Основные понятия
Потребности — внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с ограниченностью определяет ценность экономических благ.
Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные — могут. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется.
Интерес — потребность, которая может быть измерена и представлена в виде денежной или иной (натуральной) величины.
Благо экономическое — средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.
Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).
Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
Полезность — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Уровень жизни — социально-экономическая категория; представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в экономических благах. Определяется путем обобщения показателей доходов населения, занятости и условий труда, индекса стоимости жизни, потребления и расходов населения (структуры потребления), социальной дифференцации и т. п.
Редкость (ограниченность) — характеристика экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.
Ресурсы экономические — необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование. Основными видами ресурсов выступают:
-труд — целесообразная деятельность, направленная на создание экономических благ;
-капитал — созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг;
-земля, естественные ресурсы —природные условия, необходимые для производства товаров и услуг;
-предпринимательство, предпринимательская способность — управленческие способности, а также способности создавать новшества и идти на риск;
-управленческие способности — способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ;
-информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; сообщения (сигналы), осведомляющие о состоянии чего-либо, о значении величин.
Экономический выбор — выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает анализ выгод и затрат (benefit-cost analysis).
В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации:
А) потребитель — удовлетворения своих потребностей,
Б) фирма —прибыли,
В) профсоюз — доходов его членов,
Г) государство — уровня народного благосостояния или, согласно теории общественного выбора, престижа политиков.
Издержки (затраты) — все, что производитель (фирма) расходует в целях достижения необходимого результата.
Альтернативные издержки (затраты) — величина, отражающая ценность наилучшего (предельного) из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативная стоимость часто характеризуется как ценность упущенных возможностей: стоимость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получения первого блага.
Кривая (граница) производственных возможностей — кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющегося в ее распоряжении объема ресурсов и данной технологии.
Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму (вогнута к началу координат). Это означает, что, изменяя структуру производства, например, в пользу ракет, мы будем в большей мере использовать в производстве ракет сравнительно малоэффективные для этого ресурсы.
Рис. 2—1. Кривая производственных возможностей
Поэтому каждая дополнительная ракета требует все большего сокращения производства зерна (и наоборот).
Все точки, расположенные внутри фигуры ОАЖ, означают неполное использование ресурсов, например точка К (одновременное производство 2,5 млн. т зерна и трех ракет). И наоборот, любая производственная программа, характеризуемая точками за пределами фигуры ОАЖ, не будет обеспечена наличными ресурсами (например, точка И).
Если увеличиваются ресурсы или улучшается технология, площадь фигуры ОАЖ растет, кривая АБВГДЕЖ сдвигается вверх и вправо.
Если процесс происходит равномерно, то кривая АЖ симметрично смещается до положения А'Ж' (см. рис. 2—1).
В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по-разному. В традиционном обществе выбор зависит от традиций и обычаев, в командной экономике — от воли правящей элиты, в рыночном хозяйстве — от рыночной конъюнктуры.
Преимущество (advantage):
-абсолютное преимущество — преимущество в издержках на производство продукта по сравнению с другим производителем, выраженное в количестве этого продукта или его денежной стоимости;
-сравнительное преимущество — преимущество в издержках на производство продукта по сравнению с другим производителем, выраженное в альтернативной стоимости продукта.
Разделение труда и специализация — способы реализации сравнительного преимущества в виде выпуска-большего количества соответствующего продукта с целью продажи или обмена.
Экономический рост — расширение производственных возможностей общества в результате увеличения количества используемых ресурсов либо совершенствования технологии.
Агент — 1) субъект экономических отношений, участвующий в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ; 2) юридическое или физическое лицо, выполняющее в экономике определенную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (группы лиц).
Экономический кругооборот — круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Домохозяйство — экономический агент (физическое лицо или группа лиц), владеющий ресурсами, получающий за них деньги и расходующий их на потребление благ.
Доход — денежные или иные средства, получаемые домохозяйством от продажи ресурсов; выручка, получаемая фирмой от продажи товаров (услуг), за вычетом затрат на их производство и реализацию.
Фирма — экономический агент, выполняющий три функции: покупает ресурсы, использует их для производства продукта и продает продукт. Достаточно крупная организационная единица, существование которой обеспечивается за счет прибыли.
Государство — коллективный экономический агент'(совокупность учреждений и организаций), обеспечивающий фирмам и домохозяйствам те экономические блага (правопорядок, безопасность), производство которых рыночными методами оказывается неэффективным.
Институты — ряд норм и правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением данных правил. Наиболее общее определение этому понятию дал в 1908 г. французский социолог Э. Дюркгейм: институты — это "общепринятые формы общественной жизни".
Деньги — металлические и бумажные знаки (или особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством обращения, платежа и предметом накопления.
Цена — количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Рыночная экономика — система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции; она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства.
Командная экономика — система, в которой доминируют государственная собственность, коллективное принятие решений и централизованное планирование.
Смешанная экономика — система, в которой доминируют государственная собственность, коллективное принятие решений и централизованное планирование.
Смешанная экономика — система, в которой рыночное саморегулирование дополняется активным централизованным регулированием, осуществляемым государством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной и командной экономических систем.
Экономические цели — цели, которые преследуют в своей деятельности индивиды и группы индивидов (домохозяйства, фирмы, общество в целом).
Стимул — побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-либо.
Глава 3. Рыночная система
Основные понятия
Рынок — система, обеспечивающая взаимодействие продавцов и покупателей для определения цены и необходимого количества товара и услуг.
Трансакционные издержки. Одна из главных проблем функционирования рынка — это проблема трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.
Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Рональдом Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Они включают расходы:
а)- связанные с поиском информации,
б)- затраты на ведение переговоров,
в)- работу по измерению свойств товара (услуги),
г)- издержки по спецификации и защите прав собственности,
д) - траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов.
Спрос и предложение
Кривая спроса — графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и величинами предложения данного блага в данный момент времени.
Закон спроса — обратная связь между ценой и величиной спроса.
Величина спроса — количество товара, которое покупатели могут и желают приобрести на рынке по данной цене.
Рис. 3—2. Зависимость величины спроса от цены
Функция спроса — функция, определяющая значение величины спроса в зависимости от влияющих на нее различных факторов.
На спрос влияют не только цены, но и иные факторы:
1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя,
2) изменение вкусов и предпочтений,
3) ценовые и дефицитные ожидания,
4) колебание расходов на рекламу,
5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров,
6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.
Рис. 3—3. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)
Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1
Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар.( Субституты — блага, замещающие друг друга в потреблении.) Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.
Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. (Комплементарные блага — блага, дополняющие друг друга в потреблении.) Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.
Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Чем больше покупателей, тем выше спрос, и наоборот.
На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
Кривая предложения — графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и величинами предложения данного блага в данный момент времени.
Закон предложения — прямая связь между ценой и величиной предложения.
Величина предложения — количество товара, которое продавцы могут и желают поставить на рынок по данной цене.
Рис. 3—4. Зависимость величины предложения от цены
Функция предложения — функция, определяющая значение величины предложения в зависимости от влияющих на нее различных факторов.
На предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:
1) цены факторов производства (ресурсов),
2) технология,
3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики,
4) размер налогов и субсидий,
5) количество продавцов и др.
Рис. 3—5. Функция предложения (сдвиг кривых предложений)
Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2
Рис. 3—6. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды
Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 3—6а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 3—6б). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 3—6в).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 248.