Теории мотивации можно разделить на 2 группы:
1. содержательные теории мотивации: основываются на определении внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
2. процессуальные теории мотивации: базируются на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания.
Содержательные теории мотивации
1. Иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу.
Маслоу из всего разнообразия потребностей выделил пять:
1. физиологические потребности;
2. потребности в безопасности и уверенности в будущем;
3. социальные потребности (принадлежности к коллективу, поддержка в коллективе);
4. потребности в уважении;
5. потребности самовыражения.
По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:
Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, т.е. врожденными или потребностями низших уровней.
Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, т.е. приобретенными, или потребностями высших уровней.
Согласно теории А. Маслоу, если у человека существуют две потребности разных уровней, то доминирующей, т.е. определяющей его поведение, является потребность более низкого уровня.
2. Теория потребностей Дэвида Макклелланда.
Основной упор делает на потребности высших уровней, согласно с чем, выделяется 3 типа потребности:
Потребность власти – желание воздействовать на других людей;
Потребность успеха удовлетворяется не признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения;
Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, т.к. работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений.
3. Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга.
Согласно этой теории все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:
1. факторы – мотиваторы, определяющие удовлетворенность работой, к которым относятся:
- возможность достижения и признания успеха;
- интерес к данному виду деятельности;
- ответственность;
- продвижение по службе;
- возможность профессионального роста
2. гигиенические факторы, определяющие неудовлетворенность человека своей работой. К ним относятся:
- способ управления и политика администрации;
- условия труда;
- межличностные отношения на рабочем месте;
- заработок;
- степень непосредственного контроля за работой;
- влияние работы на личную жизнь
4. Теория человеческого фактора Дуглага Макгрегора – Х и Y
Теория X – средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности.
Теория Y – люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, т.к. способен сам себя контролировать.
Процессуальные теории мотивации
В рамках этих теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования физиологических потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными потребностями.
Имеются три основные теории:
1. Теория ожиданий
Основная мысль состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждения; вознаграждения – валентность (удовлетворенность вознаграждением).
2. Теория справедливости
Здесь речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение и снижается работоспособность.
Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее.
Основной вывод теории справедливости для практики управления заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.
3. Модель Портера – Лоулера
Они разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости, т.е. в их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, а также осознания им своей роли.
Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение, а это способствует повышению результативности труда.
Контроль ( controlling) - функция управления, связанная с наблюдением над ходом работ, чтобы они выполнялись в соответствии с планом и намеченными стандартами, а также с устранением любых существенных отклонений.
Целью контроля, с одной стороны, является выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и производимыми мероприятиями. Объектом контроля являются средства и предметы труда, персонал, производственные и управленческие процессы.
Требования, предъявляемые к контролю:
1. Эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);
2. Эффективность влияния на людей – выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые ситуации;
3. Выявление задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений;
4. Определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии.
Виды управленческого контроля:
♠ предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Его цель - определение оптимальности разработанных планов посредством моделирования будущей деятельности;
♠ текущий контроль осуществляется от начала деятельности до момента получения результата. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов.
♠ заключительный контроль осуществляется после выполнения какой-либо программы. Его цель – получение информации о деятельности работников, которых необходимо поощрять за достигнутые результаты.
Этапы осуществления контроля:
1. разработка планов, нормативов и стандартов;
2. совершенствование действий по выполнению планов;
3. получение фактических показателей деятельности;
4. сопоставление фактических показателей деятельности с нормативами и стандартами;
5. определение отклонений;
6. анализ отклонений;
7. разработка программы корректирующих действий.
Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы менеджмента разбиваются на две группы – общие и частные.
К общим принципам относятся:
♣ Принцип применимости: менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников;
♣ Принцип системности: менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом;
♣ Принцип многофункциональности: менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели);
♣ Принцип интеграции: внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений;
♣ Принцип ориентации на ценности: менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и т.д.
Основные принципы управления выделенные Анри Файолем
1. Разделение труда. Узкая специализация ведет к повышению объема производства, поскольку способствует повышению эффективности труда рабочих |
2. Полномочия. Менеджер должен уметь отдавать распоряжения. Полномочия дают ему на это право. Однако вместе с получением полномочий наступает ответственность |
3. Дисциплина. Служащие должны повиноваться и уважать правила, на основе которых работает их организация |
4. Единоначалие. Каждый служащий должен получать распоряжения только от одного начальника |
5. Единство направления. Каждой группой разных видов организационной деятельности, объединенных единой целью, должен управлять один менеджер, работающий по единому плану |
6. Подчинение личных интересов общественным. Интересы отдельного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации в целом |
7. Вознаграждение. Работники должны получать за свою работу справедливую заработную плату |
8. Централизация. Данным термином характеризуется степень вовлеченности подчиненных в процесс принятия решений |
9. Скалярная цепь. Цепь полномочий от высшего руководства до самых низких уровней, получившая название "скалярная цепь" |
10. Порядок. Люди и материалы должны находиться в нужном месте в нужное время |
11. Беспристрастность. Менеджеры должны быть одинаково добры и справедливы ко всем своим подчиненным |
12. Стабильность персонала. Управленческий персонал обязан правильно планировать кадровую работу персонала и обеспечивать наличие нужных специалистов для заполнения вакансии |
13. Инициативность. Служащие, которым предоставляется право составлять и выполнять планы, проявляют значительно большую заинтересованность в работе |
14. Коллективизм. Командный дух способствует созданию атмосферы гармонии и единства в организации |
К частным принципам управления относятся:
♣ Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении: состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений;
♣ Принцип научной обоснованности: заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов;
♣ Принцип плановости: заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем;
♣ Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности: предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение;
♣ Демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников;
♣ Принцип устойчивости и мобильности системы управления: предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений.
Тема 3. Методы менеджмента
1. Понятие и классификация методов менеджмента;
2. Организационно-административные методы управления (ОАМ);
3. Экономические методы управления (ЭМ);
Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.