Уточнение и коррекция тренировочных нагрузок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ежедневные занятия, нередко дважды и трижды в день – основа подготовки спортсмена. Поэтому очень важно психически и физически восстановиться к нужному моменту. Постоянное сбалансирование программ тренировки с состоянием спортсмена – самое главное в управлении тренировкой. Управление требует вполне определенной цели, так называемой заданной траектории движения достижений спортсмена. Поэтому она включает два блока:

Первый блок управления тесно связан со спортивной практикой (реализацией тренировочных планов и программ, которая в свою очередь связана с корректирующим блоком).

В содержание корректирующего блока входит работа:

1. Диагностика спорт подготовленности, развитие физических качеств, технического мастерства, функциональных возможностей;

2. Сравнение с модельными характеристиками;

3. Коррекция рассогласования реальных показателей тренированности и модельных характеристик.

Второй блок за счет обратной связи тесно связан с первым блоком.

Четкое, особенное количественное представление о структуре соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена служат основой системы диагностики в процессе поэтапного контроля и управления.

Основные задачи поэтапного контроля – это определение изменения состояния спортсменов под действием относительного длительного периода тренировок и разработка стратегии на последующий мезоцикл или период. Здесь оценивается уровень различных сторон подготовленности, выявляются недостатки и дальнейшие резервы совершенствования. В результате вырабатываются индивидуальные планы на период или весь мезоцикл.

Проверку следует проводить, когда спортсмены находятся в оптимальном состоянии, при стандартных условиях.

Задачей текущего контроля – является оценка реакции организма на работу различной преимущественной направленности, определение состояния утомления, характеристика процессов восстановления.

Это позволяет оптимизировать процесс тренировки в течение дня, микро или мезоцикла, создать наилучшие условия для развития адаптационных перестроек.

Оперативный контроль – направлен на оптимизацию программы тренировок, выбор таких упражнений, которые в наибольшей мере способствуют решению задач тренировки.

Здесь могут быть использованы разные тесты, позволяющие выявить оптимальные режимы работы и отдыха, интенсивность нагрузки, величину отягощений.

Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки на очередное занятие, микроцикл и т.д.

В процессе контроля могут оцениваться:

эффективность соревновательной деятельности;

уровень развития физических качеств;

техника, тактика, психические показатели, интегральная подготовленность;

возможность отдельных функциональных систем и механизмов;

реакцию организма на нагрузку, особенности протекания утомления и восстановления.

Одной из основных задач правильно организованного контроля является правильный подбор тестов.

Для ежедневного самоконтроля можно включить следующие показатели:

сравнение ЧСС лежа в постели утром, днем, вечером.

Самочувствие по 5-бальной системе.

Кистевая динамометрия.

Вес перед тренировкой и после нее.

Желание тренироваться.

Работоспособность в баллах.

Кроме этого можно использовать: PWC – 170, кинематометрию, критическую частоту слияния световых мельканий, электрическое сопротивление кожи, теппинг – тест, артериальное давление, температуру кожи, треморометрию, простую двигательную реакцию, время задержки дыхания, высоту отскока, тонус мышц.

Врачебный контроль предусматривает:

Углубленное медицинское обследование.

Этапное медицинское обследование.

Текущие медицинские осмотры.

Обследование перед соревнованиями.

Врачебно – педагогические наблюдения в процессе тренировок.

Своевременное лечение травм, заболеваний.

Контроль за питанием.

Использование средств восстановления.

Гигиенический контроль за режимом дня, местом тренировок.

Педагогический контроль также чрезвычайно важен.

Для получения информации о специальной подготовленности в спринте используются таблицы оценки.

 

скорость бега 30 м с ходу 30 м н/ст 60 м н/ст 100 м н/ст 200 м н/ст
10,3 10,0 9,6 9,0 2,9 3,0 3,1 3,3 3,9 4,0 4,1 4,3 6,8 7,0 7,2 7,5 10,8 11,0 11,4 12,0 22,0 22,5 23,5 24,5

 

Для бегунов на 400м. при определении уровня специальной выносливости применяют коэффициент специальной выносливости –            P = t400/4 - t100. Очень хорошим уровнем будет P = 0,9 – 0,8; средним Р = 1,2 – 1,5. Для средневиков P = 2,5 – 2,6. Хорошим показателем технической подготовленности у барьеристов будет разница во времени между пробеганием дистанции с барьерами и без нее у мужчин она равна 2,75, а у женщин 0,94с. В беге на 400м с/б эта разница у мужчин меньше 2,0, у женщин меньше 2,5.

Тесты для оценки разных сторон подготовленности спортсменов:

1. Скорость: 30 – 40 м с ходу, низкие старты на 20-30м.

2. Скоростная выносливость на 200м, результат на 200м = 2х100м + 0,4 с. Для бегунов на 400 м – бег 3 раза по 200м – через 3 мин отдыха. Смотрят разницу в результатах, между первым и вторым, и третьим забегом. Чем она меньше, тем лучше.

3. Скоростно-силовая подготовленность – прыжки с/м, 3-ой, 5-ой, 10-ой. 100 м прыжками на время (сумма времени и числа прыжков) – это дает оценку готовности на 400 м. Время 10-кратного приседания с 0,5 веса тела спортсмена, 30м - бег на одной ноге, отскок верх (результат разделить на вес тела)- показатель – 1,0 говорит о хороших способностях (В. Брумель - 1,33).

4. Быстрота – оценивается на хорошо, если пятка во время бега не касается опоры, по частоте бега, когда 5,0шаг/с и выше – отлично.

5. Выносливость – очень хорошая, если исходная ЧСС = 45 – 55 уд/мин., у мужчин 50 – 60 уд/мин. у женщин, задержка дыхания больше 1 – 1,2 мин.

Контрольные вопросы семинарского занятия

1. Характеристика физической нагрузки: по воздействию, по эффекту, по направленности, по адресу, по величине.

2. Объем нагрузки. Критерии оценки объема.

3. Интенсивность нагрузки. Ее выраженность воздействия по энергообеспечению, по скорости, по ЧСС, по мощности, по спортивному результату.

4. Доза, норма нагрузки, оценка нагрузки.

5. Оценка силы, быстроты, выносливости, гибкости.

6. Управление и контроль в тренировке. Текущий, оперативный контроль.

7. Тесты для проведения контроля. Самоконтроль, врачебный, педагогический контроль.



Лекция тринадцатая

Дата: 2019-02-25, просмотров: 233.