Материально техническое обеспечение занятий по легкой атлетике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по легкой атлетике необходимы спортивные сооружения, оснащенные соответствующим инвентарем.

В настоящее время повысились требования к местам проведения занятий. Синтетическое покрытие дорожек и мест для прыжков и метаний, наличие амортизационных подушек для приземления стали обязательными на легкоатлетических стадионах и манежах. Рекомендуется иметь несколько круговых дорожек из мягкого синтетического материала, опилок или песка и несколько - с травяным покровом. Желательна наклонная дорожка (два - три градуса) для спринтера, прыжков в длину и тройным. Очень важно иметь современное оборудование для физической подготовки: гантели от 2,5 кг, набивные мячи 2-5 кг, скакалки, мешки с песком до 10 - 15 кг, утяжеленные пояса 5 - 6 кг, жилеты 5 -8 кг и манжеты 0,5; 1,0; 1,5кг, гири 8 - 32 кг, штанги, гимнастические снаряды, мячи, эспандеры, специальные тренажеры. На стадионе желательно оборудовать городок физической подготовки со снарядами, на которых можно выполнять упражнения в висе и упоре, с тяжестями, с различными предметами. Все места занятий желательно оснастить механическими и электронными средствами срочной информации о действиях спортсменов. Основным местом занятий по легкой атлетике является стадион, а в зимнее время - манеж.

В манежах и специализированных залах организуются места занятий для метателей. Отличительной особенностью таких мест является то, что метатели должны иметь возможность производить целостное движение со снарядом (специальным или стандартным) в условиях, приближенных к соревновательным. Организация таких мест возможна при выполнении обязательного условия соблюдения техники безопасности занимающегося. Метание производят в плетеную металлическую или веревочную сетку (обычно в несколько рядов), снаряды приземляются на толстые маты, покрытые войлоком и сверху парусиной. Покрытие мест приземления может быть различным и состоять из песка, грунта и т.д. Окна и светильники предохраняют, прочной стальной сеткой. На стадионах оборудуются центры реабилитации, где спортсмены после занятий восстанавливают свои силы.

Бег. Для проведения занятий должно быть необходимое количество секундомеров, барьеров (в том числе учебных), эстафетных палочек, стартовых пистолетов, цветных судейских флагов и мегафонов. Кроме того, для бега с препятствиями (внутри и снаружи беговой дорожки) оборудуется специальная яма с водой и само препятствие. Прыжки в высоту. Для учебных занятий и соревнований по прыжкам в высоту должно быть оборудовано место. Стойки для прыжков в высоту могут быть стандартными и переносными. Они должны быть устойчивыми и обеспечивать установку планки на высоте до 2,5 м. Необходимо также иметь несколько планок для прыжков в высоту и измеритель высоты. Прыжки в длину и тройным. Для проведения занятий и соревнований в данных видах необходимо иметь специально оборудованное место, измерительную рулетку (до 20 м), штыковую лопату и грабли (для вскапывания и выравнивания песка в яме).

 

Особенности организации и проведения занятий по легкой атлетике

С лицами пожилого возраста

Двигательная активность и деятельность пожилых людей затруднена в связи с возрастными изменениями в органах дыхания, системе кровообращения, в центральной нервной системе, в железах внутренней секреции и других, жизненно важных функциях организма. Особенно это заметно после 60 лет, когда изменяется внешний облик человека: грудная клетка становится более широкой, увеличивается грудной кифоз, начинается атрофия мышц, снижается подвижность в суставах.

Одной из основных форм повышения двигательного режима в пожилом возрасте являются занятия легкой атлетикой оздоровительной направленности под руководством методистов в группах здоровья, секциях общей физической подготовки. Групповые занятия организуются в коллективах физической культуры, на спортивных базах, по месту жительства, в центрах общественного отдыха (дворцах, домах культуры, парках культуры и отдыха, зонах здоровья). При наборе в группу в зависимости от уровня физической подготовленности (состав до 25 человек) разница в возрасте не должна превышать 5-10 лет. Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подготовки проводятся два - три раза в неделю и один – три раза самостоятельно (по заданию методиста). Наиболее полезными для здоровья являются занятия на свежем воздухе. Круглогодичная организация занятий по легкой атлетике имеет свои особенности. Летом лучше бегать по грунтовой дороге или по дорожке стадиона, зимой - по утоптанному или укатанному снегу, в межсезонье - по асфальтовым дорожкам. Занимающиеся должны быть одеты в соответствии с погодой и временем года. Пренебрежение к неправильно подобранной одежде и обуви может привести к простуде или к перегреванию организма, травмам, которые надолго могут вывести людей из строя. Летом необходим тренировочный костюм из хлопчатобумажный или легкий шерстяной ткани, спортивные трусы или шорты, майка или футболка. Для дождливой и ветреной погоды - легкая (без подкладки) куртка типа "болонья". Обувь - кроссовки. Если обувь кожаная, то носки одевают хлопчатобумажные, если резиновая (кеды) - тонкие шерстяные. В жаркую, солнечную погоду необходимо надеть на голову спортивную шапочку (с удлиненным полупрозрачным козырьком). Зимой необходимы спортивный костюм с начесом, длинная хлопчатобумажная футболка с длинными рукавами (чтобы не "выбивалась" при выполнении общеразвивающих упражнений), шерстяная шапочка и перчатки. На ноги обязательно надевают шерстяные носки, под ними могут быть тонкие хлопчатобумажные. Сверху кроссовки или кеды. Кеды нужно подбирать так, чтобы в них можно было вложить стельку из микропористой резины (под пяткой слой до 1,5см), а сверху войлочную стельку. В условиях более низкой температуры дополнительно одевается либо еще один спортивный костюм, либо теплое белье. Постоянные занятия на открытом воздухе дают лучший оздоровительный эффект в случае, если им предшествует процедуры закаливания, предусмотренные для людей пожилого возраста. При проведении занятий по легкой атлетике с применением гимнастических упражнений в разминке необходимо строго нормировать интенсивность и продолжительность, определять содержание и уровень эмоциональных и физических нагрузок в соответствии с возрастом, особенностями здоровья, функционального состояния и физического развития организма занимающихся. Пожилым людям (особенно ранее занимавшимся спортом) при возобновлении занятий свойственна либо недооценка, либо переоценка своих возможностей. Повышенное эмоциональное состояние занимающихся способно ослабить субъективные ощущения утомления. Неадекватные нагрузки вместо ожидаемой пользы могут вызвать серьезные отклонения в состоянии здоровья. Учащение пульса до 170 уд/мин и выше, нарушение ритма, резкое повышение (понижение) артериального давления, одышка (около 40 дыханий в минуту), боли в области сердца являются основанием для ограничения интенсивности занятий пожилых людей т обязательной консультации их с врачом.

Для обеспечения правильной дозировки при занятиях физической культурой следует разделять пожилых людей на медицинские группы. К первой группе относят практически здоровых людей с вполне удовлетворительной физической подготовленностью; ко второй - лиц с небольшими отклонениями в состоянии здоровья и малой физической подготовленностью; к третьей - людей с существенными нарушениями здоровья и сниженной адаптацией к мышечной работе.

При занятиях с людьми пожилого возраста очень важна постепенность увеличения физических нагрузок с обязательным обращением внимания на скорость восстановительных процессов, которая с возрастом замедляется, и тогда утомление после нагрузки может ощущаться длительное время. Возрастным особенностям организма пожилых людей соответствуют нагрузки умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания. По мере развития тренированности и увеличения функциональных возможностей перечень применяемых упражнений постепенно расширяется. Организационные занятия по легкой атлетике строятся в соответствии с общепринятой структурой урока. Подготовительная и заключительная части имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, так как уже отмечалось, что с возрастом замедляют процессы врабатывания и восстановления. По этим же причинам после основных упражнений необходим достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхательные упражнения и упражнения на расслабление работающих мышц. Динамика нагрузки в уроке должна иметь вид кривой с тенденцией к постепенному нарастанию, чтобы наибольшая ее часть приходилась на середину или вторую треть основной части занятия.

Проведение занятий по легкой атлетике в группах здоровья и секциях общей физической подготовки обязательно должно проходить под медицинским контролем. Заниматься в них разрешается по специальному врачебному допуску. Медицинские обследования проводятся каждые три месяца (в определенных случаях и ежемесячно). Обязательным является регулярный самоконтроль. Одним из простых и информативных методов контроля может служить регулярное определение частоты сердечных сокращений по показателям пульса. Преподавателям-методистам рекомендуется определять время для подсчета пульса всеми членами группы в начале, по ходу и в конце занятий с тем, чтобы данные показатели анализировались в дневниках самоконтроля. Знания, необходимые для этого, должны даваться на первом этапе занятий и потом систематически пополняться.

Оценка сдвигов в физической подготовленности лиц пожилого возраста производится с помощью простых контрольных упражнений, не связанных с большими функциональными нагрузками общего воздействия, обычно она осуществляется три - четыре раза в год поэтапно. Для того чтобы можно было проследить многолетнюю динамику показателей, в состав тестов необходимо включать ряд постоянных упражнений. В занятиях по легкой атлетике с лицами пожилого возраста наиболее распространенными являются ходьба и бег. Эти виды - самые простые, доступные и легко дозируются.

Ходьба. Нагрузка в продолжительной ходьбе широко используется на первых этапах занятий. Рекомендуется начинать ходьбу в медленном темпе (80 - 100 шагов в минуту), ровно дышать, вдох и выдох делать ритмично на определенное число шагов, следить за осанкой. Длительность пешеходных прогулок в первой медицинской группе составляет 70 - 100 мин, во второй - 60 - 80 мин, в третьей -30 - 60 мин. Через 2 - 3км пути делать 5 - 10-минутный отдых. Ходьбу следует совершать по возможности в одно и то же время, начиная с 1,5 - 3 км, постепенно удлиняя дистанцию до 5 - 8 км. Признаками правильной дозировки применяемых нагрузок служит приятная усталость, свободное, слегка учащенное дыхание, чувство удовлетворения, небольшое потоотделение.

Бег. Рекомендуется начинать занятие с самомассажа (в холодную погоду в помещения). Необходимо энергично растереть кисти рук ( 10 - 15с), ноги ( 15 - 20 с), хорошо размять руками стопы ног, голеностопные суставы. Коленные суставы растереть круговыми движениями, затем походить, задевая коленом за колено. Закончив самомассаж, необходимо начинать разминку примерно в такой последовательности: упражнения для кистей рук (разминание, сжимание и разжимание пальцев; сгибание и вращение кистей); упражнения для мышц плечевого пояса (махи, разведение рук под различными углами в стороны, вращения согнутыми и прямыми руками); разминка голеностопного сустава (ходьба на носках, на пятках, на наружных и внутренних сторонах стоп, различные отведения, вращения стоп); упражнения для мышц и связок ног (махи, отведения бедра в стороны, различные выпады); преодоление дистанции 250 - 400м спокойным бегом в чередовании с ходьбой; упражнения для мышц тазобедренного сустава и позвоночника (всевозможные вращения, наклоны); в меру возможности - силовые упражнения (приседания, упражнения с партнером, с набивными мячами, с резиновыми жгутами или бинтами).

Основной частью занятия является медленный спокойный бег в чередовании с ходьбой. В беге очень важен четкий ритм дыхания: вдох на два или на три шага, выдох - на два шага (занимающиеся индивидуально определяют свой ритм).

Длина шага индивидуальна. С ростом физической подготовленности занимающихся объем бега увеличивается, и он постепенно вытесняет ходьбу, увеличение нагрузки рекомендуется проводить за счет удлинения дистанции и увеличения суммарного количества, пробегаемых отрезков в занятии.

После выполнения основной части занятия рекомендуется выполнить серию упражнений на расслабление мышц, самомассаж. Если есть возможность, можно походить босиком по земле, по траве.

Контрольные вопросы семинарского занятия

 

1. Планирование и документы учета при работе по легкой атлетике в школах, техникумах, ДЮСШ.

2. Организация занятий по легкой атлетике, формы занятий.

3. Контроль в тренировке.

4. Особенности занятий с пожилыми людьми.



Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Бегай! Прыгай! Метай! Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике. http://www.iaaf-rdc.ru/ru/docs/education/iaaf_rjt_(rus).pdf

 

2. Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике.

http://www.iaaf-rdc.ru/ru/docs/education/training.pdf

 

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: ФиС. 1970. –  262с.

 

4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: ФиС, 1977. – 215с.

 

5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС. 1988. – 215с.

 

6. Гойхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. М.: 1972. – 200с.

 

7. Гужаловский М.А. Развитие двигательных качеств школьников. Минск. 1987. – 175 с.

 

8. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. Учебное пособие для студентов факультетов физической культуры высшего педагогического учебного заведения. М.: Изд.центр «Академия». 2003. – 464с.

 

9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС. 1966. – 199с.

 

10. Зуев В.Н. Спортивный арбитр: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 394 с.

 

11. Книга тренера по легкой атлетике. Изд. 3-е. М.:1987. – 399с.

 

12. Книга учителя физической культуры. Под общ. ред. В.С. Каюрова. М.: Физкультура и спорт. 1973. – 333 с.

 

13. Коллодий О. Основы обучения и тренировки в легкой атлетике. Методические указания. Л.: 1983. – 85с.

 

14. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия». 1999. – 160с.

 

15. Лахов В.И., Коваль В.И., Сечкин В.Л. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике: учебно-методическое пособие. М.: Советский спорт, 2004. – 512с.

 

16. Легкая атлетика и методика преподавания. Учебное пособие для институтов физической культуры. Под редакцией О.В. Коллодия, Е.М. Лутковского, В.В. Ухова. М.: Физкультура и спорт. 1985. – 217с.

 

17. Легкая атлетика: организация и проведение однодневных соревнований. М.: Терра-Спорт, 2001. – 95с.

18. Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1989. – С.98-104.

 

19. Макаров А.Н. и др. Легкая атлетика: Учебник для педагогических училищ. М.: Просвещение, 1990. – 208с.

 

20. Малков Ю.П. Легкая атлетика. Учебно-методическое пособие. Ижевск: УдГУ. 1995. – 138 с.

 

21. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М.: ФиС. 1988. – 288с.

 

22. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 864с.

 

23. Озолин Э.С. Спринтерский бег. М.: ФиС. 1986. – 159с.

 

24. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.И. Лахова. – М.: Советсский спорт, 2004. – 512 с.

 

25. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: ФиС. 1986. – 286с.

 

26. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практическое приложение. – К.: Олимпийская литература., 2004. – 808 с.

 

27. Правила соревнований ИААФ на 2010-2011 гг. http://www.rusathletics.com/sor/

 

28. Селуянов В.Н. Подготовка бегунов на средние дистанции. М.: СпортАкадемПресс. 2001. – 104с.

 

29. Теория и методика физической культуры. Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

 

30. Технические правила проведения международных соревнований по легкой атлетике. – М.: Терра-Спорт, 2002. – 128 с.

 

31. Травин Ю.Г., Норкус С.П. Сила: методы ее развития и контроля. Методич. разраб. М.: 1996. – 44с.

 

32. Фомин Н.А., Вавилов Ю.М. Физиологические основы двигательной активности. М.: ФиС. 1991. – 224с.

Дополнительная:

1. Дьячков В. и др. Совершенствование техники спортсмена. М.: ФиС. 1967.  – С.11.

2. Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры. М.: 1985. – С.44-52.

3. Легкая атлетика: Учебник для педагогических институтов. М.: 1974. – С.59-67.

4. Легкая атлетика. Учебник ИФК. М.: 1979. – С.357-386.

 

5. Легкая атлетика. Учебник. М. 1972. – 672с.

 

6. Лях В. Повышение силового потенциала как предпосылка роста достижений в спринте. Перевод с немецкого // Легкая атлетика. № 11, 1989. – С.18-22.

 

7. Мехрикадзе В.В. Тренировка спринтера. М.: Физкультура, образование, наука. 1997. – 162с.

 

8. Петровский В. Исследование режимов при повторной скоростной работе. // Легкая атлетика. 1972. №8. С. 11-12.

 

9. Полунин А.И. Спортивно-оздоровительный бег. Рекомендации тренирующимся самостоятельно. М.: Современный спорт. 2004. – 112с.

 

10. Полунин А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова. М.; Советский спорт, 2003. – 216с.

 

11. Сергеев В. Современный урок: допустим ли тренинговый подход // Физическая культура в школе. – 1995. - № 3. – С. 6.

 

12. Спорт за рубежом. Новое в методике развития скорости. № 15. 1986. – 12с.

 

13. Спортивная ходьба: судейство и организация соревнований. М.: Терра-Спорт, 2001. – 95с.

 

14. Табачник Б. Цель тренировки – соревновательная модель. // Легкая атлетика. 1983. №9. – С. 6-7.

 

15. Учебник тренера по легкой атлетике. ФиС. М.: 1974. – С.55-72.

 

16. Учение о тренировке. Под ред. Д. Харре. М.: ФиС. 1971. – 328с.

 

17. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. – 480 с.

 

18. Шур М. Прыжок в высоту. Учебно-методическое издание. М.: Терра-Спорт. 2003. – 144с.

 

 

Экзаменационные вопросы по курсу легкая атлетика

 

1. Легкая атлетика в Древней Греции, Олимпийские игры. Система подготовки и достижения легкоатлетов того времени.

2. Особенности методики проведения урока по легкой атлетике в школе при различных условиях погоды.

3. Современная легкая атлетика. Олимпийские игры. Система подготовки и достижения современных легкоатлетов.

4. Особенности методики проведения уроков по легкой атлетике в младших классах средней школы.

5. Зарубежные системы тренировки легкоатлетов (бег на короткие и длинные дистанции).

6. Особенности методики проведения уроков по легкой атлетике в 5-8 классах средней школы (методики обучения и развития физических качеств).

7. Основы техники ходьбы и бега. Характеристика цикла движений (периоды и фазы). Длина и частота шагов. Фазы техники бега, их характеристика.

8. Особенности методики проведения уроков по легкой атлетике в старших классах средней школы (методика обучения и развития физических качеств).

9. Основы техники прыжков. Разновидности прыжков. Фазы прыжков, их характеристика (прыжок в длину и высоту с разбега).

10.   Развитие силы у школьников среднего возраста. Дать 5-6 заданий.

11.   Основы техники метаний. Характеристика метаний: подготовительные действия, финальное усилие. Эволюция техники метаний.

12.   Методика развития выносливости на уроках легкой атлетики в 1-3 классе с учетом возрастных особенностей.

13.   Анализ техники метания теннисного мяча. Основные ошибки техники.

14.   Характеристика и методика развития быстроты у школьников в разных возрастных группах.

15.   Анализ техники прыжков в высоту с разбега: "перешагивание", "флоп". Основные ошибки техники.

16.    Дать 5-6 вариантов содержания заключительной части урока в соответствии с характером основной части урока.

17.    Анализ техники специальных упражнений бегуна: бег с высоким подниманием бедра, бег прыжками, бег с захлестыванием голени, "колесо". Их значение и варианты выполнения.

18. Методика проведения подготовительной части урока. Методические приемы организации класса, регуляция физической нагрузки, индивидуального подхода к учащимся.

19. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике. Этапы подготовки проведения соревнований.

20. Цели и задачи тренировки. Методы и принципы спортивной тренировки. Средства тренировки.

21. Причины возникновения ошибок при обучении и методика их устранения на примере бега на короткие дистанции, прыжка в длину с разбега.

22. Планирование тренировки. Этапы и циклы тренировки, их распределение в годичном цикле.

23. Использование, место и значение подвижных игр на уроках легкой атлетики в школе.

24. Методические приемы повышения эффективности обучения в легкой атлетике: использование ориентиров и регуляторов амплитуды движений, разных условий выполнения упражнений, оценка действий и т.д.

25. Анализ техники прыжков в длину способом "согнув ноги", "прогнувшись". Основные ошибки техники, их исправление.

26. Характеристика и методы развития быстроты.

27. Анализ техники толкания ядра. Различные способы выполнения предварительной части. Основные ошибки.

28. Характеристика и методы развития силы в легкой атлетике.

29. Анализ техники бега на короткие дистанции. Старт и стартовый разгон.

30. Характеристика и методы выносливости в легкой атлетике.

31. Анализ техники бега на короткие дистанции. Бег по дистанции и финиширование.

32. Развитие скорости бега у школьников 5-8 классов с учетом возрастных особенностей. Дать варианты 5-6 заданий.

33. Анализ техники барьерного бега (100 м с/б, 110 м с/б). Фазы техники.

34. Развитие беговой выносливости у школьников 5-8 классов с учетом возрастных особенностей. Дать 5-6 вариантов тренировочных заданий.

35. Характеристика и методы развития гибкости.

36. Организация тренировочных занятий по легкой атлетике. Структура занятий. Формы организации тренировочных занятий. Круговая тренировка.

37. Анализ техники передачи эстафетной палочки способом: "снизу", "сверху", "встречной". Виды эстафет.

38. Развитие беговой выносливости у школьников 9-11 классов. Дать 5-6 вариантов заданий.

39. Анализ техники тройного прыжка с разбега. Особенности фаз техники прыжка.

40. Развитие силы у школьников младших классов. Дать 5-6 заданий.

41. Анализ техники прыжка в высоту способом "перекидной".

42. Методы обучения, средства обучения в легкой атлетике. Этапы обучения. Типовая схема обучения. Задачи, средства, методы.

43. Развитие силы у школьников старшего возраста. Дать 5-6 заданий.

44. Место соревнований, оборудование и правила по прыжкам в высоту.

45. Место соревнований, оборудование и правила по метанию теннисного мяча, гранаты, копья, толканию ядра.

46. Тесты в легкой атлетике, их значение и информативность. Методика тестирования.

47. Место соревнований, оборудование и правила соревнований по гладкому бегу и эстафетному бегу на стадионе.

48. Назовите основные средства и методы тренировки на этапах годичного цикла тренировки легкоатлетов – спринтеров или прыгунов.

49. Особенности методики проведения учебно-тренировочного, учебного, контрольного уроков в школе.

50. Меры предупреждения травм при беге, прыжках и метаниях на занятиях по легкой атлетике.

 

Приложение 1

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 272.