В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государственным долгом
субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Управление государственным долгом субъекта РФ представляет собойисовокупность стратегических и оперативных мер, связанных с использо-
ванием долговых отношений в процессе привлечения денежных |)есур-
сов, необходимых для устойчивого социально-экономического развития
региона.
Указанные меры включают регулирование объема и структуры долга,
определение порядка привлечения новых долговых обязательств, обслу-
живание и погашение долга, управление проблемными долгами, контроль
за целевым и эффективным использованием привлеченных средств.
Стратегическое управление государственным долгом субъекта РФ
является неотъемлемым элементом региональной бюджетной политики.
Оно реализуется законодательными и исполнительными органами вла-
сти субъекта РФ в рамках бюджетного процесса при разработке основных
направлений бюджетной и долговой политики субъектов РФ. подготовке
проектов, рассмотрении и утверждении законов о бюджете. В законе о бюд-
жете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период уста-
навливаются источники финансирования бюджетного дефицита, объемы
внутреннего и внешнего долга, заимствований, выпуска субфедеральных
ценных бумаг, расходов на обслуживание долга. Программы государствен-
ных внешних и внутренних заимствований, а также программа государстпснных гарантий субъекта РФ являются приложением к закону о регио-
нальном бюджете. При правовой регламентации долговых отношений
субъектом РФ учитываются предельные значения параметров субфедс-
рального долга, установленные действующим бюджетным законодатель-
ством1 (табл. 3). 1 До 1 января 2018 г. предельный объем государственного долга субъекта РФ может превысить установленные ограничения в пределах объема долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января текущего года н (или) в случае утверждения законом субъекта РФ
в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ бюджетных креди-тов, привлекаемых от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в пре-делах указанных кредитов. С учетом этих условий устанавливается и верхний предел госу-
дарственного внутреннего долга субъекта РФ.
Законодательный орган государственной власти субъ-
екта РФ имеет право установить дополнительные ограничения по своему
долгу.
Таблицу 3
Параметры управления государственным долгом субъекта РФ,
установленные БК РФ
Параметр | Ограничения |
Предельный объем государственного долга субъекта РФ | Не должен превышать общий годовой объем доходов регионального бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ. в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета превышала 40% в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет. 50% общего годового объема доходов регионального бюджета без учета объема безвозмездных поступлений |
Предельный объем заимствований субъ- екта РФ | Не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств субъекта РФ в текущем финансовом году |
Предельные объемы выпуска ггосударствен- ных ценных бумаг субъекта РФ | Устанавливаются в соответствии с верхним пределом госуда|ктненного долга субъекта РФ его высшим мспол ннтельным органом |
Объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ | Не должен превышать 15% объема расходов регио- нального бюджета, за исключением расходов, осущест- вляемых за счет субвенций из федерального бюджета |
Оперативное управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется его высшим исполнительным или финансовым органом.
В процессе этого управления определяются генеральные условия эмиссии
п обращения субфсдеральиых облигаций, организуются размещение ценных бумаг, привлечение и возврат кредитов, выплата доходов и погашение
долговых обязательств, предоставление и исполнение гарантий, прово-
дятся мониторинг показателей объема, структуры долга и расходов по его
обслуживанию по установленным предельным ограничениям, текущий
конт|юль эффективности и целевого использования средств, а также дру-
гие оперативные действия.
Управление субфедеральным долгом должно обеспечить лостижени
заданных целей |)егионалы1ой долговой политики при соблюдении прием
лемого уровня финансовых рисков и издержек привлечения средств. По,
эффективностью управления долгом понимается степень достижения еп
основных параметров (величины, структуры, стоимости обслуживали:
и пр.) п способность органов власти сохранять эти параметры на уровш
необходимом для обеспечения устойчивого социалыю-экономичсскоп
развития территории.
Наиболее общим показателем, используемым при анализе управле
ния субфедеральным долгом, является уровень долговой нагрузки субь
екта РФ. измеряемый как отношение его государственного долга к объем;
валового регионального щюдукта. к общему объему доходов региональной
бюджета или к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджет
(т.е. к доходам без учета безвозмездных поступлений). В последние годы
когда совокупный объем государственного долга субъектов РФ устой
чиво рос и достиг к 1 января 2015 г. 2089 млрд руб. (на 20% выше уровш
2013 г.), уровень долговой нагрузки, рассчитанный по отношению к объем;
налоговых и неналоговых бюджетов регионов, в среднем по России соста
вил 35,4% (на 33,0% выше показателя 2013 г.).
Отдельные аспекты эффективности управления государственным дол-
гом можно оценить показателями:
отношения величины превышения поступлении средств от заимство-
ваний над величиной рас ходов но их привлечению к величине этих расходов;
отношения расходов на обслуживание и погашение государственного
долга субъекта РФ к объему валового регионального продукта, к доходам
или расходам регионального бюджета;
— доли расходов на обслуживание регионального долга в общем объеме
расходов бюджета субъекта РФ.
Стоимость обслуживания долга во многом зависит от его структуры;
поскольку рыночные заимствования (ценные бумаги, кредиты банков),
как правило, являются более дорогими, чем нерыночные (бюджетные кре-
диты, государственные гарантии). Анализ структуры государственного
долга субъектов РФ свидетельствует об увеличении в условиях
неблагоприятной экономической ситуации бюджетных кредитов из феде-
рального бюджета как инструментов замещения более дорогих рыночных
заимствований.
Высокая стоимость заимствований и их краткосрочный характер обу-
словливают необходимость сокращения доходности и удлинения сроков
новых заимствований. Это, в частности, достигается на основе реструктури-
зации долга, под которой согласно ст. 105 БК РФ понимается прекращение
долговых обязательств с их заменой другими долговыми обязательствами,
предусматривающими иные условия обслуживания и погашения. Реструкту-
ризация может проводиться с частичным списанием суммы основного долга.
Оптимизация структуры государственного долга субъектов РФ
па основе создания эффективной системы управления позволит обеспе-
чить предупреждение возможных долговых кризисов и приня тие действен-
ных мер но их преодолению.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 215.