| Критерий | Типовой признак | 
| По целевому назначению | Экономические. Военные. Социальные. Экологические | 
| Но субъектному составу | Физические лица. Юридические лица. Государства | 
| По периоду действия | Временные. Постоянные. Срочные | 
| По степени финансовой самостоятельности | Ограниченно самостоятельные. Самостоятельные | 
| По статусу | Федеральные ( центральные). Региональные (территориальные). Местные (муниципальные) | 
Полномочия органов власти по созданию независимых внебюджет-
 ных фондов в виде юридических лиц впервые были отражены в 1991 г.
 в Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса
 в РСФСР» тогда же и были созданы первые социальные фонды: Пенсион-
 ный фонд РФ. Фонд социального страхования РФ. Государственный фонд
 занятости населения РФ (не действует самостоятельно с 2001 г.). Фонд
 обязательного медицинского страхования РФ.
Территориальные государственные внебюджетные фонды являются
 одним из значимых звеньев финансовой системы. Территориальные госу-
 дарственные внебюджетные фонды создаются для обеспечения денеж-
 ными ресурсами специальных видов расходов в социально-экономических
 сферах конкретных территорий и представляют собой, с одной стороны,
 институциональные образования, играющие роль инструмента перерас-
 пределения госуда|К1 венных доходов в пользу отдельных групп населения,
 с другой — совокупность денежных средств для финансирования опреде-
 ленных расходов. Одним из главных преимуществ существования таких
 фондов является их строго целевой характер, позволяющий максимально
 эффективно контролировать порядок формирования и использования
 финансовых средств. В Российской Федерации в категорию территориальных входит территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования -некоммерческое финансово-кредитное учреждение, созданное в целях
 реализации конституционных прав граждан на бесплатное медицинское
 обслуживание посредством осуществления государственной политики
 в области обязательного медицинского страхования на базе аккумули-
 рования и распределения финансовых ресурсов.
Изначально правовой основой медицинского страхования и России был
 Закон РФ от 28 июня 1991 г. .N1« 1499-1 «О медицинском страховании граж-
 дан в Российской Федерации», который установил основные принципы
 функционирования страховой медицины, сформировал модель финанси-
 рования, определил страховые взносы в качестве основных сс источников.
 Сами фонды создавались на основе Постановления Верховного Совета РФ
 от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного
 медицинского страхования граждан на 1993 год».
Назначением федерального фонда обязательного медицинского страхо-
 вания (ФФОМС) является нивелирование финансовых условий для ока-
 зания медицинской помощи на всей территории России, обес печение уни-
 фикации системы медицинского страхования, проведение аналитической
 и методической работы в системе обязательного медицинского страхова-
 ния (ОМС). Территориальные фонды предназначены для практической
 реализации программ ОМС.
Правовая основа деятельности ТФОМС в настоящее время — Феде-
 ральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пен-
 сионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицин-
 ского страхования»; Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ
 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»,
 в соответствии с которым фонд наделяется отдельными полномочиями
 страховщика для реализации территориальной программы обязательного
 медицинского страхования (Тії ОМС), нормативные правовые акты субъ-
 ектов РФ. Кроме этого, любой ТФОМС действует на основании Положе-
 ния, регламентирующего основные принципы его деятельности. Напри-
 мер, ТФОМС Краснода|ккого края действует на основании Положения
 о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Крас-
 нодарского края, в соответствии с постановлением главы администрации
 (губернатора) Краснодарского края от 25 апреля 2011 г. № 392 «О вне-
 сении изменений в постановление главы администрации Краснодарского
 края от 29 ноября 2002 г. „V.- 1349 “Об утверждении положений о Красно-
 дарском территориальном фонде обязательного медицинского страхования
 п исполнительной дирекции Краснодарского территориального фонда обя-
 зательной) медицинского страхования».
Через посреднические финансовые функции ТФОМС реализуются
 права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи посредством системы договорных отношений по договорам о финансовом
 обеспечении ОМС и договору на оказание и оплату медицинской помощи
 по ОМС. Эти договоры заключаются между всеми участниками ОМС,
 к которым относятся:
— территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
— страховые медицинские организации;
— медицинские организации.
У каждого из участников системы ОМС существуют свои обязанности
 и направления функционирования, обобщенный перечень которых пред-
 ставлен в табл. 3.
Таблица 2
Основные направления функционирования участников системы ОМС
| ТФОМС | Страховые медицинские организации (СМО) | Медицинские организации (МО) | 
| Осуществлять финансо- вое обеспечение С МО. осуществлять контроль за деятельностью СМО, разрабатывать территори- альные программы оказа- ния медицинской помощи и тарифы на их осущест- вление. утверждать подушевые нормативы для ОМС, вести реестр МО. Работать с обращениями граждан | Использовать полученные денежные средства в соот- ветствии с договорами на цели ОМС. оформлять полисы, вести учет застра- хованных лиц. заключать договоры с медицинскими организациями | Оказывать медицин- скую помощь застрахованным лицам | 
2. Порядок финансирования и направления расходования средств
 территориального фонда обязательного медицинского страхования
 в Российской Федерации
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осу-
 ществляют свою финансовую деятельность в рамках утвержденных бюдже-
 тов. правила формирования которых закреплены в БК РФ.
Наряду с бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ,
 бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов явля-
 ются составной частью бюджетов государственных внебюджетных фондов.
 В России к таким бюджетам относятся бюджеты территориальных фондов
 обязательной) медицинского страхования.
Одновременно с проектом закона о бюджете субъекта РФ представля-
 ется на обсуждение и утверждение законодательным (представительным)
 органам проект бюджета территориального фонда, который должен быть
 утвержден не позднее регионального закона о бюджете. Порядок рассмо-
 трения проектов бюджета устанавливает каждый субъект РФ отдельным
 нормативным актом. Экспертизу проектов бюджета проводят контрольно-
 счетные органы субъектов РФ.
Основным источником финансирования ТФОМС на выполнение тер-
 риториальной программы ОМС' являются субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступления которого в боль-
 шей степени формируются за счет обязательных взносов по обязатель-
 ному страхованию на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г.
 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Феде-
 рации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федераль-
 ный фонд обязательного медицинского страхования». Плательщиками
 взносов являются страхователи, производящие выплаты в пользу физиче-
 ских лиц но установленным тарифам. Администратором взносов на меди-
 цинское страхование является Пенсионный фонд Российской Федерации.
 С 1 января 2017 г. администрирование взносов будут осуществлять нало-
 говые органы (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ < 0 внесе-
 нии изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
 Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по адми-
 нистрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социаль-
 ное и медицинское страхование»).
Территориальная программа (ТП) государственных гарантий ОМС
 утверждается исходя из принципа сбалансированности объемов меди-
 цинской помощи и наличия средств, необходимых для сс выполнения.
 В базовую программу ОМС. финансируемую ТФОМС, входят первичная
 п специализированная медико-санитарная помощь, мероприятия по дис-
 пансеризации, профилактическим медицинским осмотрам, медицинской
 реабилитации.
Основные направления расходов ТФОМС:
- реализация ТП ОМС (медицинская амбулаторная, стационарная
 и скорая помощь застрахованным гражданам, диспансеризация взрослого
 населения и несовершеннолетних, детей-сирот);
- реализация региональной программы модернизации здравоохране-
 ния (укрепление материально-технической базы медицинских организа-
 ций. внедрение информационных технологии в процессы медицинского обслуживания, совершенствование стандартов медицинской помощи);
- единов|>еменные компенсационные выплаты медицинским работникам.
Важнейшим направлением деятельности территориальных фондов
 является контрольно-ревизионная, осуществляемая в отношении выстав-
 ленных счетов и реестров медицинских организаций по следующим
 направлениям: выявление нарушений в оформлении; обоснованность
 включения в реестр видов медицинской помощи, входящих в территори-
 альную программу; правильность применения тарифов на медицинскую
 помощь; принадлежность застрахованных лиц к системе ОМС. При про-
 верках СМО и МО территориальными фондами контролируется целевое
 использование средств на ТП ОМС, на финансовое обеспечение регио-
 нальных программ модернизации системы здравоохранения, проверяется
 использование средств федерального бюджета на реализацию нацио-
 нального проекта «Здоровье», организация и качество лечебного питания,
 способы и объемы закупок медикаментов, проводится анализ экономиче-
 ских показателей финансово-хозяйственной деятельности медицинских
 организаций.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 270.