Документы планирования и учета
Необходимым условием эффективного использования времени и материальных средств в легкой атлетике является планирование содержания и методики проведения занятий, систематический учет и оценка фактически достигаемых результатов. Планирование должно быть, возможно, конкретным, учитывающим физическую подготовленность занимающихся; состояние их здоровья; наличие мест занятий, оборудования инвентаря. Учет подразделяется на предварительный, текущий и итоговый. Вся организационная работа по легкой атлетике проводится согласно расписания. В общеобразовательной школе для организации обязательных занятий по физкультуре на основании программы разрабатывается учебный план-график на год (с 1 сентября до начала летних каникул), в которой легкой атлетике, как правило, отводятся осенние и весенние месяцы. А при составлении графика выделяются основные разделы учебно-воспитательной работы, между которыми распределяется отведенное на уроки время. Затем определяется примерная последовательность прохождения программного материала в течение года (по четвертям), разрабатывается система контрольных упражнений и нормативных требований, а также намечаются примерные сроки проверки их выполнения. На основании годового графика составляется рабочий план на четверть, где на каждый урок ставятся конкретные задачи, и приводится соответствующие средства с учетом преемственности в изучении предусмотренных программой видов легкой атлетики.
К каждому занятию разрабатывается план-конспект. В него вносятся все упражнения в порядке их проведения (по частям урока), сообщаемые ученикам теоретические сведения, все виды учебной работы. В графе "дозировка" отмечается число повторений, время, метраж, скорость, усилие. В последней графе фиксируются замечания по организации и методике проведения урока (способы размещения занимающихся, способы перемещения, методические указания по технике выполнения упражнений, порядок расстановки снарядов).
Успеваемость учащихся определяется оценкой степени овладения двигательными навыками и специальными знаниями с учетом выполнения норм по легкой атлетике в объеме требований школьной программы. Основной задачей предварительного учета, является проверка готовности учащихся к освоению очередных разделов программного материала. С помощью текущего учета преподаватель контролирует степень физической подготовленности учащихся и освоение ими программного материала. На основании полученных данных в рабочие планы вносятся необходимые коррективы. В процессе текущего контроля оценки выставляют за выполнение отдельных упражнений или заданий на уроке, заданий на дом, за устные ответы на вопросы преподавателя, а также за выполнение контрольных упражнений и нормативов. Итоговый учет включает оценку за четверть, полугодие и общую оценку за год. Четвертные или полугодовые оценки выводятся на основании оценок текущего учета успеваемости.
Основным документом учета учебной работы в школе является классный журнал. В нем отмечаются посещаемость, успеваемость учащихся, пройденный материал, делаются записи о выполнении нормативов.
Основными документами планирования обязательных занятий по легкой атлетике в техникумах и ВУЗах являются: типовой учебный план; рабочая программа (для ВУЗов); график учебного процесса; конспект урока.
График учебного процесса раскрывает организацию и порядок проведения занятий по программе. Рабочий план определяет последовательность изучения программного материала по установленным графиком циклам. Конспект составляется по установленной форме.
Рабочая программа по легкой атлетике разрабатывается на основе типового учебного плана и включает в себя несколько разделов. В них раскрываются цели, задачи, содержание легкой атлетики, ее место в учебном процессе, указываются учебно-методические материалы.
Для учета работы ведется: журнал учета учебной работы, протоколы спортивных соревнований, акты о присвоении студентам спортивных званий и разрядов, а также знаний общественного инструктора и судьи по спорту; в ВУЗах – индивидуальный план преподавателя.
При планировании учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике в различных звеньях физической культуры и спорта в основном используются следующие документы: учебный план, перспективный план учебно-тренировочного процесса, план-график учебно-тренировочных занятий на текущий год, график учебного плана, рабочие программы на текущий месяц, конспекты уроков, индивидуальные планы тренировок для спортсменов второго разряда и выше, годовой календарный план соревнований.
Перспективный план отражает основные направления в подготовке группы в целом и отдельного спортсмена. В графе «Контрольные требования» представляют нормативы (виды), а затем по годам планируются ориентировочные цифры и задания.
План-график раскрывает задачи, содержание, количество и продолжительность учебно-тренировочных занятий по периодам (этапам), месяцам и неделям, а также включает в себя наименования соревнований.
График учебного плана разрабатывается на полугодие или на целый год для отдельных учебных групп. В графике определяются общие задачи на весь период и средства для их решения: планируются соревнования и выполнение контрольных нормативов. Все виды работы распределяются по месяцам и поурочно.
Рабочий план составляется на основании графика учебного плана и включает в себя задачи на текущий месяц, номера уроков, место их проведения и направленность, содержание учебного материала. Рабочий план часто составляется в виде недельных циклов тренировочных занятий. Упражнения и их объем распределяются по урокам.
В конспекте урока ставятся конкретные задачи, указываются примерные средства, определяется их дозировка и интенсивность выполнения, приводятся организационные и методические указания.
Индивидуальный план тренировки на месяц, неделю составляется тренером и спортсменом. В нем ставятся задачи на данный период, определяется содержание занятий по дням и их продолжительность и основная направленность по недельным циклам. Каждую неделю и в конце месяца подводятся итоги, в которых отражается объем выполнения основных средств, количество тренировок, объем и интенсивность тренировок, количество пропущенных занятий, результаты соревнований и контрольных упражнений, заключение тренера и врача.
Календарь соревнований составляется с учетом соревнований, запланированных вышестоящими организациями на текущий год.
Основными документами учета являются: журнал учета групповых занятий; дневники тренировок спортсменов; личные карточки занимающихся; ведомости о присвоении спортивной квалификации; протоколы соревнований; ведомости о присвоении званий инструкторов-общественников и судей по спорту.
Организация занятий
При организации занятий по легкой атлетике используются следующие основные формы работы: обязательная (уроки физического воспитания), дополнительная, самостоятельная и факультативная.
В зависимости от типа учебного заведения обязательная форма работы проводится или во всем периоде обучения в соответствии с программой. Программный материал (практический и теоретический) распределяется по годам обучения и возрастным группам. Основной организационной формой проведения занятий по легкой атлетике является урок, который проводится с постоянным составом занимающихся. На теоретическом уроке занимающиеся приобретают основные знания по теории, и они проводятся в форме лекций, бесед, методических занятий. На практическом уроке занимающиеся повышают общую физическую подготовленность, овладевают техникой легкоатлетических упражнений, развивают необходимые специальные качества, совершенствуются в избранном виде легкой атлетики.
Правильно проведенный урок вызывает у занимающихся, наряду с некоторой усталостью, хорошее самочувствие, удовлетворение проделанной работой и желание заниматься с большей настойчивостью. На практических занятиях преподаватель должен требовать от занимающихся беспрекословного и точного выполнения команд; следить за тем, как они воспринимают показ и слушают объяснение изучаемых движений; определять, насколько правильно занимающиеся выполняют движения, и здесь же указывать ошибки, предлагая пути их исправления.
Во время проведения занятий по легкой атлетике обязательно должны быть предусмотрены меры страховки и предупреждения возможных травм. Прежде всего, нужно соблюдать установленные нормы и требования, предъявляемые к местам занятий, а также к организации и методике занятий. Подготовка мест занятий, размеры и качество оборудования, снарядов для метаний, инвентаря для прыжков и бега должны соответствовать установленным стандартам. Порядок построения, передвижения и распределения, занимающихся на местах занятий, получения инвентаря и пользования местами занятий – все это должно быть под постоянным вниманием педагога.
По окончании каждого урока преподаватель обязан проанализировать проведенное занятие, учесть его положительные стороны и недостатки с тем, чтобы на будущее наметить пути улучшения организации учебного процесса. Занятия по легкой атлетике в школе направлены на освоение бега, прыжков, метаний и совершенствование в этих видах. Для проведения занятий по легкой атлетике в школе три раза в неделю организуются уроки физической культуры продолжительность 45 мин. Для обеспечения нормального двигательного режима уроки по легкой атлетике рекомендуется планировать так, чтобы перерывы между ними составляли не менее двух дней. В общеобразовательной школе, кроме обязательных уроков, используются дополнительные, самостоятельные и факультативные занятия.
Дополнительные занятия организуются с группами отстающих с тем, чтобы довести их физическую подготовленность до среднего для соответствующего возраста уровня. Занятия с учащимися, имеющими отклонения в здоровье, необходимо проводить в тесном контексте с врачом.
Самостоятельные занятия выполняются по заданию учителя. Их содержание сводится к систематическому выполнению как общеразвивающих, так и специальных упражнений, которые можно выполнять под наблюдением родителей или самостоятельным контролем (например, перед зеркалом).
Факультативные занятия. К этой форме относят внеклассную и внешкольную работу. Внеклассная работа организуется школой и проводится в начальных классах в виде занятий в спортивных кружках, в остальных - в виде секционных занятий.
Общее руководство работой секции легкой атлетики возлагается на учителя физической культуры. Для проведения занятий он может привлекать общественных тренеров и инструкторов из числа лучших спортсменов школы, учащихся детских спортивных школ, физкультурного актива шествующих и спортивных организаций.
При создании секции руководитель определяет количество и состав занимающихся (учебные группы), дни и часы занятий. Прием в секцию обычно проводится в начале учебного года и только с разрешения школьного врача. Учащиеся, допущенные к занятиям в секции, распределяются по учебным группам в зависимости от пола, возраста и физической подготовленности. Рекомендуется комплектовать учебные группы из учащихся IV-VI, VII-VIII, IХ-ХI классов. Продолжительность занятий у младших школьников – дважды в неделю по 45мин., у старших – соответственно, по четыре раза по 90мин.
В начале работы секции проводится общее собрание, на котором открытым голосованием избирается председатель или он ведет контроль за успеваемостью членов секции, посещением занятий и учетом спортивных результатов, готовит документы на присвоение спортивных разрядов, руководит подготовкой команд класса и школы, выделяет инструкторов для помощи спортивным кружкам и судей для соревнований, систематически ведет агитационно-пропагандистскую работу среди школьников, помогает проводить медицинские осмотры членов секции и т.п.
Внеклассная форма работы по легкой атлетике проводится сезонными и стационарными физкультурными учреждениями. К первым относятся летние лагеря для школьников, учащихся средних учебных заведений и студентов ВУЗов. В лагерях труда и отдыха воспитатели заботятся об активном отдыхе детей, оптимизации их двигательного режима, т.е. главной их задачей является укрепление здоровья и повышение работоспособности. В процессе занятий легкоатлетическими упражнениями школьники готовятся к соревнованиям на первенство лагеря.
В спортивных лагерях, организуемых для старших школьников и учащихся молодежи, двигательный режим строится таким образом, чтобы спортсмены, кроме решения оздоровительных задач, улучшали и свою спортивно-техническую подготовленность.
К стационарным учреждениям, проводящим внешкольную работу, относятся постоянно действующие кружки, группы, секции и команды (юных спортсменов и взрослых).
Среди них особое место занимают детско-юношеские спортивные школы. Они могут быть комплексными (культивирующими несколько видов спорта) и специализированными (один вид). ДЮСШ является важнейшим звеном внешкольной работы с детьми, подростками, юношами, в них осуществляется подготовка основной массы квалифицированных легкоатлетов.
Работа ДЮСШ строится с учетом возрастных особенностей учащихся и в тесном взаимодействии с общественными организациями общеобразовательных школ, предприятий и других учреждений с целью положительного влияния на развитие физических и на воспитание морально-волевых качеств юных спортсменов. Учебно-тренировочные занятия, воспитательная и культурно-массовая работа с учащимися ДЮСШ осуществляется тренерско-преподавательским составом. Учебная работа проводится с учетом режима дня и занятости учащихся в школе. В ДЮСШ проводятся уроки продолжительностью до двух академических часов. Продолжительность частей урока зависит от возраста и подготовленности занимающихся, а также от периода (этапа) тренировочного процесса.
В специализированную ДЮСШ и на легкоатлетическое отделение принимаются наиболее одаренные школьники 10-11 лет. Отбор учащихся производится тренером-преподавателем совместно с учителями школ в сентябре-октябре на уроках физической культуры в школах, на внутришкольных и районных соревнованиях и кроссах, на специальных соревнованиях для желающих поступить в ДЮСШ.
Через три месяца занятий с новичками проводится вторичный отбор для окончательного зачисления в учебные группы, которые комплектуются в зависимости от возраста, пола, степени физической подготовленности конце учебного года занимающиеся выполняют контрольные нормативы, получают соответствующий спортивный разряд и переводятся приказом директора в следующую (старшую) группу. Условия перевода определяются программой. Из наиболее способных выпускников формируются группы спортивного совершенствования, в которых спортсмены, могут заниматься до 18 лет включительно.
В техникумах учебные занятия по физическому воспитанию продолжительностью два часа (обязательные) и один час (факультативные) проводятся в течение недели во всех годах обучения. Исключением является второй курс, где дополнительно вводится еще один час факультативных занятий для вновь принятых учащихся со средним образованием.
Программный материал по легкой атлетике идентичен изучаемому в общеобразовательной школе для учеников старших классов. Секция легкой атлетики работает также по принципу общеобразовательной школы, но с учетом специфических условий и возраста занимающихся.
В высших учебных заведениях занятия проводятся на всех годах теоретического обучения студентов в следующем объеме: на первых четырех семестрах по два часа обязательных, на всех последующих семестрах - по четыре часа факультативных занятий в неделю. Легкоатлетические упражнения составляют значительную часть программы подготовительного отделения. В группы легкой атлетики отделения спортивного совершенствования зачисляются студенты, выполнившие все требования и имеющие спортивный разряд.
Студенты-спортсмены, имеющие квалификацию не ниже первого спортивного разряда, зачисляются в учебные группы спортивного совершенствования.
При коллективе физкультуры производственного предприятия создается легкоатлетическая секция с целью привлечения молодежи к активным и систематическим занятиям спортом. Учебные занятия продолжительностью 1,5-2часа проводятся от трех раз в неделю (новички) до 5-6 раз (разрядники) в дневное и вечернее время с учетом занятости занимающихся на предприятии.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 239.