Региональные бюджеты являются центральным звеном региональных
финансов. Как и бюджеты других уровней бюджетной системы, бюджет
субъекта РФ (региональный бюджет) обладает такими существенными
признаками, как временная характеристика, денежная форма, обязатель-
ность исполнения по доходам и расходам, правовое оформление создания
и реализации и др. Вместе с тем он имеет и специфические черты, обуслов-
ленные его принадлежностью к региональному уровню бюджетной системы.
Специфика регионального бюджета состоит в том, что он концентрирует финансовые ресурсы, направляемые на развитие экономики и социальной
сферы региона. Кроме того, существенные особенности региональных бюд-
жетов проявляются в их особой роли в системе межбюджетных отноше-
ний, связанных с разграничением доходов и расходных обязательств между
бюджетами различных уровней бюджетной системы, формами и методами
межбюджетного регулирования. Бюджеты субъектов РФ, с одной стороны,
могут получать межбюджетные трансферты из федерального бюджета,
а с другой — из их средств предоставляются безвозмездные перечисления
местным бюджетам.
Региональный бюджет по своей экономической сущности выступает как совокупность денежных отношений, связанных с перераспределением
валового регионального продукта, формированием финансовых ресур-
сов органов государственной власти в виде фонда денежных средств
и его использованием для удовлетворения общественных потребностей
на уровне региона.
Экономическая сущность регионального бюджета выражается в его
функциональном назначении: перераспределении валового регионального
продукта с целью предоставления органам государственной власти субъ-
екта РФ финансовых ресурсов путем формирования фонда денежных
средств, обеспечивающего реализацию их задач; государственном регули-
ровании и стимулировании экономики региона; финансовом обеспечении
региональной социальной политики; контроле за социально-экономиче-
ским развитием региона посредством формирования и использования цен-
трализованного фонда денежных средств.
По материальному воплощению региональный бюджет представляет
собой фонд денежных средств, который выступает как форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обе-
спечения задач и функций органов государственной власти субъекта РФ.
По организационно-правовой форме региональный бюджет — это финансовый документ, разрабатываемый и утверждаемый в форме законов субъ-
ектов РФ.
Согласно БК РФ каждый субъект РФ имеет собственный бюджет,
а также бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения его расходных обяза-
тельств. Бюджетный процесс субъекта РФ регламентируется: законом субъекта РФ о бюджетном п|юцессе в субъекте РФ
В зависимости от особенностей государственного и административно-
территориального устройства страны различают следующие виды регио-
нальных бюджетов: республиканские, краевые, областные, автономной
области, окружные автономных округов, городские городов федерального
значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).
Виды и количество региональных бюджетов в Российской Федерации определяются ее государственным и административным устройством, закрепленным Конституцией РФ. В 1993 г., когда была принята действующая Конституция, количество субъектов РФ составляло 89. С 1 марта 200в г. после объединения ряда регионов их общее число сократилось до 83. С 18 марта 2014 г. после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов (Республика Крым и город федерального значения Севастополь) в Российской Федерации насчитывается 85 субъектов. Региональные бюджеты РФ представлены 22 республиканским, 9 краевыми, 46 областными, 1 областным бюджетом автономной области, 4 окружными и 3 бюджетами городов федерального значения.
Бюджеты субъектов РФ. консолидированные бюджеты муниципаль-
ных районов и бюджеты городских округов (без учета межбюджетных
трансфертов между ними). , образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Консолидированные бюджеты муниципальных районов включают
в себя бюджеты: муниципальных районов; сельских поселений; городских округов; городских поселений
В соответствии с БК РФ бюджет имеет свою структуру. Основными
составляющими элементами бюджета являются его доходы и расходы.
Пришиты формирования и исполнения региональных бюджетов опре-
деляются общими принципами бюджетной системы РФ, установленными
в гл. 15 БК РФ с учетом специфики региональных бюджетов.
Содержание и классификация доходов региональных бюджетов
Доходы бюджета согласно положениям БК РФ рассматриваются как
все поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств,
являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы региональных бюджетов как экономическая категория надставляют собой совокупность бюджетных отношений, возникающих в связи
с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряже-
нии органов государственной власти региона.
По материальному воплощению они выступают как поступления денеж-
ных средств в централизованные денежные фонды, предназначенные
для финансового обеспечения задач и функций региональных органов
государственной власти, исполнения их расходных обязательств. Форми-
рование доходов региональных бюджетов производится в соответствии
с бюджетным законодательством, законодательством о налогах и сборах,
а также иных обязательных платежах.
Доходы региональных бюджетов классифицируют по разным признакам:
— источникам образования — доходы, поступающие от физических лиц
и от юридических лиц;
— методам взимания — налоговые доходы, неналоговые доходы, безвзмездные поступления;
— принадлежности собственные (закрепленные) и регулирующие
(полученные от вышестоящих уровней бюджетов в процессе бюджетного
регулирования или выполнения отдельных государственных полномочий)
и пр.
В современной бюджетной практике (при составлении бюджетов и отче-
тов об их исполнении) используется группировка доходных источников
на налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Как пра-
вило, основным источником бюджетов всех уровней бюджетной системы
являются налоговые доходы, а неналоговые доходы не играют значимой
фискальной роли. 'Гак, в составе доходов бюджетов субъектов РФ на нало-
говые доходы приходится более 85% всего объема доходных источников.
Данные о доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ приведены в табл. 1.
Таблица 1
Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, млрд. руб.
№ п/п | Показатель | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
1 | Доходы, всего | 7 644,2 | 8 064,5 | 8 165,1 | 8 905,7 | 9 308,2 | 9 923,8 | 10 758,1 |
1.1. | Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 1 644,5 | 1 624,4 | 1 515,0 | 1 670,8 | 1 616,7 | 1 578,1 | 1 703,0 |
1.2. | Собственные доходы | 5 999,7 | 6 440,2 | 6 650,1 | 7 234,9 | 7 691,4 | 8 345,7 | 9 055,1 |
в т.ч. | ||||||||
1.2.1. | Налог на прибыль | 1 927,9 | 1 979,9 | 1 719,7 | 1 964,0 | 2 107,6 | 2 279,3 | 2 527,7 |
1.2.2. | Налог на доходы физических лиц | 1 995,8 | 2 261,5 | 2 499,1 | 2 693,5 | 2 807,8 | 3 018,5 | 3 252,3 |
1.2.3. | Прочие | 2 076,0 | 2 198,8 | 2 431,4 | 2 577,4 | 2 776,0 | 3 047,9 | 3 275,1 |
Источник: данные Министерства финансов РФ. https://www.minfin.ru/ru/statistics/subbud/
Налоговые доходы региональных бюджетов в соответствии с положе-
ниями БК РФ включают поступления региональных налогов, часть посту-
плений ряда федеральных налогов и сборов, а также налогов, уплачиваемых
и рамках специальных налоговых режимов. Их подробная характеристика
представлена в следующем вопросе.
Неналоговые доходы региональных бюджетов образуются за счет:
— доходов от использования имущества, находящегося в государ-
ственной собственности субъектов РФ (за исключением имущества госу-
дарственных унитарных предприятий, а также бюджетных и автономных
учреждений субъектов РФ):
- доходов от продажи находящегося в государственной собственно-
сти субъектов РФ имущества (кроме акций и иных форм участия в капи-
тале. Доходы от продажи акций и иных форм участия и капитале, согласно ст. 93.1 БК РФ полностью зачисляются в соответствующие бюджеты, но учитываются как источник финансирования дефицита бюджета и потому не относятся к доходам бюджета) за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ;
— доходов, предоставляемых казенными учреждениями субъектов РФ
платных услуг;
— части прибыли унитарных предприятий субъектов РФ. остающейся
после уплаты ими налогов и иных обязательных платежей;
платы за использование лесов, произрастающих на землях, находя-
щихся в государственной собственности субъектов РФ;
— платы за пользование водными объектами, находящимися в соб-
ственности субъектов РФ;
— определенных платежей за пользование недрами;
— штрафных санкций за негативное воздействие на окружающую среду;
— платы :ш увеличение площади находящихс я в частной собственности
земельных участков вследствие перераспределения таких участков и нахо-
дящихся в государственной собственности субъектов РФ земельных участ-
ков;
- платы по соглашениям об установлении сервитута находящихся
в государственной собственности субъектов РФ земельных участков,
заключенным органами местной власти, государственными или муници-
пальными унитарными предприятиями и учреждениями, и пр.
Большинство неналоговых доходов зачисляются в бюджет в полном
объеме. Подробный перечень неналоговых доходов и нормативы их зачис-
ления в региональные бюджеты регламентируются ст. 57 ВК РФ.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета в региональные
бюджеты осуществляются посредством межбюджетиых трансфертов
в форме:
— дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
— субсидий, предназначенных для софинансированмя расходных обя-
зательств, возникающих при выполнении полномочий органов государ-
ственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ. пред-
метам совместного с Российской Федерацией ведения, а также полномочий
органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
— субвенций, предоставленных для финансирования делегированных
органам государственной власти субъектов РФ федеральных полномочий и иных мсжбюджстных трансфертов.
Важную информацию для анализа структуры и динамики доходов
региональных бюджетов представляет их классификация по признаку при-
надлежности, так как она позволяет определить долю собственных доходов
в общем объеме доходных источников, степень самостоятельности регио-
нальных бюджетов и тенденции ее изменения.
Под собственными доходами бюджета понимаются доходы, которые
на постоянной основе закреплены за определенным уровнем бюджетной
системы (полностью или частично). Регулирующие доходы бюджета
имеют перераспределительный характер, это отчисления от налогов и иных
платежей из бюджета вышестоящего уровня на временной основе, а также
безвозмездные перечисления, перераспределяемые в порядке бюджетного
регулирования между бюджетами различных уровней с целью покрытия
бюджетного дефицита.
К собственным доходам бюджета в БК РФ (ред. от 23 мая 2016 г., с изм.
от 2 нюня 2016 г.) отнесены налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты
в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством
о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соот-
ветствии с законодательством РФ. законами субъектов РФ и муници-
пальными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований, а также доходы, полученные в виде безвозмездных поступле-
ний (за исключением субвенций)- Такая трактовка собственных доходов
является расширительной, поскольку поступления перераспределитель-
ного характера (например, безвозмездные поступления) принято относить
к регулирующим доходам. Если исходить из того, что собственные доходы
предполагают возможность соответствующих органов власти воздей-
ствовать на формирование доходной базы, то, очевидно, данная возмож-
ность может быть реализована лишь в отношении доходов, закрепленных
на постоянной основе.
В прежней редакции НК РФ регулирующие доходы бюджетов трактовались как федеральные и региональные налоги и иные платежи, но которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам 1акнх доходов. В действующей редакции ПК РФ термин «регулирующие доходы не используется.
В мировой бюджетной практике поступления, имеющие перерас-
пределительный характер, называются межбюджетными трансфертами,
поскольку передаются от бюджета одного уровня к другому. При этом они
включают регулирующие (долевые) налоги и финансовую помощь (безвоз-
мездные поступления) в различных формах: субсидии, субвенции, дотации.
В Российской Федерации термин «межбюджетные трансферты* использу-
ется ограниченно, им традиционно обозначают лишь ту часть средств меж-
бюджетного регулирования, которая предоставляется одним бюджетом
бюджетной системы РФ другому.
Содержание и классификация расходов региональных бюджетов
Специфика состава и структуры расходов региональных бюджетов
определяется функциями, выполняемыми государственными органами
власти субъектов РФ.
Расходы региональных бюджетов по своей экономической сущности
представляют собой бюджетные отношения, связанные с распределением
и использованием централизованных фондов денежных средств, находя-
щихся в распоряжении региональных органов государственной власти.
По материальному воплощению — это выплаты денежных средств,
связанные с финансовым обеспечением задач и функций региональных
органов власти. В соответствии с определением расходов бюджетов,
содержащимся в БК РФ. расходы региональных бюджетов можно рассма-
тривать как выплачиваемые из региональных бюджетов денежные сред-
ства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования
дефицита этих бюджетов.
В отличие от расходов федерального бюджета, функциональное назна-
чение которых связано с выполнением задач общегосудартвенного харак-
тера, расходы региональных бюджетов ориентированы на обеспечение
экономического развития региона и предоставление проживающему на его
территории населению услуг в социальной сфере. Расходы региональных
бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами,
которые определяются исходя из разграничения полномочий между орга-
нами публичной власти, законодательно установленного в соответствии
с полномочиями, закрепленным за соответствующим уровнем, и исполня-
ются в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плано-
вом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно уста-
навливают расходные обязательства и исполняют их за счет собственных
доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
В соответствии с положениями ПК РФ они должны вести реестр расход-
ных обязательств. Последний представляет собой перечень нормативно-
правовых актов, регламентирующих расходные обязательства (с указанием
соответствующих положений), с оценкой объемов бюджетных ассигнова-
нии. необходимых для исполнения расходных обязательств.
Установление расходных обязательств происходит в результате при-
нятия субъектом РФ законов (заключения договоров или соглашений).
Согласно БК РФ расходные обязательства могут возникать при осу-
ществлении органами государственном власти субъекта РФ полномочии
по своим предметам ведения, по ряду совместных с Российской Федера-
цией предметов ведения, но договорам, заключенным казенными учреж-
дениями субъекта РФ от имени субъекта РФ, а также при выполнении
делегированных полномочий (переданных Российской Федерацией субъ-
екту РФ и переданных субъектом РФ муниципальным образованиям). В отличие от прежней редакции БК РФ. где устанавливался перечень расходов, финансируемых из бюджета субъекта РФ, и расходов, находящихся в совместном ведении с Российской Федерацией и муниципальными образованиями, в действующей редакции перечень расходных обязательств содержит лишь основания, по которым возникают расходы субъектов РФ.
Делегирование полномочий от одного уровня публичной власти другому сопровождается соответствующей передачей из бюджета в бюджет средств,
необходимых для выполнения делегированных полномочий, — межбюд-
жетиых трансфертов в виде субвенций.
Таким образом, в составе расходных обязательств региона можно выде-
лить два основных вида:
— расходные обязательства, исполняемые за счет собственных доходов
и источников финансирования дефицита бюджета:
— расходные обязательства, исполняемые за счет субвенций из других
бюджетов и и пределах объемов этих субвенций.
Объемы субвенций определяются в соответствии с методиками их
расчета исходя из установленных нормативов. Расходные обязательства
субъекта РФ. возникающие при передаче государством на региональный
уровень части своих полномочий с выделением субвенций из федераль-
ного бюджета региональным бюджетам, устанавливаются законами субъ-
екта РФ в соответствии с федеральным законодательством и исполняются
за счет и в пределах указанных субвенций. Однако если в субъекте РФ
превышены установленные нормативы, финансирование дополнительных
расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных
обязательств, осуществляется за счет собственных доходов и источников
финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
Важной составляющей расходов региональных бюджетов являются
финансовые трансферты, предоставляемые местным бюджетам. Ряд
финансовых трансфертов связан с передачей части полномочий и соответ-
ствующих расходных обязательств субъекта РФ па местный уровень. Воз-
никающие при этом расходные обязательства субъекта РФ устанавлива-
ются законами субъекта РФ. которые должны содержать порядок расчета
нормативов для определения общего объема выделяемых муниципальным
образованиям субвенций.
Расходные обязательства, связанные с решением вопросов, которые
не отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти,
органов местного самоуправления и не исключены из компетенции орга-
нов государственной власти субъекта РФ, могут устанавливаться и исполняться субъектом РФ только при наличии соответствующих бюджетных
средств (без учета межбюджетных трансфертов).
По функциональному направлению в составе расходов региональных
бюджетов можно выделить расходы на производственную сферу и соци-
альные расходы. Расходы на производственную сферу включают затраты
на национальную экономику, охрану окружающей среды, содержание и раз-
витие жилищно-коммунального хозяйства. Социальные — на образование,
здравоохранение, культуру, социальную политику. Как правило, именно эти
расходы имеют наибольший удельный веч* в общем объеме расходов регио-
нальных бюджетов. Так, в ряде европейских стран (например, в Австрии,
Германии. Швейцарии) на финансирование социальных программ из регио-
нальных бюджетов расходуется больше средств, чем из центрального
бюджета. В Российской Федерации региональные бюджеты также имеют
выраженную социальную направленность. Расходы консолидированных
бюджетов субъектов РФ впредставлены в табл. .2.
Таблица.2
Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, млрд руб.
№ п/п | Показатели | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
2 | Расходы, всего | 7 679,1 | 8 343,2 | 8 806,6 | 9 353,3 | 9 479,8 | 9 936,4 | 10 810,1 |
2.1. | Общегосударственные вопросы | 468,8 | 508,2 | 546,0 | 585,0 | 603,2 | 625,0 | 657,3 |
| в т.ч. обслуживание государственного и муниципального долга* | |||||||
2.2. | Национальная оборона | 3,5 | 4,0 | 4,4 | 4,1 | 3,8 | 4,7 | 4,4 |
2.3. | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 282,1 | 94,6 | 106,6 | 107,8 | 107,6 | 113,6 | 117,1 |
2.4. | Национальная экономика | 1 316,4 | 1 608,5 | 1 730,4 | 1 779,3 | 1 866,0 | 2 002,5 | 2 288,3 |
2.5. | Жилищно-коммунальное хозяйство | 968,6 | 881,3 | 901,8 | 906,3 | 854,9 | 936,2 | 1 127,8 |
2.6. | Охрана окружающей среды | 21,9 | 21,8 | 24,8 | 25,7 | 22,1 | 22,2 | 27,8 |
2.7. | Образование | 1 728,4 | 2 047,0 | 2 333,8 | 2 474,3 | 2 472,5 | 2 546,9 | 2 690,0 |
2.8. | Культура, кинематография и средства массовой информации* |
|
|
|
|
|
|
|
| Культура, кинематография | 234,7 | 257,0 | 288,1 | 320,7 | 310,6 | 340,4 | 410,2 |
2.9. | Здравоохранение и спорт* |
|
|
|
|
|
|
|
| Здравоохранение | 1 193,1 | 1 358,4 | 1 250,9 | 1 316,2 | 1 355,8 | 1 281,2 | 847,3 |
2.10. | Социальная политика | 1 191,6 | 1 273,8 | 1 312,5 | 1 473,3 | 1 497,1 | 1 654,4 | 2 207,6 |
2.11. | Физическая культура и спорт | 144,8 | 156,3 | 170,8 | 191,1 | 193,1 | 211,8 | 253,7 |
2.12. | Средства массовой информации | 34,3 | 38,3 | 40,5 | 42,5 | 43,6 | 43,3 | 44,1 |
2.13. | Обслуживание государственного и муниципального долга | 75,7 | 74,6 | 91,2 | 121,7 | 149,0 | 153,7 | 133,9 |
2.14 | Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 15,3 | 19,5 | 4,9 | 5,3 | 0,4 | 0,6 | 0,4 |
Источник: данные Министерства финансов РФ. https://www.minfin.ru/ru/statistics/subbud/
Согласно БК РФ в составе расходной части бюджета субъекта РФ
может быть предусмотрено создание резервных фондов:
— субъекта РФ, предназначенного для исполнения расходных обя-
зательств субъекта РФ в случае недостаточности доходов бюджета
для финансового обеспечения расходов. Порядок формирования н исполь-
зования фонда в случае его создания утверждается законом субъекта РФ
(за исключением закона о бюджете субъекта РФ);
— высшего исполнительного органа государственной власти субъ-
екта РФ, создаваемого для финансового обеспечения непредвиденных
расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ
и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных
бедствий п других чрезвычайных ситуации. Размер фонда устанавливается
законами о бюджете и не может превышать 3% общего объема расходов.
Создание резервных фондов законодательных органов и депутатов зако-
нодательных органов власти запрещено бюджетным законодательством.
Обеспечение сбалансированности региональных бюджетов
Состояние региональных бюджетов зависит от уровня и динамики дохо-
дов и расходов, их сбалансированности.
Научная дискуссия
В теории общественных финансов существуют различные концепции сбалансированности бюджета:
- классическая концепция «сбалансированности бюджета*, исходным пунктом которой является обоснование ограничения государственного регулирования, предполагает необходимость ежегодного сбалансирования бюджета, его нейтральность к воспроизводственным процессам в государстве (А. Смит. В. Ойкен, Дж. М. Бьюкенен, М. Фридмен):
концепция «циклически сбалансированного бюджета» связывает сбалансированность бюджета с фазами экономического цикла, из чего вытекает необходимость проведения антициклической политики (Э. Линдаль. Г. Мюрдаль и Б. Олин):
— концепция «функциональных финансов» аргументирует приоритетность цели государственных финансов к достижении макроэкономического равновесия, даже если вмешательство госуда|>ства посредством активной бюджетной политики приведет к дефициту бюджета (Дж. М. Кейнс, Р. Масгрейв, II. Самуэльсон).
Одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого
государства является сбалансированность бюджета.
Сбалансированность бюджета это один из важнейших принципов
формирования м исполнения бюджетов, суть которого состоит в коли-
чественном соответствии (балансе) расходов бюджета и источников их
финансирования.
Сбалансированность бюджета может быть обеспечена разными спо-
собами. Если бюджет составляется путем достижения равенства доходов
и расходов, его сбалансированность обеспечивается автоматически. Сба-
лансированность бюджета, составленного с превышением расходов над
доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников
финансирования дефицита.
В соответствии сост. 33 БК РФ принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах но учету средств бюджетов.
Дефицит регионального бюджета на очередной финансовый год (или при принятии бюджета на трехлетний плановый период очередной финансовый под и каждый год планового периода) устанавливается законом о бюджете. В общем случае он не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений. Однако если доля дотаций из федеральною бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала -10% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъ-
екта РФ, то ограничение дефицита бюджета составляет 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений.
Установленные ограничения могут быть превышены за счет поступле-
ний от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся
в собственности субъекта РФ. и снижения остатков средств на счетах
но учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного
фонда субъекта РФ.
Дефицит регионального бюджета может финансироваться за счет вну-
тренних и внешних источников.
Внутренними источниками финансирования дефицита регионального
бюджета являются:
средства от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ
в национальной валюте;
кредиты кредитных организаций в национальной валюте;
— бюджетные кредиты в национальной валюте;
бюджетные кредиты, предоставленные Российской Федерацией
в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)
в иностранной валюте;
кредиты международных финансовых организаций в национальной
валюте;
— остатки средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ:
— иные источники (поступления от продажи акций и иных форм уча-
стия в капитале, средства, направляемые на исполнение государственных
гарантий, погашение иных долговых обязательств в валюте РФ, разница
между полученными и предоставленными средствами по бюджетным кре-
дитам, остаткам на счетах и пр.).
Внешние источники финансирования дефицита регионального бюджета
включают:
- средства от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ
в иностранной валюте;
- кредиты иностранных банков в иностранной валюте;
- иные источники (средства, направляемые на исполнение государ-
ственных гарантий и погашение иных долговых обязательств в иностран-
ной валюте).
В процессе бюджетной) реформирования в Российской Федерации осу-
ществлялись различные меры по сбалансированности региональных бюд-
жетов. В табл. 3 подставлены данные дефицита консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Таблица 3
Дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ, млрд руб.
№ п/п | Показатели | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
3 | Дефицит (-)/Профицит (+) | -34,9 | -278,7 | -641,5 | -447,6 | -171,6 | -12,6 | -51,9 |
Источник: данные Министерства финансов РФ. https://www.minfin.ru/ru/statistics/subbud/
В 2014 г. дефицит консолидированных региональных бюджетов был
большей частью профинансирова за счет кредитов банков и федерального
бюджета. В целом структура финансирования дефицита в 2012 2014 гг.
представлена в табл. 4.
Таблица 4
Источники финансирования дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ, млрд. руб.
№ п/п | Показатели | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
4 | Источники финансирования дефицита | 34,9 | 278,7 | 641,5 | 447,6 | 171,6 | 12,6 | 51,9 |
4.1. | Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации | -58,2 | 38,2 | 77,6 | -9,2 | -5,8 | 32,0 | 97,0 |
4.1.1. | привлечение | 55,1 | 119,9 | 154,6 | 111,5 | 98,5 | 160,5 | 215,3 |
4.1.2. | погашение | -113,3 | -81,7 | -77,0 | -120,7 | -104,2 | -128,5 | -118,3 |
4.2. | Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 79,8 | 5,0 | 43,0 | 169,3 | 167,4 | 181,6 | 19,8 |
4.2.1. | получение | 128,4 | 129,5 | 132,3 | 769,4 | 1 258,3 | 1 203,3 | 1 172,7 |
4.2.2. | погашение | -48,6 | -124,5 | -89,3 | -600,1 | -1 091,0 | -1 021,6 | -1 152,9 |
4.3. | Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации | 107,7 | 162,3 | 282,6 | 217,4 | 101,6 | -102,6 | -126,3 |
4.3.1. | получение | 419,9 | 580,4 | 906,0 | 1 225,3 | 1 184,4 | 1 336,5 | 1 551,6 |
4.3.2. | погашение | -312,2 | -418,1 | -623,3 | -1 007,9 | -1 082,8 | -1 439,0 | -1 677,9 |
4.4. | Прочее | -94,4 | 73,2 | 238,2 | 70,1 | -91,5 | -98,4 | 61,3 |
Источник: данные Министерства финансов РФ. https://www.minfin.ru/ru/statistics/subbud/
Повышение сбалансированности региональных бюджетов предполагает
проведение работы по поиску резервов формирования доходных источни-
ков, прежде всего но наращиванию собственного бюджетного потенциала
и оптимизации расходов регионов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 240.