ü - здоровье родителей на момент рождения ребенка
ü - социально-гигиенические факторы (условия проживания, образ жизни)
ü - эпидемиологические факторы (состав воды, пищи)
ü - факторы среды образовательного учреждения
ü риск возникновения патологий существует на разных этапах периода до рождения
ü этап прогенеза - возможно возникновение гаметопатий, в основе к-х геномные, хромосомные и генные мутации. Геномные связаны с измен-ми кол-ва хромосом. (синдром Тернера, синдром Дауна). Возможны мозаичные формы. К хромасомным патологиям относят синдром кошачьего хрипа, транслокация и др. Полные мутации, как правило, приводят к ферментопатиям. На этапе эмбриогенеза Мб бласто- (могут приодить в образованию сиамских близнецов) и эмбриопатии (приводят к неоплазии, аплозии – нарушаются процессы дифференцировки).
ü на поздних сроках могут возникать патологии непосредственно плода (фетопатии)
Важным элементом проф-ки забол-й явл-ся ЗОЖ – осознанное поведение, заключение в реализации на практике мер по укреплению здоровья и продления активного долголетия
Составными частями ЗОЖ явл-ся здоровое питание, оптимальный режим труда и отдыха, двигательная активность, отсут-е вредных привычек.
Вкл-т в себя режим, связанный с возникновением инфец-х и неинфекц-х заболеваний на той или иной территории
- особенности режима учебного процесса (продолжительность, сложность)
- факторы дошкольной/школьной среды (факторы мебели)
Нормированию подлежат вертикальные и горизонтальные параметры столов и стульев. Отклонения от нормы явл-ся рисками сколиозов.
Группы здоровья детей и подр-в:
Качественную оценку здоровья детского контингента производят по неск критериям:
- отсутствие заболевания на момент обследования
- отсутствие предрасположенности к заболеваниям
- гармоничное физическое развитие
Выделяют 5 групп здоровья:
1) 1 – здоровые дети без хроничес-х заб-й и функц-х отклонений, болеют простудными заб-ми меньше 4 раз в год
2) 2 – здоровые дети, имеющие легкие функц-ые отклонения. Болеют меньше 4 раз в год, хрон-ие заб-я отсут-т
3) 3 – больные дети, имеющие хрон-ие заб-я в компенсированном состоянии, в редкими периодами обострения, не влияющими на общее состояние
4) 4 – больные дети с хр заб-ми в состоянии субкомпенсации, с длительынми периодами обострений интеркуррентных заболеваний
5) 5 – больные дети, имеют хр заб-я, в состоянии декомпенсации или тяжелые пороки разв-я
Дети из 2 группы отн-ся к группе риска. Требуют профилактических мер: питание, двиг.активность, закаливание
Дети из 3 – 5 групп должны нах-ся на диспансерном учете по соотв.нозологической форме. В зав-ти от тяжести заб-я проводится коррекция учебной нагрузки.
Оценка здоровья детей в коллективе:
1) уровень общей инфекционной заб-ти
2) структура хронич заб-ти
3) индекс здоровья (% часто болеющих детей, % детей с гармон-м физич.развитием)
При сравнении показателей здоровья у разных коллективов учитывают статист.достоверность показателей здоровья (физ.развития)
Оценка физического развития
Физ.развитие – сов-ть показателей, харак-ая дееспособность и соответствие возрасту.
Выделяют 3 группы признаков:
1) соматоскопические
качеств.описательные признаки, харак-ие форму конечностей, гр.клетки, выраженность вторичных половых признаков
2) соматометрические
количественные признаки, рост,масса, окружность грудной клетки (измеряется в трех положениях – пауза, глубокий вдох и глубокий выдох)
Для оценки роста исп-т ростомеры, антропомеры; гр.клетка – мерной лентой.
3) функциональные (физиометрические)
ü Жиз.емкость легких. Экскурсия грудной клетки. ЖЕЛ измеряется спирометром.
ü Динамометрия (становая тяга и шестевой динамометр) – определение мышечной силы.
Сумма физ.развития производится по методу сигмальных отклонений, центильный метод, скрининговые, наиболее достоверный регрессионный метод, на основе которого делается наиболее полное заключение о физ.развитии.
Вид оценки по сигмальным отклонениям используются региональные таблицы показателей физ.развития. При оценке производят округление возраста. Пороговый возраст: 5 мес 29 дней
Производят сравнение показателей ребенка и стандарта. Разность будет отрицательной, если показателей ребенка меньше показателей стандарта. Полученную разность необходимо разделить на среднее квадратичное отклонение.
Рисунок!
Если показатель попадает (-1;1) – среднее развитие, (-1;-2) – ниже ср, (1;2) – выше ср. больше 2 – высокое развитие, ниже 2 – низкое развитие.
На основе данных расчетов проводим комплексную оценку, вкл-ую соотношение био уровня и норм функц-го состояния.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 237.