Функции региональных финансов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность региональных финансов проявляется в их функциях. К основ-
ным функциям региональных финансов относят распределительную и конт-
рольную функции.

Распределительная функция региональных финансов связана с рас-
пределением п перераспределением стоимости произведенного вало-
вого регионального продукта, в ходе которого происходит формирование
и использование денежных доходов региона. В процесс распределения
помимо стоимости валового регионального продукта, произведенного
в текущем периоде, могут быть также вовлечены часть национального
богатства, находящаяся в региональной собственности, накопления про-
шлых лет, осуществляемые в денежной форме (например, остатки средств
на счетах регионального бюджета на начало года, выручка от продажи опре-
деленного имущества). Кроме того, формирование доходов региональных
органов власти осуществляется и в порядке перераспределения, связанного
с денежными поступлениями от других субъектов (например, безвозмезд-
ных поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы).

Перераспределение происходит как через бюджетно-налоговую систему
региона (поступление в региональные бюджеты налогов; государствен-
ные заимствования субъекта РФ; бюджетные ассигнования на оказание
государственных услуг субъекта РФ, социальное обеспечение населения,
предоставление субсидий юридическим лицам и пр.), так и через финансо-
вый рынок (привлечение средств путем выпуска государственных ценных
бумаг субъекта РФ, заключения им кредитных договоров, обслуживания
субфедеральноп) долга и пр.).

Необходимость осуществления распределительной функции финансов
на региональном уровне обусловлена, во-первых, задачами межотраслевого
н межтерриторнального распределения финансовых ресурсов с целью паи более эффективной) их использования; во-вторых, наличием нещюизвод-
ствеиной сферы (здравоохранение, образование, социальное* обеспечение
и т.д.); в-третьих, существованием социальных групп населения, между
которыми происходит перераспределение доходов; в-четвертых, созданием
необходимых финансовых резервов на субфедеральном уровне.

Участие региональных финансов в распределении и перераспределении
вновь созданной с тоимос ти п частично с тоимос ти прошлых лет — сложный
процесс, охватывающий распределение п перераспределение стоимости
в денежной форме в пространстве и во времени. Посредством распредели-
тельной функции финансов на региональном уровне реализуются взаимо-
связи между органами государственной власти субъекта РФ. организаци-
ями и домохозяйствами, а также опосредуются отношения между уровнями
федеральной государственной власти и местного самоуправления.

Контрольная функция региональных финансов заключается в том. что
они количественно отображают воспроизводственный процесс, позволяют
оценить распределение и перераспределение финансовых ресурсов, свое-
временность формирования и эффективность использования денежных
доходов и фондов денежных средств. Именно с помощью контрольной
функции удается получить достоверную информацию о социально-эконо-
мическом развитии региона, оценить эффективность распределительной
функции и принять решения о необходимости координации в реализации
вышеуказанных функций.

Распределительная и контрольная функции региональных финансов
тесно взаимосвязаны и реализуются через финансовый механизм, пред-
ставляющий собой совокупность конкретных видов и форм финансовых
отношений, применяемых при формировании и использовании фондов
денежных средств. Путем перераспределения вновь созданной на терри-
тории региона стоимости и частично стоимости прошлых лет, контроля
пропорционального распределения и целевого использования финансовых
ресурсов обеспечивается наиболее эффективное функционирование соци-
ально-экономической системы региона.

Влияние региональных финансов
на социально-экономическое развитие территорий

Влияние региональных финансов на социально-экономическое раз-
витие территорий выражается в финансовом воздействии на масштабы,
структуру и устойчивость регионального воспроизводства, уровень благо-
состояния жителей региона. В последние годы общей тенденцией для эко-
номически развитых стран является отход от патернализма высокого
уровня государственных социальных гарантий, централизованной органи-
зации перераспределительных процессов выравнивания экономического
развития регионов. Как показывает мировая практика, проведение такой
региональной политики может быть эффективно реализовано при стабиль-
ном развитии региональных финансов.

В настоящее время сформированы два направления оказания финан-
совой помощи территориям: централизованное — через бюджеты государ-
ственных внебюджетных фондов и децентрализованное через бюджеты
субъектов РФ. О масштабах перераспределения финансовых ресурсов
можно судить по таким показателям, как удельный вес межбюджетных
трансфертов в расходах федерального бюджета, безвозмездных перечисле-
ний в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ. темпы роста
объемов финансовой помощи в сравнении с темпами роста валового вну-
треннего продукта м валового регионального продукта.

Посредством региональных финансов осуществляется социально-эконо-
мическое выравнивание развития территорий. За счет источников доходов
соответствующих территорий и налоговых доходов вышестоящих бюдже-
тов разрабатываются региональные программы, финансируются учрежде-
ния здравоохранения, образования и т.д.

 

3. Становление и развитие региональных финансов
в Российской Федерации

Этапы становления региональных финансов могут быть выделены
на основе совокупности таких основных критериев, как объем и структура
бюджетных полномочий субъектов РФ; состояние региональных бюдже-
тов; использование инструментов и институциональных мер, способству-
ющих укреплению финансов.

Первый этап — с 1991 но 1997 г. — характеризует период становления
региональных финансов.

В 1991 г. произошли кардинальные изменения в бюджетном устрой-
стве государства: прекратил свое существование единый государственный
бюджет, возникла бюджетная система, состоящая из бюджетов различных
уровней. Результатом децентрализации бюджетной системы стало увеличе-
ние доли доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ
в 1991-1994 гг.

В качестве инструментов, способствующих укреплению региональных
финансов, следует выделить систему «расщепления» федеральных нало-
гов и предоставление финансовой помощи регионам. Принятие в 1993 г.
единой для регионов системы «расщепления» федеральных налогов взамен
существующих ранее дифференцированных ставок существенным образом
изменило систему формирования доходов субъектов РФ, сделав ее более
предсказуемой. В 1994 г., в рамках переехода к единым правилам раегцтеде-
ления финансовой помощи, был сформирован Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Принятые решения в концеп-
туальном плане определили направления реформирования управления
региональными финансами.

Второй этан — 1998—1999 гг. Экономический кризис, разразившийся
в 1998 г., оказал крайне неблагоприятное воздействие на региональные
финансы. Большинство регионов не смогли самостоятельно выполнять
взятые на себя финансовые обязательства. Для снижения бюджетного
дефицита субъекты РФ были вынуждены прибегнуть к необеспечен-
ным заимствованиям и неденежным формам расчетов с предприятиями,
что привело к дальнейшему падению бюджетных доходов и увеличению
дефицита. Региональные власти привлекали к|)едиты коммерческих бан-
ков для обслуживания долговых обязательств. В результате субъектам РФ
требовались новые значительные заимствования, неподъемные для регио-
нальных бюджетов. Опыт размещения облигационных займов субъек-
тов РФ свидетельствовал о необходимости усиления контроля со стороны
Минфина России за их финансовой деятельностью.

Для обеспечения региональных финансовых обязательств финансовая
помощь осуществлялась в виде трансфертных выплат, дополнительная
помощь — в виде целевых денежных перечислений, ссуд на погашение
задолженности по заработной плате. Например, в 1998 г. на погашение
долгов п выплату текущей заработной платы Министерство финансов РФ
направило в регионы 26.2 млрд руб., кроме того, были выданы бюджетные
ссуды на 2.5 млрд руб., а также списаны долги по ранее полученным ссудам
на сумму 4,1 млрд руб. в виде бесперспективности их взыскания1.

Третий этап — 2000—2007 гг. 11змснения в бюджетном п налоговом зако-нодательствах весьма серьезно отразились на формировании региональных
бюджетов. Началась работа по разграничению бюджетных полномочий
между публично-правовыми образованиями, определению порядка испол-
нения расходных обязательств. Вместе с тем произошли сдвиги в струк-
туре доходов консолидированного бюджета страны в пользу федерального
бюджета при сохранении расходных полномочий территорий,
что ухудшило сбалансированность региональных бюджетов.

Реформирование бюджетного процесса и управления
расходами, совершенствование системы управления
инвестициями, создание условий для развития доход-
ной базы, повышение открытости управления регио-
пальними и муниципальными финансами. Средства
ФРРМФ формируются исключительно за счет соб-
ственных доходов федерального бюджета

Основная часть этих фондов формировалась за счет средств федераль-
ного бюджета в рамках различных форм финансовой помощи, однако это
не позволило решить проблемы сокращения собственных доходов п роста
несбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Также данный этап связан с изменением бюджетных полномочий субъ-
ектов РФ в вопросах регулирования местного самоуправления в связи
с вступлением в силу в 2006 г. Закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», разработкой регио-
нальных стратегий социально-экономического развития, переходом к сред-
несрочному бюджетному планированию.

В 2007 г. Министерством регионального развития РФ были одоб|>ены
и утверждены требования к стратегии социально-экономического развития
субъектов РФ. К середине 2007 г. более СО субъектов РФ приняли соб-
ственные стратегии социально-экономического развития на долгосрочную
перспективу, при разработке которых учитывались следующие важней-
шие задачи в области управления региональными финансами: внедрение
элементов среднесрочного финансового планирования, формирование
новой системы межбюджетных отношений, внедрение программно-целе-
вых принципов финансирования и механизмов бюджетирования, ориенти-
рованного на результат.

Четвертый этан — 2008-2012 гг. Текущая стабильность в Российской
Федерации в 2008 г. подверглась усиленному воздействию взаимосвязан-
ных тревожных тенденций прошлых лет и мирового финансового кризиса,
обусловивших увеличение инфляции, наращивание частного внешнего
долга, повышение процентных ставок и сокращение доступа к зарубежным
кредитам подавляющего большинства субъектов российской экономики.
Эти процессы коснулись как национальной, так и региональной эконо-
мики. в том числе региональных финансов.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сокращение налоговых доходов регио-
нальных бюджетов составило 18%, основным фактором этого сокращения
явилось падение поступлений по налогу на прибыль. Спад собственной
доходной базы (налоговых и неналоговых доходов) привел к росту зави-
симости региональных бюджетов от межбюджетных трансфертов и бюд-
жетных к|>едитов из федерального бюджета. Во многих субъектах РФ про-
блемы снижения бюджетной обеспеченности переросли в острый долговой
кризис. В условиях существенного недопоступления доходов обострилась
необходимость оптимизации расходов региональных бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Феде-
рации» в регионах стала более активно осуществляться государственная
поддержка инфраструктуры малого предпринимательства путем создания
регионаищых гарантийных, лизинговых и венчурных фондов.

Данный этап характеризуется повышением роли среднесрочного
финансового планирования. Многие субъекты РФ перешли к принципу
«скользящей трехлетки», стали разрабатывать и принимать трехлетнин
бюджет. Внедрение законодательного принятия бюджета на три последую-
щих года, основанного на принципе «скользящей трехлетки», было направ-
лено на повышение предсказуемости параметров региональных бюджетов
на трехлетний период, обеспечения сбалансированности бюджета и повы-
шение его прозрачности.

В 2012—2013 гг. по индексу среднесрочного бюджетного планирования Российская
Федерация стала третьей после Нидерландов и Дании, опередив такие страны, име-
ющие давний опыт многолетнего бюджетного планирования, как Южная Корея,
Швеция. Новая Зеландия.

С 2011 г. в соответствии с Концепцией создания, развития государ-
ственной интегрированной информационной системы управления обще-
ственными финансами «Электронный бюджет», важным направлением
деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ стало обе-
спечение открытости и подотчетности деятельности в сфере управления
государственными финансами.

В части регулирования государственного и муниципального финансо-
вого контроля в 2011 г. был принят Федеральный закон «Об общих прин-
ципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований». С целью повы-
шения эффективности бюджетных расходов за период с 2012 но 2013 г.
Правительством РФ было утверждено 39 государственных проірамм РФ1.

Пятый этап — 2013 г. — по настоящее время. Основные ориентиры
развития региональных финансов в течение данного периода были заданы
государственными программами, нацеленными на повышение эффектив-
ности управления общественными финансами2, принятием закона о стра-
тегическом планировании, новациями в бюджетном законодательстве.

В соответствии с этим важнейшими направлениями реформирования
региональных финансов основными стали задачи наполняемости доход-
ной части и оптимизации расходов консолидированных бюджетов регио-
нов, внедрения программно-целевого принципа организации деятельности
органов исполнительной власти, повышения качества бюджетного плани-
рования, финансового обеспечения государственных услуг, совершенство-
вания долговой политики субъектов РФ и т.д.

В условиях ухудшения геополитической ситуации и замедления темпов
экономического роста многие регионы столкнулись с ростом дисбаланса
региональных бюджетов и щюблемой долговой нагрузки. Самой насущ-
ной проблемой стало обслуживание и погашение региональных долговых обязательств, так как более 50% долговых обязательств были рыночными
заимствованиями, которые, как правило, предоставлялись на не слишком
длительные сроки и под высокие проценты. В этой связи па федеральном
уровне было принято решение о последовательном замещении коммерче-
ских займов менее обременительными бюджетными кредитами.

Подводя итоги рассмотрения этапов развития региональных финансов,
следует отметить, что. несмотря на реализацию ряда мер. Направленных на улучшение их состояния, в этой сфере остается ряд существенных про-
блем.

Современные проблемы и перспективы развития
региональных финансов

В настоящее время основные проблемы развития рттиональных финан-
сов связаны в первую очередь с недостаточно четким разграничением рас-
ходных обязательст в и доходных источников, неустойчивостью и несбалан-
сированности региональных бюджетов; существенной долговой нагрузкой.
Серьезными барьерами для эффективного функционирования регио-
нальных финансов являются уровень и качество институциональной среды,
форм и методов государственного регулирования формирования и исполь-
зования фондов денежных средств.

Исходя изданного перечня проблем можносформулщювать следующие
основные направления развития региональных финансов:

— расширение финансовой самостоятельности регионов;

— концентрация финансовых ресурсов с целью последовательного фор-
мирования условий для улучшения качества жизни населения, в том числе
за счет обеспечения граждан доступными и качест венными бюджетными
услугами;

— рост доходной части и оптимизация расходов региональных бюджетов;
совершенствование долговой политики субъектов РФ;

— повышение эффективности, прозрачности и подотчетности исполь-
зования бюджетных средств;

— обеспечение высокого уровня финансовой грамотности населения.

К наиболее эффективным инструментам реформировании регио-
нальных финансов относятся:

— внедрение программно-целевых методов управления в бюджетном
процессе;

— бюджетная поддержка (инвестирование) в ключевые отрасли и стра-
тегические для региона предприятия, финансовые механизмы государ-

ственно-частного партнерства;

— перепое рыночных принципов финансирования в социальную среду;

- информационно-технологическое обеспечение п|юцесса управления
регионааьными финансами.

Каждый из инструментов реформирования региональных финансов
имеет соответствующее функциональное значение.

1. Переход к программно-целевым методам управления предполагает
расширение финансовой самостоятельности и. следовательно, ответствен-
ности органов исполнительной власти за достижение запланированных
целей и результатов.

Оценивая практику бюджетного планирования в регионах, следует отме-
тить. что переход к «программному» бюджету позволяет увязать формиро-
вание региональных бюджетов с целями и результатами государственной
политики, повысить ответственность распорядителей бюджетных средств,
обеспечить активную роль законодательных органов и гражданского обще-
ства в определении приоритетов и пропорций бюджетных расходов.

2. Механизм государственной поддержки реализации инвестицион-
ных проектов направлен на развитие ключевых отраслей и стратегически
важных для региона предприятий. При отборе инвестиционных щюектов
для бюджетного инвестирования руководствуются такими основными кри-
териями. как социальная и народно-хозяйственная значимость для эконо-
мики региона, ожидаемый экономический и бюджетным эффект от реали-
зации проекта.

Формы государственной поддержки инвестиционных проектов вклю-
чают:

совместное финансирование инвестиционного проекта на договор-
ных условиях;

— субсидщювание процентных ставок;

— предоставление инвестиционного кредита на льготных условиях;

— участие в уставном капитале создаваемых юридических лиц — опера-
торов инвестиционных проектов;

— предоставление налоговых льгот;

использование компенсационных механизмов.

3. Перенос рыночных принципов финансирования в социальную
среду необходим для обеспечения эффективной социальной политики.

Для реализации целей социальной политики требуются значитель-
ные финансовые ресурсы, величина которых определяется уровнем раз-
вития экономики государства. В условиях рыночной экономики источ-
ники финансирования могут быть различными. Как показывает мировой
опыт, финансовые ресурсы для социальной сферы формируются не только
за счет государства, но и за счет работодателем, работников, а также других
источников, среди которых доля государства составляет не более 25%.

Повышение эффективности использования финансовых ресурсов
в социальной сфере на региональном уровне необходимо реализовывать
в следующих направлениях:

— совершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных
расходов на социальную политику на основе использования системы обо-
снованных бюджетных нормативов;

— обеспечить приоритетное финансирование расходов на социальную
политику и не допускать сокращения финансирования по этим статьям
бюджетов: 

— обеспечить расходование финансовых ресурсов с ориентацией
на получение максимального возможного результата.

Вместе с тем, отмечая важность переноса рыночных принципов в соци-
альную среду, необходимо помнить, что сформировать динамично разви-
вающуюся социальную политику можно лишь в том случае, если она опи-
рается на высокоэффективную рыночную экономику.

4. Информационно-технологическое обеспечение процесса управле-
ния государственными финансами включает использование аналитиче-
ских технологий, разработку п внедрение единой федеральной информа-
ционной системы, обеспечивающей усиленный контроль за расходованием
бюджетных средств. Данное информационное обеспечение позволит полу-
чить следующие результаты:

сформировать единое информационное пространство финансового
конт|юля;

— снизить количество нарушений и укртчшть финансовую дисциплину
в бюджетной сфере;

— обеспечить повсеместный переход на использование информаци-
онных технологий в сфере управления государственными и муниципаль-
ными финансами.

Таким образом, достижение основных целей развития региональных
финансов позволит субъектам РФ преодолеть действие ряда сдержива-
ющих факторов развития, добиться существенного роста в перспективе,
а также обеспечить повышение эффективности воздействия региональных
финансов на социально-экономическое развитие регионов.











































































































































































































































































Дата: 2019-02-25, просмотров: 518.