. 85 БК РФ):
а) обеспечение функционирования органов законодательной (предста-
 вительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
б) обслуживание и погашение госуда^твенного долга субъектов РФ;
в) обеспечение реализации региональных целевых программ; формиро-
 вание государственной собственности субъектов РФ;
г) оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение
 осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых
 на муниципальный уровень, и др.
В рамках своих территорий субъекты РФ определяют бюджетную
 систему и составляют консолидированные бюджеты. Территория субъек-
 тов РФ включает муниципальные образования, имеющие самостоятельные
 бюджеты. Это предопределяет наличие у региональных органов власти
 определенных бюджетных прав по отношению к бюджетам нижестоящего
 уровня. Среди них в первую очередь следует назвать право утверждать
 нормативы отчислений от доходов в бюджеты нижестоящего уровня.
11а субъектах РФ лежит обязанность обеспечения установленного феде-
 ральным законодательством уровня закрепленных доходов местных бюд-
 жетов. Субъектам РФ предоставлено право распределять отдельные виды
 доходов между своим бюджетом и бюджетами нижестоящего территори-
 ального уровня. В необходимых случаях субъекты РФ имеют право предо-
 ставлять в нижестоящие бюджеты межбюджетные трансферты.
В соответствии с Законом «Об общих принципах организации законо-
 дательных (представительных) и исполнительных органов государствен-
 ной власти субъектов Российской Федерации* формирование финан-
 совою органа, как и иных органов исполнительной власти субъекта РФ.
 осуществляется высшим исполнительным органом государственной вла-
 сти субъекта РФ. Па уровне муниципальных образований в соответствии
 с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления
 в Российской Федерации* местный финансовый орган, как и иные органы
 местного самоуправления, образуется представительным органом местного
 самоуправления.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ,
 представительный орган муниципального образования принимают нор-
 мативные правовые акты, определяющие функции и задачи региональных
 и муниципальных финансовых органов, в которых также устанавливают
 полномочия, которые предоставляются финансовым органам для выполне-
 ния их функций и решения задач.
К функциям финансовых органов относятся:
проведение на территории субъекта РФ единой государственной финансовой, бюджетной,налоговой политики;
— координация деятельности иных исполнительных органов государ-
 ственной власти субъекта РФ в вышеперечисленных сферах;
осуществление исполнительно-распорядительных полномочий по уп-
 равлению государственными финансами субъекта РФ.
одна из главных задач финансового органа - Своевременная и качественная подготовка проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период —.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 273.