Глава 1. Предмет и метод экономической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 1. Предмет и метод экономической теории

Основные понятия

С момента появления экономической науки ее основные понятия и разделы изменялись вместе с изменениями условий общественной жизни. Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу, он является результатом длительного исторического развития. Перечислим их.

1) Экономия  — первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемента воспитания достойных граждан, считалась полезной для общества в отличие от 2) хрематистики — искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой которой, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как при экономии), а обращения.

3) Политическая экономия  — фундаментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии:

а) меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами);

б) классическая политэкономия: наука о богатстве общества ("богатстве народов");

в) марксистская политэкономия: наука о производственных отношениях — отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества;

г) маржинализм: экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов;

д) новая историческая школа: наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.

4) Экономикс, экономика — наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

К ведущим направлениям "экономикс" относятся:

а) кейнсианство — экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса;

б) монетаризм — неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры;

в) новая политическая экономия (теория общественного выбора) — наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в собственных интересах;

г) институционализм — экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.

В зависимости от уровня, на котором ведется рассмотрение, экономическая теория подразделяется на микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика  — раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

Макроэкономика  — раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, — проблемы безработицы, инфляции, государственное регулирование и т. д.

В зависимости от целей познавательной деятельности экономическая наука подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная экономическая наука  — познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов.

Нормативная экономическая наука — выяснение условий достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.

Метод (от греч. methodos — путь к чему-либо) — учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

Формальная логика — наука, изучающая мысль со стороны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания.

Понятие — мысль о предмете.

Суждение — метод соединения понятий, в результате которого формулируется утверждение, отрицающее или подтверждающее что-либо.

Умозаключение — метод мышления, с помощью которого из исходного знания получается новое знание.

Анализ — метод научного (paциoнaльнoгo) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Служит установлению одинаковой структуры предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на подклассы называют классификацией.

Синтез — метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.

Индукция — метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных.

Дедукция — метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному.

Сравнение — метод определения сходств и различий явлений и процессов.

Аналогия — метод теоретического исследования, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.

Антиномия (от греч. antinomia — против закона) — противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу.

Апория (от греч. aporia — затруднение, недоумение) — утверждение, противоречащее практическому опыту.

Проблема — четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникший в процессе познания.

Гипотеза — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов.

Доказательство — метод (процесс) нахождения убедительных оснований.

Диалектическая логика — наука о наиболее общих законах процесса познания.

Математическая логика — наука, применяющая математические методы и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков).

Модель экономическая — формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономические эксперименты — искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях.

 

Основные понятия

Потребности  — внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с ограниченностью определяет ценность экономических благ.

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные — могут. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется.

Интерес — потребность, которая может быть измерена и представлена в виде денежной или иной (натуральной) величины.

Благо экономическое  — средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).

Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Полезность  — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Уровень жизни — социально-экономическая категория; представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в экономических благах. Определяется путем обобщения показателей доходов населения, занятости и условий труда, индекса стоимости жизни, потребления и расходов населения (структуры потребления), социальной дифференцации и т. п.

Редкость (ограниченность)  — характеристика экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.

Ресурсы экономические  — необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование. Основными видами ресурсов выступают:

-труд — целесообразная деятельность, направленная на создание экономических благ;

-капитал — созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг;

-земля, естественные ресурсы —природные условия, необходимые для производства товаров и услуг;

-предпринимательство, предпринимательская способность — управленческие способности, а также способности создавать новшества и идти на риск;

-управленческие способности — способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ;

-информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; сообщения (сигналы), осведомляющие о состоянии чего-либо, о значении величин.

Экономический выбор  — выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает анализ выгод и затрат (benefit-cost analysis).

В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации:

А) потребитель — удовлетворения своих потребностей,

Б) фирма —прибыли,

В) профсоюз — доходов его членов,

Г) государство — уровня народного благосостояния или, согласно теории общественного выбора, престижа политиков.

Издержки (затраты)  — все, что производитель (фирма) расходует в целях достижения необходимого результата.

Альтернативные издержки (затраты)  — величина, отражающая ценность наилучшего (предельного) из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативная стоимость часто характеризуется как ценность упущенных возможностей: стоимость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получения первого блага.

Кривая (граница) производственных возможностей  — кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющегося в ее распоряжении объема ресурсов и данной технологии.

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму (вогнута к началу координат). Это означает, что, изменяя структуру производства, например, в пользу ракет, мы будем в большей мере использовать в производстве ракет сравнительно малоэффективные для этого ресурсы.

Рис. 2—1. Кривая производственных возможностей

Поэтому каждая дополнительная ракета требует все большего сокращения производства зерна (и наоборот).

Все точки, расположенные внутри фигуры ОАЖ, означают неполное использование ресурсов, например точка К (одновременное производство 2,5 млн. т зерна и трех ракет). И наоборот, любая производственная программа, характеризуемая точками за пределами фигуры ОАЖ, не будет обеспечена наличными ресурсами (например, точка И).

Если увеличиваются ресурсы или улучшается технология, площадь фигуры ОАЖ растет, кривая АБВГДЕЖ сдвигается вверх и вправо.

Если процесс происходит равномерно, то кривая АЖ симметрично смещается до положения А'Ж' (см. рис. 2—1).

В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по-разному. В традиционном обществе выбор зависит от традиций и обычаев, в командной экономике — от воли правящей элиты, в рыночном хозяйстве — от рыночной конъюнктуры.

Преимущество (advantage):

-абсолютное преимущество — преимущество в издержках на производство продукта по сравнению с другим производителем, выраженное в количестве этого продукта или его денежной стоимости;

-сравнительное преимущество — преимущество в издержках на производство продукта по сравнению с другим производителем, выраженное в альтернативной стоимости продукта.

Разделение труда и специализация — способы реализации сравнительного преимущества в виде выпуска-большего количества соответствующего продукта с целью продажи или обмена.

Экономический рост  — расширение производственных возможностей общества в результате увеличения количества используемых ресурсов либо совершенствования технологии.

Агент  — 1) субъект экономических отношений, участвующий в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ;   2) юридическое или физическое лицо, выполняющее в экономике определенную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (группы лиц).

Экономический кругооборот  — круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Домохозяйство  — экономический агент (физическое лицо или группа лиц), владеющий ресурсами, получающий за них деньги и расходующий их на потребление благ.

Доход  — денежные или иные средства, получаемые домохозяйством от продажи ресурсов; выручка, получаемая фирмой от продажи товаров (услуг), за вычетом затрат на их производство и реализацию.

Фирма  — экономический агент, выполняющий три функции: покупает ресурсы, использует их для производства продукта и продает продукт. Достаточно крупная организационная единица, существование которой обеспечивается за счет прибыли.

Государство  — коллективный экономический агент'(совокупность учреждений и организаций), обеспечивающий фирмам и домохозяйствам те экономические блага (правопорядок, безопасность), производство которых рыночными методами оказывается неэффективным.

Институты — ряд норм и правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением данных правил. Наиболее общее определение этому понятию дал в 1908 г. французский социолог Э. Дюркгейм: институты — это "общепринятые формы общественной жизни".

Деньги  — металлические и бумажные знаки (или особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством обращения, платежа и предметом накопления.

Цена  — количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

Экономические системы  — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Рыночная экономика  — система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции; она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства.

Командная экономика  — система, в которой доминируют государственная собственность, коллективное принятие решений и централизованное планирование.

Смешанная экономика  — система, в которой доминируют государственная собственность, коллективное принятие решений и централизованное планирование.

Смешанная экономика  — система, в которой рыночное саморегулирование дополняется активным централизованным регулированием, осуществляемым государством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной и командной экономических систем.

Экономические цели  — цели, которые преследуют в своей деятельности индивиды и группы индивидов (домохозяйства, фирмы, общество в целом).

Стимул  — побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-либо.

Глава 3. Рыночная система

Основные понятия

Рынок  — система, обеспечивающая взаимодействие продавцов и покупателей для определения цены и необходимого количества товара и услуг.

Трансакционные издержки.  Одна из главных проблем функционирования рынка — это проблема трансакционных издержек  издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Рональдом  Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Они включают расходы:

а)- связанные с поиском информации,

б)- затраты на ведение переговоров,

в)- работу по измерению свойств товара (услуги),

г)- издержки по спецификации и защите прав собственности,

д) -  траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов.

Спрос и предложение

Кривая спроса  — графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и величинами предложения данного блага в данный момент времени.

Закон спроса  — обратная связь между ценой и величиной спроса.

Величина спроса — количество товара, которое покупатели могут и желают приобрести на рынке по данной цене.

Рис. 3—2. Зависимость величины спроса от цены

 

Функция спроса  — функция, определяющая значение величины спроса в зависимости от влияющих на нее различных факторов.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы:

 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя,

 2) изменение вкусов и предпочтений,

 3) ценовые и дефицитные ожидания,

 4) колебание расходов на рекламу,

 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров,

 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Рис. 3—3. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар.( Субституты  — блага, замещающие друг друга в потреблении.) Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. (Комплементарные блага  — блага, дополняющие друг друга в потреблении.)  Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж.  Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Чем больше покупателей, тем выше спрос, и наоборот.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

 

Кривая предложения  — графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и величинами предложения данного блага в данный момент времени.

Закон предложения  — прямая связь между ценой и величиной предложения.

Величина предложения — количество товара, которое продавцы могут и желают поставить на рынок по данной цене.

 

Рис. 3—4. Зависимость величины предложения от цены

Функция предложения  — функция, определяющая значение величины предложения в зависимости от влияющих на нее различных факторов.

На предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

1) цены факторов производства (ресурсов),

 2) технология,

3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики,

4) размер налогов и субсидий,

5) количество продавцов и др.

Рис. 3—5. Функция предложения (сдвиг кривых предложений)

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2

Рис. 3—6. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 3—6а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 3—6б). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 3—6в).

 

Налоги и субсидии/дотации

Основным источником дохода государства являются налоги. Налогами облагаются физические лица, фирмы, товары и услуги. В связи с этим существует понятие – налоговое бремя.

Пример 1 (продолжение). Цена равновесия в нашем примере Р = 35 д.е. Равновесный объем Q = 25 шт. Если государство введет фиксированный налог производителю на единицу товара в размере t =2 д.е., как это отразится на производителе и покупателе?

Кривая предложения S производителя сразу сместится вверх в положение S1 параллельно S на 2 ед., т.е. он сократит свое производство (и соответственно, предложение). Точка равновесия также сместится влево вверх. Новая кривая S1 (назовем ее St) будет иметь следующий вид

Q st = -10 + Ps = -10 - 2 + Ps = -12 + Ps

Кривая спроса осталась неизменной Qd = 200 - 5 Pd

Найдем новую точку равновесия, приравняв Qd = Q st

-12 + Ps =200 - 5 Pd (помним, что Ps = Pd ) → 6Р = 212 → Р et =35,3 д.е.

Тогда равновесный объем составит Qet = 200 - 5 Pd = 200 – 5*35,3=23,5 шт.

Посмотрим, как распределилось налоговое бремя между покупателем и производителем, используя показатели их излишков.

Для покупателя Р max = 40 ден.ед.

Для производителя Pmin =12 д.е. (при Q st = 0)

Излишки покупатели при новом равновесии  = *(40-35,3)*23,5 = 55,22 д.е.

Следовательно, излишки потребителя сократились на 7,28 д.е. (62,5 -55,22).

Излишки производителя при новом равновесии =  * (35,3 – 12) *23,5 = 273,76 д.е.

Следовательно, излишки производителя также сократились на 38,74 д.е. (312,5 – 273,76).

Но от налогов теряют не только производители и покупатели, но и само общество. Его потери составляют половину произведения от разницы равновесных объемов на величину налога (это видно на картинке).

Потери общества =  * (23,5 - 25) *5 = -3,75 д.е.

ПО =  * ( Qet - Qe) *t

Эластичность спроса

И предложения

                                                       

Эластичность  — важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.).

Эластичность спроса по цене =

 

Еdp  = | | = |  |

где Еdp — эластичность спроса по цене;

ΔQ/Q — относительное изменение спроса;

ΔP/P — относительное изменение цены.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и ΔQ < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:

Еdp  = или модуль Еdp  = | |

Спрос называют эластичным, когда Еdp >1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда Еdp <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Еdp = 0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то  Еdp = ∞

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность  может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X (рис. 3—21).

                    

Рис. 3—21. Точечная эластичность

 

                     Еdp = * или   Еdp =    

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Пример 2. При цене Р1= 10 д.е. объем спроса составляет Q1= 25 шт. При цене P2 = 12 д.е. спрос снизился Q2 до 20 шт. Какова эластичность спроса?

ΔР = (Р2 –Р1)/Р1 = (12 – 10)/10 = 0,2 или 20%

ΔQ = (Q2 – Q1) /Q1 = (20 – 25)/20 = - 0,25 или -25%

Еdp = = - 1,25 → спрос эластичен

 

Дуговая эластичность (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1 D2.

Еdp = *  =  *  =  *       

Пример 3. Имеем следующие данные по ценам и объемам спроса товара.

Цена 5 7 12 16
Объем 44 40 31 22

Определим дуговую эластичность спроса по цене на отрезке Q1 = 40; Q2 = 31.

 Еdp =  *  =  * =  *  = -1,8 * 0,235 = - 0,42 спрос неэластичен        

Если кривая спроса задается линейной функцией Q = а — bР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен           ΔQ/ΔР = - b. Точечная эластичность линейной функции может выражаться тогда как

              Еdp = -b

где b — наклон кривой спроса.

Пример 4. Кривая спроса имеет следующую формулу Qd = 10 – 2P. Какова эластичность спроса при Р =3 д.е.?

Найдем Q = 10 – 2*3 = 4шт.

Еdp = -b  = -2  = - 1,5 спрос в данной точке эластичен.

В рыночной экономике

Перед каждым потребителем стоят три вопроса:

1.Что купить?

2. Сколько стоит?

3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй — исследовать цену, чтобы решить третий вопрос — определить доход потребителя.

Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя. Попытаемся определить их взаимосвязь.

 

Основные понятия

Полезность блага  - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей; В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.

Общая полезность  — совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (marginal utility) — полезность последней единицы потребляемого блага.

Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) — TU (см. рис. 4—la). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (margin al utility) — MU — каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис. 4—1б). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.      

Рис. 4—1. Общая (а) и предельная (б) полезность

Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

 

Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

MU =

где MU — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага.

       

Рис. 4—2. Зависимость общей полезности блага от его количества

 

Основные постулаты теории поведения потребителя. В современной теории потребительского выбор а предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

Глава 5. Теория фирмы

Фирма, как и покупатель, является экономическим агентом. Но если покупатель приобретает товары/услуги для личного или домашнего пользования, то фирма приобретает товары для дальнейшей их переработки, с целью производства товаров и их продажи.

То, что фирма покупает для свой деятельности является факторами производства, и к ним относятся: капитал (основные фонды), человеческие ресурсы, сырье и материалы и пр.

Фирма также как и покупатель, действует на рынке рационально, т.е. она хочет заплатить за факторы производства не больше, чем это необходимо.

Любой фактор производства подчиняется закону убывающей предельной производительности, который гласит, что «с ростом использования какого-либо фактора производства (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное его применение нецелесообразно.

Для того чтобы понять этот закон, введем новые понятия.

Совокупный продукт (Q ) - это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора.

Совокупная выручка (доход) ( TR ) – объем произведенной продукции в денежном выражении.

TR = P * Q

Средний продуктэто количество экономического блага, приходящегося на единицу переменного фактора (производительность фактора)

AP =

Предельный продукт – это прирост совокупного продукта, полученного в результате приращения предельного фактора (как правило, на единицу)

MP =  

MRP – предельный продукт, выраженный в денежной форме.

MRP = MP *Р

 

Рассмотрим действие закона убывающей предельной производительности по рис.5-1.

Рис. 5—1. Рост переменного фактора, стадии производства

В точке А. Предельная и средняя производительности растут, причем MP > АР. В т.А предельный продукт достигает своего максимума.

На второй стадии предельный продукт снижается, а средний продукт растет, и в т.Б МР=АР.

На третьей стадии предельный и средний продукт падают, причем предельный продукт падает быстрее. МР ˂ АР. В конце третьей стадии МР=0, а дальше – становится величиной отрицательной. Величина совокупного продукта после т.В начинает сокращаться.

Таким образом, четвертая стадия уже отражает неэффективное производство, когда отдача от переменного фактора носит отрицательный характер.

Поэтому факторы производства используются в производстве только тогда, когда их производительность представляет собой положительную величину.

Спрос на ресурсы является производным от спроса на потребительские блага.

Закон убывающей предельной производительности носит не абсолютный, а относительный характер. Во-первых, он применим лишь на краткосрочном отрезке времени, когда хотя бы один из факторов производства остается неизменным. Во-вторых, технический прогресс постоянно раздвигает его границы.

Правило наименьших издержек

По аналогии с теорией поведения покупателей это правило может быть выражено следующей формулой

                =  = … =

где MRP 1, MRP 2 … MRPn – предельные производительности в денежной форме фактора 1,2 …n

Р1, Р2 … Р n – цены единицы фактора 1,2 …n

Правило наименьших издержек обеспечивает равновесие производителя.

Издержки производства

Виды издержек

1. В зависимости от времени использования в процессе производства

1.1. Постоянные издержки (TFC ) - это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства, но изменяется на единицу продукции.  К постоянным издержкам относятся издержки:

а) заработная плата повременных работников

б) банковский процент за кредит

в) плата за коммунальные услуги

г) арендные платежи

д) амортизационные отчисления. Амортизация – это уменьшение бухгалтерской стоимости капитальных ресурсов и постепенное перенесение их стоимости на стоимость произведенного продукта по мере износа. Существуют различные способы начисления амортизации: прямолинейный, ускоренный, способ единицы услуг.

1.2. Переменные издержки ( TVC ) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства, но не изменяется в расчете на единицу продукции.  К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда сдельщиков.

2. В зависимости от объема производства

2.1. Полные (общие) издержки (ТС) - совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Они обозначаются ТС. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции (Q):     ТС = f(Q).

 

ТС = TFC + TVC

2.2. Средние постоянные издержки (AFC)

AFC = TFC / Q

2.3. Средние переменные издержки (AVC)

AVC = TVC / Q

2.4. Средние издержки (АС)

АС = AFC + AVC  или АС =  =

Предельные издержки (marginal cost)это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции:

              MC =  =  =  +  = f(Q)

а) Когда МС < АС, кривая средних издержек идет вниз: производство каждой новой единицы продукции уменьшает средние издержки;

б) Когда МС > АС, кривая средних издержек идет вверх: производство новой единицы продукции увеличивает средние издержки;

в) Когда АС = min, то МС = АС.

Рис. 6—13. Предельные и средние издержки

Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек и кривую совокупных издержек в точках их минимального значение (см. рис. 6—13).

3. В зависимости от учета

3.1. Внешние (явные) издержки или бухгалтерские издержки  - реально произведенные платежи внешним поставщикам (издержки на сырье, материалы, зарплата рабочим и пр.)или условно начисленные расходы (проценты за кредит, амортизация)

3.2. Внутренние (неявные) издержки – издержки внутренних ресурсов, принадлежащих предпринимателю и не включенных в бухгалтерский баланс

3.3. Экономические издержки – сумма явных и неявных издержек предпринимателя.

ТСэ = ТСя + ТС н/я

Прибыль

Прибыль ( PR ) – это разница между доходами фирмы ( TR ) и ее издержками (ТС).

PR = TR – ТС

Бухгалтерская прибыль – это разница между общим доходом ( TR ) и явными (внешними) издержками фирмы.

PR б = TR - ТСя

Бухгалтерская прибыль включает: экономическую прибыль, нормальную прибыль, внутренние (неявные) издержки, издержки на ресурсы, принадлежащие предпринимателю.

Экономическая прибыль – доход, который можно было бы получить при наиболее выгодном из альтернативных вариантов вложения собственных средств и использования своего рабочего времени.

Определить экономическую прибыль можно двумя способами.

1 способ.

PR э = TR – ТСэ,

где ТСээкономические издержки.

2 способ.

PR э = PR б - ТС н/я

 

Типы рыночных структур

Тип Основные черты
Совершенная конкуренция 1. Много продавцов и покупателей 2. Свободный вход на рынок и выход 3. Фирма – ценополучатель 4. Однородная продукция 5. Абсолютная мобильность ресурсов 6. Спрос на продукцию абсолютно эластичен
Монополия 1. Один продавец 2. Невозможный вход на рынок 3. Фирма – ценодаватель 4. Однородная продукция (уникальная) 5. Немобильность ресурсов 6. Спрос на продукцию неэластичен 7. Наличие демпинга
Монополистическая конкуренция 1. Много продавцов и покупателей 2. Свободный вход на рынок и выход из него 3. Фирма –ценодаватель 4. Дифференцированная продукция 5. Неценовая конкуренция (реклама, качество товара) 6. Спрос на продукцию эластичен 7. Каждая фирма обладает небольшой монопольной властью
Олигополия 1. Немногочисленность продавцов 2. Труднодоступный вход и выход 3. Фирма – ценодаватель 4. Дифференцированная и однородная продукция 5. Наличие сговора, картелей 6. Неценовая конкуренция 7. Всеобщая взаимозависимость 8. Формирование цены по методу «издержки плюс»
Монопсония 1. Один покупатель
Двухсторонняя монополия 1. На рынке монополист-продавец и монопсонист-покупатель
Дуополия На рынке функционирую две фирмы

Картель это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Тайный сговор это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Ценовая дискриминация. Формы несовершенной конкуренции многообразны. Наихудшим для потребителя случаем является монополия, практикующая ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках.

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

2) если можно сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Цены могут различаться в зависимости от:

— качества товара или услуги;

— объема потребления (скидки оптовым покупателям);

— дохода покупателя, если он известен продавцу;

— времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

Монополия

Определение цены и объема производства. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизированном рынке         Р > MR.

Однако рационально мыслящий монополист назначает объем и цену продукта не с «потолока». В этом можно убедиться, рассмотрев рис. 7-4.

Рис. 7—4. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии

 Грамотный монополист избегает неэластичного участка кривой спроса.

В общем виде мы можем записать:

1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки;

2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки.

При возникновении чистой монополии равновесный объем и равновесная цена, которые складываются при совершенной конкуренции, исчезают, и возникает другая ситуация, которая может быть изображена следующим образом (рис. 7—6).

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.

Рис. 7—6. Определение цены и объема производства

в условиях чистой монополии

Показатели монопольной власти.  Мы выяснили ранее, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).

1) Опираясь на это положение, А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

                  IL =  ,                                     

где IL — лернеровский индекс монопольной власти;

Рm — монопольная цен;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана:

               IL =  

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе — совокупный (валовой) доход:

                IL =

2) Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля—Хиршмана (IHH). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

             IHH = S12 + S22 + S32 + … + Sn2                              (7.2)

где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S1 — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10 000.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, а IHH = S12 х 100 = 100.

В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800.

 

РЫНОК КАПИТАЛА

Термин «капитал» используется в двух основных значениях: как мерило всей собственности (имущества) предприятия и как название фактора производства.

Капитал как фактор производства выражает совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли. В состав капитала входят: здания, сооружения, оборудование, инструменты, технологии, разработки, материалы, сырье, полуфабрикаты.

Различные элементы капитала в процессе производства участвуют по-разному. Одна составная часть капитала используется однократно и полностью потребляется в ходе каждого цикла производства. Другая часть функционирует в течение нескольких лет и постепенно потребляется на протяжении ряда производственных циклов.

Первая часть капитала называется оборотным капиталом, а вторая – основным.

К оборотному капиталу относят сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты и т.д.

Рынок оборотного капитала является типичным рынком ресурсов. В принципах его организации и в механизме установления на нем равновесия имеется много общего с рынком трудовых ресурсов. Максимизация прибыли на рынке оборотного капитала достигается в точке равенства предельного продукта в денежной форме и предельных издержек соответствующего материального ресурса. Другими словами, при оптимизации предприятием спроса на оборотный капитал действует правило МRР = МRС.

Важной особенностью оборотного капитала является то, что его элементы трансформируются в денежные средства. Поэтому оборотный капитал называется оборотными средствами.

Создание любых ценностей предполагает использование основного капитала. Организация нового производства невозможно без капиталовложений в сооружения, здания, оборудование. Функционирование предприятия требует также затрат на обновление и восстановление действующего основного капитала.

Поскольку основной капитал участвует в хозяйственной деятельности в течение нескольких лет, особую важность в функционировании рынка основного капитала приобретает фактор времени.

 

РЫНОК ЗЕМЛИ

Наряду с трудом и капиталом к числу факторов производства относится и земля.

Необходимо отличать понятия «землевладение» и «землепользование».

Землевладение означает право собственности на землю. Землевладение осуществляет собственник земли.

Землепользование – это пользование землей в установленном законом порядке. Пользователь земли не обязательно является ее собственником.

В реальной хозяйственной жизни субъектами землевладения и землепользования являются разные физические или юридические лица.

Фактор «земля», как и фактор «капитал» (в отличие от фактора труд») отделимы от личности своего владельца. Например, зачастую собственником земли является одно лицо, а ее пользованием занимается другое.

Собственник земли за определенную плату передает право на эксплуатацию земли арендатору, который производит сельскохозяйственную продукцию и из выручки от ее продажи расплачивается с землевладельцем. Данная плата за фактор производства «земля» называется земельной рентой.

Земельная рента представлена двумя основными видами: дифференциальной рентой и абсолютной рентой.

Земельные участки расположены в различных природноклиматических зонах: одни в благоприятных, другие в неблагоприятных, гораздо худших условиях. Отличаются земли и по местоположению: некоторые расположены вблизи крупных городов и транспортных артерий, другие лежат на отдаленных территориях.

Вместе с тем следует иметь в виду, что земельный фонд страны ограничен, т.е. как всей земли вообще, так и земельных участков определенного качества имеется ограниченное количество.

Хозяйства, работающие на лучших землях или территориально наиболее близко расположенные к рынку, находятся в выгодном положении по сравнению с хозяйствами на худших или отдаленных участках, поскольку их издержки значительно ниже. Это дает возможность извлекать дополнительный доход, получивший название дифференциальной ренты I. Причиной ее образования являются преимущества в более низком, чем в среднем по стране, уровне издержек, которые имеет лучший по плодородию или по местоположению земельный участок (естественное плодородие земли).

Кроме естественного плодородия земли существует экономическое плодородие. Оно связано с последовательными дополнительными вложениями в нее капитала и отражает интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства. Хозяйства, эффективно использующие капитальные вложения и ведущие интенсивное производство, получают дифференциальную ренту II.

Земельные участки различаются по качеству: они бывают лучшими или худшими. И если лучший участок будет давать экономическую прибыль, то худший участок обеспечит лишь безубыточное производство.

В других отраслях, как известно, при совершенной конкуренции такого не бывает. Наличие экономической прибыли притягивает в отрасль новых производителей. Этого не происходит в сельском хозяйстве. Ведь экономическая прибыль на лучших участках обусловлена природной причиной – более высоким качеством земли.

Однако в рыночной экономике не существует бесхозной земли. Ни один, даже самый плохой участок земли не будет отдан его хозяином в аренду бесплатно. Даже на худших землях арендаторское хозяйство покрывает свои издержки и получает доход, достаточный для расчетов по арендной плате, внесения налоговых платежей в бюджет, расширения производства и получения нормальной прибыли.

Эта проблема решается с помощью абсолютной ренты, получаемой собственниками со всех участков земли, в том числе и с худших. Абсолютная рента является следствием абсолютно неэластичного предложения земли в условиях существования на нее частной собственности. С одной стороны, частная собственность на землю исключает свободную миграцию капитала в сельское хозяйство. С другой стороны, величина пригодных для сельскохозяйственного использования земельных угодий ограничена. В этих условиях землевладельцы запрашивают арендную плату за любые земельные участки, а арендаторы устанавливают завышенные цены на сельскохозяйственную продукцию, чтобы иметь возможность заплатить эту арендную плату.

Абсолютная рента – это своеобразный налог, которым землевладельцы при посредстве арендаторов облагают все общество, пользуясь тем, что земля как фактор производства совсем не мобильна. Не будь абсолютной ренты, уровень издержек каждого сельскохозяйственного предприятия был бы ниже, а значит, тот же объем предложения сельскохозяйственной продукции существовал бы при более низком уровне цен на них.

Но было бы неверно рассматривать абсолютную ренту как негативное явление. Поскольку для арендатора она является издержками, он склонен максимально эффективно использовать каждый участок земли. Напротив, отсутствие абсолютной ренты порождает бесхозяйственность. Абсолютная земельная рента представляет собой экономический механизм, обеспечивающий рачительное отношение к земле.

Распределение земельной ренты между субъектами сельскохозяйственного производства зависит от типа ренты. Дифференциальная рента I в полном объеме принадлежит землевладельцу, поскольку он устанавливает арендную плату на уровне, учитывающем качество участков земли.

Дифференциальная рента II является результатом усилий арендатора и полностью присваивается им.

Абсолютная рента присваивается землевладельцем в форме арендной платы за обладание абсолютно ограниченным ресурсом.

Арендная плата – это вознаграждение за пользование землей вместе с находящимися на ней постройками, оборудованием, инвентарем. Плата за эти компоненты рассматривается как процент, потому что передается в пользование фактор «капитал», а не земля.

Арендная плата выступает как рыночная цена передачи права пользования землей и оказывает решающее воздействие на объемы спроса и предложения на землю.

Предложение участков землевладельцами и спрос на них со стороны арендаторов показаны на рис. 7.

На земельном рынке не только осуществляются арендные операции, но и происходит купля-продажа земли в собственность. Цена земельного участка определяется двумя факторами.

Во-первых, цена земли прямо пропорциональна приносимой ею арендной плате.

Во-вторых, цена земли обратно пропорциональна норме ссудного процента. Использование ставки ссудного процента необходимо потому, что покупается право на получение регулярного дохода в течение очень продолжительного периода времени.

Рис. 7. Равновесие на рынке аренды земли:

А – арендная плата; D – спрос на земельные участки;

S – предложение участков земли; Q – количество земельных участков

Владелец определенной суммы денег может положить ее в банк и получать доход в виде процента. Но он может потратить эти деньги и на покупку земельного участка. Следовательно, цена земли – это дисконтированная стоимость. Она рассчитывается по аналогии с приобретением физического капитала, приносящего доход, по формуле для определения сегодняшней стоимости будущих доходов:

Р V =

Поскольку t приближается к бесконечности, то коэффициент дисконтирования  становится меньше и меньше с ростом t. Таким образом, цена земли как дисконтированная стоимость определяется по формуле:

Р V =

 

где PV – сегодняшняя стоимость будущей суммы денег;

 R – ежегодный размер земельной ренты;

r – рыночная ставка процента.

Экономический смысл этой формулы заключается в том, что землевладелец, продав землю, будет иметь с полученной суммы денег доход в виде банковского процента, равный земельной ренте.

Глава 1. Предмет и метод экономической теории

Основные понятия

С момента появления экономической науки ее основные понятия и разделы изменялись вместе с изменениями условий общественной жизни. Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу, он является результатом длительного исторического развития. Перечислим их.

1) Экономия  — первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемента воспитания достойных граждан, считалась полезной для общества в отличие от 2) хрематистики — искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой которой, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как при экономии), а обращения.

3) Политическая экономия  — фундаментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии:

а) меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами);

б) классическая политэкономия: наука о богатстве общества ("богатстве народов");

в) марксистская политэкономия: наука о производственных отношениях — отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества;

г) маржинализм: экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов;

д) новая историческая школа: наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.

4) Экономикс, экономика — наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

К ведущим направлениям "экономикс" относятся:

а) кейнсианство — экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса;

б) монетаризм — неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры;

в) новая политическая экономия (теория общественного выбора) — наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в собственных интересах;

г) институционализм — экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.

В зависимости от уровня, на котором ведется рассмотрение, экономическая теория подразделяется на микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика  — раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

Макроэкономика  — раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, — проблемы безработицы, инфляции, государственное регулирование и т. д.

В зависимости от целей познавательной деятельности экономическая наука подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная экономическая наука  — познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов.

Нормативная экономическая наука — выяснение условий достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.

Метод (от греч. methodos — путь к чему-либо) — учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

Формальная логика — наука, изучающая мысль со стороны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания.

Понятие — мысль о предмете.

Суждение — метод соединения понятий, в результате которого формулируется утверждение, отрицающее или подтверждающее что-либо.

Умозаключение — метод мышления, с помощью которого из исходного знания получается новое знание.

Анализ — метод научного (paциoнaльнoгo) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Служит установлению одинаковой структуры предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на подклассы называют классификацией.

Синтез — метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.

Индукция — метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных.

Дедукция — метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному.

Сравнение — метод определения сходств и различий явлений и процессов.

Аналогия — метод теоретического исследования, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.

Антиномия (от греч. antinomia — против закона) — противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу.

Апория (от греч. aporia — затруднение, недоумение) — утверждение, противоречащее практическому опыту.

Проблема — четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникший в процессе познания.

Гипотеза — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов.

Доказательство — метод (процесс) нахождения убедительных оснований.

Диалектическая логика — наука о наиболее общих законах процесса познания.

Математическая логика — наука, применяющая математические методы и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков).

Модель экономическая — формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономические эксперименты — искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 267.