В начале 2000-х гг. в Российской Федерации была проведена масштаб-
ная работа по перераспределению бюджетных полномочий между феде-
ральными, региональными органами власти и органами местного само-
управления. Ведущим критерием передачи полномочий с одного уровня
власти на другой стал исключительно фактор рациональности их осущест-
вления на конкретной территории с точки зрения удовлетворения интере-
сов проживающего там населения и с учетом эффективности деятельности
органов государственной власти и местного самоуправления.
Основными актами, определяющими бюджетные права Российской
Федерации, се субъектов и органов местного самоуправления, являются
Конституция РФ, Закон «Об общих принципах организации законода-
тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также
законы субъектов РФ, принятые ими в соответствии с российскими
основами бюджетного законодательства. Кроме того, бюджетные нрава
регламентируются и всеми другими правовыми актами, которые высту-
паю! в качестве источников бюджетного права.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических
и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования
этих процессов переходят от центральных уровней государственной вла-
сти к региональным. Возрастает роль региональных органов власти в обе-
спечении комплексного развития регионов, пропорционального разви-
тия производственной и непроизводственной сфер на подведомственных
территориях. Значительно усиливается их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Соответственно, рас-
тет значение региональных бюджетов как инструмента обеспечения задач
региональных органов власти, а сфера их использования расширяется.
С помощью межбюджетных трансфертов и региональных бюджетов
государство осуществляет выравнивание уровней экономическою и соци-
альной) развития территорий, которые в результате исторических, геогра-
фических п иных условий отстали в своем экономическом и социальном
развитии от других |>егпонов страны. Для щнюдоления такой отсталости
разрабатываются региональные программы, финансируемые из регио-
нальных бюджетов.
Все субъекты РФ обладают равными бюджетными нравами но всем
трем направлениям. Согласно договорам о разграничении предметов веде-
ния и полномочий между федеральными органами государственной власти
и органами власти субъектов РФ каждый субъект РФ участвует в осущест-
влении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных
Конституцией РФ и федеральными законами. Именно данным положением
и обусловлена первая п>уппа бюджетных прав субъектов РФ. Эта группа
прав выражается в конкретном участии всех субъектов РФ в осуществлении
бюджетных прав, принадлежащих непосредственно Российской Федерации.
Вторая группа бюджетных прав субъектов РФ имеет отношение к соб-
ственному бюджету и принадлежит им в силу правового статуса, предо-
Субъекты РФ самостоятельно определяют направления расходов своих
бюджетов и объемы бюджетных средств по этим направлениям. В составе
своих бюджетов они имеют право образовывать рсзервные и иные целевые
фонды.
В пределах предоставленной компетенции субъекты РФ в лице предста-
вительных и исполнительных органов власти самостоятельно составляют,
рассматривают, утверждают п исполняют свои бюджеты, а также утверж-
дают и отчет об исполнении бюджетов и осуществляют контроль за испол-
нением своих бюджетов.
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функцио-
нальные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий
(ст. 85 БК РФ):
а) обеспечение функционирования органов законодательной (предста-
вительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
б) обслуживание и погашение госуда^твенного долга субъектов РФ;
в) обеспечение реализации региональных целевых программ; формиро-
вание государственной собственности субъектов РФ;
г) оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение
осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых
на муниципальный уровень, и др.
В рамках своих территорий субъекты РФ определяют бюджетную
систему и составляют консолидированные бюджеты. Территория субъек-
тов РФ включает муниципальные образования, имеющие самостоятельные
бюджеты. Это предопределяет наличие у региональных органов власти
определенных бюджетных прав по отношению к бюджетам нижестоящего
уровня. Среди них в первую очередь следует назвать право утверждать
нормативы отчислений от доходов в бюджеты нижестоящего уровня.
11а субъектах РФ лежит обязанность обеспечения установленного феде-
ральным законодательством уровня закрепленных доходов местных бюд-
жетов. Субъектам РФ предоставлено право распределять отдельные виды
доходов между своим бюджетом и бюджетами нижестоящего территори-
ального уровня. В необходимых случаях субъекты РФ имеют право предо-
ставлять в нижестоящие бюджеты межбюджетные трансферты.
В соответствии с Законом «Об общих принципах организации законо-
дательных (представительных) и исполнительных органов государствен-
ной власти субъектов Российской Федерации* формирование финан-
совою органа, как и иных органов исполнительной власти субъекта РФ.
осуществляется высшим исполнительным органом государственной вла-
сти субъекта РФ. Па уровне муниципальных образований в соответствии
с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации* местный финансовый орган, как и иные органы
местного самоуправления, образуется представительным органом местного
самоуправления.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ,
представительный орган муниципального образования принимают нор-
мативные правовые акты, определяющие функции и задачи региональных
и муниципальных финансовых органов, в которых также устанавливают
полномочия, которые предоставляются финансовым органам для выполне-
ния их функций и решения задач.
К функциям финансовых органов относятся:
проведение на территории субъекта РФ единой государственной финансовой, бюджетной,налоговой политики;
— координация деятельности иных исполнительных органов государ-
ственной власти субъекта РФ в вышеперечисленных сферах;
осуществление исполнительно-распорядительных полномочий по уп-
равлению государственными финансами субъекта РФ.
одна из главных задач финансового органа - Своевременная и качественная подготовка проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период —.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 199.