Совокупный доход ( total revenue — TR) — это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:
TR = Р х Q,
TR (total revenue) – совокупный доход;
Р (price) — цена;
Q (quantity) — проданное количество благ.
Средний доход (average revenue — AR) — доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:
AR = = P
Предельный доход (marginal revenue — MR) — приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:
MR = = = = P
Издержки производства
Виды издержек
1. В зависимости от времени использования в процессе производства
1.1. Постоянные издержки (TFC ) - это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства, но изменяется на единицу продукции. К постоянным издержкам относятся издержки:
а) заработная плата повременных работников
б) банковский процент за кредит
в) плата за коммунальные услуги
г) арендные платежи
д) амортизационные отчисления. Амортизация – это уменьшение бухгалтерской стоимости капитальных ресурсов и постепенное перенесение их стоимости на стоимость произведенного продукта по мере износа. Существуют различные способы начисления амортизации: прямолинейный, ускоренный, способ единицы услуг.
1.2. Переменные издержки ( TVC ) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства, но не изменяется в расчете на единицу продукции. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда сдельщиков.
2. В зависимости от объема производства
2.1. Полные (общие) издержки (ТС) - совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Они обозначаются ТС. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции (Q): ТС = f(Q).
ТС = TFC + TVC
2.2. Средние постоянные издержки (AFC)
AFC = TFC / Q
2.3. Средние переменные издержки (AVC)
AVC = TVC / Q
2.4. Средние издержки (АС)
АС = AFC + AVC или АС = =
Предельные издержки (marginal cost) — это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции:
MC = = = + = f(Q)
а) Когда МС < АС, кривая средних издержек идет вниз: производство каждой новой единицы продукции уменьшает средние издержки;
б) Когда МС > АС, кривая средних издержек идет вверх: производство новой единицы продукции увеличивает средние издержки;
в) Когда АС = min, то МС = АС.
Рис. 6—13. Предельные и средние издержки
Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек и кривую совокупных издержек в точках их минимального значение (см. рис. 6—13).
3. В зависимости от учета
3.1. Внешние (явные) издержки или бухгалтерские издержки - реально произведенные платежи внешним поставщикам (издержки на сырье, материалы, зарплата рабочим и пр.)или условно начисленные расходы (проценты за кредит, амортизация)
3.2. Внутренние (неявные) издержки – издержки внутренних ресурсов, принадлежащих предпринимателю и не включенных в бухгалтерский баланс
3.3. Экономические издержки – сумма явных и неявных издержек предпринимателя.
ТСэ = ТСя + ТС н/я
Прибыль
Прибыль ( PR ) – это разница между доходами фирмы ( TR ) и ее издержками (ТС).
PR = TR – ТС
Бухгалтерская прибыль – это разница между общим доходом ( TR ) и явными (внешними) издержками фирмы.
PR б = TR - ТСя
Бухгалтерская прибыль включает: экономическую прибыль, нормальную прибыль, внутренние (неявные) издержки, издержки на ресурсы, принадлежащие предпринимателю.
Экономическая прибыль – доход, который можно было бы получить при наиболее выгодном из альтернативных вариантов вложения собственных средств и использования своего рабочего времени.
Определить экономическую прибыль можно двумя способами.
1 способ.
PR э = TR – ТСэ,
где ТСэ – экономические издержки.
2 способ.
PR э = PR б - ТС н/я
Типы рыночных структур
Тип | Основные черты |
Совершенная конкуренция | 1. Много продавцов и покупателей 2. Свободный вход на рынок и выход 3. Фирма – ценополучатель 4. Однородная продукция 5. Абсолютная мобильность ресурсов 6. Спрос на продукцию абсолютно эластичен |
Монополия | 1. Один продавец 2. Невозможный вход на рынок 3. Фирма – ценодаватель 4. Однородная продукция (уникальная) 5. Немобильность ресурсов 6. Спрос на продукцию неэластичен 7. Наличие демпинга |
Монополистическая конкуренция | 1. Много продавцов и покупателей 2. Свободный вход на рынок и выход из него 3. Фирма –ценодаватель 4. Дифференцированная продукция 5. Неценовая конкуренция (реклама, качество товара) 6. Спрос на продукцию эластичен 7. Каждая фирма обладает небольшой монопольной властью |
Олигополия | 1. Немногочисленность продавцов 2. Труднодоступный вход и выход 3. Фирма – ценодаватель 4. Дифференцированная и однородная продукция 5. Наличие сговора, картелей 6. Неценовая конкуренция 7. Всеобщая взаимозависимость 8. Формирование цены по методу «издержки плюс» |
Монопсония | 1. Один покупатель |
Двухсторонняя монополия | 1. На рынке монополист-продавец и монопсонист-покупатель |
Дуополия | На рынке функционирую две фирмы |
Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.
Тайный сговор — это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.
Ценовая дискриминация. Формы несовершенной конкуренции многообразны. Наихудшим для потребителя случаем является монополия, практикующая ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках.
1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;
2) если можно сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;
3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.
Цены могут различаться в зависимости от:
— качества товара или услуги;
— объема потребления (скидки оптовым покупателям);
— дохода покупателя, если он известен продавцу;
— времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 274.