Сущность региональных финансов проявляется в их функциях. К основ-
 ным функциям региональных финансов относят распределительную и конт-
 рольную функции.
Распределительная функция региональных финансов связана с рас-
 пределением п перераспределением стоимости произведенного вало-
 вого регионального продукта, в ходе которого происходит формирование
 и использование денежных доходов региона. В процесс распределения
 помимо стоимости валового регионального продукта, произведенного
 в текущем периоде, могут быть также вовлечены часть национального
 богатства, находящаяся в региональной собственности, накопления про-
 шлых лет, осуществляемые в денежной форме (например, остатки средств
 на счетах регионального бюджета на начало года, выручка от продажи опре-
 деленного имущества). Кроме того, формирование доходов региональных
 органов власти осуществляется и в порядке перераспределения, связанного
 с денежными поступлениями от других субъектов (например, безвозмезд-
 ных поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы).
Перераспределение происходит как через бюджетно-налоговую систему
 региона (поступление в региональные бюджеты налогов; государствен-
 ные заимствования субъекта РФ; бюджетные ассигнования на оказание
 государственных услуг субъекта РФ, социальное обеспечение населения,
 предоставление субсидий юридическим лицам и пр.), так и через финансо-
 вый рынок (привлечение средств путем выпуска государственных ценных
 бумаг субъекта РФ, заключения им кредитных договоров, обслуживания
 субфедеральноп) долга и пр.).
Необходимость осуществления распределительной функции финансов
 на региональном уровне обусловлена, во-первых, задачами межотраслевого
 н межтерриторнального распределения финансовых ресурсов с целью паи более эффективной) их использования; во-вторых, наличием нещюизвод-
 ствеиной сферы (здравоохранение, образование, социальное* обеспечение
 и т.д.); в-третьих, существованием социальных групп населения, между
 которыми происходит перераспределение доходов; в-четвертых, созданием
 необходимых финансовых резервов на субфедеральном уровне.
Участие региональных финансов в распределении и перераспределении
 вновь созданной с тоимос ти п частично с тоимос ти прошлых лет — сложный
 процесс, охватывающий распределение п перераспределение стоимости
 в денежной форме в пространстве и во времени. Посредством распредели-
 тельной функции финансов на региональном уровне реализуются взаимо-
 связи между органами государственной власти субъекта РФ. организаци-
 ями и домохозяйствами, а также опосредуются отношения между уровнями
 федеральной государственной власти и местного самоуправления.
Контрольная функция региональных финансов заключается в том. что
 они количественно отображают воспроизводственный процесс, позволяют
 оценить распределение и перераспределение финансовых ресурсов, свое-
 временность формирования и эффективность использования денежных
 доходов и фондов денежных средств. Именно с помощью контрольной
 функции удается получить достоверную информацию о социально-эконо-
 мическом развитии региона, оценить эффективность распределительной
 функции и принять решения о необходимости координации в реализации
 вышеуказанных функций.
Распределительная и контрольная функции региональных финансов
 тесно взаимосвязаны и реализуются через финансовый механизм, пред-
 ставляющий собой совокупность конкретных видов и форм финансовых
 отношений, применяемых при формировании и использовании фондов
 денежных средств. Путем перераспределения вновь созданной на терри-
 тории региона стоимости и частично стоимости прошлых лет, контроля
 пропорционального распределения и целевого использования финансовых
 ресурсов обеспечивается наиболее эффективное функционирование соци-
 ально-экономической системы региона.
Влияние региональных финансов
 на социально-экономическое развитие территорий
Влияние региональных финансов на социально-экономическое раз-
 витие территорий выражается в финансовом воздействии на масштабы,
 структуру и устойчивость регионального воспроизводства, уровень благо-
 состояния жителей региона. В последние годы общей тенденцией для эко-
 номически развитых стран является отход от патернализма высокого
 уровня государственных социальных гарантий, централизованной органи-
 зации перераспределительных процессов выравнивания экономического
 развития регионов. Как показывает мировая практика, проведение такой
 региональной политики может быть эффективно реализовано при стабиль-
 ном развитии региональных финансов.
В настоящее время сформированы два направления оказания финан-
 совой помощи территориям: централизованное — через бюджеты государ-
 ственных внебюджетных фондов и децентрализованное через бюджеты
 субъектов РФ. О масштабах перераспределения финансовых ресурсов
 можно судить по таким показателям, как удельный вес межбюджетных
 трансфертов в расходах федерального бюджета, безвозмездных перечисле-
 ний в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ. темпы роста
 объемов финансовой помощи в сравнении с темпами роста валового вну-
 треннего продукта м валового регионального продукта.
Посредством региональных финансов осуществляется социально-эконо-
 мическое выравнивание развития территорий. За счет источников доходов
 соответствующих территорий и налоговых доходов вышестоящих бюдже-
 тов разрабатываются региональные программы, финансируются учрежде-
 ния здравоохранения, образования и т.д.
3. Становление и развитие региональных финансов
 в Российской Федерации
Этапы становления региональных финансов могут быть выделены
 на основе совокупности таких основных критериев, как объем и структура
 бюджетных полномочий субъектов РФ; состояние региональных бюдже-
 тов; использование инструментов и институциональных мер, способству-
 ющих укреплению финансов.
Первый этап — с 1991 но 1997 г. — характеризует период становления
 региональных финансов.
В 1991 г. произошли кардинальные изменения в бюджетном устрой-
 стве государства: прекратил свое существование единый государственный
 бюджет, возникла бюджетная система, состоящая из бюджетов различных
 уровней. Результатом децентрализации бюджетной системы стало увеличе-
 ние доли доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ
 в 1991-1994 гг.
В качестве инструментов, способствующих укреплению региональных
 финансов, следует выделить систему «расщепления» федеральных нало-
 гов и предоставление финансовой помощи регионам. Принятие в 1993 г.
 единой для регионов системы «расщепления» федеральных налогов взамен
 существующих ранее дифференцированных ставок существенным образом
 изменило систему формирования доходов субъектов РФ, сделав ее более
 предсказуемой. В 1994 г., в рамках переехода к единым правилам раегцтеде-
 ления финансовой помощи, был сформирован Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Принятые решения в концеп-
 туальном плане определили направления реформирования управления
 региональными финансами.
Второй этан — 1998—1999 гг. Экономический кризис, разразившийся
 в 1998 г., оказал крайне неблагоприятное воздействие на региональные
 финансы. Большинство регионов не смогли самостоятельно выполнять
 взятые на себя финансовые обязательства. Для снижения бюджетного
 дефицита субъекты РФ были вынуждены прибегнуть к необеспечен-
 ным заимствованиям и неденежным формам расчетов с предприятиями,
 что привело к дальнейшему падению бюджетных доходов и увеличению
 дефицита. Региональные власти привлекали к|)едиты коммерческих бан-
 ков для обслуживания долговых обязательств. В результате субъектам РФ
 требовались новые значительные заимствования, неподъемные для регио-
 нальных бюджетов. Опыт размещения облигационных займов субъек-
 тов РФ свидетельствовал о необходимости усиления контроля со стороны
 Минфина России за их финансовой деятельностью.
Для обеспечения региональных финансовых обязательств финансовая
 помощь осуществлялась в виде трансфертных выплат, дополнительная
 помощь — в виде целевых денежных перечислений, ссуд на погашение
 задолженности по заработной плате. Например, в 1998 г. на погашение
 долгов п выплату текущей заработной платы Министерство финансов РФ
 направило в регионы 26.2 млрд руб., кроме того, были выданы бюджетные
 ссуды на 2.5 млрд руб., а также списаны долги по ранее полученным ссудам
 на сумму 4,1 млрд руб. в виде бесперспективности их взыскания1.
Третий этап — 2000—2007 гг. 11змснения в бюджетном п налоговом зако-нодательствах весьма серьезно отразились на формировании региональных
 бюджетов. Началась работа по разграничению бюджетных полномочий
 между публично-правовыми образованиями, определению порядка испол-
 нения расходных обязательств. Вместе с тем произошли сдвиги в струк-
 туре доходов консолидированного бюджета страны в пользу федерального
 бюджета при сохранении расходных полномочий территорий,
 что ухудшило сбалансированность региональных бюджетов.
Реформирование бюджетного процесса и управления
 расходами, совершенствование системы управления
 инвестициями, создание условий для развития доход-
 ной базы, повышение открытости управления регио-
 пальними и муниципальными финансами. Средства
 ФРРМФ формируются исключительно за счет соб-
 ственных доходов федерального бюджета
Основная часть этих фондов формировалась за счет средств федераль-
 ного бюджета в рамках различных форм финансовой помощи, однако это
 не позволило решить проблемы сокращения собственных доходов п роста
 несбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Также данный этап связан с изменением бюджетных полномочий субъ-
 ектов РФ в вопросах регулирования местного самоуправления в связи
 с вступлением в силу в 2006 г. Закона «Об общих принципах организации
 местного самоуправления в Российской Федерации», разработкой регио-
 нальных стратегий социально-экономического развития, переходом к сред-
 несрочному бюджетному планированию.
В 2007 г. Министерством регионального развития РФ были одоб|>ены
 и утверждены требования к стратегии социально-экономического развития
 субъектов РФ. К середине 2007 г. более СО субъектов РФ приняли соб-
 ственные стратегии социально-экономического развития на долгосрочную
 перспективу, при разработке которых учитывались следующие важней-
 шие задачи в области управления региональными финансами: внедрение
 элементов среднесрочного финансового планирования, формирование
 новой системы межбюджетных отношений, внедрение программно-целе-
 вых принципов финансирования и механизмов бюджетирования, ориенти-
 рованного на результат.
Четвертый этан — 2008-2012 гг. Текущая стабильность в Российской
 Федерации в 2008 г. подверглась усиленному воздействию взаимосвязан-
 ных тревожных тенденций прошлых лет и мирового финансового кризиса,
 обусловивших увеличение инфляции, наращивание частного внешнего
 долга, повышение процентных ставок и сокращение доступа к зарубежным
 кредитам подавляющего большинства субъектов российской экономики.
 Эти процессы коснулись как национальной, так и региональной эконо-
 мики. в том числе региональных финансов.
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сокращение налоговых доходов регио-
 нальных бюджетов составило 18%, основным фактором этого сокращения
 явилось падение поступлений по налогу на прибыль. Спад собственной
 доходной базы (налоговых и неналоговых доходов) привел к росту зави-
 симости региональных бюджетов от межбюджетных трансфертов и бюд-
 жетных к|>едитов из федерального бюджета. Во многих субъектах РФ про-
 блемы снижения бюджетной обеспеченности переросли в острый долговой
 кризис. В условиях существенного недопоступления доходов обострилась
 необходимость оптимизации расходов региональных бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Феде-
 рации» в регионах стала более активно осуществляться государственная
 поддержка инфраструктуры малого предпринимательства путем создания
 регионаищых гарантийных, лизинговых и венчурных фондов.
Данный этап характеризуется повышением роли среднесрочного
 финансового планирования. Многие субъекты РФ перешли к принципу
 «скользящей трехлетки», стали разрабатывать и принимать трехлетнин
 бюджет. Внедрение законодательного принятия бюджета на три последую-
 щих года, основанного на принципе «скользящей трехлетки», было направ-
 лено на повышение предсказуемости параметров региональных бюджетов
 на трехлетний период, обеспечения сбалансированности бюджета и повы-
 шение его прозрачности.
В 2012—2013 гг. по индексу среднесрочного бюджетного планирования Российская
 Федерация стала третьей после Нидерландов и Дании, опередив такие страны, име-
 ющие давний опыт многолетнего бюджетного планирования, как Южная Корея,
 Швеция. Новая Зеландия.
С 2011 г. в соответствии с Концепцией создания, развития государ-
 ственной интегрированной информационной системы управления обще-
 ственными финансами «Электронный бюджет», важным направлением
 деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ стало обе-
 спечение открытости и подотчетности деятельности в сфере управления
 государственными финансами.
В части регулирования государственного и муниципального финансо-
 вого контроля в 2011 г. был принят Федеральный закон «Об общих прин-
 ципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов
 Российской Федерации и муниципальных образований». С целью повы-
 шения эффективности бюджетных расходов за период с 2012 но 2013 г.
 Правительством РФ было утверждено 39 государственных проірамм РФ1.
Пятый этап — 2013 г. — по настоящее время. Основные ориентиры
 развития региональных финансов в течение данного периода были заданы
 государственными программами, нацеленными на повышение эффектив-
 ности управления общественными финансами2, принятием закона о стра-
 тегическом планировании, новациями в бюджетном законодательстве.
В соответствии с этим важнейшими направлениями реформирования
 региональных финансов основными стали задачи наполняемости доход-
 ной части и оптимизации расходов консолидированных бюджетов регио-
 нов, внедрения программно-целевого принципа организации деятельности
 органов исполнительной власти, повышения качества бюджетного плани-
 рования, финансового обеспечения государственных услуг, совершенство-
 вания долговой политики субъектов РФ и т.д.
В условиях ухудшения геополитической ситуации и замедления темпов
 экономического роста многие регионы столкнулись с ростом дисбаланса
 региональных бюджетов и щюблемой долговой нагрузки. Самой насущ-
 ной проблемой стало обслуживание и погашение региональных долговых обязательств, так как более 50% долговых обязательств были рыночными
 заимствованиями, которые, как правило, предоставлялись на не слишком
 длительные сроки и под высокие проценты. В этой связи па федеральном
 уровне было принято решение о последовательном замещении коммерче-
 ских займов менее обременительными бюджетными кредитами.
Подводя итоги рассмотрения этапов развития региональных финансов,
 следует отметить, что. несмотря на реализацию ряда мер. Направленных на улучшение их состояния, в этой сфере остается ряд существенных про-
 блем.
Современные проблемы и перспективы развития
 региональных финансов
В настоящее время основные проблемы развития рттиональных финан-
 сов связаны в первую очередь с недостаточно четким разграничением рас-
 ходных обязательст в и доходных источников, неустойчивостью и несбалан-
 сированности региональных бюджетов; существенной долговой нагрузкой.
 Серьезными барьерами для эффективного функционирования регио-
 нальных финансов являются уровень и качество институциональной среды,
 форм и методов государственного регулирования формирования и исполь-
 зования фондов денежных средств.
Исходя изданного перечня проблем можносформулщювать следующие
 основные направления развития региональных финансов:
— расширение финансовой самостоятельности регионов;
— концентрация финансовых ресурсов с целью последовательного фор-
 мирования условий для улучшения качества жизни населения, в том числе
 за счет обеспечения граждан доступными и качест венными бюджетными
 услугами;
— рост доходной части и оптимизация расходов региональных бюджетов;
 совершенствование долговой политики субъектов РФ;
— повышение эффективности, прозрачности и подотчетности исполь-
 зования бюджетных средств;
— обеспечение высокого уровня финансовой грамотности населения.
К наиболее эффективным инструментам реформировании регио-
 нальных финансов относятся:
— внедрение программно-целевых методов управления в бюджетном
 процессе;
— бюджетная поддержка (инвестирование) в ключевые отрасли и стра-
 тегические для региона предприятия, финансовые механизмы государ-
ственно-частного партнерства;
— перепое рыночных принципов финансирования в социальную среду;
- информационно-технологическое обеспечение п|юцесса управления
 регионааьными финансами.
Каждый из инструментов реформирования региональных финансов
 имеет соответствующее функциональное значение.
1. Переход к программно-целевым методам управления предполагает
 расширение финансовой самостоятельности и. следовательно, ответствен-
 ности органов исполнительной власти за достижение запланированных
 целей и результатов.
Оценивая практику бюджетного планирования в регионах, следует отме-
 тить. что переход к «программному» бюджету позволяет увязать формиро-
 вание региональных бюджетов с целями и результатами государственной
 политики, повысить ответственность распорядителей бюджетных средств,
 обеспечить активную роль законодательных органов и гражданского обще-
 ства в определении приоритетов и пропорций бюджетных расходов.
2. Механизм государственной поддержки реализации инвестицион-
 ных проектов направлен на развитие ключевых отраслей и стратегически
 важных для региона предприятий. При отборе инвестиционных щюектов
 для бюджетного инвестирования руководствуются такими основными кри-
 териями. как социальная и народно-хозяйственная значимость для эконо-
 мики региона, ожидаемый экономический и бюджетным эффект от реали-
 зации проекта.
Формы государственной поддержки инвестиционных проектов вклю-
 чают:
совместное финансирование инвестиционного проекта на договор-
 ных условиях;
— субсидщювание процентных ставок;
— предоставление инвестиционного кредита на льготных условиях;
— участие в уставном капитале создаваемых юридических лиц — опера-
 торов инвестиционных проектов;
— предоставление налоговых льгот;
использование компенсационных механизмов.
3. Перенос рыночных принципов финансирования в социальную
 среду необходим для обеспечения эффективной социальной политики.
Для реализации целей социальной политики требуются значитель-
 ные финансовые ресурсы, величина которых определяется уровнем раз-
 вития экономики государства. В условиях рыночной экономики источ-
 ники финансирования могут быть различными. Как показывает мировой
 опыт, финансовые ресурсы для социальной сферы формируются не только
 за счет государства, но и за счет работодателем, работников, а также других
 источников, среди которых доля государства составляет не более 25%.
Повышение эффективности использования финансовых ресурсов
 в социальной сфере на региональном уровне необходимо реализовывать
 в следующих направлениях:
— совершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных
 расходов на социальную политику на основе использования системы обо-
 снованных бюджетных нормативов;
— обеспечить приоритетное финансирование расходов на социальную
 политику и не допускать сокращения финансирования по этим статьям
 бюджетов: 
— обеспечить расходование финансовых ресурсов с ориентацией
 на получение максимального возможного результата.
Вместе с тем, отмечая важность переноса рыночных принципов в соци-
 альную среду, необходимо помнить, что сформировать динамично разви-
 вающуюся социальную политику можно лишь в том случае, если она опи-
 рается на высокоэффективную рыночную экономику.
4. Информационно-технологическое обеспечение процесса управле-
 ния государственными финансами включает использование аналитиче-
 ских технологий, разработку п внедрение единой федеральной информа-
 ционной системы, обеспечивающей усиленный контроль за расходованием
 бюджетных средств. Данное информационное обеспечение позволит полу-
 чить следующие результаты:
сформировать единое информационное пространство финансового
 конт|юля;
— снизить количество нарушений и укртчшть финансовую дисциплину
 в бюджетной сфере;
— обеспечить повсеместный переход на использование информаци-
 онных технологий в сфере управления государственными и муниципаль-
 ными финансами.
Таким образом, достижение основных целей развития региональных
 финансов позволит субъектам РФ преодолеть действие ряда сдержива-
 ющих факторов развития, добиться существенного роста в перспективе,
 а также обеспечить повышение эффективности воздействия региональных
 финансов на социально-экономическое развитие регионов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 701.