В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена складывается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель. Поэтому предельный и средний продукт будут равны цене
MR = AR = Р
Равновесие фирмы в краткосрочный периоде. Попытаемся выяснить, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, т. е. максимизируется разница между совокупным доходом и совокупными издержками.
Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС).
Рассмотрим это правило на следующем графике (рис. 6-16)
Рис. 6—16. Издержки и прибыль конкурентной фирмы
в краткосрочном периоде
В точке К кривая предельных издержек МС пересекает прямую МК (которая является ценой) при каком-то значении Q = N. В этом случае общая выручка фирмы представляет собой площадь прямоугольника 0MKN. Общие затраты ТС – площадь треугольника 0RSN. Прибыль фирмы PR – площадь прямоугольника – RMRS.
Остальные варианты пересечений кривых приведут к меньшим значениям прибыли.
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде (рис. 6—22) максимум прибыли достигается тогда, когда выполняется равенство:
MR = МС = Р = АС.
Рис. 6—22. Положение равновесия конкурентной фирмы
в долгосрочном периоде
Монополия
Определение цены и объема производства. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.
Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизированном рынке Р > MR.
Однако рационально мыслящий монополист назначает объем и цену продукта не с «потолока». В этом можно убедиться, рассмотрев рис. 7-4.
Рис. 7—4. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии
Грамотный монополист избегает неэластичного участка кривой спроса.
В общем виде мы можем записать:
1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки;
2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки.
При возникновении чистой монополии равновесный объем и равновесная цена, которые складываются при совершенной конкуренции, исчезают, и возникает другая ситуация, которая может быть изображена следующим образом (рис. 7—6).
На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.
Рис. 7—6. Определение цены и объема производства
в условиях чистой монополии
Показатели монопольной власти. Мы выяснили ранее, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).
1) Опираясь на это положение, А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:
IL = ,
где IL — лернеровский индекс монопольной власти;
Рm — монопольная цен;
МС — предельные издержки;
Е — эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана:
IL =
Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе — совокупный (валовой) доход:
IL =
2) Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля—Хиршмана (IHH). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
IHH = S12 + S22 + S32 + … + Sn2 (7.2)
где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана;
S1 — удельный вес самой крупной фирмы;
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;
…
Sn — удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10 000.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, а IHH = S12 х 100 = 100.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 241.