Коммуникационные сети и стили
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организационные коммуникации подразделяются на формальные, т.е. общение в рамках определенной структуры рабочих взаимоотношений и неформальные, т.е. общение между сотрудниками, независимое от структурной иерархии организации.

Направление коммуникативного потока происходит:

Сверху вниз – любые коммуникации, направленные от менеджера к рядовому служащему

Снизу вверх коммуникативный поток, направленный вверх, от рядовых служащих к менеджерам.

Горизонтальные коммуникации – общение работников одного и того же организационного уровня

Диагональные коммуникации общение происходящие как в конкретных рабочих областях, так и на разных организационных уровнях.

Организационные коммуникационные сети

Коммуникационные сети различные модели комбинаций вертикальных и горизонтальных потоков организационных коммуникаций

Цепочная коммуникационная сеть: скорость – средняя; точность – высокая; вероятность появления лидера – средняя; важность удовлетворения членов группы своей работой – средняя.

Круговая коммуникационная сеть: скорость – высокая; точность – высокая; вероятность появления лидера – высокая; важность удовлетворения членов группы своей работой – низкая.

Общая цепочная сеть: скорость – высокая; точность – средняя; вероятность появления лидера – отсутствует; важность удовлетворения членов группы своей работой – высокая.

Коммуникационный стиль - это способ построения взаимоотношений отдельного индивида с другими индивидами.

Коммуникационный стиль характеризуется двумя сторонами:

1. степень открытости человека к другим людям;

2. степень открытости других людей к этому человеку.

В этой связи теория менеджмента выделяет пять основных коммуникационных стилей.

1. Открытие себя другим - характеризуется высокой степенью открытости человека другим людям и низким уровнем обратной связи;

2. Реализация себя - это высокая степень открытости другим людям и высокая степень обратной связи;

3. Замыкание в себе - характеризуется низким уровнем открытости другим людям и низким уровнем обратной связи;

4. Защита себя - характеризуется низким уровнем открытости другим людям и высоким уровнем обратной связи;

5. Торговля за себя - когда степень открытости другим людям зависит от уровня обратной связи.

Знание коммуникационных стилей помогает менеджерам правильно построить линию своего поведения и предсказать поступки подчиненного в той или иной ситуации.


Тема 6. Менеджер и его функции

1. Менеджер и требования, предъявляемые к нему;

2. Стили управления

1. Менеджер и требования, предъявляемые к нему

Менеджер (англ. manager, от mаnаgе - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

- к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;

- руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);

- руководителю по отношению к подчиненным;

- администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современными методами;

- специалисту по управлению производством;

- предпринимателю-организатору в определенной сфере;

- члену руководящего состава фирмы, наделенному исполнительной властью и осуществляющему определенные ему функции.

Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:

¨ устанавливают связи между отдельными операциями в организации;

¨ обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;

¨ осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;

¨ выступают в роли лидера, способного вести за собой под­чиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции;

¨ разрабатывают и реализуют стратегию и тактику деятельности организации;

¨ несут ответственность за результаты деятельности организации или подразделения;

¨ обеспечивают интересы лиц или органов, которым принадлежит организация;

¨ выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерами и т. д.);

¨ создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;

¨ выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство то или иное изобретение или ноу-хау;

¨ генерируют идею, находят в ней сильные и слабые сторо­ны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;

¨ анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;

¨ представляют организацию в различных мероприятиях.

Функции менеджера, как и ситуации, в которых они реализуются, разнообразны, тем не менее, можно выделить три основные.

Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решить­ся на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определенном направлении.

Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координи­рующего их усилия, выступающего в качестве представителя ор­ганизации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.

К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами:

• наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;

• компетентность в вопросах состояния и развития той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру деятельности (состояние исследований, техника, технология, конкуренция, динамика спроса на продукцию);

• владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках;

умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределять участие их в реализации принятых решений;

• наличие практического опыта и знаний в области анализа ситуации на определенных рынках или их сегментах, на кото­рых уже работает или намеревается работать;

• высокая культура, честность, способность быть образцом во всем;

• умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

• способность и умение управлять ресурсами организации;

• умение прогнозировать и планировать работу организации;

• владение способами повышения эффективности управ­ления и функционирования организации;

• владение современными информационными технологиями, средствами коммуникации и связи;

• умение управлять самим собой, своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем;

• хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция;

• убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе;

• уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход;

• инициативность, целеустремленность;

• высокая работоспособность, жизненная активность, вы­носливость;

• обаяние, популярность, привлекательность;

• готовность взять на себя ответственность;

• решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов;

• знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть проница­тельным и находчивым);

• умение оказывать самопомощь (помощь самому себе), поддерживать себя за счет развития навыков управления в опре­деленных условиях организации;

• умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регу­лирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

Менеджеры должны обладать организаторскими способно стями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющими человеку овладе­вать методами организационной деятельности и успешно их реализовать. К организаторским способностям обычно относятся:

• адаптационная мобильность, т. е. склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному рис­ку, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчи­вость и др.;

• контактность, т. е. общительность, способность распола­гать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;

• стрессоустойчивость, т. е. интеллектуальная и эмоцио­нальная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;

• доминантность, т. е. властность, честолюбие, стремле­ние к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.

Проект «этики поведения» менеджеров (Давос, 1973г.):

А. Профессиональная задача менеджера - служение клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу, приведение в равновесие противоречащих друг другу результатов.

Б.1. Он должен служить клиентам, удовлетворяя наилучшим образом их потребности, обеспечивая честное соревнование фирм, что дает максимальное снижение цены, качество и разнообразие путем реализации достижений НТП.

Б.2. Он должен служить сотрудникам, так как только тогда он будет восприниматься ими как руководитель.

Б.3. Он должен служить инвесторам, обеспечивать максимальный доход как вознаграждение за риск.

Б.4. Он должен служить обществу, помнить об экологии, способствовать НТП.

В. Услуги менеджера клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу возможны только в случае обеспечения долгосрочного существования предприятия, для чего необходимы достаточные доходы. Поэтому они являются средствами, а не целью.


Стили управления

Стиль управления - это совокупность наиболее харак­терных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчи­ненным. Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и предприятия (ор­ганизации) в целом. Конкретный стиль управления в реальных условиях определяют факторы объективного и субъективного характера:

- задачи и функции коллектива;

- условия работы коллектива;

- размеры и структура коллектива;

- индивидуальные качества и опыт руководителя;

- профессионализм менеджера;

- уровень профессиональной подготовки и сознательно­сти членов трудового коллектива;

- уровень зрелости и сплоченности трудового коллектива и др.

Авторитарный стиль управления. Суть его состоит в отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненным дистанцию, которую не имеют право нарушить. При этом стиле руководитель полностью сосредотачивает в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказание, угрозы, давление. Применение авторитарного стиля, хотя и обеспечивает высокую производительность, но не формирует внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде.

Либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед подчиненными задачу, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила и задает границы решения, а сам при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, оценивающего полученные результаты, и в случае сомнений и разногласий исполнителей принимает окончательное решение. Он также обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает.

Подчиненные самостоятельно принимают необходимое решение. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя повышенных обязательств.

Демократический стиль управления. Для него характерно:

1. Менеджер стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику;

2. В общении с подчиненными менеджер вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часто управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям;

3. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива;

4. При этом стиле возможен контроль за деятельностью руководителя со стороны подчиненных.

Каждый из стилей в «чистом виде» встречается очень редко. Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию.

Так, авторитарный стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.

Демократический стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.

Применение либерального стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.

Содержание стилей руководства

 

 

 

Пара метры Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль

Природа стиля

Власть и ответственность сосредоточены в руках руководителя Полномочия делегированы, но сохранены ключевые позиции у руководителя Снятие руководителем с себя ответственности и отречение от власти в пользу коллектива
Установление целей и выбор средств централизованы у высшего руководства Принятие решений разделено по уровням с участием работников в управлении Предоставлена возможность само­управления в желаемом для группы режиме
Информационные потоки движутся преимущественно вертикально (сверху) Потоки информации движутся по вертикали и гори­зонтали Движение потоков информации в основном по горизонтали
Сильные стороны Быстрое принятие решений и мобилизация. Эффективность в условиях кризиса, низкого профуровня, слабой мотива­ции сотрудников Высокие результаты работы сотрудников посредством их участия в управ­лении Высокие творчество, самовыражение. Развитие инициативы и самостоя­тельности сотрудников
Слабые стороны Нездоровый микроклимат. Возможны конфликты и хаос. Текучесть кадров. Низкие инициативность, надежность и отдача работников Требуется много времени для решения задач Низкие эффективность и качество работы в неквали­фицированном, недисциплинированном коллективе. Потеря темпов

 


Тема 7. Управленческие решения

1. Содержание и виды управленческих решений

2. Процесс принятия решений

3. Методы принятия решений

4. Условия эффективности управленческих решений.

Содержание и виды управленческих решений.

На всех уровнях в тех или иных организациях людям приходится принимать те или иные решения. Так, например, менеджеры высшего уровня принимают решения об основных целях организации; о том, где следует разместить новые производственные мощности, на какие рынки сбыта выйти и какую еще продукцию или услуги предложить потребителю. Менеджеры среднего и низового уровня отвечают за поддержание еженедельных и ежемесячных графиков производства, устранение текущих проблем, распределение дополнительных вознаграждений, а также отбор и подготовку новых сотрудников. Решения принимают не только менеджеры, но и все остальные члены организации, и эти решения влияют на их работу и на развитие их компании.

Решение (decision) – выбор одного из нескольких имеющихся вариантов.

Под управленческим решением понимают результат анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Виды управленческих решений

1. определяющим моментом для классификации являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в условиях определенности: когда менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив; и риска(неопределенности), когда максимум, что может сделать менеджер – это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

2. по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

3. по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

4. по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

5. по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;

6. по сложности: простые и сложные;

7. по жестокости регламентации: Контурные – лишь приблизительно обозначают схему действий подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления. Структурированные – предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов. Алгоритмические – предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают инициативу.

8. по М. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоури: Организационные решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Эти решение можно разделить на 2 группы: запрограммированные, в которых число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией, и незапрограммированные – это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций. Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Рациональное решение зависит от прошлого опыта и обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

 

Процесс принятия решений

Процесс принятия решений (decision – making process)- состоящий из восьми этапов процесс, который включает идентификацию проблемы и оценку эффективности решения.

Предположим, что у нас есть некая Джоан, недавно уволенный менеджер по про­дажам, которая решила, что не хочет больше наниматься в какую-либо фирму, а хочет стать предпринимателем. Она не хочет покупать уже существующее предприятие малого бизнеса, а решила приобрести франшизу и создать свою компанию. Вот наша проблема: несоответствие между нынешним положением Джоан (на данный момент безработной) и тем, к какому положению она стремится (стать предпринимателем и владельцем франшизы). Таким образом, ей предстоит принять определенное решение, способствующее разрешению данной проблемы — определить, какую франшизу следует приобрести. На рисунке поэтапно представлен процесс принятия решения.

Процесс принятия решений

Рассмотрим типичные решения, принимаемые в ходе выполнения различных функций управления:

При планирование:

· Каковы основные долгосрочные цели организации?

· Какие стратегии позволят достичь их самым эффективным образом?

· Каковы основные краткосрочные задачи организации?

· Насколько сложными должны быть основные индивидуальные цели?

При организации:

· Сколько работников должны подчиняться непосредственно мне?

· Насколько централизованной должна быть организация?

· Как следует спланировать работу?

· В какой момент следует изменить структуру организации?

При руководстве:

· Как следует поступать с сотрудниками, которые имеют явно недостаточную мотивацию для хорошей работы?

· Какой стиль руководства наиболее эффективен в конкретной ситуации?

· Как те или иные конкретные изменения повлияют на производительность труда рабочих?

· В каких ситуациях следует поощрять конфликт?

При контроле:

· Какие аспекты деятельности в организации нуждаются в контроле?

· Каким образом следует контролировать эти аспекты деятельности?

· В какие моменты наблюдаются наибольшие отклонения в результатах деятельности организации от норм и стандартов?

· Какой тип информационной системы управления следует создать в организации?

Дата: 2019-02-25, просмотров: 222.