Фирма: доход, издержки производства и прибыль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совокупный доход ( total revenue TR) — это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

                                    TR = Р х Q,               

TR (total revenue) – совокупный доход;

Р (price) — цена;

Q (quantity) — проданное количество благ.

Средний доход (average revenue AR) доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

               AR =  = P                           

Предельный доход (marginal revenue MR) приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

               MR =  =  =  = P       

Издержки производства

Виды издержек

1. В зависимости от времени использования в процессе производства

1.1. Постоянные издержки (TFC ) - это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства, но изменяется на единицу продукции.  К постоянным издержкам относятся издержки:

а) заработная плата повременных работников

б) банковский процент за кредит

в) плата за коммунальные услуги

г) арендные платежи

д) амортизационные отчисления. Амортизация – это уменьшение бухгалтерской стоимости капитальных ресурсов и постепенное перенесение их стоимости на стоимость произведенного продукта по мере износа. Существуют различные способы начисления амортизации: прямолинейный, ускоренный, способ единицы услуг.

1.2. Переменные издержки ( TVC ) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства, но не изменяется в расчете на единицу продукции.  К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда сдельщиков.

2. В зависимости от объема производства

2.1. Полные (общие) издержки (ТС) - совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Они обозначаются ТС. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции (Q):     ТС = f(Q).

 

ТС = TFC + TVC

2.2. Средние постоянные издержки (AFC)

AFC = TFC / Q

2.3. Средние переменные издержки (AVC)

AVC = TVC / Q

2.4. Средние издержки (АС)

АС = AFC + AVC  или АС =  =

Предельные издержки (marginal cost)это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции:

              MC =  =  =  +  = f(Q)

а) Когда МС < АС, кривая средних издержек идет вниз: производство каждой новой единицы продукции уменьшает средние издержки;

б) Когда МС > АС, кривая средних издержек идет вверх: производство новой единицы продукции увеличивает средние издержки;

в) Когда АС = min, то МС = АС.

Рис. 6—13. Предельные и средние издержки

Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек и кривую совокупных издержек в точках их минимального значение (см. рис. 6—13).

3. В зависимости от учета

3.1. Внешние (явные) издержки или бухгалтерские издержки  - реально произведенные платежи внешним поставщикам (издержки на сырье, материалы, зарплата рабочим и пр.)или условно начисленные расходы (проценты за кредит, амортизация)

3.2. Внутренние (неявные) издержки – издержки внутренних ресурсов, принадлежащих предпринимателю и не включенных в бухгалтерский баланс

3.3. Экономические издержки – сумма явных и неявных издержек предпринимателя.

ТСэ = ТСя + ТС н/я

Прибыль

Прибыль ( PR ) – это разница между доходами фирмы ( TR ) и ее издержками (ТС).

PR = TR – ТС

Бухгалтерская прибыль – это разница между общим доходом ( TR ) и явными (внешними) издержками фирмы.

PR б = TR - ТСя

Бухгалтерская прибыль включает: экономическую прибыль, нормальную прибыль, внутренние (неявные) издержки, издержки на ресурсы, принадлежащие предпринимателю.

Экономическая прибыль – доход, который можно было бы получить при наиболее выгодном из альтернативных вариантов вложения собственных средств и использования своего рабочего времени.

Определить экономическую прибыль можно двумя способами.

1 способ.

PR э = TR – ТСэ,

где ТСээкономические издержки.

2 способ.

PR э = PR б - ТС н/я

 

Типы рыночных структур

Тип Основные черты
Совершенная конкуренция 1. Много продавцов и покупателей 2. Свободный вход на рынок и выход 3. Фирма – ценополучатель 4. Однородная продукция 5. Абсолютная мобильность ресурсов 6. Спрос на продукцию абсолютно эластичен
Монополия 1. Один продавец 2. Невозможный вход на рынок 3. Фирма – ценодаватель 4. Однородная продукция (уникальная) 5. Немобильность ресурсов 6. Спрос на продукцию неэластичен 7. Наличие демпинга
Монополистическая конкуренция 1. Много продавцов и покупателей 2. Свободный вход на рынок и выход из него 3. Фирма –ценодаватель 4. Дифференцированная продукция 5. Неценовая конкуренция (реклама, качество товара) 6. Спрос на продукцию эластичен 7. Каждая фирма обладает небольшой монопольной властью
Олигополия 1. Немногочисленность продавцов 2. Труднодоступный вход и выход 3. Фирма – ценодаватель 4. Дифференцированная и однородная продукция 5. Наличие сговора, картелей 6. Неценовая конкуренция 7. Всеобщая взаимозависимость 8. Формирование цены по методу «издержки плюс»
Монопсония 1. Один покупатель
Двухсторонняя монополия 1. На рынке монополист-продавец и монопсонист-покупатель
Дуополия На рынке функционирую две фирмы

Картель это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Тайный сговор это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Ценовая дискриминация. Формы несовершенной конкуренции многообразны. Наихудшим для потребителя случаем является монополия, практикующая ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках.

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

2) если можно сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Цены могут различаться в зависимости от:

— качества товара или услуги;

— объема потребления (скидки оптовым покупателям);

— дохода покупателя, если он известен продавцу;

— времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.