В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государственным долгом
 субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной
 власти субъекта Российской Федерации.
Управление государственным долгом субъекта РФ представляет собойисовокупность стратегических и оперативных мер, связанных с использо-
 ванием долговых отношений в процессе привлечения денежных |)есур-
 сов, необходимых для устойчивого социально-экономического развития
 региона.
Указанные меры включают регулирование объема и структуры долга,
 определение порядка привлечения новых долговых обязательств, обслу-
 живание и погашение долга, управление проблемными долгами, контроль
 за целевым и эффективным использованием привлеченных средств.
Стратегическое управление государственным долгом субъекта РФ
 является неотъемлемым элементом региональной бюджетной политики.
 Оно реализуется законодательными и исполнительными органами вла-
 сти субъекта РФ в рамках бюджетного процесса при разработке основных
 направлений бюджетной и долговой политики субъектов РФ. подготовке
 проектов, рассмотрении и утверждении законов о бюджете. В законе о бюд-
 жете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период уста-
 навливаются источники финансирования бюджетного дефицита, объемы
 внутреннего и внешнего долга, заимствований, выпуска субфедеральных
 ценных бумаг, расходов на обслуживание долга. Программы государствен-
 ных внешних и внутренних заимствований, а также программа государстпснных гарантий субъекта РФ являются приложением к закону о регио-
 нальном бюджете. При правовой регламентации долговых отношений
 субъектом РФ учитываются предельные значения параметров субфедс-
 рального долга, установленные действующим бюджетным законодатель-
 ством1 (табл. 3). 1 До 1 января 2018 г. предельный объем государственного долга субъекта РФ может превысить установленные ограничения в пределах объема долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января текущего года н (или) в случае утверждения законом субъекта РФ
 в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ бюджетных креди-тов, привлекаемых от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в пре-делах указанных кредитов. С учетом этих условий устанавливается и верхний предел госу-
 дарственного внутреннего долга субъекта РФ.
Законодательный орган государственной власти субъ-
 екта РФ имеет право установить дополнительные ограничения по своему
 долгу.
Таблицу 3
Параметры управления государственным долгом субъекта РФ,
 установленные БК РФ
| Параметр | Ограничения | 
| Предельный объем государственного долга субъекта РФ | Не должен превышать общий годовой объем доходов регионального бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ. в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета превышала 40% в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет. 50% общего годового объема доходов регионального бюджета без учета объема безвозмездных поступлений | 
| Предельный объем заимствований субъ- екта РФ | Не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств субъекта РФ в текущем финансовом году | 
| Предельные объемы выпуска ггосударствен- ных ценных бумаг субъекта РФ | Устанавливаются в соответствии с верхним пределом госуда|ктненного долга субъекта РФ его высшим мспол ннтельным органом | 
| Объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ | Не должен превышать 15% объема расходов регио- нального бюджета, за исключением расходов, осущест- вляемых за счет субвенций из федерального бюджета | 
Оперативное управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется его высшим исполнительным или финансовым органом.
 В процессе этого управления определяются генеральные условия эмиссии
 п обращения субфсдеральиых облигаций, организуются размещение ценных бумаг, привлечение и возврат кредитов, выплата доходов и погашение
 долговых обязательств, предоставление и исполнение гарантий, прово-
 дятся мониторинг показателей объема, структуры долга и расходов по его
 обслуживанию по установленным предельным ограничениям, текущий
 конт|юль эффективности и целевого использования средств, а также дру-
 гие оперативные действия.
Управление субфедеральным долгом должно обеспечить лостижени
 заданных целей |)егионалы1ой долговой политики при соблюдении прием
 лемого уровня финансовых рисков и издержек привлечения средств. По,
 эффективностью управления долгом понимается степень достижения еп
 основных параметров (величины, структуры, стоимости обслуживали:
 и пр.) п способность органов власти сохранять эти параметры на уровш
 необходимом для обеспечения устойчивого социалыю-экономичсскоп
 развития территории.
Наиболее общим показателем, используемым при анализе управле
 ния субфедеральным долгом, является уровень долговой нагрузки субь
 екта РФ. измеряемый как отношение его государственного долга к объем;
 валового регионального щюдукта. к общему объему доходов региональной
 бюджета или к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджет
 (т.е. к доходам без учета безвозмездных поступлений). В последние годы
 когда совокупный объем государственного долга субъектов РФ устой
 чиво рос и достиг к 1 января 2015 г. 2089 млрд руб. (на 20% выше уровш
 2013 г.), уровень долговой нагрузки, рассчитанный по отношению к объем;
 налоговых и неналоговых бюджетов регионов, в среднем по России соста
 вил 35,4% (на 33,0% выше показателя 2013 г.).
Отдельные аспекты эффективности управления государственным дол-
 гом можно оценить показателями:
отношения величины превышения поступлении средств от заимство-
 ваний над величиной рас ходов но их привлечению к величине этих расходов;
отношения расходов на обслуживание и погашение государственного
 долга субъекта РФ к объему валового регионального продукта, к доходам
 или расходам регионального бюджета;
— доли расходов на обслуживание регионального долга в общем объеме
 расходов бюджета субъекта РФ.
Стоимость обслуживания долга во многом зависит от его структуры;
 поскольку рыночные заимствования (ценные бумаги, кредиты банков),
 как правило, являются более дорогими, чем нерыночные (бюджетные кре-
 диты, государственные гарантии). Анализ структуры государственного
 долга субъектов РФ свидетельствует об увеличении в условиях
 неблагоприятной экономической ситуации бюджетных кредитов из феде-
 рального бюджета как инструментов замещения более дорогих рыночных
 заимствований.
Высокая стоимость заимствований и их краткосрочный характер обу-
 словливают необходимость сокращения доходности и удлинения сроков
 новых заимствований. Это, в частности, достигается на основе реструктури-
 зации долга, под которой согласно ст. 105 БК РФ понимается прекращение
 долговых обязательств с их заменой другими долговыми обязательствами,
 предусматривающими иные условия обслуживания и погашения. Реструкту-
 ризация может проводиться с частичным списанием суммы основного долга.
Оптимизация структуры государственного долга субъектов РФ
 па основе создания эффективной системы управления позволит обеспе-
 чить предупреждение возможных долговых кризисов и приня тие действен-
 ных мер но их преодолению.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 276.