Современные теории мотивации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теории мотивации можно разделить на 2 группы:

1. содержательные теории мотивации: основываются на определении внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

2. процессуальные теории мотивации: базируются на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания.

Содержательные теории мотивации

1. Иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу.

Маслоу из всего разнообразия потребностей выделил пять:

1. физиологические потребности;

2. потребности в безопасности и уверенности в будущем;

3. социальные потребности (принадлежности к коллективу, поддержка в коллективе);

4. потребности в уважении;

5. потребности самовыражения.

По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:

Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, т.е. врожденными или потребностями низших уровней.

Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, т.е. приобретенными, или потребностями высших уровней.

Согласно теории А. Маслоу, если у человека существуют две потребности разных уровней, то доминирующей, т.е. определяющей его поведение, является потребность более низкого уровня.

2. Теория потребностей Дэвида Макклелланда.

Основной упор делает на потребности высших уровней, согласно с чем, выделяется 3 типа потребности:

Потребность власти – желание воздействовать на других людей;

Потребность успеха удовлетворяется не признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения;

Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, т.к. работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений.

3. Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга.

Согласно этой теории все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:

1. факторы – мотиваторы, определяющие удовлетворенность работой, к которым относятся:

- возможность достижения и признания успеха;

- интерес к данному виду деятельности;

- ответственность;

- продвижение по службе;

- возможность профессионального роста

2. гигиенические факторы, определяющие неудовлетворенность человека своей работой. К ним относятся:

- способ управления и политика администрации;

- условия труда;

- межличностные отношения на рабочем месте;

- заработок;

- степень непосредственного контроля за работой;

- влияние работы на личную жизнь

4. Теория человеческого фактора Дуглага Макгрегора – Х и Y

Теория X – средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности.

Теория Y – люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, т.к. способен сам себя контролировать.

Процессуальные теории мотивации

В рамках этих теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования физиологических потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными потребностями.

Имеются три основные теории:

1. Теория ожиданий

Основная мысль состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждения; вознаграждения – валентность (удовлетворенность вознаграждением).

2. Теория справедливости

Здесь речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение и снижается работоспособность.

Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее.

Основной вывод теории справедливости для практики управления заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.

3. Модель Портера – Лоулера

Они разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости, т.е. в их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, а также осознания им своей роли.

Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение, а это способствует повышению результативности труда.

Контроль ( controlling) - функция управления, связанная с наблюдением над ходом работ, чтобы они выполнялись в соответствии с планом и намеченными стандартами, а также с устранением любых существенных отклонений.

Целью контроля, с одной стороны, является выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и производимыми мероприятиями. Объектом контроля являются средства и предметы труда, персонал, производственные и управленческие процессы.

Требования, предъявляемые к контролю:

1. Эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);

2. Эффективность влияния на людей – выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые ситуации;

3. Выявление задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений; 

4. Определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии.

Виды управленческого контроля:

предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Его цель - определение оптимальности разработанных планов посредством моделирования будущей деятельности;

текущий контроль осуществляется от начала деятельности до момента получения результата. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов.

заключительный контроль осуществляется после выполнения какой-либо программы. Его цель – получение информации о деятельности работников, которых необходимо поощрять за достигнутые результаты.

Этапы осуществления контроля:

1. разработка планов, нормативов и стандартов;

2. совершенствование действий по выполнению планов;

3. получение фактических показателей деятельности;

4. сопоставление фактических показателей деятельности с нормативами и стандартами;

5. определение отклонений;

6. анализ отклонений;

7. разработка программы корректирующих действий.

Принципы менеджмента

Принципы менеджмента – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы менеджмента разбиваются на две группы – общие и частные.

К общим принципам относятся:

Принцип применимости: менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников;

Принцип системности: менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом;

Принцип многофункциональности: менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели);

Принцип интеграции: внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений;

Принцип ориентации на ценности: менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и т.д.

Основные принципы управления выделенные Анри Файолем

1. Разделение труда. Узкая специализация ведет к повышению объема производства, поскольку способствует повышению эффективности труда рабочих
2. Полномочия. Менеджер должен уметь отдавать распоряжения. Полномочия дают ему на это право. Однако вместе с получением полномочий наступает ответственность
3. Дисциплина. Служащие должны повиноваться и уважать правила, на основе которых работает их организация
4. Единоначалие. Каждый служащий должен получать распоряжения только от одного начальника
5. Единство направления. Каждой группой разных видов организационной деятельности, объединенных единой целью, должен управлять один менеджер, работающий по единому плану
6. Подчинение личных интересов общественным. Интересы отдельного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации в целом
7. Вознаграждение. Работники должны получать за свою работу справедливую заработную плату
8. Централизация. Данным термином характеризуется степень вовлеченности подчиненных в процесс принятия решений
9. Скалярная цепь. Цепь полномочий от высшего руководства до самых низких уровней, получившая название "скалярная цепь"
10. Порядок. Люди и материалы должны находиться в нужном месте в нужное время
11. Беспристрастность. Менеджеры должны быть одинаково добры и справедливы ко всем своим подчиненным
12. Стабильность персонала. Управленческий персонал обязан правильно планировать кадровую работу персонала и обеспечивать наличие нужных специалистов для заполнения вакансии
13. Инициативность. Служащие, которым предоставляется право составлять и выполнять планы, проявляют значительно большую заинтересованность в работе
14. Коллективизм. Командный дух способствует созданию атмосферы гармонии и единства в организации

К частным принципам управления относятся:

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении: состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений;

Принцип научной обоснованности: заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов;  

Принцип плановости: заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем;

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности: предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение;

Демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников;

Принцип устойчивости и мобильности системы управления: предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений.

 



Тема 3. Методы менеджмента

1. Понятие и классификация методов менеджмента;

2. Организационно-административные методы управления (ОАМ);

3. Экономические методы управления (ЭМ);

Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.