Сущность региональных финансов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие российских регионов непосредственно зависит от сложив-
шегося состояния и результативности функционирования региональных
финансов. Региональные финансы тесно связаны с административно-тер-
риториальной организацией страны и типом ее государственного устрой-
ства. В странах с федеративным устройством они функционируют на суб-
федералыюм уровне, причем принципы их организации, состав и элементы
могут различаться.

Задача эффективного и равномерного оказания общественных услуг
населению, проживающему на территории государства, требует такого распределения обязан постен между органами власти разных уровней, кото-
рое бы способствовало сокращению издержек государства на предостав-
ление общественных благ в соответствии с конкретными потребностями
граждан. Этим определяется объективная необходимость существования
региональных финансов. С помощью региональных финансов государство
осуществляет выравнивание экономического и социального развития реги-
онов. которые в силу каких-либо негативных условий отстали в экономи-
ческом п социальном развитии от других регионов страны.

Региональные финансы как экономическая категория подставляют
собой совокупность денежных отношений по поводу формирования
п использования финансовых ресурсов, необходимых для социально-
экономического развития региона.

Такие подходы позволяют выделить региональные финансы в узком и широком смысле слова.

Региональные финансы в узком смысле слова включают бюджет субъ-
екта РФ. территориальные внебюджетные фонды, государственный кредит
субъекта РФ.

В широком смысле слова региональные финансы охватывают финансы
региональных органов государственной власти (бюджеты, внебюджет-
ные фонды, субфедеральный государственный кредит) и финансы само-
стоятельных экономических субъектов, участвующих в воспроизводстве
на территории региона (финансы унитарных предприятий субъекта РФ,
финансы организаций иных форм собственности, финансы домашних
хозяйств и финансовых посредников — организаций банковского сектора,
фондового рынка, страхового сектора).

Структура региональных финансов

Структура региональных финансов в широком определении представ-
лена на рис. 1.

В соответствии со ст. 15 БК РФ каждый регион (субъект РФ) имеет
собственный бюджет, представляющий собой форму образования и расхо-
дования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных
обязательств субъекта РФ.

Региональные бюджеты позволяют органам власти обеспечить
планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, орга-
низаций культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.
Концентрируя денежные средства в региональных бюджетах, органы зако-
нодательной (представительной) и исполнительной власти могут центра-
лизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических
задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промыш-
ленности, сельского хозяйства и социальной сферы. С этой целью форми-
руются п реализуются региональные программы экономического и соци ального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию
сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.

 

Рис. 1. Состав региональных финансов

Бюджеты региональных внебюджетных фондов одна из форм
перераспределения п использования денежных средств на определенные
общерегиональные цели. Одним из главных преимуществ внебюджетных
фондов является их целевое назначение. Доходы внебюджетных фондов
формируются за счет обязательных платежей, предусмотренных россий-
ским законодательством; налоговых доходов, предусмотренных специаль-
ными налоговыми режимами; добровольных взносов юридических и физи-
ческих лиц. Расходы внебюджетных фондов направляются на охрану
здоровья населения; пенсионное обеспечение; социальное страхование;
научные исследования и др.

В Российской Федерации как на федеральном, гак и на территориаль-
ном уровне действует Фонд обязательного медицинского страхования,
созданный 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР от 28 нюня 1991 г.
«Об обязательном медицинском страховании в РСФСР». Данный фонд
создам для финансирования страховыми организациями медицинской
помощи в соответствии с договорами обязательного медицинского страхо-
вания за счет аккумулированных денежных средств.

Одним из звеньев региональных финансов является государственный
кредит субъекта РФ. представляющий собой особую форму мобилизации
денежных средств, необходимых для финансирования развития региона.
Объективная необходимость государственного кредита с убъекта РФ обу-
словлена несоответствием между потребностями региона и его возмож-
ностью профинансировать их за счет бюджетных средств, ограниченных
налоговыми поступлениями и другими обязательными платежами.

Региональные финансы являются одним из основных звеньев финан-
совой системы государства. Интеграция региональных финансов в единую
финансовую систему государства строится на следующих базовых прин-
ципах:

— самостоятельность;

— бюджетный федерализм;
государственная финансовая поддержка;

— региональное выравнивание;
прозрачность.

Принцип самостоятельности проявляется в определении состава бюд-
жетных и внебюджетных фондов, собственных, дополняющих федераль-
ные, систем государственного страхования граждан, разработке форм,
методов и финансовых инструментов.

Принцип бюджетного федерализма реализуется в разделении и пра-
вовом закреплении между центральными, региональными и местными
уровнями ответственности при мобилизации, расходовании бюджетных
средств.

Принцип государственной финансовой поддержки преследуй цели
ослабления региональных диспропорций и достижения долгосрочных
устойчивых социально-экономических результатов. В соответствии с пере-
ходом от методов временного ослабления региональной дифференциации,
базирующихся на территориальном перераспределении ресурсов, к мето-
дам, ориентированным на самостоятельное региональное развитие прежде
всего с учетом собственных сил, субъектам РФ предоставляется федераль-
ная финансовая поддержка в формах, установленных законодательством
Российской Федерации.

Принцип регионального выравнивания касается административно-правового регулирования процессов взаимодействия центра и субъектов РФ.
а также перераспределения денежных средств между различными уров-
нями власти и оказания финансовой поддержки на основе бюджетных и внебюджетных инструментов.

Принцип прозрачности заключается в предельной ясности для населе-
ния источников, объемов мобилизации денежных средств, направлений их

использования как в отношении бюджета субъекта РФ. так и иных госу-
дарственных региональных фондов денежных средств.

2. Функции и роль региональных финансов в социально-
экономическом развитии территорий





















































































Дата: 2019-02-25, просмотров: 375.