Критерий | Типовой признак |
По целевому назначению | Экономические. Военные. Социальные. Экологические |
Но субъектному составу | Физические лица. Юридические лица. Государства |
По периоду действия | Временные. Постоянные. Срочные |
По степени финансовой самостоятельности | Ограниченно самостоятельные. Самостоятельные |
По статусу | Федеральные ( центральные). Региональные (территориальные). Местные (муниципальные) |
Полномочия органов власти по созданию независимых внебюджет-
ных фондов в виде юридических лиц впервые были отражены в 1991 г.
в Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса
в РСФСР» тогда же и были созданы первые социальные фонды: Пенсион-
ный фонд РФ. Фонд социального страхования РФ. Государственный фонд
занятости населения РФ (не действует самостоятельно с 2001 г.). Фонд
обязательного медицинского страхования РФ.
Территориальные государственные внебюджетные фонды являются
одним из значимых звеньев финансовой системы. Территориальные госу-
дарственные внебюджетные фонды создаются для обеспечения денеж-
ными ресурсами специальных видов расходов в социально-экономических
сферах конкретных территорий и представляют собой, с одной стороны,
институциональные образования, играющие роль инструмента перерас-
пределения госуда|К1 венных доходов в пользу отдельных групп населения,
с другой — совокупность денежных средств для финансирования опреде-
ленных расходов. Одним из главных преимуществ существования таких
фондов является их строго целевой характер, позволяющий максимально
эффективно контролировать порядок формирования и использования
финансовых средств. В Российской Федерации в категорию территориальных входит территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования -некоммерческое финансово-кредитное учреждение, созданное в целях
реализации конституционных прав граждан на бесплатное медицинское
обслуживание посредством осуществления государственной политики
в области обязательного медицинского страхования на базе аккумули-
рования и распределения финансовых ресурсов.
Изначально правовой основой медицинского страхования и России был
Закон РФ от 28 июня 1991 г. .N1« 1499-1 «О медицинском страховании граж-
дан в Российской Федерации», который установил основные принципы
функционирования страховой медицины, сформировал модель финанси-
рования, определил страховые взносы в качестве основных сс источников.
Сами фонды создавались на основе Постановления Верховного Совета РФ
от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного
медицинского страхования граждан на 1993 год».
Назначением федерального фонда обязательного медицинского страхо-
вания (ФФОМС) является нивелирование финансовых условий для ока-
зания медицинской помощи на всей территории России, обес печение уни-
фикации системы медицинского страхования, проведение аналитической
и методической работы в системе обязательного медицинского страхова-
ния (ОМС). Территориальные фонды предназначены для практической
реализации программ ОМС.
Правовая основа деятельности ТФОМС в настоящее время — Феде-
ральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пен-
сионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицин-
ского страхования»; Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»,
в соответствии с которым фонд наделяется отдельными полномочиями
страховщика для реализации территориальной программы обязательного
медицинского страхования (Тії ОМС), нормативные правовые акты субъ-
ектов РФ. Кроме этого, любой ТФОМС действует на основании Положе-
ния, регламентирующего основные принципы его деятельности. Напри-
мер, ТФОМС Краснода|ккого края действует на основании Положения
о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Крас-
нодарского края, в соответствии с постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края от 25 апреля 2011 г. № 392 «О вне-
сении изменений в постановление главы администрации Краснодарского
края от 29 ноября 2002 г. „V.- 1349 “Об утверждении положений о Красно-
дарском территориальном фонде обязательного медицинского страхования
п исполнительной дирекции Краснодарского территориального фонда обя-
зательной) медицинского страхования».
Через посреднические финансовые функции ТФОМС реализуются
права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи посредством системы договорных отношений по договорам о финансовом
обеспечении ОМС и договору на оказание и оплату медицинской помощи
по ОМС. Эти договоры заключаются между всеми участниками ОМС,
к которым относятся:
— территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
— страховые медицинские организации;
— медицинские организации.
У каждого из участников системы ОМС существуют свои обязанности
и направления функционирования, обобщенный перечень которых пред-
ставлен в табл. 3.
Таблица 2
Основные направления функционирования участников системы ОМС
ТФОМС | Страховые медицинские организации (СМО) | Медицинские организации (МО) |
Осуществлять финансо- вое обеспечение С МО. осуществлять контроль за деятельностью СМО, разрабатывать территори- альные программы оказа- ния медицинской помощи и тарифы на их осущест- вление. утверждать подушевые нормативы для ОМС, вести реестр МО. Работать с обращениями граждан | Использовать полученные денежные средства в соот- ветствии с договорами на цели ОМС. оформлять полисы, вести учет застра- хованных лиц. заключать договоры с медицинскими организациями | Оказывать медицин- скую помощь застрахованным лицам |
2. Порядок финансирования и направления расходования средств
территориального фонда обязательного медицинского страхования
в Российской Федерации
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осу-
ществляют свою финансовую деятельность в рамках утвержденных бюдже-
тов. правила формирования которых закреплены в БК РФ.
Наряду с бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ,
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов явля-
ются составной частью бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В России к таким бюджетам относятся бюджеты территориальных фондов
обязательной) медицинского страхования.
Одновременно с проектом закона о бюджете субъекта РФ представля-
ется на обсуждение и утверждение законодательным (представительным)
органам проект бюджета территориального фонда, который должен быть
утвержден не позднее регионального закона о бюджете. Порядок рассмо-
трения проектов бюджета устанавливает каждый субъект РФ отдельным
нормативным актом. Экспертизу проектов бюджета проводят контрольно-
счетные органы субъектов РФ.
Основным источником финансирования ТФОМС на выполнение тер-
риториальной программы ОМС' являются субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступления которого в боль-
шей степени формируются за счет обязательных взносов по обязатель-
ному страхованию на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г.
№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Феде-
рации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федераль-
ный фонд обязательного медицинского страхования». Плательщиками
взносов являются страхователи, производящие выплаты в пользу физиче-
ских лиц но установленным тарифам. Администратором взносов на меди-
цинское страхование является Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 1 января 2017 г. администрирование взносов будут осуществлять нало-
говые органы (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ < 0 внесе-
нии изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по адми-
нистрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социаль-
ное и медицинское страхование»).
Территориальная программа (ТП) государственных гарантий ОМС
утверждается исходя из принципа сбалансированности объемов меди-
цинской помощи и наличия средств, необходимых для сс выполнения.
В базовую программу ОМС. финансируемую ТФОМС, входят первичная
п специализированная медико-санитарная помощь, мероприятия по дис-
пансеризации, профилактическим медицинским осмотрам, медицинской
реабилитации.
Основные направления расходов ТФОМС:
- реализация ТП ОМС (медицинская амбулаторная, стационарная
и скорая помощь застрахованным гражданам, диспансеризация взрослого
населения и несовершеннолетних, детей-сирот);
- реализация региональной программы модернизации здравоохране-
ния (укрепление материально-технической базы медицинских организа-
ций. внедрение информационных технологии в процессы медицинского обслуживания, совершенствование стандартов медицинской помощи);
- единов|>еменные компенсационные выплаты медицинским работникам.
Важнейшим направлением деятельности территориальных фондов
является контрольно-ревизионная, осуществляемая в отношении выстав-
ленных счетов и реестров медицинских организаций по следующим
направлениям: выявление нарушений в оформлении; обоснованность
включения в реестр видов медицинской помощи, входящих в территори-
альную программу; правильность применения тарифов на медицинскую
помощь; принадлежность застрахованных лиц к системе ОМС. При про-
верках СМО и МО территориальными фондами контролируется целевое
использование средств на ТП ОМС, на финансовое обеспечение регио-
нальных программ модернизации системы здравоохранения, проверяется
использование средств федерального бюджета на реализацию нацио-
нального проекта «Здоровье», организация и качество лечебного питания,
способы и объемы закупок медикаментов, проводится анализ экономиче-
ских показателей финансово-хозяйственной деятельности медицинских
организаций.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 202.