Каждая организация имеет как внутреннею, так и внешнею среду. Внутренняя среда организации объединяет все функциональные элементы внутри системы, взаимосвязанные между собой, для достижения общей цели. При всем многообразии типов организаций у них существуют общие, универсальные элементы (внутренние переменные)
Элементы внутренней среды организации
Все организации имеют миссию (общественное назначение фирмы) и преследуют достижение определенных целей. Именно цели являются исходным этапом жизнедеятельности организации. Цели — желаемый конечный результат деятельности. А миссия организации — это четко выраженная причина существования организации. Это социальный статус фирмы. Организация не может успешно существовать в конкурентной деловой среде, если она не имеет определенных ориентиров, указывающих на то, к чему она стремится и чего хочет добиться. Такие ориентиры и задаются с помощью миссии. Большинство российских руководителей не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации, считая это ненужным. Однако, как показывает практика, организация, где есть ясное представление о цели ее существования, имеет больше шансов на успех, чем та, где его нет.
Миссия имеет большое значение для деловой среды. Она влияет на имидж организации, привлекает потребителей, партнеров, акционеров, так как информирует о том, что представляет собой фирма, к чему она стремится, какова ее философия, какие средства готова использовать.
Миссия придает организации определенность и индивидуальность Она является основой для выработки целей и стратегии организации, определяет ее организационную структуру, оказывает влияние на формирование организационной культуры, так как персонал организации должен разделять основную цель, осознавать и вносить свой вклад в ее достижение, а также разделять ценности и принципы, которые часто отражаются в миссии. Она предъявляет требования к сотрудникам, позволяет отбирать определенный тип работников, необходимых для организации. Например, миссия факультета менеджмента одного из российских вузов могла состоять в том, чтобы «быть международно признанным лидером в менеджмент-образовании и научных исследованиях в области менеджмента».
На основе миссии, сформулированной в общих чертах, определяются цели организации, которые отражают разнообразные конкретные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения.
Таким образом, цель есть тот желаемый результат, на достижение которого направлены усилия организации. Ориентация российских организаций на принципы рыночной экономики нацеливает их на получение и рост прибыли.
Стратегия — это программа эффективных мероприятий и способов обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. В основе стратегии — определение конкурентного преимущества организации, что отличает ее от конкурентов и что конкретно будет определять ее конкурентоспособность. Если цели определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить как результат своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких средств и действий организация сможет достичь своих целей в условиях изменяющейся внешней среды.
Все внутриорганизационные процессы протекают в рамках организационной структуры, которая отражает сложившиеся в организации разделение труда, связи и отношения между подразделениями. Организационная структура закрепляет задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным подразделением, обеспечивает их взаимодействие в процессе работы. Организационная структура — это наиболее оптимальное соотношение вертикальных уровней управления и горизонтальных звеньев управления. Это система взаимосвязи функциональных подразделений организации по горизонтали и вертикали, обеспечивающая достижение конечных результатов.
Технология — процесс преобразования ресурсов в конечный продукт деятельности (конкретные продукты или услуги). Технологии оказывают значительное влияние на внутреннюю среду организации, определяя требования к уровню образования и квалификации персонала, оказывая влияние на мотивацию, методы стимулирования, нормы поведения, организационную структуру, культуру. Например, применение простых технологий, включающих рутинные стандартные операции, требующих невысокой квалификации, может снижать мотивацию работников.
Ресурсы организации — это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие стабильную работу организации для достижения ее основных целей. Организация должна располагать следующими видами ресурсов:
♦ человеческими (люди);
♦ материальными;
♦ энергетическими;
♦ финансовыми;
♦ информационными;
♦ технологическими;
♦ временными.
Организационная культура – это система коллективно разделяющих ценностей, убеждений, традиций, принципов и норм поведения работников внутри и вне организации.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 220.